Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел П. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА



Глава 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения умственно отсталых детей и организации в этих целях их самостоятельной деятель­ности. Методы специальной педагогики в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Одна­ко и сами методы, и их сочетание видоизменяются и дополняют­ся в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной ра­боты в специальных дошкольных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей.

Методы по форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. И те и другие применяются в специальной до­школьной педагогике. Словесные и наглядные методы сочета­ются с практическими методами.

Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, бе­седу, сообщение, описание события и т.п.

Наглядные методы — наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух), т.е. организация чувственного опыта ребенка.

Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (постановка практичес­ких и познавательных задач, организация дидактических игр и др.).

Как в общей, так и в дошкольной олигофренопедагогике ни один из этих методов не выступает изолированно. Они используются в сочетании. Соотношение методов на каждом данном этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом или воспитателем.

Принципы построения занятий

Специфика обучения в специальных дошкольных учреждени­ях заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы, но и в самой организации учебного процесса.

Рассмотрим принципы построения занятий. Известно, что к началу обучения внимание умственно отсталых детей очень не­устойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, одним из принципов построе­ния занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие. По мере обучения количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается.

Другим принципом построения занятий является повторяемость программного материала.Умственно отсталым детям требуется зна­чительно большее количество повторений, чем детям с нормаль­ным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повто­рение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо, с одной стороны, для то­го, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а с другой — для формирования переноса полученных знаний на новые объ­екты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обоб­щенные представления о предметах и явлениях окружающего ми­ра. Таким образом, следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знанийна другой мате­риал. Чрезвычайно важным условием правильной организации занятий оказывается на первых годах обучения игровая формазанятий. С течением времени у детей должен сформироваться интерес к самой деятельности, а затем и познавательный интерес, что позволит уменьшить удельный вес игровой формы занятий.

Остановимся подробно на каждом из этих принципов.

Смена видов деятельности

На I году обучения умственно отсталые дети (дети пятого года жизни) могут продуктивно сосредоточивать свое внимание на одном предмете или на одном виде деятельности не более 5 ми­нут. Поэтому смена предметов, которые дети рассматривают или с которыми действуют, или смена самих действий должна про­исходить каждые 5 минут. На подготовительном этапе такую смену желательно производить каждые 3 минуты. Следовательно, если все занятие длится 15 минут, вначале оно должно включать в себя 5, а затем 3 вида деятельности. На III—IV годах обучения длительность занятий увеличивается — одно занятие может длить­ся 30—35 минут. К этому времени внимание детей, при правиль­ной организации коррекционно-воспитательной работы, стано­вится более устойчивым, произвольным. Дети могут уже доста­точно длительно заниматься одним видом деятельности (7—10 минут) в тех случаях, когда задачи, которые стоят перед ними, носят познавательный, мыслительный, речевой характер. В дру­гих случаях, когда задачи связаны с игровой, практической и продуктивной деятельностью — 10—15 минут. Здесь смена видов деятельности может производиться реже. Занятие должно состо­ять из 2—3 различных заданий.

Рассмотрим два примера.



Просмотров 830

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!