![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ 6 часть
содержание у физических упражнений различают со- физических держание и форму. К содержанию относят упражнений. ряд процессов (механические, биологические, психические и др.), под воздействием которых развивается способность к двигательной деятельности, элементы упражнений (исходное положение, замах, бросок при метании на дальность с места); решаемую задачу (цель движения), а также функциональные сдвиги, возникающие в организме при выполнении упражнений, и физические качества (ловкость, быстрота и др.). Форму физических упражнений составляют внутренняя и внешняя структура. Внутреннюю структуру характеризует взаимосвязь, взаимосогласованность механических, биологических, психических процессов, обеспечивающих выполнение физических упражнений. Каждое упражнение имеет свою особую внутреннюю структуру. Внешняя структура — это видимая сторона упражнения, характеризующаяся пространственными, временными, силовыми отношениями, Содержание и форма физических упражнений взаимосвязаны, Например, с увеличением скорости бега (элемента содержания) изменится длина шага, положение, угол наклона туловища (элемент формы). Форма также влияет на содержание. Так, навык (элемент формы) оказывает влияние на проявление физических качеств. В процессе физического воспитания необходимо добиваться рационального соответствия между формой и содержанием физических упражнений (между двигательными навыками и физическими качествами). Техника физических упражнений — это способы выполнения, с помощью которых решается двигательная задача. Техника физических упражненийизменяется, совершенствуется. К совершенствованию техники, к созданию новых форм упражнении приводит стремление достигнуть наивысших результатов, улучшение физической подготовленности занимающихся, вскрытие биомеханических закономерностей движения, применение более совершенного спортивного инвентаря. Критерием оценки эффективности способов выполнения (техники) физических упражнений является внешняя форма (фигурное катание на коньках), количественный результат (прыжки, бег и др.) или выполнение двигательной задачи (попадание в цель). В технике физических упражнений выделяют основу, основное звено н детали. Основа техники — это главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. При отсутствии каких-либо элементов основы техники упражнение не может быть выполнено или будет искажено. Основное звено техники — это наиболее важная и решающая часть основы техники данного движения. Например, для прыжков в высоту с разбега основным звеном техники будет отталкивание одной ногой, соединенное с махом (подниманием) другой ноги вверх-вперед, а для метания — конечное усилие при броске. Выполнение основного звена в упражнениях происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий. Детали техники — это второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техни- ки. Например, после броска мяча для сохранения равновесия некоторые занимающиеся меняют ноги перескоком, другие же -приставляют одну ногу к другой. Детали техники зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей человека и условий, в которых упражнение выполняется. Физическое упражнение состоит из фаз, следующих друг за другом во времени. Ациклические упражнения делятся на три фазы: подготовительная, основная (главная) и заключительная. Все эти фазы взаимосвязаны, протекают слитно и обусловливают друг друга, но каждая из них имеет особое назначение в связи с определенными функциями в целом упражнении. Подготовительная фаза обеспечивает наиболее выгодные условия для выполнения основной фазы. Например, в метании движение руки при размахе совершается в противоположную сторону, чем при броске (в основной фазе). При этом растягиваются те мышцы, которые в основной фазе должны быстро и сильно сократиться. Удлинение пути движения руки обеспечивает дальность полета мяча. При прыжке разбег совершается в направлении выполнения основной фазы, это увеличивает силу толчка и позволяет преодолевать большую высоту препятствия. Основная фаза направлена на решение главной двигательной задачи. Например, в метании — выбросить предмет, в прыжках сильно оттолкнуться. В этой фазе важно рационально использовать движущие силы в соответствующем месте, направлении и в необходимый момент. В некоторых ациклических упражнениях имеется несколько основных фаз (например, в тройном прыжке три отталкивания). Способ выполнения упражнения заключается в основной фазе. Задача заключительной фазы — затормозить движение и сохранить равновесие. Движение частей тела, в частности руки при метании, затухает пассивно или активно затормаживается (в прыжках). В циклических движениях (ходьба, бег и др.) различают две фазы. Физические упражнения человека представляют сложную структуру. Структура движения — это взаимосвязь всех составных частей движения. Различают кинематическую, ритмическую и динамическую структуру. Кинематическая структура включает пространственную, пространственно-временную и временную характеристику. Кинематическая структура определяется динамической структурой, т. е. взаимодействием внешних и внутренних сил, обусловливающих данное движение. Кинематическая и динамическая структура движения взаимосвязаны. Изменение одной ведет к закономерным изменениям другой. Все физические упражнения выполняются В технике физических упражнений выделяют исходное положение, положение тела и его частей. Исходное положение — это относительно неподвижное положение, с которого начинается упражнение; оно выражает готовность к действию. Изменением исходного положения тела и его частей можно изменить сложность упражнения, усилить нагрузку на мышцы и оказать положительное влияние на организм. Например, повороты вправо, влево, сидя на скамейке, усиливают работу косых мышц живота; упражнения, лежа на полу, уменьшают давление веса тела на позвоночник. Исходное положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий (низкий старт помогает быстрее развить максимальную скорость бега). Неподвижное положение телаили его отдельных частей в процессе выполнения физических упражнении достигается за счет статического напряжения мышц. От сохранения нужной позы, наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых физических упражнений. Так, низкая стойка конькобежца, посадка велосипедиста уменьшает сопротивление воздуха и тем самым способствует быстрому продвижению вперед. Изменение угла наклона тела в процессе бега можно придать телу ускорение. В технике выполнения некоторых упражнении имеет значение определенное положение головы. Например, при ходьбе по скамейке, бревну для поддержания равновесия необходимо голову держать прямо. К положению тела и отдельных его частей в фигурном катании, в художественной и спортивной гимнастике предъявляются специальные эстетические требования: оттянутые носки, прогнутое туловище и др. Некоторые исходные положения и статические позы могут иметь и самостоятельное значение (стойка «смирно»). Траектория движения. Путь движущейся части тела называют траекторией, при этом выделяют: форму, направление и амплитуду движения. По форме траектории бывают прямолинейные и криволинейные. Прямолинейные движения применяются в тех случаях, когда требуется развить наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (уколы в фехтовании). Криволинейные движения применяются чаще, так как не приходится затрачивать дополнительные мышечные усилия для преодоления инерции движения (петлеобразное движение ракеткой при ударе по мячу в теннисе). Сложность формы траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще. Например, движения рукой разнообразнее, чем ногой. Разнообразие форм траектории движений зависит от развития нервных центров, которые управляют той или мной частью тела. Направление движения. От направления, которое придается движущемуся телу, его частям или предмету, зависит эффективность воздействия физических упражнений на развитие отдельных мышц и успешное выполнение двигательной задачи (попадание в цель). Направление движения определяется по отношению к собственному туловищу (руки вперед) или внешними ориентирами (метание через веревку). Основными направлениями движений человеческого тела принято называть направления: вверх-вниз, вперед назад, вправо, влево. Направление вращательных движении определяют по плоскостям тела, применяя термины «вперед», «назад» — для движений в боковой (передне-задней) плоскости (например, кувырок вперед, назад); «вправо», «влево»— для движений в лицевой плоскости (например, переворот в сторону); «направо», «налево» — для движении в горизонтальной плоскости (например, пируэты на коньках). Применяются также и промежуточные направления (например, «вполоборота направо» и др.). Ведущую роль в контроле за направлением движения, в пространственной ориентировке играет зрение. В связи с этим при быстрых и сильных изменениях направления движение головы несколько опережает движение остальных частей тела. Амплитуда движения — это размах движения, величина пути перемещения движущихся частей тела. Амплитуда движений определяется в угловых градусах, линейными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полуприседание) или внешними ориентирами (при наклонах дотронуться до пола), ориентирами на теле (при наклонах хлопнуть по коленям). Амплитуда движений зависит от строения суставов, эластичности связок и мышц. Подвижность сочленений, которая достигается активным сокращением мышц, называют активной. Пассивная подвижность вызывается действием внешних сил (партнер). Пассивная подвижность больше активной. В жизни и в практике физического воспитания максимальная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требуется добавочная затрата мышечных усилий, направленных на предельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки. Кроме того, после выполнения движения с большой амплитудой трудно плавно изменить его направление. Полный объем подвижности в суставах используют тогда, когда требуется предварительно растянуть те мышцы, которые в дальнейшем должны быстро и сильно сократиться, а также для растягивания укороченных мышц, увеличения гибкости, корригирования дефектов осанки, укрепления сводов стопы. Для обозначения движений с разной амплитудой применяют термины: «размашистые» и «мелкие». Размашистыми называют движения с большой амплитудой. Мелкими — движения с малой амплитудой. Неточными называют движения, при которых направление или амплитуда движения не соответствует поставленной двигательной задаче. Скорость движения определяется отноше- пространственно- ние величины пути, пройденного телом или временная его частью, к затраченному на это время. Характеристика Скорость измеряется в метрах в секунду. Если скорость постоянна во всех точках пути, то движение называют равномерным, если она изменяется, движение называют неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называется ускорением. Оно может быть положительным и отрицательным. В процессе выполнении движений может изменяться и скорость и ускорение. Если движения выполняются без резких изменений скорости, то их спивают плавными. Резкими называют движения, которые начинают сразу с больших скоростей, а также движения неравномерно ускоренные и неравномерно замедленные. Движения с постоянной скоростью или с постоянным ускорением встречаются редко. В хорошо выполненном физическом упражнении, как правило, не бывает внезапных, резких изменений скорости. При выполнении физических упражнений рассматривают скорость движения всего тела и скорость отдельных частей тела. Скорость передвижения всего тела зависит от скорости движения отдельных частей тела и других факторов (длина конечности, сопротивление внешней среды и др.). Различают скорость оптимальную и максимальную. Чем скорость больше, тем выше результат. Однако для достижения наибольшего результата часто важна не максимальная, а оптимальная для каждого человека скорость движения. Скорость движения может быть свободной (при подъеме в гору) и вынужденной (при спуске с горы). Очень важно в процессе физического воспитания учить занимающихся управлять скоростью движений, развивать «чувство скорости», выдерживать заданную скорость. К временным характеристикам относятся временные длительность и темп движения. При выпол- характеристики. нении физических упражнений отдельные фазы техники производятся с разной длительностью (замах при метании выполняется медленнее, чем бросок). На выполнение отдельных статических положений (стойка «смирно»), а также движений частями тела может отводиться разное время. Изменение длительности упражнения, его отдельных фаз, позволяет регулировать общий объем нагрузки, развивать выносливость. Темп — это частота повторения циклов движений или количество движений в единицу времени (темп ходьбы равен 120—140 шагов в минуту). Темп движения зависит от массы движущейся части тела (например, пальцы руки могут совершать 8—10 движении и секунду, а туловище 1—2 движения в секунду). С изменением темпа нередко качественно изменяется вся структура движения. Например, если темп становится выше определенных пределов, то ходьба переходит в бег (180—200 шагов в минуту). Изменение темпа движений приводит к усилению или уменьшению физической нагрузки. Каждый человек имеет индивидуальный темп выполнения характеристика. ритма характерно сочетание акцентирован- ных динамических усилий и слабых, пассивных фаз движения. Акцентированная, сильная часть движения выполняется с наибольшими мышечными напряжениями, а затем движение продолжается некоторое время по инерции, пассивно (одновременный толчок обеими лыжными палками и скольжение на двух ногах). Чем интенсивнее акцентированный период, тем полноценнее используются пассивные фазы движения. Ритм может быть правильным, рациональным и неправиль-цым, нерациональным Своевременное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения физических упражнений, экономным способом решения двигательной задачи. В освоенных движениях двигательный ритм в обычных условиях приобретает устойчивый характер, но при изменении условий изменяется и ритм (передвижение на лыжах по различной местности). Двигательные ритмы формируются и регулируются человеком сознательно и произвольно. У каждого человека при выполнении упражнения имеется свой индивидуальный ритм, но нужно стремиться, чтобы он не выходил за границы, определяемые рациональной структурой данного движения. Под влиянием занятий физическими упражнениями можно изменить соотношение длительности активных и пассивных фаз движения. Силы, влияющие на движение тела челове- Динамическая ка, делятся на внутренние и внешние. К Характеристика внутренним относятся: пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичные силы мышц, вязкость мышц и др); активные силы двигательного аппарата (силы тяги мышц); реактивные силы (отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движений с ускорениями). К внешним силам относятся силы, действующие на тело человека извне: сила тяжести собственного тела; сила реакции опоры; силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха,, песка) и физических тел (противники в борьбе, партнеры в акробатике), внешнего отягощения, инерционные силы перемещаемых человеком тел. Двигательная деятельность человека может рассматриваться как приложение сил мышечной тяги во взаимодействии с другими внутренними и внешними силами. При обучении физическим упражнениям следует стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил торможения. Соотношение взаимодействующих сил будет рациональным, Эффективным,экономным у занимающихся, которые правильно овладели движением. Легкость, ловкость в действиях мастеров спорта, танца, циркового искусства объясняется тем, что у них доля активных мышечных напряжений оказывается меньшей по сравнению с умело используемыми разнообразными немышечными силами. Для обозначения силовой характеристики движений пользуются обобщенным понятием силы движения, которая определяет меру физического воздействия движущейся части тела на какие-либо внешние материальные объекты (например, сила отталкивания в прыжках, в беге и др.). При выполнении обще-развивающих упражнений та или иная часть тела может двигаться без непосредственного воздействия на какие-либо внешние предметы, но и они отличаются силой. Каждое движение характеризуется силой, которую движущаяся часть тела прилагает или могла бы приложить, если бы встречала сопротивление. Сила движения зависит от прилагаемых мышечных усилий. Но при выполнении упражнений следует использовать как силу мышц, так и немышечные силы (силы тяжести, инерции). В практике физического воспитания применяются обобщенные качественные характеристики движений. Их делят на следующие группы: правильные — движения, которые по направлению, амплитуде, скорости и другим показателям соот- 5. Заказ4997 ветствуют двигательной задаче и условиям ее разрешения. Неправильные— движения, которые хотя бы частично не соответствуют двигательной задаче. Экономные — движения, минимально необходимые для достижения цели. Неэкономные— движения, сопровождаемые лишними, ненужными мышечными напряжениями. Энергичные — движения, выполняемые с ярко выраженными, возрастающей силой и скоростью, с помощью которых человек способен преодолевать значительное сопротивление. Вялые — движения, противоположные энергичным. Применяются также условные характеристики движений: напряженные, пружинистые, взрывные, вполсилы, расслабленные и др. § 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Классификация означает распределение физических упражнений по группам в соответствии с определенными признаками. Разные физические упражнения имеют много общих признаков. Важно установить главный признак, по которому следует разделить упражнения на группы. Этот признак должен быть существенным в педагогическом отношении. Классификации, составленные по разным прикидкам, помогают ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и содействовать отбору соответственно поставленным задачам. В настоящее время используется классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания и методов их применения; гимнастика, игры, спорт и туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и долится еще на более мелкие классификационные подгруппы. Гимнастика в советской системе физического воспитания занимает значительное место. Она подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, собственно спортивная на брусьях, кольцах и других снарядах, вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная, лечебная и др.). Специфической особенностью гимнастики является: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, снарядов; проведение упражнений под музыкальное сопровождение. Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям всех возрастов с различной физической подготовленностью и разным состоянием здоровья. Для детей дошкольного возраста рекомендуется главным образом основная гимнастика и элементы художественной гимнастики. Подвижные игры отличаются от других физических упражнений особенностями организации деятельности занимающихся и руководства ею. В игре деятельность детей организуется на основе образного или условного сюжета, который предусматривает достижение цели в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки и др.). В игре предоставляется возможность проявлять самостоятельность, находчивость в выборе способа выполнения действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры обязывают ребенка решать двигательные задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей (убегать от ловишки). Это помогает укреплению двигательных навыков и развитию физических качеств в постоянно изменяющихся условиях. Ярко выраженная эмоциональность игровых действий позволяет человеку с большим удовольствием и более длительное время выполнять упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости и приводит к динамичности двигательных навыков. Между участниками игры возникает взаимная обусловленном!, поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.). Многообразие способов достижения цели, внезапные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать физическую нагрузку. Игры применяются тогда, когда движение освоено и требуется развить умение применять двигательные навыки в различных ситуациях. Кроме того, игры применяют для развития физических качеств, а также для воспитания морально-волевых качеств. Спорт характеризуется достижением в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнований. Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным силам человека, поэтому он доступен лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при условии соответствующей физической подготовленности. С детьми дошкольного возраста используются лишь различные спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки, санки, велосипед, плавание и др-)- Формируя основы техники этих наиболее простых спортивных видов физических упражнений у детей дошкольного возраста, решают главные задачи физического воспитания с учетом возрастных особенностей. 7* 67 Туризмпозволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. С детьми дошкольного возраста организуются прогулки с использованием различных способов передвижения (пешком, на лыжах, велосипеде и др.). В пути, на остановках могут применяться разнообразные физические упражнения (например, спрыгивание с пенькой, прыжки через канавку, прыжки со скакалкой, упражнения с мячом, подвижные игры и др.)- Прогулки организуются тогда, когда упражнение разучено и закреплено в обычных условиях. В практической работе по физическому воспитанию используется классификация упражнений по признаку преимущественного значения их для развития физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость и др.). Упражнения воздействуют одновременно на развитие всех физических качеств, по преимущественно (в большей степени) развивают какое-либо одно. Например, бег на короткие дистанции преимущественно развивает быстроту, бег на длинные дистанции — выносливее ть. Упражнения могут распределяться по использованию снарядов и предметов (упражнения на гимнастической скамейке, бревне, стенке, упражнения с палками, мячами и т. д.). Упражнения делятся па группы по анатомическому признаку '(упражнения для мышц плечевого пояса и рук, ног, туловища и'др.). Применяется классификация, составленная по признаку особенностей форм физических упражнений (структурным признакам): циклического, ациклического и смешанного типа. Циклические движения (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, на коньках и др.) характеризуются закономерной последовательностью циклов и связью фаз движения в цикле, В ациклических движениях (метание, прыжки и др.) каждое упражнение является закопченным действием. В смешанных движениях (прыжки с разбега) соединяются циклические упражнения с ациклическими. В биомеханике делят упражнения на поступательные (прыжки в длину с места и др.) и вращательные (метание диска и др.) и т. д. В физиологии — упражнения различной мощности. Кроме того, упражнения делятся на естественные и абстрактные (отвлеченные, аналитические). Естественные (ходьба, бег, езда на велосипеде и др.) применяются в повседневной жизни и в некоторых отраслях труда. Абстрактные упражнения специально созданы для решения задач физического воспитания. К ним относятся упражнения для отдельных групп мышц, разных частей тела, а также видоизмененные естественные движения (ходьба и бег на месте и др.)- С изучением физических упражнений уточняется и их классификация. Классификация физических упражнений, принятая в теории физического воспитания, используется и в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Так, в «Программе воспитания в детском саду» упражнения распределены по следующим группам: гимнастика, к которой отнесены строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие упражнения (для отдельных групп мышц); подвижные игры с различными видами физических упражнений; спортивныеигры (городки, бадминтон, настольный теннис); спортивные виды физических упражнений (лыжи, коньки,. санки, велосипед, плавание). Принятая классификация физических упражнений применяется в учебных пособиях и позволяет быстро находить описание нужного упражнения. § 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В целях правильного отбора физических упражнений для детей дошкольного возраста необходим всесторонний анализ их содержании, влияния на организм, а также учет особенностей детей каждой возрастной группы. При выборе упражнений основное внимание уделяется общему физиологическому эффекту, вызываемому данным упражнением. При этом следует считаться со специфическими особенностями детей в отдельные возрастные периоды, когда они существенно отличаются друг от друга. Например, в группе первого года жизни необходимо различать детей от рождения до 2,5—3 мес.; с 2,5—3 до 5—6 мес.; с 5--(> до 9-10 мес.; с 910 до 1 года и т.д. Содержание упражнений с учетом возрастных возможностей детей дается в «Программе воспитания в детском саду». Динамичность физических упражнений. К полезным упражнениям, оказывающим оздоровительное влияние на организм ребенка, относятся упражнения динамического характера. Они вызывают интенсивную работу мышц и в связи с этим всего организма. При динамической работе происходит попеременное напряжение и расслабление мышц, сопровождаемое движением в суставах (например, ходьба, бег, прямые и боковые наклоны, выпрямление и др.)- Такие упражнения вызывают усиленную циркуляцию крови, что способствует поступлению в организм питательных веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов, кислорода), а это усиливает сложные окислительные процессы, улучшает питание мышечной, покровной, почечной и других тканей. Благодаря интенсивному кровообращению из организма выводятся отработанные продукты распада (углекислота, мочевая и фосфорная кислоты и др.) и приносятся питательные вещества и кислород. Тем самым повышаются процессы обмена между внешней средой и организмом, кровь полнее омывает мышцы, кости, укрепляет их, а это способствует их росту в длину и толщину. Смена напряжения и расслабления мышц улучшает деятельность сердца и легких, повышает жизненный тонус. Разнообразная деятельность мышц обусловливает ее богатую иннервацию (снабжение нервными элементами: волокнами, клетками), содействует нормальному развитию и укреплению организма детей. Таким образом интенсивная работа мышц повышает обмен веществ и усиливает восстановительные процессы в организме, а это в свою очередь благоприятствуетукреплению и росту силы мышц и развитию скелета. В целях всестороннего физического развития и формирования правильных пропорций тела ребенка необходимы физические упражнения, оказывающие равномерное влияние на развитие всей мускулатуры, всех мышечных групп. Поэтому при подборе физических упражнений нужно предусматривать разнообразие движений. Они будут оказывать значительное общефизиологическое воздействие на организм и укреплять мышцы всего тела (ходьба, бег, прыжки и т. д.), а также развивать и укреплять отдельные группы мышц — плечевого пояса, туловища и ног. Равномерное развитие мышц, а тем самым и костного аппарата, и создает условия для развития правильных пропорций тела. Упражнения при этом должны выполняться правой и левой рукой и ногами; с наклонами и вращением туловища вправо и влево: аналогично этому выполняются все упражнения с предметами — мячом, флажками, палками и т. п.
![]() |