Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 6. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ



Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и мор­фологическую дифференцировку всех органов и тканей, их струк­турную перестройку.

На разных этапах дошкольного детства процессы роста и раз­вития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменя­ются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каж­дая система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает положитель­ное влияние на развитие высшей нервной деятельности, мотор­ной сферы, костно-мышечной, сердечно- сосудистой, других фи­зиологических систем; совершенствование функций дыхания спо­собствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот.

Формирование движений, моторики ребенка — один из важ­нейших компонентов его физического развития. Чувство радо­сти, ощущение самостоятельности остаются главными источни­ками мотивации физической активности детей.

В программе подробно обозначены ведущие линии не только разностороннего развития жизненно важных двигательных дей­ствий, навыков умений, но и сопряженного с ним развития дви­гательных качеств и способностей. Они соотнесены с опреде­ленными возрастными этапами, сензитивными периодами, а так­же ведущими видами деятельности.

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллек­та, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых ле­жит диффузное поражение коры головного мозга. Эти откло­нения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недо­развитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, коор­динации элементарных двигательных актов, в нарушениях рав­новесия и др. У детей с органическим поражением централь­ной нервной системы нарушена нервная регуляция мышеч­ной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их це­ленаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта воз­никают сопутствующие движения — синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выра­женности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей от­клонения в физическом развитии проявляются при выполне­нии заданий, требующих включения целенаправленных дви­гательных актов.

У большинства же детей, поступающих в специальные до­школьные учреждения, отклонения в физическом развитии ока­зываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномер­ный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазо­бедренном суставе.

При беге у дошкольников с нарушениями интеллекта также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опу­скаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласо­ванны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей от­мечаются боковые раскачивания корпуса.

Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не мо­гут прыгать — ни на двух, ни на одной ноге.

Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в ме­тании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом разви­тии детей с нарушениями интеллекта очень велики. Разброс по­казателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интел­лектом.

Физическое воспитание и физическое развитие детей с нару­шениями интеллекта должно быть направлено на решение задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компен­сацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.

Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение раз­вития гармоничного его телосложения, правильная осанка; за­крепление потребности в разных видах двигательной деятель­ности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание организма.

Специфические задачи: создание специальных условий, стиму­лирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление сис­темы коррекционно-восстановительных мероприятий, направлен­ных на развитие и совершенствование основных движений, фи­зических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

Коррекционная направленность должна пронизывать всю ра­боту по физическому воспитанию детей с нарушениями интел­лекта, в том числе и при осуществлении общих задач.

Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.

В режиме дня выделены специальные мероприятия, направ­ленные на физическое воспитание детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и гигиенические процедуры. Выполнение всех перечисленных мероприятий обязательно для любого дошкольного учрежде­ния. Однако в специальном дошкольном учреждении оно при­обретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или отмена закаливающих мероприя­тий и другие — влечет за собой снижение умственной работо­способности детей, нарушение коррекционно-воспитательной работы в целом.

В «Программе воспитания и обучения умственно отсталых де­тей дошкольного возраста» (1991) предусмотрены специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся 3 раза в неделю во всех возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится также на занятиях по музыкальному воспитанию.

В коррекции физического развития детей с нарушениями ин­теллекта важную роль играет создание режима двигательной ак­тивности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, по­движных игр на прогулках в утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-дефектолога и воспитателя.

Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по физическому воспитанию и долж­ны отбираться в соответствии с уровнем физического развития детей данной группы.

Подвижные виды деятельности, которые проводятся на заня­тиях у учителя-дефектолога и воспитателя, должны быть направ­лены на усвоение программного материала данного занятия.

Рассмотрим в качестве примера одно из занятий по ознаком­лению с окружающим, где используются подвижные виды дея­тельности. Целью этого занятия является закрепить знание де­тей об основных цветах; выделять цвет в предмете, называть его, уметь находить предмет определенного цвета в окружающей об­становке. Это занятие можно провести следующим образом:

1-й этап — «Достань игрушку!», дети находят и достают иг­рушки из «чудесного мешочка» называют их и определяют цвет;

2-й этап — «Найди домик для игрушки!», каждый ребенок должен положить свою игрушку в домик соответствующий ей по цвету и объяснить, почему он выбрал этот домик;

3-й этап — игра «Найди ключ». Игра проводится следующим образом: на полу комнаты раскладываются 4 обруча — «домики». В центре обруча стоят флажки — красный, синий, желтый и зеленый. Дети делятся на 4 группы, каждая из которых «живет» в своем «домике». По сигналу взрослого дети идут «гулять». Чтобы вернуться в «домик», они должны найти в окружающей обста­новке игрушку, соотвествующую цвету своего «домика», и при­нести ее в качестве «ключа». Только с таким «ключом» ребенок может войти — в свой «домик».

Как видим, эта дидактическая игра, направленная на усвоение программного материала — нахождение предмета определенного цвета в окружающей обстановке и соотнесение его по цвету, — проводится не сидя за столом, а в движениях, и дает детям воз­можность целенаправленно ориентироваться в пространстве.

Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хвата­тельных движений, ребенок учиться хватать и удерживать раз­личные предметы: крупные — двумя руками, мелкие — одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внима­ние развитию и совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в даль­нейшем театрализованные игры для рук.

Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.

В занятия включаются физические упражнения, направлен­ные на развитие всех основных движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плече­вого пояса и ног, координацию движений, формированию пра­вильной осанки, развитию равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию дви­жений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.

Специфика работы с детьми с нарушениями интеллекта со­стоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдель­ного движения по сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная работа по кор­рекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку, и мышц свода стоп (предупреждение и кор­рекция плоскостопия), развитию дыхательной мускулатуры и нор­мализации двигательной активности.

На начальных этапах обучения целесообразно проводить с деть­ми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформи­рованы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные иг­ры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошколь­ном возрасте дети могут овладеть подвижными играми с прави­лами, но с элементами соревнования, так как многие дети начи­нают осознавать моторную неловкость и это вызывает отрица­тельное эмоциональное отношение к подвижным играм.

При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.

Известно, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети с нарушениями интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инс­трукций. Поэтому на первых годах обучения основными метода­ми являются наглядные и практические. В начале обучения де­тей надо учить действовать по подражанию действиям взросло­го. Весь первый год подражание остается основным методом обу­чения. В дальнейшем подражание используется в сочетании с образцом и словесной инструкцией. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи. При системати­ческой работе дети успешно усваивают значение слов и фраз, которыми воспитатель повседневно называет предметы, с кото­рыми они действуют сами.

Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражне­ний, которые должны благоприятно влиять на состояние здо­ровья детей, состояние их сердечно-сосудистой системы и сни­жение простудных заболеваний.

Как известно, физическое развитие ребенка в целом и его моторное развитие в частности тесно связано с состоянием всей нервно-психической деятельности. Поэтому здесь очень важно начать коррекционную работу как можно раньше, не упустить возраст, когда нервная система является наиболее пластичной.

Опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта показыва­ет, что при достаточно раннем начале и правильном системати­ческом проведении физического воспитания с включением сис­темы коррекционно-восстановительных мероприятий можно до­биться существенного продвижения. К старшему дошкольному возрасту у детей, не имеющих дополнительных двигательных на­рушений (остаточные явления ДЦП, миопии и др.), можно сфор­мировать основные движения, в значительной мере выправить осанку, походку, сформировать координацию движений, научить ориентироваться в знакомом пространстве, укрепить их сомати­чески и приблизить их физическое развитие к средней возраст­ной норме.

При правильной постановке обучения физическое воспи­тание способствует также развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: раз­витию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к свер­стникам.

Вопросы и задания

1. Назовите общие задачи физического воспитания в дошколь­ных учреждениях.

2. Охарактеризуйте специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в фи­зическом развитии дошкольников с нарушениями интеллекта.

3. Как внедряется двигательная активность детей на занятиях у учителя-дефектолога?

4. Какие методы используются при обучении детей с наруше­ниями интеллекта физическим упражнениям?

5. Практическое задание: подберите и опишите серию подвижных игр для детей с нарушениями интеллекта на каждом году обучения.

6. Практическое задание: подберите серию игр и упражнений для развития и совершенствования мелких движений рук и паль­цев детей с нарушениями интеллекта.

Литература

1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М., 1981.

2. Детские подвижные игры народов СССР. / Сост. А.В.Кинеман. Под ред. Т.И.Осокиной. — М., 1988.

3. Катаева А.А., Стребелева ЕЛ. Дидактические игры и уп­ражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991. - С. 30-44.

4. Программа «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» — М., 1991.

5. Тимофеева ЕЛ. Подвижные игры с детьми младшего до­школьного возраста. — М., 1986.



Просмотров 714

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!