![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ 3 часть
В эпоху строительства коммунизма особенно важной является проблема здоровья, работоспособности и жизнерадостного отношения человека к окружающему. Быстрый темп жизни, технический прогресс, многообразная творческая деятельность в различных областях труда требуют активности процессов восприятия, запоминания, мышления, способности к точной и быстрой реакции на поступающую информацию. В этой связи чрезвычайно важной является организация правильного физического воспитания и всестороннего развития детей с ранних лет жизни, осуществление своевременной под* готовки к школе и дальнейшей общественной жизни. Поэтому проблемы в области теории физического воспитания детей многообразны и значительны. Они охватывают важнейшие вопросы, касающиеся закономерностей психо-физиологического развития ребенка и его движений с первого дня жизни, научно обоснованного двигательного режима, обоснования всего содержания я дики процесса обучения детей различных возрастных групп, воспитания необходимых ориентировок и качеств при формиро-вание двигательных навыков. Решение указанных проблем осуществляется совместными усилиями ученых — педагогов, психологов, физиологов, врачей, объединяемых научными учреждениями: институт дошкольного воспитания АПН СССР (А. В. Запорожец, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, A.M. Фонарев, В. И. Добрейцер и др.); институт педиатрии АМН РСФСР (Г. П. Юрко, 3. С. Уварова); Центральный институт усовершенствования врачей (Н. *М. Аксарина, С. М. Кривина); дошкольный сектор Научно-исследовательского института школ Министерства просвещения РСФСР (Г, М. Лямина, Е. Г. Крылова); Институт гигиены детей и подростков МЗ СССР (Н. Н. Куинджи, М. А. Нерсесян); кафедры дошкольной педагогики педагогических институтов Москвы (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева), Ленинграда (М. П. Голощеки-на, Г. П. Лескова), Перми (Л. М. Пустынникова), Ростова-на-Дону (А. И. Матусик), Ленинакана (Аракелян О. Г.), Шауляя — кафедра физического воспитания (Ю. Ю. Рауцкис) и др.; Центральный дошкольный методический кабинет Министерства просвещения РСФСР (О. И. Соловьева, Е. В. Русакова, Е. А. Лебедева) и другими учреждениями, ведущими научные исследования в области физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Важное значение в развитии научной мысли и объединения ученых в области физического воспитания имеют конференции, организуемые Академией педагогических наук СССР и Министерствами просвещения. Эти конференции подводят итоги исследовательской работы ученых за определенный период и знакомят с перспективами дальнейших научных поисков, разработкой актуальных проблем физического воспитания, возникающих в соответствии с развитием общественного дошкольного воспитания в нашей стране. § 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В теории физического воспитания проводятся теоретические и экспериментальные исследования. При этом используются педагогические методы и методы физиологии, антропологии, врачебного контроля, биохимии, социологии и других наук. Рассмотрим методы исследования, которые наиболее специфичны для теории физического воспитания. Анализ и обобщение литературныхданных применяется как в теоретическом, так и экспериментальном исследовании. С помощью этого метода можно проследить, как развивались те или иные положения, взгляды в связи с конкретными историческими условиями; установить, какие вопросы уже исследованы и что требует экспериментальной проверки. Анализ и обобщение документальных материалов.Вопросы физического воспитания находят отражение в различных доку- ментах, составляемых воспитателями с практической целью (планы работы, планы-конспекты занятий, дневники и др.)- К документальным материалам относятся также специально составленные анкеты и опросные листы. Анкета применяется для установления внешней стороны изучаемого вопроса (возраст, стаж, характеристика условий для занятий и др.). Беседаосуществляется по заранее разработанному плану. Вопросы должны задаваться в непринужденной форме и стимулировать обстоятельные ответы. Чтобы охватить более широкий круг лиц и получить развернутые ответы, беседу можно заменить письменным опросом. Педагогическое наблюдениекак метод научного исследования отличается от повседневного тем, что оно организуется специально, имеет ясно сформулированную задачу и четко обозначенный объект (предмет). При этом исследователь не вмешивается в ход педагогического процесса. Исследователь разрабатывает план проведения наблюдения, в котором указывается последовательность собирания фактов, система их фиксации (протоколы, условные обозначения при записях и т. д.) и обработки; определяется рабочая гипотеза (которая должна подтвердиться или быть опровергнута в результате наблюдения). Наблюдение должно быть избирательным, конкретным, например речь воспитателя, приемы обучения и др. Преимущество наблюдения заключается и том, что оно позволяет изучать объекты в условиях их естественного, обычною состояния и развития. В процессе наблюл, он и я используются различные методы регистрации наблюдаемых фактов. Например, для точной регистрации техники движений используются фото- и киносъемка, циклография и др.; для регистрации речи воспитателя применяют метод стенографирования, магнитофонной записи. Методом хронометрирования определяется время, затрачиваемое на выполнение физических упражнений, тех или иных действий, а также для регистрации продолжительности отдельных частей занятия и занятия в целом (хронометрирование проводится с помощью специальных секундомеров и специальных приборов). Для учета изменений, происходящих в состоянии здоровья детей, используются методы врачебного контроля. Результаты наблюдений заносятся в специальный журнал (дневник). В процессе наблюдения необходимо давать предварительную оценку зафиксированным данным. При обработке их должны быть отсеяны случайные факты, выявлены закономерности, сделаны обобщения, выводы. В результате изучения и обобщения фактов может оказаться, что их недостаточно или 1ши противоречивы и не дают оснований для окончательных выводов. В этом случае наблюдение должно быть продолжено. На палии данных, полученных при повторном наблюдении, могут внесены существенные поправки в первоначальную гипотезу, и организацию наблюдения и т. д.
Наблюдение за взрослыми применяется в форме самоконтроля. Сущность его заключается в том, что наблюдение ведется за действиями, состоянием здоровья и другими факторами, относящимися к самому наблюдателю. Самонаблюдение применяется как в процессе занятий физическими упражнениями, так и после них для изучения их влияния на организм. При этом руководствуются не только субъективными ощущениями (самочувствием), но и объективными данными: показателями пульса, усвоение отдельных видов движений. Данные самонаблюдений должны заноситься в специальный дневник и анализироваться. Эксперимент. Для проведения эксперимента исследователь создает специальные условия, устраняет побочные явления, исключает случайности и задержки в накоплении необходимого материала. Исследователь может варьировать условия эксперимента, чтобы точнее выяснить причинную связь между явлениями. В случае необходимости, например при недостаточном количестве фактов, эксперимент может быть повторен. Чтобы устранить воздействие сопутствующих факторов, не имеющих прямого отношения к исследуемому вопросу, эксперимент проводится в условиях, отличающихся от типичных. В зависимости от степени изменения типичных условий различают естественный, модельный и лабораторный эксперименты. В естественном эксперименте занятая проводятся без отступлений от условий обычной практики физического воспитания либо эти отступления минимальны. В модельном эксперименте условия изменяются значительно. В лабораторном эксперименте испытуемые могут быть поставлены в условия, далекие от встречающихся в практике. Преимущество лабораторного эксперимента в строгой стандартизации условий и устранении всех побочных влияний. Но так как при этом создается искусственная обстановка, полученные данные приобретают окончательную достоверность после проверки их на практике. Эксперименты могут быть направлены либо на выявление определенных фактов, зависимостей — абсолютный эксперимент, либо на сравнение каких-то показателей — сравнительный эксперимент. Объектом сравнения может быть эффективность различных средств, методов обучения и т. д. Перед проведением эксперимента необходимо определить задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, составить план проведения исследования, разработать методику проведения эксперимента, методику регистрации фактов и их обработки. Для сравнительных экспериментов характерна определенная схема построения. В простейшем случае в эксперименте участвуют две аналогичные по полу, возрасту и физической подготовленности группы. Занятия в них отличаются каким-либо элементом, a ib остальном проводятся одинаково. В конце эксперимента определяется, какая группа показала лучшие результаты. Группы, в которых проводятся экспериментальные занятия, называ- ются экспериментальными. Группу, которая занимается по общепринятой методике, принято называть контрольной. Чтобы результаты эксперимента были более достоверны и учтены способности занимающихся, применяются схемы так называемого перекрестного эксперимента. Например, в первом эксперименте одна группа занимается по первой методике, другая—по второй. Во втором эксперименте первая группа занимается по второй методике, а вторая —по первой. В исследованиях, которые призваны выявить влияние одновременно нескольких факторов, прибегают к схеме так называемых многофакторных экспериментов. Использование математических (статистических) методов. В исследованиях по теории физического воспитания применяются методы математической статистики (вариационной статистики). В результате исследования получаются материалы, которые характеризуют различные» показатели испытуемых. Задача исследователя заключается в том, чтобы выявить зависимость между полученными показателями. Математическая обработка результатов позволяет определить, насколько доказательны, достоверны сделанные выводы, можно ли их распространять на все сходные случаи. Различные методы научного исследования имеют относительную самостоятельность. Очень часто в одном исследовании осуществляется разностороннее изучение процесса физического воспитания. Один метод дополняет другой. Глава вторая СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ § 1. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Советская система физического воспитания представляет единство идеологических, научно-методических основ, а также организаций и учреждений, осуществляющих и контролирующих физическое воспитание граждан СССР. Единая государственная система была создана в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Б царской России только богатые слои общества имели возможность заниматься физическими упражнениями. Для осуществления физического воспитания господствующих классов правительство использовало зарубежные системы (сокольская гимнастика, немецкий турнен, шведская гимнастика и др.). Отечественная система физического образования, разработанная П. Ф. Лесгаф-том, не пользовалась поддержкой. Но несмотря на политику царского правительства, препятствующего участию трудящихся масс к занятиях спортом, развивались самобытные национальные ви-
ды спорта и из народа выходили замечательные, всемирно известные русские спортсмены-одиночки: борец Поддубный, конькобежцы Струнников, Седов, Ипполитов, гребец Свешников и др. С установлением Советской власти были созданы условия для разработки единой системы физического воспитания, отвечающей интересам народа. Ее развитие шло самобытным путем. При этом учитывалось все прогрессивное, созданное в нашей стране и за рубежом. Во время гражданской войны и военной интервенции физическое воспитание было направлено на подготовку грудящихся к вооруженной защите завоеваний Октября. Руководство физическим воспитанием было возложено на органы Всевобуча (1918). В годы восстановления народного хозяйства уделялось большое внимание укреплению здоровья трудящихся, подготовке их к труду. В эти годы организовывались самодеятельные физкультурные кружки, общества. В 1923 г. были созданы Высшие советы физической культуры при исполнительных комитетах республик, задачей которых являлась координация работы всех ведомств и организаций. В 1925 г. в специальном постановлении ЦК РКП (б) было определено содержание и основное направление развития физического воспитания и указано на необходимость партийного руководства. В 1930 г. был создан Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР с правами органа Государственного контроля и руководства физической культурой. В 1931 г. был введен Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. Это способствовало вовлечению в коллективы физической культуры трудящихся города и деревни. Физическое воспитание в разных звеньях осуществлялось кадрами, которые готовились на курсах, в институтах физической культуры. Открытие научно-исследовательских институтов физической культуры, в частности в Москве в 1932 г., содействовало разработке системы физического воспитания на научной основе. В результате деятельности учебных и научно-исследовательских институтов созданы отечественные кадры учителей, тренеров, научных работников, которые добились больших успехов в совершенствовании системы физического воспитания нашего народа и в практическом осуществлении задач физического воспитания. В разработке советской системы физического воспитания детей дошкольного возраста большой энтузиазм проявляла группа научных работников и методистов: Е. Г. Леви-Гориневская, М. М. Коптороши, А. И. Быкова, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова и др. (1932—1950). Ими были созданы программы для детского сада, учебные пособии для воспитателей и учащихся педагогических училищ. Уточнению системы физического воспитании дегеп дошкольного возраста большое внимание уделялось в Научно-иоследова- тельском институте физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР (1950—1960). В этот период научными работниками (А. И. Быкова, Е. Г. Леви-Гориневская, Д. В. Хухласва и др.) проводились исследования по важным вопросам физического воспитания детей (обучение физическим упражнениям, методика проведения подвижных игр и др.)- В 1960 г- был организован Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания. Научные сотрудники этого института (М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева и др.) разработали новую программу физического воспитания в детском саду, учебные пособия для воспитателей, родителей. Преподаватели дошкольных факультетов педагогических институтов создали программы и учебные пособия для учащихся дошкольных педучилищ и студентов институтов. Это позволяет более квалифицированно обеспечивать подготовку воспитателей детских садов, а также орглпнлтюров дошкольного воспитания. В настоящее время большая работа по совершенствованию советской системы физического воспитания детей проводится Научно-исследовательским институтом дошкольного воспитания АПН, институтами педиатрии, гигиены, педагогическими, медицинскими институтами, учебными и научно-исследовательскими институтами физической культуры и др. Исследования ведутся ib тесном содружестве с практическими работниками дошкольных учреждении. § 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СССР Целью физического воспитания в нашей стране является подготовка физически совершенных, активных строителей коммунизма, мужественных защитников Родины. В соответствии с указанной целью физическое воспитание решает следующие задачи: 1. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, 2. Формирование жизненно важных двигательных умений и 3. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и Эти задачи конкретизируются в зависимости от контингента занимающихся: их возрастных особенностей, состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности, а так же профессиональных интересов.
§ 3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Основными чертами советской системы физического воспитания являются идейность, народность и научность. Идейностьсоветской системы физического воспитания заключается в ее коммунистической направленности. Наша система физического воспитания служит благородным целям гармонического развития физических и духовных способностей советских людей, воспитанию нравственных качеств строителей нового общества. Идейная сущность советской системы физического воспитания конкретно выражена в цели, задачах, в принципах и методах физического воспитания, в организационных основах его. Прогрессивный характер советской системы физического воспитания определяется преимуществами социалистического строя перед капиталистическим: в ней находят правильное соотношение общесоциалистические закономерности физического воспитания с национальными традициями. Руководящая роль в развитии системы физического воспитания в нашей стране принадлежит Коммунистической партий. Перспективы дальнейшего развития советской системы физического воспитания определены Программой Коммунистической партии Советского Союза. Реализация Программы КПСС находит выражение в конкретных постановлениях. Народность советскойсистемы физического воспитания заключается в соответствий ее цели жизненным интересам народа. Подготовка к труду и защите Родины — единая цель для всех государственных учреждений и общественных организаций, Все граждане нашей страны имеют одинаковое право на занятия физкультурой и спортом. Достижения в физическом развитии и физической подготовленности направляются к использованию в строительстве коммунизма, на благо всего народа. В процессе физического воспитания используются и развиваются национальные виды спорта. Научностьявляется характерной чертой советской системы физического воспитания. Данные общественных, естественных, педагогических наук, а также специальных исследований создают научную основу для разработки единых государственных программ и учебных пособий. На основе исследований и практики определяются требования к физкультурному оборудованию и инвентарю. Результаты работы по физическому воспитанию оцениваются при помощи научно обоснованной системы нормативов для каждого возрастного периода. Эти нормативы уточняются в связи с улучшением благосостояния народов нашей страны и постановки физического воспитания, достижениями науки. § 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ К общим принципам советской системы физического воспитания относятся: принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой.В нашей стране целью физического воспитания является подготовка к коммунистическому труду и защите Родины. При этом с усложнением техники повышаются требования к физической подготовленности людей. Это означает, что необходимо в процессе занятий физическими упражнениями не только формировать двигательные навыки, которые имеют непосредственное применение в труде, жизни, защите Родины (например, ходьба, бег, метание, передвижение на лыжах, плавание и др.), но и такие, которые развивают физические качества и способность быстро овладевать новыми движениями. Человек, который имеет большой запас разнообразных двигательных навыков, физических качеств, легче переносит повышенные нагрузки, в более короткие сроки осваивает новые трудовые операции. Принцип всестороннего развития личности.В процессе физического воспитания важно одновременно осуществлять умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание, чтобы обеспечивать всестороннее развитие личности человека. Формируя двигательные навыки, физические качества, следует развивать умственные способности (умение анализировать, выделять элементы, соединять их в целое и т. д.), нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина и др.); эстетические качества (умение понимать, чувствовать красоту осанки, движений, костюма, физкультурных пособий и др.). При организации занятий должна быть предусмотрена общая физическая подготовленность, которая обеспечивается разнообразными упражнениями. Очень важно опираться на принцип всестороннего развития личности в процессе занятий физическими упражнениями с детьми, особенно с детьми дошкольного возраста, так как в этом возрасте закладываются основы умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.В нашей стране забота о здоровье человека является делом государственной важности. В Программе КПСС указывается: «Социалистическое государство — единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения»1. 1 «Программа Коммунистической партии Советского союза» М, Полич-изд.тг, Н>71, стр. 96. Из принципа оздоровительной направленности вытекает ответственность специалистов по физическому воспитанию за сохранение и укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом. Лишь при правильном применении физические упражнения дают оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности занимающихся, состояние их здоровья а также физическую подготовленность. Строя занятия физическими упражнениями с учетом закономерностей работоспособности организма занимающихся, необходимо заботиться о моторной плотности занятия. Подбирая упражнения, следует проводить их, опираясь на дидактические принципы обучения, обеспечивая страховку, предупреждая травмы; заниматься физическими упражнениями в соответствующей одежде, обуви, в гигиенических условиях (чистое, проветренное помещение и др.); следить, чтобы оборудование и инвентарь соответствовали гигиеническим требованиям, росту занимающихся, поставленным задачам. Принцип оздоровительной направленности предусматривает обязательность педагогического и врачебного контроля. Врач предварительно изучает состояние здоровья и физического развития занимающихся и определяет, в какой группе им следует заниматься. В процессе занятий врач ведет наблюдения за каждым в отдельности и за всей группой и помогает педагогу подобрать физические упражнения, определить дозировку и методику проведения. Врач и педагог обязаны на основе разностороннего учета изменений, происходящих в организме человека под влиянием физических упражнений, предвидеть результаты занятий и правильно планировать работу по физическому воспитанию. Взрослые и дети школьного возраста могут сами вести наблюдения за своим самочувствием как во время занятий, так ii после них. Эти данные затем используются при анализе проводимых занятий. Принцип оздоровительной направленности советской системы физического воспитания требует повседневного содружества врача, педагога и самого занимающегося. Принципы советской системы физического воспитания тесно связаны между собой. Ведущим является принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой, так как он отражает цель физического воспитания в нашей стране. Принцип всестороннего развития личности выражает одну из главных задач коммунистического общества — формирование людей со всесторонне развитыми способностями. Первые два принципа могут быть реализованы в том случае, если при осуществлении физического воспитания будет проявляться забота о здоровье* занимающихся. Таким образом, задачи физического воспитания будут решаться правильно, если педагогический процесс строится с учетом всех трех принципов. § 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗВЕНЬЕВ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Физическое воспитание в СССР осуществляется в государственных учреждениях и общественно-самодеятельных физкультурных организациях. В государственных учреждениях (родильные дома, ясли, детские сады, средние школы, школы-интернаты, школы ФЗО, средние специальные и высшие учебные заведения, армия и флот, санатории, дома отдыха, лечебные учреждения и др.) физическое воспитание предусматривается как обязательный составной элемент всестороннего развития. К общественно-самодеятельным физкультурным организациям относятся: 1. Физкультурные самостоятельные профсоюзные организации!, объединяющие рабочих, служащих, учащихся. Они строятся по производственному и территориальному принципу. Например, рабочие железнодорожного транспорта имеют свое добровольное спортивное общество «Локомотив»; спортсмены вузов объединяются в студенческое общество «Буревестник»; учащиеся профессионально технических училищ — в общество «Динамо» и «Трудовые резервы» и др. 2. Общество «Урожай» объединяющее сельских физкультурников совхозов и колхозов. 3. Ведомственные спортивные общества: «Динамо», «Трудовые резервы» и др. 4. Спортивные организации военнослужащих в военных округах и на флотах. Большая работа по физической культуре и спорту проводится в организациях ДОСААФ. Разнообразные формы имеет физическое воспитание в семье. Внедрение физкультуры в быт требует повышения физкультурной грамотности каждого человека. Эта задача решается дошкольными учреждениями, школами, вузами и общественными физкультурными организациями, коллективами физической культуры, спортивными клубами, университетами здоровья, а также путем самообразования. Единство государственных и общественных организаций, осуществляющих физическое воспитание, является специфической особенностью советской системы. Это единство обусловлено ее общенародным характером. В звеньях советской системы физического воспитания осуществляется преемственность задач, содержания, форм занятий, нормативных требований к физиче-ской подготовленности занимающихся. Результаты работы учитываются и оцениваются при помощи системы нормативов — последовательно нарастающих требований, начиная от программных показателей для детей раннего возраста. Основу нормативной оценки результатов физического воспитания составляет Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Комплекс ГТО впервые был введен в 1931 году по инициативе Ленинского комсомола. По мере совершенствования физического воспитания в нашей стране в комплекс несколько раз вносились изменения. С 1 марта 1972 года введен в действие новый комплекс ГТО, который призван способствовать формированию морального и духовного облика советских людей, их всестороннему гармоническому развитию, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, подготовке населения к высокопроизводительному труду и защите Родины. Система работы по комплексу ГТО будет содействовать внедрению физической культуры в повседневную жизнь советских людей, вовлечению в регулярные занятия физической культурой и спортом людей разного возраста, массовому развитию спорта и воспитанию спортивных талантов. Комплекс ГТО строится по возрастному принципу и состоит из 5 ступеней: I ступень — «Смелые и ловкие» (для мальчиков и девочек II ступень — «Спортивная смена» (подростки 14—15 лет) III ступень — «Сила и мужество» (юноши и девушки 16— IV ступень — «Физическое совершенство» (для мужчин V ступень — «Бодрость и здоровье» (для мужчин 40—49 и Каждая ступень комплекса ГТО состоит из двух разделов: требования и нормы. Раздел требований предусматривает изучение основных положений советской системы физического воспитания, овладение навыками личной и общественной гигиены, выполнение утренней гигиенической гимнастики, освоение правил и приемов защиты от оружия массового поражения. Раздел норм включает упражнения, определяющие уровень развития физических качеств человека (сила, выносливость, быстрота, ловкость), а также упражнения, способствующие овладению прикладными двигательными навыками (бег, прыжки в длину, в высоту, метание, плавание, лыжи и др.).
![]() |