![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Гимнастика как метод физического воспитания. 4 часть
Таким образом, в процессе игры ребенок действенно упражняется в проявлении важных для ж тип моральных и волевых качеств. Неуклонное требование воспитателем выполнения правил вырабатывает у детей способность к преодолению эгоистических эмоций и побуждений при достижении игровой задачи. Следовательно, правила играют важную роль в формировании необходимых нравственных черт характера ребенка, его общественного поведения в коллективе, выражающегося во взаимоотношениях с детьми. В младших группах правила воспринимаются детьми как обязательное, необходимое ответное игровое действие, возникающее из содержания игры по ходу ею развития (зайки убегают в кусты только при появлении медведя; воробушки улетают с дороги, когда появляется автомобиль). Не осознавая еще правила игры как «закон», дети приучаются к своевременной реакции: с одной стороны, совершая действия по сюжету игры (зайки боятся медведя), с другой — в силу вырабатывающегося условного рефлекса на определенный сигнал. Исследование Л. В. Артемовен1 показывает, что в старших группах сознательное отношение к правилам и их обязательному выполнению вырабатывается у детей постепенно и не одновременно. Сначала дети выполняют их под руководством педагога; позднее — под воздействием некоторых членов детского коллектива, осознающих общественное значение правил; наконец, правила становятся фактором, непосредственно определяющим нормы общественного поведения детей. По данным Л. В. Артемовой, дети вначале, в силу желания скорее выполнить игровую задачу, забывают о правилах; кроме того, стремление к выигрышу и достижению его наиболее легким способом приводит к нарушению правил; все это вызывает неудовольствие играющих детей, создает конфликты и расстраивает их взаимоотношения. Решающее значение для осознания и обязательного выполнения правил каждым ребенком имеют требования взрослого. Постепенно под влиянием воспитательного воздействия у детей 1 См.: Л. В. А р т е м о в а. Воспитание поведения в играх с правилами. «Дошкольное воспитание», 1968. № 9. начинает изменяться отношение к игровому процессу, возникает интерес и стремление к все более точному выполнению игровых действий и правил. Изменяются и причины невыполнения правил, выражающиеся не в преднамеренном, а в случайном их нарушении, при этом ребенок тут же желает исправить допущенную им ошибку. Таким образом, под руководством воспитателя, систематически, терпеливо ведущего детей к осознанию общественного значения правил, они становятся эффективным средством формирования лучших сторон личности: честности, справедливости, дружбы, смелости, самообладания, настойчивости, воли. Все это служит основанием для определения подвижных игр с правилами как одного из действенных средств нравственного воспитания детей. Подвижные игры способствуют умственному развитию ребенка. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представлений, понятий, ориентировок; игры содействуют развитию воображения, памяти, сообразительности, активности мысли. Большое значение для совершенствования психических процессов у детей имеет образная, эмоциональная методика. Она вызывает интерес, захватывает воображение, побуждает к творческому выполнению игровых действий. Исследования психологов показывают, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную действительность,имеете- с тем значительно совершенствуется и самый механизм восприятия пространства. В игре восприятие пространства выступает в своих основных формах: непосредственной, познавательно-сенсорном (чувственно-образной) и опосредованной (логическое мышление, понятие). Например, самостоятельный выбор ребенком направления движения или выполнение движения в направлении, строго определенном правилами игры, требуют, с одной стороны, мгновенной оценки игровой ситуации (непосредственно воспринимаемой) и зрительно-моторной реакции (игровые действия); с другой — осознание и представление собственных действий в данной пространственно-игровой среде и проявление той же зрительно-моторной реакции. В подвижной игре эти два компонента взаимодействуют. Правила игры, сформулированные педагогом, создают необходимую предварительную пространственную ориентацию для действий ребенка; в то же время неожиданные изменения в игровой ситуации (в связи с действием водящего или сигналами) нарушают план действия и требуют более сложной мгновенной реакции детей и их пространственной ориентировки (игры: «Два мороза», «Палочка-выручалоч-ка», «Смелые ребята» и т. д.). Такая реакция определяется уровнем развития у ребенка способности приспосабливать свои действия и движения к дан- ной окружающей среде. В этом ребенку должен помочь воспитатель, постепенно приучающий его находить наиболее удачный способ действий в соответствии с учетом игровой обстановки стремлением к достижению поставленной задачи. Например, при проведении одной и той же игры в условия большого и ограниченного пространства ребенок или использует умение быстро и далеко убегать от водящего, или проявляв ловкость и увертливость в непосредственной от него близости («Ловишки», «Хитрая лиса» и т. д.). Умению ориентироваться в окружающих игровых условия содействует преднамеренное создание препятствий на пути выполнению игровой задачи («Через обруч к флагу», «Волк во рву», «Смелые ребята» и т. д.). Это вырабатывает у детей способность самостоятельно выбирать лучший способ действий опорой на достаточно уже развитые глазомерные оценки расстояния и учета времени выполнения действий. Очень важной является ориентировка ребенка среди быстр движущихся врассыпную детей. Она наиболее сложна ввиду необходимости мгновенной реакции на беспрерывное изменение игровой ситуации. Однако в процессе повторения игр дети старших групп успешно овладевают этим навыком («Ловишки» «Хитрая лиса», «Догонялки» и др.). В подвижном игре ребенок упражняется в определении близости или удаленности предметов, человека, благодаря чем у пего развиваются глазомерные оценки, а также пространо-слуховая ориентация («Далеко — близко», «То тут, то там», «Жмурка с колокольчиком» и т. д.). В программе указаны игры, уточняющие понимание детьми пространственных отношений между предметами: впереди, сзади, посредине, слева, справа, направо, налево, над, под, через, около, внизу, вверху, между, напротив друг друга, друг за другом и т. п. («Быстро шагай», «Плетень», «Перебежки», «Через обруч к флажку», «Коршун и наседка», «Прокати мяч между кеглями» и т. д.). Подвижные игры формируют у детей простейшие временны ориентировки. Они выражаются: в осознании последовательности игровых действий — сначала, затем, после этого, пере; этим, все одновременно и т. п.; в быстром выполнении игровых заданий по сигналу, в рамках указанного детям срока, напри мер: «Пока я считаю до пяти, вы все должны сложить из флажков какой-нибудь узор», «Кто скорей построится на три удар; в бубен» и др. В этих играх ребенок упражняется в быстрой оценке пространственных ориентиров, в последовательности действий и их временной продолжительности. Интеллектуальному развитию детей содействуют как содержание игр, так и задания самостоятельно объяснить всю ситуацию игры и ее правила, действия детей — персонажей. Такие
упражнения положительно влияют на развитие логического мышления, памяти, умения выражать в словах свои мысли, определять пространственные и временные ориентиры, а затем вместе со всеми осуществлять все это в различных игровых действиях. Подвижные игры благоприятствуют развитию у детей творческой инициативы. Опыт показывает, что дети 5—6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой им игры, усложнить ее содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают короткие игры на сюжеты литературных произведений, сказок, а на более высокой ступени интеллектуального и творческого развития, определяемого систематическим руководством воспитателя, дети могут создавать подвижные игры на придуманные ими самими сюжеты. Процесс развития творческой активности детей дошкольного возраста под руководством воспитателя характеризуется эмоциональным отношением детей к заданиям и осуществлению их в разнообразных играх. Подвижные игры по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Все многообразие игровых движений детей, опирающееся на приобретенные ранее двигательные навыки, проявляется в доступной им точности, слаженности, ловкости, своеобразной выразительности. Общее воодушевление детей, эмоционально окрашивая игровую деятельность, отражается в более высоком качестве выполнения движений и вызывает у них чувство «мышечной радости», удовольствия от самого двигательного процесса. Разнообразные построения — в один или несколько кругов, шеренги, колонны, «фигуры» — требуют четкости движений, красивой осанки, собранности и развивают у детей эстетические чувства. Красоте игрового зрелища, воспринимаемого прежде всего самими участниками, в большой степени соответствует одинаковая физкультурная форма детей. Эстетическая характеристика игр, особенно народных, обогащается игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмической четкости, а в считалках — характерного скандирования. Например: Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду. Характерен игровой зачин народной игры «Уголки». Мышка, мышка, Продай уголок За шильце, за мыльце, За белое полотенце, За зеркальце.
Вот, например, как звучит зачин народной игры «Коршун и наседка»: Вокруг коршуна хожу Ожерелие нижу, По три ниточки Бисериночки. Я связала вороток, Вокруг шеи — короток. Очень интересно звучат современные считалки, заимствованные из любимых детьми произведений. Например: Одеяло убежало. Улетели простыня И подушка, как лягушка Ускакала от меня. (К. И. Чуковский. «Мойдодыр».) В сборниках подвижных игр, изданных за последние годы, имеются игры с текстами, например «Еще вейся плетень». Выполнение ребенком движений в соответствии со словами ритмизует их, тренирует координационные механизмы, вызывает радостные эмоции. Исключительное эстетическое воздействие на ребенка оказывает музыка: она воодушевляет детей, объединяет их общим настроением, придает эстетический характер движениям. Введение музыки в подвижные игры должно прежде всего оправдывать ее эстетически-воспитательную роль: важно, чтобы дети двигались в соответствии с характером и формой музыкальных произведений, в противном случае могут разрушиться образовавшиеся у них навыки. Учитывая это, следует вводить музыку только в отдельных частях игры. Например, в игре «Пятнашки» все дети могут сначала двигаться легким богом врассыпную, согласовывая свои движения с характером музыки. Окончание музыкальною произведения и в связи с этим прекращение его звучания будет служить своеобразным сигналом для начала действий пятнашки (он начнет ловить детей уже без звучания музыки, что и следует считать вполне целесообразным). Если же в игре дается словесный сигнал — «Лови!», то о« должен точно совпадать с прекращением звучания музыки. При проведении подвижных игр нельзя забывать о красоте движений: обращать внимание на детей, движения которых наиболее пластичны, соответствуют образу; .напоминать о том, что зайчики, например, прыгают легко, а кошка ходит мягко; поощрять наиболее удачные попытки передать образ. Таким образом, использование всего богатства эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания. Двигательная деятельность составляет основу различных видов игр, но для развития детей дошкольного возраста наиболее эффективны подвижные игры. Подвижные игры могут быть сюжетными, отражающими в условной форме жизненный или сказочный эпизод, и несюжетными, содержи и ие которых заключается в интересных для детей двигательных заданиях. Эти игры проводятся во всех возрастных группах детского сада. В младших группах большее место занимают несюжетные игры («Догоните меня», «Бегите ко мне») или игры с очень простым сюжетом («Воробушки и автомобиль»). В соответствии с «Программой воспитания» движения, включенные в игры, а также правила постепенно усложняются: так, для детей двух-трех лет рекомендуются игры, в которых все участники выполняют одинаковые движения и при этом довольствуются самим процессом действия («Поезд», «Пузырь»); а для детей 4—5 лет предусматриваются игры, направленные на достижение определенного результата («Медведь и пчелы», «Кто скорей добежит до флажка»). В подготовительной к школе группе целесообразным и своевременным является обучение детей подлинным простейшим элементам спортивных игр. Например, в игре «Мяч через сетку» дети сначала просто перебрасывают мяч напротив стоящему, а потом учатся отбивать его ладонями. В игре «Забрось мяч в корзину» дети обучаются элементам игры н баскетбол и т. д. Кроме того, дети подготовительной группы под руководством воспитателя могут учиться играть в спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, а также упражняться в играх в серсо, кегли, бабки. В целях подготовки к этим играм детям даются упражнения с использованием различных кольцебросов, корзин, целей и т. п. С детьми подготовительной группы могут проводиться несложные игры-эстафеты. Эти игры содействуют развитию ловкости, быстроты, выносливости в соответствии с возрастными возможностями. Подбор движений в играх-эстафетах осуществляется воспитателем, учитывающим уровень приобретенных детьми двигательных навыков, физическое состояние и индивидуальные особенности детей. В соответствии с этими показателями дети делятся на группы, при этом очень важно, чтобы возможности участников игры в группах были равными. В играх-эстафетах, а также в спортивных играх допускаются элементы соревнования. Очень важным при этом является роль педагога, направляющего весь игровой процесс в соответствии с задачами нравственного воспитания. Соотношение подвижных игр и упражнений. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны: совершенствование двига-
тельных навыков в игре следует рассматривать как своеобразное продолжение процесса обучения на третьем этапе, характерного готовностью ребенка к творческому применению навыка. Увлеченность интересной задачей помогает ребенку в игре овладевать более высокой техникой движения, которая превосходит уровень выполнения того же движения в упражнениях. Стимулом совершенствования движения является стремление ребенка как можно лучше выполнить игровую задачу и достигнуть успеха. Таким образом, в игровых действиях ребенок учится самостоятельно сочетать приобретенный им двигательный навык с приспособленном к попом, более сложной ситуации. В младших группах и целях (.Пучения попользуются игровые упражнения. Детям предлагаются конкретные, но интересные для них задания- выполнить движения с обручами, мячом, палкой, веревкой и т. п. В результате у детей формируются навыки правильного обращения с предметами, развивается моторика. В подвижных играх эти движения приобретают эмоционально-образную окраску (птички летают, мышки бегают, зайки подпрыгивают), которая побуждает детей проявить определенное старание. Группировка подвижных игр по двигательному содержанию.В существующих сборниках подвижных игр в основу группировки положен прилили преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т. п.). Опыт подтверждает целесообразность такой группировки, несмотря на некоторую ее условность. При подборе подвижных игр по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков по «Программе воспитания»1. В сборнике М. М. Копторович и Л. И. Михайловой2, помимо аналогичной группировки по признаку преобладающего движения, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения на игры большой, средней и малой степени подвижности. Они определяются по виду и характеру выполнения движений. Такая классификация облегчает ориентировку в игровом материале и отбор игр в соответствии с поставленной задачей. Некоторое отличие в подборе подвижных игр имеется в книжке Н. Н. Кильпио3, в основу которого берутся используемые физкультурныепособия (флажки, мячи, палки, обручи 1 Игры с пр.-шиллми и детском саду. Сост. Е. Г. Батурина и А. И. Со 2 См.: М. М. К о н т о р о в и ч, Л. И. Михайлова. Подвижные игры 3 См.: Н. Н. Кильпио. 80 игр для детского сада. М., «Просвещение», и т. д.), а также крупные гимнастические пособия, содействующие развитию интереса у детей к игровым заданиям, а также совершенствованию ловкости, ориентировки в пространстве, координации движений. Указанные виды игр включают разнообразные виды движении — основные, строевые и общераз-вивающие упражнения. Вариативность подвижных игр.Подвижные игры целесообразно варьировать. Однако варианты нужны не только для того, чтобы внести разнообразие, поддержать интерес детей к игре: основная задача заключается в постепенном усложнении игры (ее движений, правил, игровой ситуации, условий проведения и методики руководства). Создание вариантов направлено на совершенствование движений, связанное с выполнением более сложных игровых действий, требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем, повышающих интерес к игре. Например, игра «Ловшпки» имеет несколько вариантов: «Ловишка, дай руку», содействующая ориентировке в пространстве, развивающая находчивость, смелость, чувство товарищества; «Ловишки с мячом», развивающая меткость, увертливость, ориентировку в пространстве; «Ловишки с лентами», развивающая умение изменять характер движений, увертываться, ориентироваться в пространстве; «Ловишки — ноги от земли», способствующая ориентировке среди предметов, расположенных в пространство, ловкости, увертливости, сообразительности. Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение к ним требований. В некоторых имеющихся сборниках игр указаны и примерные варианты их1. В сборнике Н. Н. Кильпио2 игры, предложенные автором с мячами, обручами, палками, шнуром и т. д., представляют интересно разработанные варианты с каждым отдельным предметом. Итак, систематическое использование различных игровых вариантов содействует воспитанию у детей возможности разностороннего применения приобретаемых ими навыков движений, совершенствованию навыков обращения с предметами, развитию внимания, наблюдательности, пространственных ориентировок и в целом способствует развитию подвижности нервных процессов, обеспечивающих быстроту реакций в различных условиях двигательной деятельности. 1 См.: «Игры с правилами в детском саду». Сост. Е. Г. Батурина и 2 См.: Н. Н. Кильпио. 80 игр для детского сада. М., «Просвещение», 10. Заказ 4997 145 § 5. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ Воспитательное значение подвижных игр обеспечивается целенаправленным руководством педагога, которое в свою очередь определяется пониманием их значения, свободным владением игровым репертуаром, использованием разнообразной методики, вызывающей у детей эмоциональный подъем. Подбор и планирование подвижных игр осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом .необходим многосторонний учет условий работы в данной возрастной группе детей: общий уровень физического и умственного развития детей, уровень развития их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года, особенности режима дня, место .проведения игры, а также пожелания детей. Большое значение имеет целесообразная организации детей в игре. В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой, в то время как остальная часть детей занята другой деятельностью. В репертуаре игр имеются такие, в которых одновременно активно участвуют .все дети группы («Воробушки и автомобиль», «Чье звено скорей построится», «Ловишки», «Хитрая лиса» и т. п.). По вместе с тем есть полезные и интересные игры, построенные на очередности действий («Горелки», «Найди себе домик», «Кто скорей вытянет ленту», «Перемени мешочек» и т. п.). Эти игры способствуют воспитанию воли, приучают сдерживать себя. Но при неправильной организации таких игр детям приходится долго ждать своей очереди для выполнения игровых заданий. Ожидание, однообразие статического положения может вызвать снижение интереса, утомление нервной системы, особенно у детей младшего возраста. В таких случаях маленькие дети отходят, выбывают из игры, а более старшие начинают отвлекаться по самому незначительному поводу, вызывая недовольство воспитателя, не учитывающего причины этого явления. Данные исследований показывают, что, когда игра с поочередным выполнением игровых заданий проводится со всей группой детей, активность их быстро убывает, дети перестают выполнять необходимые по ходу игры движения. Когда участвует небольшая группа и игра продолжается недолго, дети бывают активны и внимательны до конца. Такое различие в поведении детей становится понятным, если учесть особенности корковых процессов, лежащих в основе статической и динамической деятельности. Известно, что при статических напряжениях в коре головного мозга в области двигательного анализатора возникает очаг возбуждения, поддерживаемый, с одной стороны, волевы- ми импульсами и, с другой стороны, возбуждениями, поступающими от работающих мышц. От динамической работы статические усилия отличаются тем, что очаг возбуждения, вызываемый последним, является стойким и ведет к быстрому функциональному истощению соответствующих клеток с последующим развитием в них охранительного торможения. Если нагрузка велика, возбуждение иррадиирует по коре головного мозга. Кроме того, через некоторое время после начала статических усилий в коре головного мозга возникают явления отрицательной индукции, проявляющиеся торможением целого ряда функций. Таким образом, важно не только правильно выбрать игру, но и провести ее так, чтобы она дала наибольший эффект. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игр. В зависимости от их структуры и характера движений воспитатель должен заранее предусмотреть наиболее целесообразную организацию игр и всей деятельности детей в целом. Ознакомление детей с новой игрой, объяснение ее содержания и правил требуют от воспитателя тщательной подготовка. Содержание некоторых игр необходимо бывает раскрыть гс предварительной беседе (не обязательно в день проведения игры), например, «Обезьянки и охотники», «Волк во рву», «Космонавты», «Путешественники» и т. д. В результате бесед, рассматривания картин выясняются знания детей, уточняются их представления, создается отношение к игровым образам. Если содержание игры близко детям (прогулка, действия с игрушками и т. д.), то беседа не нужна. Объяснение игры может проходить по-разному также п зависимости от ее вида. Так, объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель рассказывает последовательность игровых действий, расположение детей по ходу игры и выделяет правила. Затем он может задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли то, что он им рассказывал: игра только тогда проходит весело и слаженно, когда детям понятны их действия и правила, которые они должны выполнять. В младших группах воспитатель может объяснять действие детей и правила непосредственно в процессе проведения игры. Сюжетная игра требует других приемов. Задача воспитателя заключается в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции детей, активизировать творческую инициативу. Для этого он может использовать игрушку, рассказ, которые особенно оправданны в младшей группе. Например, перед проведением игры «Бабушка Арина и ее цыплятки» воспитатель, предложив детям сесть на стоящие полукругом стулья, располагается напротив и начинает расска- зывать: «У бабушки Арины было много цыплят. Все они были пушистые, маленькие, желтые — вот такие (показывает пушистого цыпленка-игрушку). Бабушка очень любила своих цыпляток и выпускала их .каждое утро погулять на зеленую травку» и т. д. В такой рассказ воспитатель включает весь ход действий детей, связанных с сюжетом игры. Затем она говорит: «Вы все будете1 цыплятки, а я бабушка Арина. Сейчас я повяжу платок, мы будем с вами играть» (весь рассказ не должен превышать 1,5—2 минут). При повторении знакомых детям игрможно ограничиться напоминанием правил (например: «Когда водящий скажет: «Стоп», двигаться нельзя). В старших группах целесообразно предложить детям самим вспомнить содержание игры и ее правила: один ребенок коротко рассказывает содержание и ход игровых действий, другой перечисляет правила. Такой прием содействует развитию сознательности и самостоятельности выполняемых действий и постепенно подводит к умению играть без непосредственного руководства педагога. Распределение ролейв играх происходит по-разному. Иногда воспитатель сам назначает водящего, руководствуясь определенными воспитательными задачами (поощрить новенького ребенка или, наоборот, показать па примере активного, как важно быть смелым, пли отклонить просьбу самоуверенного ребенка и поручить эту роль робкому, застенчивому). В другом случае воспитатель пользуется считалками или предлагает самим детям выбрать водящего и объяснить, почему они именно данному ребенку поручают эту роль. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель и делает это эмоционально, живо, образую. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку, при условии ограниченного пространства и направления его движения (например, в игре «Птички и автомобиль», «автомобиль». двигается по определенной стороне комнаты, не приближаясь к месту, где находятся «воробушки»). В процессе подвижной игрывоспитатель регулирует ее ход. Онследит за движениями и действиями детей, выполнением ими правил, за дозировкой нагрузки. О нарушении правил отдельными детьми (если они не нарушают весь ход игры) он говорит перед повторным проведением игры. Заканчивается подвижная играобщей ходьбой, постепенно снижающей физиологическую нагрузку, возникшее у детей возбуждение и приводящей пульс в норму. Вместо ходьбы может быть проведена аналогичная по значению мало подвижная игра («Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» и т. д.). Однако не следует подводить итоги игрового процесса сразу после его окончания: непосредственная близость динамиче- ского состояния организма в ходе игры, сопровождающегося усилением сердечно-сосудистой деятельности, и статического состояния его во время оценки, даваемой воспитателем (в положении стоя или сидя), неблагоприятна для работы сердца и всего организма ребенка. При оценке игры воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет детей, удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушения правил и связанные с этим действия детей. В старших группах воспитатель постепенно подводит детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за ее ходом, и особенно за выполнением правил. В целях развития самостоятельности, организаторских умений и воспитания нравственных чувств бывает полезно поручить старшим провести игру ч одной из младших групп. Вначале их обязанности распределяет воспитатель, одному (или двум) поручая организацию малышей, другому — объяснение игры, ее правил, а третьему — выполнение индивидуальной роли («Зайки и медведь», «Воробушки и автомобиль» и др.), затем дети делают это самостоятельно. Игра проводится под наблюдением воспитателя младшей группы. Таким образом, воспитательные возможности подвижных игр многогранны, но для их реализации необходимы заинтересованность воспитателя, его творческое отношение и педагогическое мастерство.
Глава шестая СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ1 §1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В целях всестороннего развития детей дошкольного возраста применяются следующие спортивные виды физических упражнений: передвижение на лыжах, катание на сапках, коньках, велосипеде, плавание и др. Они способствуют укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, а также формированию в той или иной мере всех физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость и др.)- Эмоциональная окраска занятий помогает детям
![]() |