Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие внимания и запоминания



Внимание и запоминание являются одним из основных усло­вий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Поэтому наряду с развитием эмо­ционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с са­мого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания.

Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы дети могли просле­дить за движением. Здесь можно использовать кукольный театр, показать детям, как мышка прячется от кошки, собака ищет маль­чика и т.п. Вечером можно использовать «теневой театр». Когда дети научатся следить за передвижением, которое происходит у них на глазах, можно перейти к перемещению предметов, скры­тых от глаз ребенка. Проводится игра «Ку-ку»: кукла появляется сначала над ширмой, потом справа от нее, снова над ширмой, снова справа от нее, проделывая за экраном один и тот же путь. Дети, наблюдая за ней должны ожидать ее появления то наверху, то справа. Однако это не всегда происходит у детей с нарушени­ями интеллекта. Они не могут представить себе путь куклы за экраном, поэтому переводят взгляд с одного места на другое толь­ко после того, как появится игрушка. Чтобы побудить детей к прослеживанию, на втором-третьем занятии нужно попросить детей показать, где появится кукла сейчас. После того как дети покажут, кукла появляется и подтверждает (или опровергает) их предположение. Затем педагог показывает детям, как движется кукла за экраном. Для этого дети заходят за экран. Потом они возвращаются на свои места, и игра повторяется.

Зрительное внимание активизируется и в играх, где дети долж­ны запоминать местонахождение игрушек.

Постепенно, на втором году обучения увеличивается количе­ство предметов, с которыми действует ребенок. В занятия вклю­чаются игры с запоминанием места, где спрятан предмет. Сна­чала на ограниченном пространстве, а затем в пределах группо­вой комнаты. Дети с нарушениями интеллекта плохо ориентиру­ются в пространстве помещения — видят обычно те предметы, которые находятся на уровне глаз, случайно попадают в их поле зрения, но совсем не умеют искать, осматривать помещение. По­этому вначале педагог или воспитатель прячет большую, яркую игрушку вместе с детьми. Он обходит с ними комнату и говорит: «Вот подоконник, сюда класть не надо; вот дверь, около двери стоит шкаф, он высокий, а вот буфет, кладем сюда». Таким обра­зом, он побуждает детей осматривать все пространство комнаты. Вначале предметы кладутся на уровне глаз детей, со временем — ниже или выше. Сначала предметы прячутся на глазах у детей, а затем, когда они этого не видят (отворачиваются или закрывают глаза).

К концу второго года обучения у детей должно быть уже сфор­мировано произвольное внимание. Но работа над его развитием и совершенствованием не прекращается, она лишь меняет свои формы и сливается с другими видами занятий и упражнений.

Развитие внимания теснейшим образом переплетается в за­нятиях с развитием запоминания, формированием произволь­ной памяти. Когда умственно отсталый ребенок приходит в до­школьное учреждение, произвольное запоминание оказывается у него несформированным — он не может сознательно, по своей воле запоминать предложенный ему программный материал. Это не значит, что ребенок ничего не запоминает, — он непроиз­вольно запоминает то, что случайно произвело на него впечатле­ние. Произвольное запоминание нужно у него формировать. Для этого с детьми проводятся дидактические игры, в которых зада­чи на запоминание постепенно усложняются. На первом году обучения предлагаются игры «Найди свою игрушку», «Что изме­нилось», «Чего не хватает». В игре «Найди свою игрушку» детям раздают разные игрушки — кукол, машины, мишек, заек и т.п. У всех детей при этом игрушки должны быть разные. Когда дети немного поиграют с игрушками, игрушки собирают в коробку, а им предлагают пройтись по группе. После «прогулки» каждый ребенок должен найти свою игрушку среди других. В дальней­шем эту игру можно усложнить — раздать детям игрушки одного назначения, но разные по величине или по цвету (например, машины разной величины, кукол в платьях разного цвета).

Другое направление в развитии запоминания — запоминание местонахождения предметов, сначала на ограниченном простран­стве, а затем в пределах групповой комнаты. Примером игры на запоминание местонахождения предмета на ограниченном про­странстве может служить игра «Шкафчик», где в шкафчик, скле­енный из маленьких коробков, на глазах у ребенка прячется ма­ленькая игрушка или предмет (пуговица, мозаика, бусинка). По­том «шкафчик» закрывается ширмой на 10 секунд. Когда ширма убирается, ребенок должен вспомнить, в какой именно «ящи­чек» спрятали игрушку. Сначала в «шкафчике» должно быть 3, а затем 5—7 «ящичков». В дальнейшем количество «ящичков» и время закрывания их за ширмой увеличивается.

Запоминание местоположения предметов в более широком пространстве начинается с уже описанной нами игры, во время которой педагог прячет игрушку в комнате на глазах у детей. В дальнейшем игры такого рода усложняются. Например, прово­дится игра «Запомни и найди свою игрушку». Педагог раздает детям игрушки, просит каждого рассмотреть и назвать свою иг­рушку. Затем дети прячут свои игрушки в разных местах группо­вой комнаты. По сигналу барабана дети «гуляют» по группе. Че­рез некоторое время педагог предлагает им найти и принести свои игрушки. Каждый ребенок находит игрушку, приносит ее педагогу и снова называет. В случае затруднений педагог помо­гает детям спрятать игрушку, а затем и найти ее, напоминает, как она называется.

Позднее, когда дети овладеют выбором по образцу, это будет способствовать развитию произвольного запоминания. Например, игра «Лото с отсрочкой»: перед ребенком кладут 2 картинки — машину и мячик. У педагога тоже две картинки, точно такие же, как у ребенка. Педагог просит ребенка посмотреть на картинки, а затем закрывает лежащие перед ним картинки листом картона. Свои картинки он переворачивает тыльной стороной вверх. Од­ну из них он показывает ребенку, затем снова переворачивает и отсчитывает 10 секунд, а затем снимает картон с картинок, ле­жащих перед ребенком, и просит показать картинку, которую он предъявлял. Свою картинку он переворачивает лишь после отве­та ребенка и сравнивает их. Ошибка должна быть выделена не словами, а путем сравнения изображений. Только после этого результат закрепляется в слове: «Верно, я показала машину» или «Неверно, я показала машину, а ты взял мячик. Надо взять ма­шину».

В дальнейшем игра «Лото с отсрочкой» усложняется в не­скольких направлениях: во-первых, увеличивается количество кар­тинок (до 12 к концу обучения в детском саду), во-вторых, вме­сто предметных картинок используются цветные карточки, гео­метрические формы и т.п., в-третьих, увеличивается время от­срочки (до 20 секунд). Другой вариант игры «Лото с отсрочкой» проводится с использованием речи. Вместо того чтобы показать ребенку соответствующую картинку-образец, взрослый ее назы­вает, а затем отсчитывает время. Например, перед ребенком ле­жат изображения мишки, куклы, тарелки, ложки, мальчика, де­вочки. Педагог закрывает его карточку картоном и говорит: «Маль­чик», отсчитывает 10 секунд, снимает картон и просит показать нужную картинку. Эта же игра проводится с изображением раз­ных действий, которые педагог сначала называет изолированно («Бежит», «Прыгает», «Спит»), а потом во фразе («Мальчик бе­жит», «Девочка бежит», «Девочка спит» и т.п.). Этот вид игры на запоминание проводится начиная с третьего года обучения.

К концу обучения в детском саду дети должны владеть произ­вольным запоминанием.



Просмотров 645

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!