Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Исходные теоретические положения и принципы дошкольной олигофренопедагогики



Отечественная дошкольная педагогика, как общая, так и коррекционная, базируются на теоретических положениях из­вестных психологов и педагогов (П.П.Блонский, Л.С.Вы­готский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др), которые показали, что вос­питание и обучение является решающим фактором детского развития.

Важным положением для определения подходов к коррекци-онно-воспитательной работе с детьми с нарушениями в разви­тии является концепция дошкольной педагогики об амплифика­ции (обогащении) детского развития, предусматривающая необ­ходимость полноценного использования специфических условий каждого возрастного периода (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко, Н.Н.Подцьяков и др.).

Процесс обучения и воспитания детей существенно различа­ются на разных возрастных этапах. Каждому из них свойственны определенные - ведущая деятельность и отношение к окружаю­щим людям, к действительности (В.В.Давыдов, М.ИЛисина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

Кроме того, основополагающим ориентиром в современном подходе является положение о формировании личности ребенка в процессе сотрудничества с окружающими людьми. Успешность ее формирования зависит от социальной ситуации развития ре­бенка, системы отношений со взрослыми и сверстниками в до­школьном учреждении и в семье — двух важнейших социальных институтах общества (М.ИЛисина, ТА.Репина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова и др.).

Воспитательно-образовательный процесс опирается на науч­но обоснованные программы, учитывающие основные психофи­зические закономерности и индивидуальные особенности раз­вития детей. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое раз­витие.

При этом всестороннее развитие способностей и личности каждого ребенка, овладение знаниями, умениями, навыками должно обеспечить психологическую готовность его к обучению в школе.

Все эти положения приобретают еще большое значение, ког­да речь идет о воспитании и обучении дошкольников с отклоне­ниями в развитии.

В своих трудах Л.С.Выготский показал, что развитие ребенка есть единство биологического и социального. Без человеческого мозга, без человеческих биологических предпосылок нет и не может быть психического развития. В тоже время психическое развитие не может быть без человеческой среды.

Как происходит развитие ребенка? Развитие идет путем при­своения ребенком общественного опыта. На каждом возраст­ном этапе присвоение общественного опыта происходит по-своему, что в известной мере определяется степенью биоло­гического созревания. Так сочетание биологического и соци­ального изменяется, вступает в новое взаимоотношение, что находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития. Физическое и психическое развитие ребенка идет в единстве, но это не значит, что уровень фи­зического и психического развития совпадают у каждого ре­бенка. Например, ребенок к 1,5 годам физически развивается нормально, хорошо ходит, играет с игрушками, но совсем не владеет элементарной речью. Хотя овладение речью уже вполне возможно. Но такое расхождение остается в пределах нормы.

Однако, бывают случаи, когда расхождение между физиче­ским и психическим развитием выходит за пределы возрастной нормы, тогда мы имеем дело с аномальным ребенком.

Например, при снижении слуха, умственной отсталости или моторной аллалии дошкольник может передвигаться, ориенти­роваться в знакомой ситуации, однако совсем не владеть речью. Именно то обстоятельство, что физический и психический уров­ни развития не совпадают, не представляют собой тождества, легло в основу идеи Л.С.Выготского о первичном и вторичном дефекте.

Отечественная система воспитания и обучения умственно от­сталых детей опирается на следующие положения Л.С.Выготского: о сложной структуре дефекта, возникающей в результате пер­вичного и вторичного характера нарушений; об общих законо­мерностях развития нормального и аномального ребенка; о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осу­ществляться лишь в процессе развивающего обучения, при мак­симальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития. Коррекция и компенсация аномального развития не могут происходить стихийно. Ребенок с нарушения­ми интеллекта в значительно большей степени, чем нормально развивающийся, нуждается в своевременном и всестороннем систематичном педагогическом воздействии. На каких принци­пах должно быть организовано воспитание и обучение? Прежде всего обучение должно учитывать общие тенденции развития нормального и аномального ребенка, т.е. ребенок с нарушения­ми интеллекта должен пройти все стадии онтогенетического развития. Однако, темпы развития умственно отсталого иные чем у нормально развивающегося. Кроме того, у ребенка с нару­шениями интеллекта формирование определенных возможностей достигается другими средствами, чем у их сверстников в норме. Конечные результаты естественно не совпадают у детей в норме и с нарушениями интеллекта. Однако, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый этап возрастного развития ребенка с нару­шениями интеллекта был максимально приближен к норме.

Исходя из этого, при обучении умственно отсталых, необ­ходимо учитывать принцип генетического хода развития пси­хической деятельности, в том числе познавательной и прак­тической.

Следующим важным принципом коррекционной работы яв­ляется развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Оно должно быть направлено на возмож­но более раннее начало коррекционно-воспитательного процес­са, ускорение темпа развития и преодоление отклонения в раз­витии. Обучение оказывается развивающим только тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребенка. Что же такое зона ближайшего развития и как она может быть использована в обучении и воспитании? Зона ближайшего развития представля­ет собой тот резерв потенциальных возможностей ребенка, ко­торый он не может реализовать самостоятельно, а только с по­мощью взрослого. Учить можно и нужно тому, что пока не вос­принимается самостоятельно, но усваивается под руководством взрослого.

Примером правильного использования зоны ближайшего развития может служить формирование навыка умывания у дошкольников с нарушениями интеллекта (пятый год жизни), только что поступивших в специальное дошкольное учрежде­ние. Они, как правило, не умеют умываться и не могут на­учиться самостоятельно, даже подражая взрослому. Однако, при специальной организации обучения, построенной с уче­том особенностей их развития, дети овладевают этим навы­ком быстро и правильно. При этом создается готовность к усвоению других, более сложных навыков, т.е. зона ближай­шего развития расширяется.

Развивающее обучение тесно связано также с учетом сензи­тивных периодов развития. Л.С.Выготский показал, что в разви­тие ребенка есть периоды, в которые данный процесс, данная функция формируется наиболее быстро и, что главное, полно­ценно. Ни в какой другой период добиться такой полноценно­сти уже не удается. Эти периоды он назвал сензитивными, т.е. чувствительными к развитию определенной функции, процесса, деятельности. Так, например, наиболее сензитивным для разви­тия речи ребенка в норме является период от 1 года до 3 лет. Если речь в этот период не развивается, ее формирование, в дальнейшем проходит со значительными трудностями и требует специального обучения.

Исходя из выше изложенного можно выделить следующие принципы воспитания и обучения детей с нарушениями интел­лекта: единство диагностики и коррекции отклонений в разви­тии; учет генетического хода развития нормального развиваю­щихся детей; учет сензитивных периодов в развитии; учет акту­ального уровня и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития ребенка; развивающий характер обучения.



Просмотров 1065

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!