Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Совместная подготовка и проведение праздников и развлечений



Детские утренники, как было сказано выше, являются своеоб­разным итогом всей коррекционно-воспитательной работы на дан­ный период времени. Поэтому, хотя сценарий и разрабатывается музыкальным руководителем, учитель-дефектолог и воспитатели должны принять активное участие в отборе содержания и в подго­товке каждого праздника. Прежде всего, сценарий должен быть обсужден педагогическим коллективом группы, так как в нем дол­жны быть учтены и общий уровень развития группы, и индивиду­альные возможности каждого ребенка (моторные, эмоционально-волевые, речевые, интеллектуальные). Желательно, чтобы стихи для каждого ребенка подбирал учитель-дефектолог, так как имен­но он знает интеллектуальные и речевые возможности детей луч­ше других. В то же время подвижные игры, наиболее доступные детям данной группы, может предложить воспитатель.

Участие педагогов и воспитателей в самом проведении празд­ника необходимо, прежде всего, для создания эмоционального климата и для реализации всех возможностей детей.

Особую роль в коррекционно-воспитательной работе с деть­ми играют развлечения, организованные педагогическим коллек­тивом группы. Известно, что умственно отсталые дети инертны. Коррекция их эмоционального развития — одна из центральных задач дошкольного воспитания. У воспитанников специальных дошкольных учреждений, особенно у воспитанников детских домов, — дефицит впечатлений, смены обстановки. В этих услови­ях нужны специальные меры для создания эмоционального кли­мата, для того, чтобы обогатить и разнообразить впечатления де­тей. Именно этому и служит организация развлечений.

Формы организации развлечений могут быть различными — прове­дение дней рождения детей, праздников сказки, кукольного театра, праздники осени, зимы, весны. В их организации, планировании и проведении также участвует весь педагогический коллектив группы.

Например, праздник прощания с зимой. Он одновременно достав­ляет детям много радости и закрепляет полученные представления о зиме. На этом празднике дети могут вспомнить стихи и песни, которые выучили за это время, провести игры, имитирующие зим­ние забавы (катание на коньках, на лыжах, на санках). Прощаться с ними может прийти снежная баба, Дед Мороз. В кукольном театре взрослые могут разыграть для них сценку про снежный колобок.

Работа с родителями

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что родители долж­ны быть активными участниками воспитательного процесса. От того, как они будут воспитывать своего ребенка, зависит многое в коррекционной работе с ним. Поэтому работа с родителями должна вестись целенаправленно и квалифицированно.

В первую очередь необходимо изучить состав родителей, со­став семьи, образование и род деятельности, взаимоотношения в семье, отношение разных членов семьи к ребенку, уровень их педагогической грамотности.

В изучении состава родителей должны принимать участие дефектолог и воспитатели. Все полученные данные (результаты бе­сед, анкетирование) должны быть обсуждены совместно.

Работа с родителями должна вестись в двух направлениях. Пер­вое — пропаганда педагогических знаний. Она осуществляется в процессе работы с коллективом родителей в целом. Второе — индивидуальная работа с родителями по организации правиль­ного воспитания ребенка в каждой данной семье.

Пропаганда педагогических знаний проводится в разных фор­мах — на общих и групповых родительских собраниях родителям рассказывают (читают лекции, доклады, проводят беседы) о воз­растных особенностях детей и особенностях нарушения, знакомят с задачами коррекционно-воспитательной работы, определяют уровень требований, которые семья и детский сад совместно долж­ны предъявлять к ребенку. Важной формой работы (с родителя­ми) является ознакомление их с продуктами детской деятельности — рисунками, лепными поделками, аппликацией, ручными поделками. Для этого необходимо организовывать выставки дет­ских работ с их последующим анализом и обсуждением. При этом не следует стремиться показать только положительные ре­зультаты. Важно показать действительные возможности ребенка и динамику в процессе обучения. Так, родителям можно пока­зать непредметные каракули детей и рассказать, что дети учатся держать карандаш и делать заметные штрихи на бумаге, а после некоторого времени выставить первые предметные рисунки и объяснить, что, несмотря на их несовершенство, они являются показателем значительного продвижения детей.

В практике работы детского сада можно использовать и посе­щение родителями занятий учителя-дефектолога и воспитателя.

Одной из наиболее действенных форм педагогической пропа­ганды — детские праздники. Посещение детских праздников не только знакомит родителей с результатами коррекционно-вос­питательной работы, но и дает им сильные положительные эмо­ции, способствует созданию атмосферы доверия и уважения к детскому учреждению.

В каждой группе оформляется уголок для родителей, который может использоваться как для педагогической пропаганды, так и для индивидуальной работы с родителями.

Индивидуальная работа предполагает полное единство требо­ваний, которые учитель-дефектолог и воспитатели предъявляют к родителям каждого ребенка, и большой продуманности этих требований. Так, требования к неполной семье, где у ребенка есть только мать, не могут быть аналогичны тем, которые предъ­являются полной семье. Зачастую приходится объяснять родите­лям, что они должны быть едины в своем подходе к воспитанию ребенка и т.п. Педагоги группы могут давать родителям задания на субботние и воскресные дни, советы о том, как провести вы­ходной день с ребенком, какие игрушки ему покупать, как орга­низовать игровой уголок в семье. Однако все эти задания и сове­ты даются с учетом возможностей родителей и ребенка.

Вопросы и задания

1. Как осуществляется отбор содержания для фронтальных занятий учителя-дефектолога и воспитателей?

2. Чем руководствуется учитель-дефектолог при отборе содер­жания для индивидуальных занятий?

3. Отберите программное содержание занятий по разделу «Раз­витие речи» для I квартала I года обучения; I квартала II года обучения.

4. Расскажите, как организовать совместное изучение ребенка педагогическим коллективом группы.

5. Как проводит первичное обследование ребенка учитель-дефектолог?

6. Как изучает ребенка воспитатель?

7. В чем заключается взаимосвязь работы учителя-дефектолога и воспитателей?

8. Расскажите о совместной подготовке дефектологом и вос­питателями праздников и развлечений и об их роли в коррекционной работе.

9. Охарактеризуйте работу с родителями в специальном до­школьном учреждении.

Литература

1. Азбукина B.C. Особенности элементарных математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возрас­та. / Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошколь­ных учреждениях. // Под ред. Н.Г.Морозовой. — М., 1976. — С. 28—33.

2. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ори­ентировки во времени умственно отсталых детей старшего до­школьного возраста. // Дефектология. — № 2. — С. 63—66.

3. Программы для специальных дошкольных учреждений. Вос­питание и обучение умственно отсталых детей дошкольного воз­раста. — М., 1983; 1991.

4. Соколова НД. Индивидуальная коррекционно-воспитательной работа. / Дошкольное воспитание аномальных детей. // Под ред. Л.П.Носковой. — М., 1993.



Просмотров 873

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!