![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Гимнастика как метод физического воспитания. 5 часть
1 Наряду с описанием техники упражнений, включенных в «Программу воспитания», мы приводим и более сложные, с тем чтобы при наличии благоприятных условий и общей физической подготовленности детей воспитатели могли использовать их в старших группах детского сада. более длительное время выполнять упражнения, не испытывая усталости, что в свою очередь обусловливает развитие силы и выносливости. Так как эти занятия проводятся в специальной одежде при различной температуре воздуха, увеличивается эффект закаливании. Спортивные виды физических упражнений приближают детей 'к природе, помогают полнее познавать ее явления (свойства снега, ветра, льда, воды и др.), развивать эстетические чувства, положительные эмоции. Коллективные занятия, особенно прогулки за пределы участка детского сада, воспитывают товарищескую взаимопомощь, коллективизм. Проведение спортивных видов физических упражнений в различных условиях способствует воспитанию волевых качеств (смелость, выдержка, решительность и др.)- Уход за лыжами, коньками, санками, велосипедом и другим инвентарем приучает детей к аккуратности, трудолюбию. § 2. ЛЫЖИ Общая характеристика передвижения на лыжах. Исследования, проведенные в дошкольных учреждениях1, показали возможность обучения детей дошкольного возраста передвижению на лыжах, положительное влияние этих занятий на организм ребенка. Передвижение на лыжах — циклическое движение, благоприятно влияющее на развитие костного аппарата и всех групп мышц. Исследование М. П. Голощекиной показало, что у детей, которые систематически занимались ходьбой па лыжах, не наблюдалось отклонений в развитии попы. Ходьба на лыжах укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системi,i. По данным М. П. Голощекиной, спирометрия у девочек 6 лет увеличилась в результате занятий лыжами на 40% (1000—1400 куб. см), у мальчиков 6 лет — на 41,5% (1070—1544 куб. см). Выбор места для занятий. Для начального обучения передвижению на лыжах выбирается место, где можно проложить небольшую лыжню и где имеются невысокие горки с отлогими скатами. В дальнейшем следует проводить занятия на удлиненной лыжне (от 80 и более метров) и более крутых горках. Когда дет освоят способы передвижения, научатся делать повороты, подниматься па небольшие горки и спускаться с них, необходимо проводить лыжные прогулки в парке, в лесу, выбирая средне пересеченную местность. 1 См. работы М. М. Конторович., М. П. Голощекиной, Т. И. Осокиной.
Одежда и обувь ребенка. Одежда детей должна быть плотной, хорошо защищающей от ветра и не стесняющей движений. Во избежание перегревания не следует одевать детей слишком тепло. Для передвижения на лыжах можно рекомендовать комбинезон из водоотталкивающей ткани на утепленной подкладке или лыжным костюм. Под комбинезон или лыжный костюм одевается теплое белье или шерстяной костюм. Из головных уборов наиболее удобны вязаные шапки, шапки-ушанки (в ветреную погоду). На руки следует надевать шерстяные варежки, а поверх их кожаные или брезентовые рукавицы. Для катания на лыжах используются ботинки на утепленной подкладке, с широкой носовой частью. В более холодную погоду следует надевать две пары шерстяных носков. Валяная обувь нежелательна: нога в ней перегревается, вес обуви и лыж с креплениями давит на слабым мышечный свод стопы, что может привести к его уплощению. Подбор лыж, палок и уход за ними. Необходимо, чтобы лыжи и палки соответствовали росту ребенка. Если лыжи поставить вертикально, то они должны доходить до кончиков пальцев вытянутой вверх руки, а палки достигать подмышек. Петли на палках делаются такого объема, чтобы в них проходили кисти рук лыжника в рукавицах. Дли крепления лыж к ноге пользуются различными креплениями: для валенок употребляется мягкое кожаное крепление, для обуви с жестком подошвой — металлическое (полужесткое) крепление. Крепления подгоняются по обуви. Кожаное крепление состоит из ремни, вставленного в прорезь лыж. Оно должно быть расположено на уровне основания большого пальца и плотно охватывать носок обуви. Для более плотного фиксирования лыжи используется пяточное крепление из резиновых трубок. Лыжи следует хранить вместе с палками в специальных стойках в сухом прохладном месте. Для сохранения нормального прогиба носовая и пяточная части лыж после каждой прогулки связываются, а посередине у грузовой площадки ставится распорка шириной 3—4 см. За лыжами необходим уход. Чтобы древесина не изнашивалась и в нее не проникала влага, чтобы лыжи лучше скользили и сохраняли гибкость, надо через 1—1,5 месяца пропитывать смолой их скользящую поверхность. Для этого ее очищают от старой мази, затем наносят растопленную смолу и держат над огнем, пока вся смола не впитается. Ремни лыжных креплений и палок смазывают мазью (вазелином). Отправляясь на прогулку, лыжи следует смазать мазью, подбирая ее в соответствии с погодой и состоянием снежного покрова. Прежде чем встать на лыжи, надо, чтобы они промерзли минут 10: тогда они будут лучше скользить. Непосредственно после прогулки лыжи надо очистить от снега, поставить между ними распорки и убрать на место. Методика обучения. В «Программе воспитания» задача обучения передвижению на лыжах ставится только со средней группы. Но это не означает, что нельзя использовать лыжи с детьми более раннего возраста, если в детском саду имеются соответствующие условия. Обучение детей ходьбе на лыжах совершается в определенной последовательности: сначала детей учат подбирать лыжи и палки по росту, показывают и объясняют, как правильно прикреплять лыжи к ноге, как ухаживать за лыжами и палками, как переносить их и ставить в стойки. 3атем переходят к постепенному обучению передвижению на лыжах. Ходьба на лыжах организуется на утренней и вечерней прогулке в форме занятий со всей группой, с небольшими группами и индивидуально. Прежде всего воспитатель учит детей, как брать лыжи из стойки, скреплять их и снова ставить в стойку, надевать и снимать лыжи, ухаживать за ними. Ребенок берет лыжи за середину двумя руками и ставит их пятками у носка правой ноги скользящими поверхностями вперед и держит их сбоку выше грузовых площадок четырьмя пальцами с наружной стороны, а большим пальцем к себе. При равнении в шеренге лыжи прижимаются к плечу. При поворотах на месте лыжи приподнимаются и одновременно с приставлением ноги опускаются к ней. Чтобы встать на лыжи, нужно взять их в левую руку, а правой рукой открепить палки и поставить их в снег или положить кольцами назад с правой стороны. Затем разъединить лыжи и положить их грузовыми площадками у ступней справа и слева, прикрепить лыжи, разъединить палки, надеть их на руки петлями и поставить около ноги. Чтобы спять лыж п, нужно поставить или положить палки справа, открепить лыжи и сойти с них, сделав полшага влево. Для удобства переноски лыжи скрепляются. Для этого надо палки соединить, продев одну палку в кольцо другой, и обе пал* ки поставить в снег или положить их справа от себя кольцами назад на линии носков обуви. Очистить лыжи от снега, взять их за грузовые площадки, левую лыжу одноименной (левой) рукой снизу, а правую —сверху. Продеть носком правую лыжу под ремни крепления левой лыжи, верхние концы скрепленных палок пропустить под носковые ремни и надеть кольцами на носки лыж. Для длительной переноски палки прикрепляют к лыжам ремнем (веревкой). Лыжи с металлическим креплением скрепляют скользящими поверхностями друг к другу. Палки надо крепить на одной из лыж. Переносить лыжи можно разными способами: на плече, под рукой и в руке. Для переноски лыж на плече следует правой рукой перенести лыжи к левому плечу, левую руку подать несколько вперед, повернув ее ладонью к себе, поставить лыжи пятками на ладонь так, чтобы большой палец лежал на скользящей поверхности, а остальные пальцы были обращены к бедру. Затем энергично опустить правую руку, одновременно левой рукой отвести пятки лыж от себя так, чтобы лыжи легли на плечо под небольшим углом, скользящей поверхностью вперед. Чтобы спять лыжи с плеча, необходимо левой рукой подать пятки лыж к бедру, одновременно правой рукой взять лыжи на высоте плеча и поставить их отвесно у левого плеча. Затем пере нести лыжи правой рукой вниз, к правой ноге, придерживая их левой рукой выше грузовых площадок, и держать вдоль правой ноги так, чтобы пятки касались носка правой ноги, и быстро опустить левую руку, а правой плавно опустить лыжи. Для переноски лыж под рукой нужно взяться правой рукой за палки около скоб крепления, а левой рукой — со стороны скользящей поверхности лыжи, ниже грузовой площадки, послать верхние концы вперед-вниз. Затем, поворачивая лыжи слева направо скользящей поверхностью вверх, прижить их локтем правой руки сбоку, одновременно левую руку энергично опустить. Носки лыж держать на высоте колен. Чтобы опустить лыжи к ноге, надо взяться за лыжи левой рукой со стороны скользящей поверхности у грузовых площадок, а правой, удерживая за палки, повернуть лыжи влево, скользящей поверхностью вниз, поднять носки лыж держать их отвесно вдоль правой ноги, одновременно правой рукой перехватить сбоку у грузовых площадок, опустить левую руку, а правой плавно поставить лыжи пятками у правой ноги. Для недлительной переноски лыжи можно переносить в руке, держа их за крепления. Воспитатель все это показывает и объясняет детям, затем следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его требования и закрепляли приобретенные навыки. ^После этого приступают к обучению передвижению на лыжах без палок. Этот вид ходьбы является упражнением, развивающим равновесие, ритм и одновременно подготавливающим к освоению более сложных способов передвижения. При ходьбе па лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, координировать движения рук и ног. Несвоевременное использование палок приучает детей «висеть» на них. Прежде всего надо научить детей принимать исходное положение для ходьбы на лыжах (стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельно, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены вниз, взгляд обращен вперед. Помогает освоению передвижения на лыжах выполнение подготовительных упражнений как без лыж, так и на лыжах (пооче- редкое поднимание ног с лыжами, переступание в стороны и т. д.), а также имитация выполнения разных способов передвижения на лыжах без палок. Ступающий шаг — самый простой способ передвижения на лыжах. Он применяется на рыхлом снегу равнины и при подъемах па горку. При ступающем шаге туловище наклонено несколько вперед. Правая нога сгибается в коленном суставе, поднимается и выносится вперед. Это позволяет приподнимать носковую часть лыжи, пяткой прижимать задний конец лыжи к снегу, делать шаг вперед с легким прихлопываемом и переносить тяжесть тела на правую ногу. Затем так же долги-то и шаг левой ногой вперед. Движения рук согласуются с движением ног: когда выдвигается правая нога, выносится левая рука и, наоборот, с выставлением левой ноги выносится правая рука. При обучении следует обращать внимание на правильную посадку лыжника, на поочередное перенесение тяжести тела с одной ноги на другую, а также на удлинение шага. После показа и объяснения детей строят в шеренгу и дают задание пройти до условленного места (8—10 шагов). Для закрепления навыка в ступающем шаге проводятся подвижные игры («Идите ко мне», «Догоните меня» и др.). Скользящий шаг выполняется из стойки лыжника н начинается о того, что тяжесть тела переносится на правую лыжу и делается толчок правой ногой до полного ее выпрямления. Одновременно с толчком правой ноги выдвигается на шаг вперед левая нога, вес тела переносится на левую лыжу и на ней производится скольжение. Правая нога, закончив толчок, расслабляется и, слегка сгибаясь в коленном суставе, по инерции продолжает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега, затем маховым движением она подтягивается вперед. В момент, когда правая нога поравняется с левой, производится толчок уже левой йогой до полного ее выпрямления. Одновременнос толчком левой ногой правую ногу следует выставить на шаг вперед, перенести вес тела на правую лыжу и скользить на ней. Таким образом производится скольжение то на правой, то на левой ноге. Движения рук согласуются с движениями ног. С шагом левой ногой правую руку, согнутую в локтевом суставе, маховым движением нужно вынести вперед до уровня плеча, а левую отвести назад до отказа. С шагом правой ногой левую руку, слегка согнутую в локтевом суставе, нужно вынести вперед до уровня плеча, а правую — отвести назад до отказа. В дальнейшем движения повторяются в этой последовательности. В процессе обучения дети иногда допускают такие ошибки: скользят на выпрямленных ногах или, сгибая их в коленях, недостаточно переносят тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Важно своевременно исправлять эти ошибки. Чтобы дети делали более широкий шаг и переносили тяжесть тела с ноги на ногу, дается задание передвигаться, заложив руки за спину, наклоняясь в сторону опорной ноги; преодолеть расстояние за меньшее количество шагов; скользить до предметов, удлиняя шаг при скольжении; скользить в медленном темпе с увеличенным переносом тяжести тела с одной ноги на другую. Чтобы выработать сильный толчок, следует передвигаться на лыжах под небольшой уклон, отталкиваясь под некоторым углом к направлению движения (15—20°). При этом лыжа опирается на внутреннее ребро, и толчок усиливается Для развития быстроты дается задание преодолеть расстояние 25—30 м как можно быстрее. Воспитатель указывает детям, чтобы они сильнее сгибали ноги в коленях и переносили тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Когда ребенок освоит скользящий шаг, он может чередовать его со скольжением на двух ногах: ребенок делает разбег (2—3 скользящих шага), а затем скользит па двух лыжах одновременно. Разбег и скольжение повторяются. Чтобы дети научились сгибать пот, им предлагается поглубже присесть и проехать в «воротики», составленные из двух лыжных палок. Палки детям дают тогда, когда они научатся уверенно ходить на лыжах (примерно с 6 лет). Отталкивание палками помогает достичь большей скорости при передвижении и оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Прежде всего детям предлагают походить с палками, держа их за середину на весу, по но опираясь на снег. Это упражнение помогает привыкнуть к весу палок и приучить проносить их вперед и назад. После этого детей учат ходить ступающим шагом с палками. При этом следует обращать внимание на то, чтобы дети не выносили палки далеко вперед и широко не расставляли их. Детей обучают попеременному двухшажному ходу (обычный ход), когда движение на лыжах совершается с попеременной работой палками, а также бесшажному ходу, когда толчок совершается одновременно двумя палками, а дальше ребенок скользит на двух ногах. Попеременный двухшажный ход с палками выполняется так: с переносом веса тела на правую лыжу производится толчок правой ногой и левой палкой, выдвигается левая нога вперед на шаг, на нее переносится тяжесть тела и производится скольжение на левой лыже. Толчок делается до полного выпрямления ноги. Правая нога после толчка расслабляется и, сгибаясь в коленном суставе, продолжает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега. Когда правая нога подтягивается к левой, в момент сближения ступней обеих ног, не дожидаясь замедления скольжения, нужно поставить правую палку на снег на уровне носка левой ноги, начать толчок левой ногой и правой палкой. При этом правая нога выносится на шаг вперед и на ней производится скольжение, одновременно выносится левая рука с палкой вперед. Левая нога, расслабляясь, сгибается в коленном суставе, продолжает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега. В дальнейшем движения повторяются в той же последовательности. При обычном ходе на лыжах движение ног и рук чередуются, как при обычной ходьбе. С шагом левой ногой вперед выносится правая рука, а с шагом правой йоги —левая рука. Рука при выносе палки вперед слегка согнута в локте, а при окончании толчка полностью выпрямляется. Бесшажный ход с палками характерен тем, что передвижение достигается. За счет толчков двумя руками одновременно. Полусогнутые руки выносятся вперед, палки ставятся на снег па уровне носков ног, ноги слегка сгибаются. С наклоном туловища вперед, тяжесть тела переносится на носки, производится толчок палками до полного выпрямления рук сзади и скольжение на обеих лыжах. Постепенно выпрямляя корпус, вынося руки вперед, палки ставят на снег под острым углом у грузовых площадок, готовясь к очередному толчку. В дальнейшем движения повторяются в той же последовательности. Бесшажный ход применяется при спусках с гор и па ровной местности при хорошем скольжении. Обучать -грому ходу следует на укатанной лыжне, идущей под уклон, чтобы ребенку было легче скользить- Одновременному бесшажному ходу обучают детей тогда, когда они освоят ступающий, скользящий шаги, а также попеременный двухшажный ход (примерно в 5—6 лет). В процессе обучения необходимо следить за тем, чтобы дети энергично наклоняли туловище вперед при толчке. Для этого с ними проводятся упражнения на месте (без лыж и на лыжах), имитирующие толчок: дети выносят руки вперед, слегка поднимаются на носки п подают туловище вперед, руки опускают вниз и отводят назад, становятся на всю ступню так, чтобы тяжесть тела приходилась на переднюю часть стопы, а пятки едва касались опоры. Повороты на лыжах совершаются на месте и в движении. Они применяются для изменения направления, замедления скорости или для остановки. Для поворота на месте используются следующие способы — переступанием (вокруг задников и носков), махом (через ногу), прыжком. При повороте переступанием вокруг задников лыж, если поворачиваются налево, то поднимают носок левой лыжи, прижимают задний конец ее к снегу и отставляют (отводят) лыжу немного влево, перенося на нее тяжесть тела. После этого поднимают правую лыжу и приставляют ее к левой (ширина шага может быть различной). Так постепенно делается поворот на любое расстояние и кругом- При повороте на снегу остается след в виде веера. Поворот на месте переступанием вокруг носков лыж совершается следующим образом: приподнимаются и отводятся в сторону пятки лыж, носки прижимаются к снегу. Если поворот выполняется с палками, их переставляют вместе с соответствующей лыжей. Поворот махом позволяет сделать поворот на 180°. Для поворота махом надо поднять согнутую в колене левую ногу с лыжей вперед-вверх, одновременно переставить левую палку назад за пятку правой лыжи, повернув ногу с лыжей носком налево-назад и опустить лыжу на снег. Перенося вес тела на левую ногу, обнести правую ногу с лыжей вокруг левой ноги и поставить на снег рядом с левой ногой. Поворот может выполняться и через правое плечо. Поворот прыжком совершается в любом направлении- Следует, подпрыгивая, рывком повернуться в желаемом направлении и опуститься на снег. Этот способ выполняется как с опорой, так и без опоры на палки. Повороты в движении выполняются переступанием, «плугом»,«полуплугом». Поворот переступанием выполняется на небольшой скорости, на неглубоком снегу и на пологих склонах. Поворот производится из основной стойки перестановкой лыж в нужную сторону. При повороте налево нужно оттолкнуться правой ногой, одновременно левую лыжу слегка приподнять и переставить носком влево и, скользя на ней, перенести на нее вес тела. После этого приставить правую лыжу к левой. Дальнейший поворот производить в той же последовательности. При повороте направо выполняются такие же движения, но в другую сторону. Этому способу поворота сначала обучают на ровной поверхности, а затем при спусках с небольших гор. Поворот «плугом» выполняется на средних и крутых склонах для замедления скорости. Для поворота направо левую лыжу нужно поставить на ребро и перенести на нее вес тела. Затем", усиливая давление на пятку лыжи, повернуть и наклонить туловище в сторону поворота. Следует сохранить это положение до тех пор, пока не будет достигнуто нужное направление. После этого следует перенести вес тела на правую лыжу и начать поворот налево. Руки нужно вынести вперед, палки держать кольцами назад. Поворот «полуплугом» (упором) выполняется на склонах средней крутизны при небольшой скорости. Для поворота налево надо правую лыжу выдвинуть носком вперед в положение «полуплуга», поставить на внутреннее ребро под углом и плавно перенести на нее вес тела, оставляя левую лыжу скользить по направлению спуска. Таким же образом делается поворот направо. Подъемы на горку. При подъемах на горку используются различные способы: обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой», «зигзагом». Подъем обычным шагом применяется на пологих склонах. Движения такие же, как при обычном ходе, но с несколько большим наклоном туловища вперед и более сильной опорой на палки. После толчка лыжа проносится вперед и опускается на снег с прихлопывавшем. При этом увеличивается сцепление лыж со снегом и они не скользят назад. Движения рук согласуются с движениями ног. В тех случаях, когда скользящим шагом идти невозможно, подъем совершается ступающим шагом. Подниматься на горку можно прямо, а также наискось, зигзагом. Сначала детей учат подниматься без палок, так как они вызывают излишнюю напряженность и скованность движений. Подъем «елочкой» применяется на склоне средней крутизны. При этом носки лыж разводятся в стороны, и лыжи твердо ставятся па внутренние ребра. Чем круче подъем, тем шире разворачиваются носки лыж и лыжи ставятся больше на ребро. Пятки лыж при шаге переносятся одна через другую. Задний конец перенесенной вперед лыжи опускают па склон против ботинка стоящей ноги. Палки для опоры ставятся поочередно сзади лыж. Подъем «полуелочкой» применяется при подъеме (передвижении) наискось. Лыжа, находящаяся выше по склону, ставится по направлению движения, а другая — с разворотом носка в сторону поперек склона. Обе лыжи ставятся на ребро. Подъем «лесенкой» применяется на крутых и обрывистых склонах и выполняется с продвижением только вверх или вперед-вверх. Стоя боком к склону, нужно сделать шаг в сторону подъема и поставить лыжу на внешнее ребро, чтобы она не соскальзывала, и одновременно переставить палку. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, опираясь на ее внутреннее ребро, и затем переставить палку. В дальнейшем движение нужно повторять в той же последовательности, пока не закончится подъем. Верхняя палка ставится несколько впереди от крепления лыжи, а нижняя — позади ноги. Подъем «лесенкой» выполняется правильно, если крепление плотно удерживает ногу ребенка на лыже. Сначала детей учат переступать на ровном месте, затем при подъемах на горку. Подъем «зигзагом» применяется на длинных склонах, когда подниматься прямо бывает утомительно. Движение производится обычным ходом или «полуелочкой» наискось с переменой направления. Спускам с гор (склонов) детей обучают одновременно с подъемами. Для этого подбирается пологий и ровный склон, не слишком твердая и накатанная поверхность, иначе у детей будут разъезжаться ноги и они могут упасть. Спускаться с гор можно скольжением в разной стойке (низкой, средней, высокой), а также «лесенкой». Выбор способа спус- ка зависит от крутизны склона. С пологих склоном спускаются прямо, наискось, а с более крутых — прямо. Спуск в низкой стопке применяется на длинных и крутых склонах или на ровных склонах для увеличения скорости движения. При этом ноги ставятся па всю ступню, сильно сгибаются в коленях, голова и корпус несколько наклоняются вперед, руки выносятся вперед. Спуск в средней (основной) стойке применяется на склоне средней крутизны и при выполнении поворотов. Для этого лыжи надо расставить на ширину одной — двух ступней, одну лыжу слегка выдвинуть вперед (на полступни) или поставить рядом (одна нога может быть слегка выдвинута вперед), полуприсесть, слегка наклонить корпус вперед, руки, полусогнутые в локтях, немного вынести вперед, палки держать на весу, кольцами назад, почти параллельно склону. Для сохранения большей устойчивости одну ногу нужно выдвинуть несколько вперед. При спуске наискось вес теля переносится больше на нижнюю лыжу. Спуск в высокой стойке применяется па отлогих склонах и для уменьшения скорости спуска за счет увеличения тормозящей силы сопротивления воздуха. По сравнению со средней сгонкой ноги ставятся ближе одна к другой и выпрямлены больше, но остаются слегка согнутыми в коленях, корпус меньше наклонен вперед. Руки вниз, палки кольцами назад. Спуск «лесенкой» применяется на крутых склонах. Стоя боком к краю склона, надо переставить палку вниз по склону, сделать шаг в сторону, врубая лыжу ребром в снег. Опираясь на палки и лыжу, стоящую ниже по склону, приставить к ней другую лыжу и затем палку. В дальнейшемдвижения повторяются в той же последовательности. При рыхлом снеге с крутого склона можно соскальзывать боком к склону с опорой на обе лыжи. Обычно в детских садах сооружаются невысокие горки, с которых дети спускаются в средней стойке. Но с детьми, которые часто ходят на лыжах, можно провести прогулку по холмистой местности, где приходится менять способ передвижения, подъемов и спусков. Поэтому воспитателю необходимо знать, в каких случаях применяются те или иные способы передвижения, и показывать их детям. Надо следить, чтобы дети во время спусков не наклонялись слишком сильно вперед и не расставляли широко ноги. Палки разрешается использовать только тем детям, которые овладели техникой спусков разными способами. Торможение. Чтобы замедлить движение или остановить его, прибегают к торможению. При спусках с гор торможение производится разными способами: «плугом», «полуплугом» и др. Торможение «плугом» применяется при спусках на открытых некрутых склонах. При этом надо из средней стойки развести задние концы лыж в стороны, поставить лыжи на внутренние ребра носками вместе, колени несколько свести внутрь, вес тела перенести на пятки, руки, слегка согнутые в локтях, вынести вперед. Палки держат на весу параллельно склону. Для усиления торможения необходимо шире развести задники лыж в стороны и больше поставить лыжи на внутренние ребра. Следует помнить, что сильное торможение может привести к падению вперед, вследствие движения лыжника по инерции. Торможение «полуплугом» (упором) применяется для небольшого замедления скорости движения при спусках прямо и наискось или на равнине после раската. При этом пятка одной лыжи выдвигается несколько вперед — и сторону, другая лыжа продолжает скользить по направлению движения, вес тела в большей мере находится на ней, и нога на этой лыже сильнее сгибается в колене. Ста пи па ребро отведенную в сторону лыжу, производят торможение. Носки лыж сведены, колени несколько сближены, руки полусогнуты в локтях. При спуске наискось вес тела переносится больше на верхнюю лыжу, торможение производится нижней лыжей, поставленной под углом к направлению движения. Во избежание падения вперед торможение следует производить путем постепенной постановки лыжи на ребро, особенно в условиях глубокого снега. Нога с лыжей, сохраняющая прямолинейное движение, должна быть согнута и колене, тормозящая нога — почти прямая. Необходимо следить, чтобы дети не слишком сгибали и колене отведенную в сторону ногу и не выпрямляли опорную. Торможение палками между лыжами применяется при спуске, когда невозможно тормозить лыжами, среди деревьев, кустарников и т. п. Не вынимая рук из петель, надо поставить палки наклонно между лыжами, подтягивая кисти рук к груди и немного приседая, тормозить. При торможении слева, надо перенести правую палку на левую сторону, не вынимая руки из петли, левой рукой взяться за нее на расстоянии 30 — 40 см от кольца и, нажимая на палку, производить торможение. Детей необходимо приучать передвигаться по холмистой (пересеченной) местности, преодолевая неровности. При этом скорость движения и устойчивость лыжника обеспечиваются наиболее рациональной для данных условий стойкой. Приближаясь к кочке, бугру, следует принять более высокую стойку, в момент въезда (для устранения толчка) надо присесть, при спуске — выпрямиться. При спуске во впадины сначала присесть, а с выходом на ровное место больше выдвинуть одну лыжу вперед и уменьшить наклон корпуса. На небольших неровностях необходимо «пружинить» (амортизировать) на согнутых ногах, плавно сгибая и разгибая ноги, наклоняя и выпрямляя корпус, балансируя руками (покачиваясь на согнутых ногах), смягчать толчки при спуске. На выкате после спуска для сохранения устойчивости следует одну ногу выдвинуть вперед. Детей следует научить преодолевать встречающиеся препятствия: неширокие канавы прямо или боком; широкие канавы — спуском и подъемом «лесенкой». При спусках с гор детям даются различные задания: позвонить в колокольчик, попасть снежком в цель, поднять шишки, лежащие на снегу, проехать с различным положением туловища, ног, рук и движениями рук (подбрасыванием мяча и др.), спускаться с попоротом, вдвоем и т. д. Дети в дошкольном возрасте легко овладевают основными способами передвижения, поворотов, подъемов на горку и спусков с псе, торможения. Необходимо этому научить всех детей, проводя занятия с группой в целом, с маленькими группами и индивидуально с отдельными детьми. Рекомендуется проводить занятия 2—3 раза в неделю продолжительностью от 15 до 40
![]() |