Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Общие проблемы дошкольной олигофренопедагогики



Разработка основных проблем дошкольной олигофренопеда­гогики ведется в двух направлениях: с одной стороны — это фор­мирование всех психических процессов в соответствии с особен­ностями возраста, с другой — коррекция, компенсация и пре­дупреждение вторичных отклонений в развитии. Многие труд­ности в физическом, эмоциональном, умственном и личностном развитии оказываются общими для ребенка в норме и с наруше­ниями интеллекта, как и закономерности развития в целом. От­сюда — опора на принципы и методы обучения и воспитания нормально развивающегося ребенка, т.е. принципы, разработанные в отечественной дошкольной педагогики и возрастной пси­хологии.

Отечественная дошкольная педагогика считает, что ребенок, его личность является центральной фигурой воспитательного про­цесса. Дошкольное учреждение должно создать оптимальные ус­ловия для разностороннего развития каждого ребенка, сохране­ние и укрепление его здоровья, формирование у него универ­сальных, в том числе творческих способностей. Особое внима­ние при этом уделяется организации развивающей предметной среды, т.е. системе условий, обеспечивающей полноту развития всех видов детской деятельности (игр, элементарного труда, кон­струирования, рисования и др).

Вместе с тем в дошкольной олигофренопедагогике имеются и свои, специфические особенности педагогического процесса, ко­торые выражаются как в отборе содержания, так и в методах обучения.

Дошкольная олигофренопедагогика придает решающее зна­чение целенаправленному воспитанию и обучению. Дошкольное воспитание детей с нарушениями интеллекта должно осуществ­ляться на основе специально разработанной программы, обеспе­чивающей возможность освоения детьми доступных им знаний, умений, навыков, отношений и привычек, необходимых для по­ступательного всестороннего развития. Развертывание и обога­щение тех сторон развития, которым этот возраст наиболее вос­приимчив.

Отечественная дошкольная педагогика подчеркивает нераз­рывность процессов воспитания и обучения, т.е. единства вос­питательно-образовательной работы. Воспитание ребенка тесней­шим образом связано с развитием его деятельности (игры, труда, занятий учебного типа и другой практической деятельности).

Воспитательная и образовательная работа с детьми в норме строиться на основе доступности, систематичности, последова­тельности, определенной повторяемости и концентричности, что позволяет последовательно вести их от простого к сложному, от непосредственного ознакомления с окружающими предметами и явлениями к выделению существенных свойств и отношений, к формированию обобщенных представлений об окружающем.

Все эти положения сохраняют свое значение и для специаль­ной дошкольной педагогики. Наряду с этим дошкольное воспи­тание детей с нарушениями интеллекта опирается на общие прин­ципы отечественной олигофренопедагогики. Прежде всего надо помнить, что в условиях целенаправленного коррекционного обучения ребенок с нарушениями интеллекта имеет большие по­тенциальные возможности развития. Чем раньше начинается це­ленаправленная коррекционно-воспитательная работа, тем бо­лее полной оказывается компенсация и коррекция в развитии детей с нарушениями интеллекта.

Возможности развития детей с нарушениями интеллекта в ран­нем и дошкольном возрасте связаны с пластичностью нервной системы.

Целенаправленное обучение играет для ребенка с ограничен­ными возможностями гораздо большую роль, чем для ребенка в норме, так как его ориентировка в окружающем предметном и социальном мире, возможности общения, самостоятельного ана­лиза и обобщения полученного опыта значительно снижены.

Вся коррекционная работа опирается на функции, которые остаются в той или иной мере сохранными при данном пораже­нии центральной нервной системы.

Для построения коррекционной работы с ребенком с ограни­ченными возможностями необходимо учитывать структуру нару­шения, которая определяется сочетанием первичного наруше­ния и образовавшихся на его основе вторичных отклонений. Пра­вильное определение структуры нарушений поможет найти ин­дивидуальный подход в организации коррекционной работы.



Просмотров 1108

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!