Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Результаты наблюдений воспитателя



Поведение. Мальчик спокойно пошел в группу. К обстановке группы привык быстро, так как раньше был в специальных яс­лях. С детьми общается, доброжелателен. Требования взрослых выполняет. По характеру ласковый, уступчивый. В игровом уголке играет один, но может спокойно играть рядом с другими детьми. Вместе играть не умеет — когда подходит другой ребенок, иг­рушку сразу же отдает, а сам уходит.

Самообслуживание. Опрятен, самостоятельно пользуется туа­летом. Навыками самообслуживания владеет частично: может снять штаны, рубашку, когда расстегнуты пуговицы, колготки; при одевании нуждается в помощи. Ест самостоятельно, но пред­почитает держать ложку в кулачке. По замечанию берет правиль­но, но тогда разливает пищу. Не умеет самостоятельно умывать­ся и вытирать руки — руки остаются мокрыми.

Развитие основных движений. В основном ходьба правильная, но голову наклоняет вперед. Бег некоординированный, медлен­ный. Прыгает на двух ногах, опускается на пятки. На одной ноге прыгать не может.

Может ползти в заданном направлении. Крупные движения рук по подражанию взрослому выполняет.

На основе полученных педагогом и воспитателями данных мы можем сделать следующие выводы о структуре дефекта данного ребенка, позволяющие наметить пути коррекционной работы.

У Игоря М. можно предположить негрубое снижение интел­лекта, которое более или менее равномерно сказалось на всем физическом и психическом его развитии. При внешне благопри­ятной картине у него имеются типичные для олигофрении от­клонения в развитии моторики (недостаточная координация дви­жений, отставание в развитии крупной моторики, несогласован­ность движений рук); недоразвитие всех видов детской деятель- ности (отсутствие предметного рисунка, процессуальный уровень игры, существенное отставание в развитии навыков самообслу­живания); нарушение и отставание в развитии восприятия, мыш­ления, памяти и речи.

Наряду с этим у Игоря есть положительные стороны и дости­жения в развитии, на которые можно опереться в дальнейшей коррекционной работе.

Он владеет способами усвоения общественного опыта, т.е. мо­жет действовать по подражанию, по элементарному образцу и выполняет простые задания по словесной инструкции.

Его личностные качества — контактность, доброжелательность, наличие интереса к игрушкам, заинтересованность в одобрении взрослого, подчиняемость — являются предпосылкой к проведе­нию педагогической работы с ним.

Коля Т., 4 г.6 мес., поступил в специальный детский сад для детей с нарушениями интеллекта 6.09.1992 г. Диагноз медико-педагогической комиссии при поступлении: «Олигофрения в сте­пени дебильности, недоразвитие речи 1-го уровня».

Мальчик по уровню развития психических процессов, по со­стоянию деятельности близок к данным, описанным у первого ребенка, Иры П. Однако он совсем не имеет активной речи, а обращенную речь понимает крайне ограниченно.

Сопоставив данные об этих детях, можно сделать выводы, что Ира и Коля, несмотря на разный уровень речевого развития, должны заниматься в одной подгруппе. Их объединяет одинако­вый замедленный темп деятельности, явно выраженный харак­тер нарушений моторики, отсутствие каких-либо способов усво­ения общественного опыта (неумение подражать, действовать по образцу и по словесной инструкции), т.е. не сформированы пред­посылки к обучению. Основная задача первого этапа коррекци­онной работы с детьми этой подгруппы заключается в создании у них предпосылок к обучению.

Игорь М. войдет в другую подгруппу, так как у него предпо­сылки к обучению уже сформированы.

Остановимся на содержании индивидуальной работы с этими детьми.

В занятиях с Ирой на первом этапе необходимо прежде всего разбудить у нее интерес к учителю-дефектологу, к игрушкам и к действиями с ними. Поэтому на занятиях нужны яркие, привлекатель­ные игрушки, с которыми производятся простые, доступные ребенку действия. Длительность первых занятий — 10—15 минут. В даль­нейшем содержание занятий усложняется, а время увеличивается.

Педагог начинает формировать у девочки предпосылки к обу­чению: работать над развитием моторики, учит подражать дейст­виям взрослого, действиям с предметами, учит действовать по жестовой инструкции и по сочетанию слова с действием или же­стом. Постепенно вводятся и занятия, на которых Ира будет учить­ся самостоятельно учитывать свойства и отношения предметов, с которыми действует.

Одновременно нужно работать и над темпом деятельности. Приведем примерные планы занятий с Ирой.

Занятие 1. Цель занятия: вызывать у Иры положительное эмо­циональное отношение к комнате для занятий, к учителю-дефектологу, пробуждать интерес к игрушкам.

Оборудование: пластмассовый шар для прокатывания, воздушный шар, кукла.

Ход занятия:

1. Прокатывание шара от взрослого к ребенку и обратно по подражанию действиям взрослого. В случае, если ребенок не под­ражает, использовать совместные действия.

2. Привлечь внимание ребенка к воздушному шарику, надуть его на глазах у ребенка. Вместе с ребенком порадоваться и поиг­рать с ним.

3. Игра с куклой — кукла приходит, видит шарик, радуется, говорит, что он красивый, просит поиграть.

По такому типу, но с другими игрушками, надо провести с Ирой три—четыре занятия.

Занятие 2. Цель занятия: развитие внимания, подражание дви­жениям и действиям взрослого с предметами, развитие мелких движений.

Оборудование: кукла би-ба-бо, бирюльки, 2 куклы, кукольная посуда.

Ход занятия:

1. Игра «ку-ку». Кукла би-ба-бо появляется из-за ширмы с воз­гласом «ку-ку» и снова прячется. Кукла появляется 4—5 раз, всегда в одном и том же месте. Ребенок должен ждать ее появления.

2. Перекладывание бирюлек с подноса в прозрачный сосуд сначала правой, а потом левой рукой. Учить ребенка захватывать мелкий предмет тремя пальчиками (щепотью).

3. Подражание крупным движениям взрослого:

Мы топаем ногами. Мы хлопаем руками. Мы ручки подаем И бегаем кругом. Если ребенок не подражает движениям, помочь ему совмест­ными действиями.

4. Кормление куклы по подражанию действиям взрослого. Одну куклу берет педагог, другую берет ребенок. Педагог начинает кормить куклу и предлагает ребенку покормить свою, дает ему ложечку. По­могает, следит за тем, чтобы ребенок подносил ложку ко рту куклы.

Занятия с Игорем М. будут совсем иные.

Поскольку у Игоря есть необходимые предпосылки к обуче­нию, учитель-дефектолог может работать с ним более насыщен­но и ставить более сложные задачи.

Педагог планирует развитие и совершенствование способов усвоения общественного опыта, формирование разных видов де­ятельности, развитие восприятия, мышления, памяти и речи.

Занятие 1.Цель: учить анализировать образец из 3 элемен­тов, обыгрывать постройку и матрешку, развивать мелкую мото­рику и вырабатывать согласованность действий обеих рук, учить бросать мяч в корзину, развивать фиксирующую речь.

Оборудование: элементы настольного строителя, маленькая матрешка, крупные бусы и леска, мяч, корзина.

Ход занятия:

1. Построение стула из кирпичика и куба по образцу (педагог строит стул за экраном), обыгрывание: педагог предлагает поса­дить на стул маленькую куклу. Спрашивает: «Что ты построил?»

2. Нанизывание бус на леску: ребенок держит в правой руке леску, а левой берет бусы и нанизывает на нее. При затруднени­ях использовать действия по подражанию (бусы для куклы).

3. Бросание мяча в корзину с расстояния 20 см. Инструкция: «Бросай». При затруднениях применить совместные действия.

Занятие 2. Цель занятия: учить соотносить предмет с его изо­бражением, учить воспринимать действия на картинке и изобра­жать их; развивать артикуляционный аппарат и дыхание, разви­вать фиксирующую речь.

Оборудование: кукла-мальчик, картинки с изображе­нием действий (идет, спит, ест), миска с водой и пластмассовая уточка или шарик; картинки и предметы для сличения — мишка, кукла, зайка, три листа белой бумаги.

Ход занятия:

1. Дидактическая игра «Найди домик для игрушки». Перед ребенком на столе раскладывают три листа бумаги и говорят, что это домики, в них живут мишка (кладут картинку с изображени­ем мишки на один из листов), кукла (кладут картинку на другой лист), зайка (кладут третью картинку). Берут игрушки и показывают, что они пошли гулять. Потом просят ребенка помочь иг­рушкам найти свои домики. При затруднениях педагог помогает ребенку, прикладывая картинку к игрушке.

2. Демонстрация действия по картинке. Педагог кладет перед ребенком по одной картинке с изображением действий и просит не сказать, а показать, что делает мальчик на картинке. После изображения называет действие: «мальчик ест», «мальчик спит», «мальчик идет». Если ребенок не может показать действие, его показывает кукла-мальчик, а потом ребенок.

3. Игра «Обезьянка». Педагог говорит ребенку, что он будет подра­жать, как обезьянка, — делать губами, языком то, что делает педагог.

4. Педагог ставит между собой и ребенком миску с водой, ставит на воду уточку и поддувает ее к тому краю, где сидит ребенок. Предлагает ребенку дуть на уточку.

На всех этапах занятия педагог фиксирует в своей речи ре­зультаты действий ребенка («Ты нашел мишке домик», «Ты хо­рошо играл язычком», «Мы дули на уточку, она плавала»).



Просмотров 744

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!