Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТА­НИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГО­ГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ 2 часть



В этом комплексе научных знаний центральное место принад­лежит учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

0 единстве организма и с р еды. Одним из главных
проявлений единства организма и среды является приспособление этого организма к условиям своего существования, определяемое И. П. Цавловым как уравновешивание организма с
внешней средой.

И. П. Павлов рассматривает это уравновешивание как «ос­новной закон жизни» и указывает, что «вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, -есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды1.

Индивидуальные приспособления очень многообразны. Они возникают в условиях естественной жизни и могут вырабаты­ваться человеком специально, преднамеренно.

В основе индивидуальных приспособлений заключено весьма важное свойство живых организмов, а также и человека, — из­менять в определенных пределах интенсивность и самый харак­тер физиологических процессов при изменении условий внешней среды. Так, в жаркую погоду, когда повышается температура внешнем"! среды, у человека усиливается деятельность потовых желе:?, расширяются сосуды кожи. Дальнейшее испарение пота связывается с охлаждением поверхности тела и крови, которая протекает через расширенные сосуды кожи. Тем самым отдача тепла возрастает. При снижении температуры внешней среды (вода, воздух), наоборот, наблюдается сужение сосудов кожи, что предохраняет от большой потери тепла. При этом возраста-

1 И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. III, кн. 1. М., 1951, стр. 124—125.

от интенсивность окислительных процессов, главным образом в печени и мышцах. А в результате в том и другом случае темпе­ратура тела сохраняется на нужном для жизни уровне.

Организм человека с момента своего рождения соприкасает­ся с воздействием внешней среды, и с этого момента начинается его взаимодействие с этой средой, возникает способность к приспособлению, уравновешиванию. Однако ввиду беспомощнос­ти ребенка взрослые, учитывая новую сферу его внешнего окру­жения по сравнению с внутриутробной, создают для него наибо­лее благоприятные условия, содействующие оптимальному при­способлению к новым условиям существования и жизни.

Для физического воспитания чрезвычайно важной является проблема повышения или расширения функциональных возмож­ностей человека.

Известно, что физическое воспитание человека связано с оп­ределенным режимом, закаливанием организма, формировани­ем двигательных и спортивных навыков. Систематические заня­тия утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими про­цедурами (обтирание, обливание и т. п.), физкультурные заня­тия, игры, спорт в условиях пониженной температуры воздуха, воды — все это повышает устойчивость организма к изменени­ям внешней среды, усиливает работу нервной системы, улучшает работу сердца и легких, работоспособность мышц, вызывает

положительные эмоции.

Становится понятным, что закаливание и физические упраж­нения содействуют расширению функциональных возможностей организма человека (ребенка). Возникающие же в процессе это-го закаленность и определенная тренированность будут пред­ставлять собой индивидуальные приспособления каждого к из­меняющейся внешней среде.

Говоря о приспособлении человеческого организма, уравно­вешивании его в окружающей среде, следует особо выделить социальную среду, имеющую ведущее значение для развития человеческого мозга, его высшей нервной деятельности и обу­словливающую ее.

Индивидуальное приспособление человека в процессе обще­ственно-трудовой деятельности, а ребенка в процессе семейного и общественного воспитания осуществляется по принципу услов-норефлекторных временных связей, через вторую сигнальную систему во взаимодействии с первой. При этом второсигнальные раздражители оказывают определяющее влияние как на физио­логические процессы, протекающие во всех тканях и внутренних органах человека, так и на его поведение в целом.

К индивидуальному приспособлению человека (ребенка) в

окружающей социальной среде могут быть отнесены различные

навыки, образующиеся привычки, установленный жизненный

режим и вся дисциплина поведения, основанные на сознательном отношении к требованиям окружающей жизни.

Проявлением индивидуального приспособления являются также случаи восстановления двигательных функций (при трав­ме конечностей), иммунитет после инфекционной болезни, при­способление к обучению и к общественной жизни (глухонемых от рождения или слепых).

В трудах И. П. Павлова подчеркивается: «...грандиозная сложность высших, как и низших организмов остается сущест­вовать как целое только до тех пор, пока все ее составляющее тонко и точно связано, уравновешенно между собой и с окру­жающими условиями»1. Это положение И. П. Павлова под­тверждается многими примерами2.

Так, развивающаяся близорукость у ребенка при неблагопри­ятных внешних условиях может явиться причиной нарушения осанки (ребенок часто сидит согнувшись у стола, рассматривая, например, картинки в книге). Нарушение осанки может привести к патологическим изменениям в организме: ухудшается подвиж­ность грудной клетки, вызывая поверхностное дыхание; затруд­няется опускание диафрагмы при вдохе, это влияет на работу сердечно-сосудистой системы, понижая присасывающую силу крови в легких при вдохе и уменьшая опору сердца на диафраг­му; ухудшение процессов дыхания и кровообращения влияет на работу органов пищеварения (возникают застойные явления), и это нарушает обмен веществ; нарушение обмена ухудшает пита­ние нервной системы, что ведет к быстрой утомляемости, пони­жает психическое и физическое развитие ребенка.

Описанный пример наглядно демонстрирует нарушение гар­монии и целостности человеческого организма, показывает при­чины этого нарушения и в то же время неразрывную взаимо­связь физических и психических процессов.

Об условнорефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности позволяет правильно анализировать используемую в практике физического воспитания систему мероприятий и ее влияние на возникающие сложные процессы в организме и перестройку его функций.

Вся деятельность человека в процессе физического воспита­ния (гимнастика, игры, спорт и т. д.), как и любая другая, зави­сит от высшей нервной деятельности. Овладение элементарными двигательными навыками, и в конечном счете сложными спор­тивными, определяется образованием новой системы деятельно­сти коры больших полушарий.

Учение II. П. Павлова о системности, динамическом стереоти­пе объясняет процесс образования и совершенствования двига-

1 И. П. Павлов. Избранные труды. М., Изд-во АПН РСФСР, 1951,
стр. 161.

2 См. главу об осанке, написанную Г. М. Кр.чк- ч иге Л. И. Чу-
лишшй «Гигиена дошкольного возраста». М., Учпедгиз, Ш18, стр. 129.

тельных и спортивных навыков, помогает уяснить его законо­мерности.

При формировании двигательного навыка наблюдаются последовательные взаимосвязанные стадии.

Первая стадия характерна иррадиированием раздражения, рассеиванием возбуждения в центральной нервной системе. В си­лу этого в работу включаются многие мышечные группы, кото­рые несущественны для выполнения данного движения. При этом в деятельности опорно-двигательного аппарата и внутренних органов (дыхание, кровообращение) отсутствует необходимая согласованность. Функциональные связи между центрами раз­личных систем, которые осуществляют движение, еще не уточне­ны. Эти явления характеризуют фазу генерализации, обобщен­ность условных рефлексов.

Во второй стадии происходит процесс специализации услов­ного рефлекса или его уточнение. На этой стадии постепенно развивается внутреннее торможение, которое ограничивает широко распространившийся процесс возбуждения (как бы стягивая его к исходному пункту). Вначале у человека (ребенка) наблюдается некоторая скованность движений, а затем в силу взаимодействия возбуждения и торможения эти процессы сосредоточиваются в определенных клетках коры головного мозга, что в свою очередь приводит к более точной и быстрой смене их но времени, которая определяет согласованность и точность движения. На этой стадии постепенно образуется динамический стереотип — комплекс положительных и отрицательных условных рефлексов, развивающихся в определенной последовательности, или слаженная уравновешенная система внутренних процессов. Третью стадию образования сложной системы временных связей характеризует упрочение динамического стереотипа, стабилизация двигательного навыка.

Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования сложного цепного условного рефлекса на объ­единенный раздражитель, который образуется при взаимодействии первой и второй сигнальных систем коры больших полушарий с преобладающим значением второй сигнальной системы. Практически при этом в процессе обучения огромное значение слово педагога. Оно является более сильным раздражителем по сравнению со всем комплексом ощущений, возник­ших в двигательном анализаторе. В это время в коре головного мозга образуются временные связи между многочисленными нервными центрами, деятельность различных систем и орга­нов — воспринимающих, двигательных и вегетативных — становится согласованной.

Большое значение при тренировочных занятиях физически­ми упражнениями имеет эмоциональное (стартовое) состояние, характеризуется средней оптимальной возбудимостью, обеспечивает возникновение новых двигательных услов-

 

ных рефлексов и воспроизведение старых, уже образованных ранее. Начало каждого занятия физическими упражнениями характерно возникновением эмоционального состояния (основы стартового состояния). Человек испытывает особый комплекс ощущений. При этом большую роль играет эмоциональное слово педагога, влияющее на вторую сигнальную систему человека (ребенка), повышающего готовность к предстоящей двигатель­ной деятельности, решению новых задач.

Занятие физическими упражнениями начинается с вводной части (разминка), подготавливающей организм человека к пред­стоящему мышечному напряжению. Основной задачей ее являет­ся создание оптимальной возбудимости в коре больших полу­шарий.

Таким образом, эмоциональное состояние человека (старто­вое) и двигательная деятельность в начале занятия (разминка) взаимосвязаны: первое является начальной фазой оптимальной возбудимости, а вторая — поддерживающей возникновение при эмоциональном состоянии и состоянии оптимальной возбудимо­сти, подвижности нервных процессов.

Постепенно, в связи с перестройкой физиологических функ­ций организм врабатывается и в основной части занятия до­стигает наиболее высокого уровня работоспособности. Одно­временно повышается работоспособность нервной системы, возбудимость нервных центров, их мобильность, подвижность нервных процессов и упорядочивается согласованность в дея­тельности всех систем и органов. Это проявляется у человека в нахождении правильного ритма работы и появлении чувства удовольствия от общей согласованности движений. К концу занятия работоспособность естественно снижается. Весь этот процесс характерен сложными перестройками в функциональ­ной деятельности организма и психике человека, которые обеспечивают наилучшие возможности для траты энергии.

Работоспособность организма сохраняется дольше, если в процессе занятия создается естественный отдых для работаю­щих групп мышц (например, чередование правой и левой руки при метании, чередование рук и ног при упражнениях на снаря­дах, кратковременность бега и т. д.).

Очень важным в теории физического воспитания является вопрос о механизме развития у человека физических качеств (двигательных способностей): быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Они понимаются как отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.

Физические качества, находящиеся в зависимости от вида двигательной деятельности, развиваются на основе общего по­вышения функциональных возможностей организма. Развитие физических качеств человека представляет собой совершенство­вание деятельности всех систем организма, которые осуществля­ют или обеспечивают движение. Ведущую роль в этом сложном

процессе играет центральная нервная система с ее высшим отделом — корой головного мозга.

Одним из решающих факторов в совершенствовании физиче­ских качеств является процесс развития и уточнения характера нервных процессов — силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и других компонентов.

Для примера остановимся на развитии быстроты движения.

Быстрота понимается как комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигатель­ной реакции.

Как развивается это качество у человека? Наблюдения показывают, что быстрые резкие движения характерны быстро возникающим и сильно нарастающим мышечным сокращением, которое обусловливается соответствующей силой раздражения и достаточной частотой нервных импульсов.

Для скоростных движений характерна очень частая смена сокращения и расслабления мышечных групп, которая вызывает необходимость частой смены процессов возбуждения и торможе­ния в одних и тех же пунктах коры больших полушарий и под­корковых центрах. А это делается возможным при достаточно высокой функциональной подвижности процессов в коре голов­ного мозга.

Таким образом, одним из важных факторов, который опре­деляет скоростные возможности человека, является высокая функциональная подвижность клеток коры больших полушарий головного мозга.

В неразрывной связи с нервными процессами в центральной нервной системе происходят соответствующие функциональные и морфологические изменения в периферических органах.

«Воспитание физического качества быстроты осуществляется в процессе формирования и совершенствования соответствующих двигательных навыков, т. е. в единстве с процессом обучения. Этот процесс совершается при ведущей активности второй сиг­нальной системы под влиянием сложной системы социальных и природных воздействий»1. Развитие качества быстроты осуще­ствляется в единстве с развитием других — ловкости, силы, вы­носливости, гибкости.

0 типах высшей нервной деятельности. Чрезвычайно важным в теории физического воспитания является вопрос
о типах высшей нервной деятельности человека.

Современная эпоха требует от человека любой профессии развития физических качеств, двигательных навыков и интел­лектуальных способностей.

Физическое воспитание в нашей стране осуществляется с

1 А. Н. Крестовников. Учение И. П. Павлова о высшей нервной дея­тельности — естественнонаучная основа физического воспитания. 1953, стр. 28.

раннего детства. Учитывая определенное значение врожденных наследственных факторов, советская педагогика направляет воспитательный процесс таким образом, чтобы ослабить или ликвидировать неблагоприятные для развития личности черты и, наоборот, сделать устойчивыми положительные задатки.

В связи с этим вопрос о проявляющихся типах высшей нерв­ной деятельности человека (ребенка) является одним из важней­ших в физическом воспитании.

Типы высшей нервной деятельности определяются И. П. Павловым как «те или другие комплексы основных свойств нервной системы»1. Следуя павловской дифференциации типов, пишет Н. И. Красногорский, мы на основании исследования, безуслов­ных, условных, и в частности речевых, рефлексов различаем четыре основных типа.

Первый — сильный, оптимально-возбудимый, уравновешен­ный, быстрый (сангвинический). У сангвиников все отделы го­ловного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимо­действии. Такие люди и в детском возрасте превосходно приспо­сабливают свои инстинкты, аффекты и эмоции к постоянно изме­няющимся условиям окружающей среды. Вся деятельность го­ловного мозга сангвиника характеризуется преобладающим со­стоянием оптимальной возбудимости. Деятельность коры обла­дает высокой подвижностью. Дети-сангвиники отличаются хоро­шим поведением, живым темпераментом.

Второй тип — сильный, оптимально-возбудимый, уравнове­шенный, медлительный (флегматичный)—встречается у детей также с сильной нервной системой. Условнорефлекторные связи образуются у них с нормальной скоростью. Тормозные реакции отличаются прочностью и высокой дифференцированностью.

Дети-флегматики легко удовлетворяют требованиям внешней и социальной среды, имеют отличное поведение, успешно учатся в школе. Можно предполагать, что и в дальнейшей жизни, обще­ственно-трудовой деятельности люди, относящиеся к этим двум типам, успешно будут проявлять свои способности и строить личные взаимоотношения в соответствии с моральной этикой.

Третий тип — сильный, повышенно-возбудимый, неуравнове­шенный, безудержный (холерический)—характеризуется силь­ными условными рефлексами, которые, однако, часто сменяются подкорковыми реакциями. Временное преобладание подкорковых влияний особенно резко выступает при возбуждениях и трудно­стях в приспособлении к среде. Дети-холерики учатся обычно удовлетворительно, но им трудно приспосабливать поведение и эмоциональные реакции к требованиям школы. Воспитание их представляет значительные трудности и требует длительного педагогического воздействия, усиления тормозных реакций.

1 И. П. Павлов. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Избр. труды. М., Учпедгиз, 1950, стр. 199.

Четвертый тип — слабый, энергетическийили пониженно-воз­будимый.

У детей этого типа пониженная корковая деятельность соче­тается с понижением всей инстинктивной и эмоциональной жизни. Они быстро утомляются и перестают реагировать на раздраже­ния, как только последние становятся более интенсивными или продолжительными. Обобщенные иррадиации, в особенности тормозного процесса, и понижение процессов концентрации и индукции являются характерными чертами динамической дея- тельности головного мозга. У этих детей деятельность первой и второй сигнальных систем понижена1.

В процессе физического воспитания детей дифференциация типов высшей нервной деятельности должна быть учтена педаго­гом в целях осуществления индивидуального подхода, обеспече­ния оптимальных условий режима, закаливания, двигательной деятельности, направленных на ослабление неблагоприятных показателей, и развития, укрепления положительных сил.

Советские физиологи на основе исследований утверждают возможность изменения типа нервной системы под влиянием окружающей воспитательной среды. Закаливающие процедуры укрепляют нервную систему и улучшают ее деятельность, физиче­ские упражнения, игры вызывают эмоциональный подъем, энер­гию, усиливают кровообращение, повышают работу сердца и кровоснабжение мозга. Подбадривающее или сдерживающее слово педагога через вторую сигнальную систему влияет на психику ребенка: у одних попытает веру в себя, в свои силы, у других — сознание необходимости ограничить свое поведение в соответствии с предъявленными требованиями. Большое значе­ние имеет правильное чередование умственной и физической деятельности, компенсирующее недостаточно сильные нервные процессы.

Итак, сила и подвижность нервных процессов, так же как их уравновешенность могут быть изменяемы путем соответствую­щего воспитания, тренировки. Поэтому так важно своевремен­ное целенаправленное воспитание с ранних детских лет.

§ 4. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕРЕДОВОЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Советская теория физического воспитания развивается на основе современных научных исследований и передовой практики физического воспитания.

Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят в глубь многовековой русской народной педагогики.

1 См.: И И. Красногорский. Высшая нервная деятельность ребенка., I958, стр. 215—222.

 

Исторические материалы свидетельствуют о том, что уже во второй половине XVII пока передовые мысли о физическом воспитании детей высказывал Епифаний Словенецкий: правиль­ное физическое воспитание, по его мнению, должно сочетаться с закаливанием организма ребенка и пребыванием его на возду­хе. В дальнейшем прогрессивные общественные деятели И. И. Бец­кой, Н. И. Новиков, А, Н. Радищев рассматривали физическое развитие в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.

Большое значение для разработки вопросов физического воспитания имели высказывания русских революционных демо­кратов: А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Они определяли физическое воспитание как часть всестороннего воспитания, показали его связь с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим. Цель физического воспитания они видели в развитии физических сил и укреплении здоровья ребенка путем систематических упражнений, игр, прогулок и закаливания организма. Важную роль при этом они отводили режиму, выражающемуся в чередо­вании труда и отдыха, нормализации сна, питания.

К. Д. Ушинский также уделял большое внимание играм, пре­быванию детей на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания.

Считая наши русские народные игры могущественным сред­ством воспитания, К. Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей.

Большую воспитательную ценность имеют, по мнению К- Д.- Ушинского, коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие «первые ассо­циации общественных отношений».

К- Д. Ушинский предъявлял высокие требования к педагогам, считая, что они обязаны знать такие науки, как анатомия, физио­логия, психология, педагогика, чтобы не делать ошибок в руко­водстве ребенком.

Высказывания прогрессивных деятелей, работы ученых, врачей послужили предпосылкой к созданию русской теории физического воспитания.

Основоположником оригинальной и стройной теории физиче­ского воспитания в России является П. Ф. Лесгафт. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины и хирургии, П. Ф. Лесгафт принадлежал к числу передовых людей своего времени.

Мировоззрение П. Ф. Лесгафта складывалось в 60-е годы XIX века, когда идеи революционных демократов Н. Г. Черны­шевского и Н. А. Добролюбова захватили передовую интеллиген­цию, к которой принадлежал Лесгафт. Ему были близки научные высказывания крупнейшего физиолога-материалиста И.М.Сече­нова, выдающегося хирурга и педагога Н. И. Пирогова. Высоко оценивал он достижения школы молодого И. П. Павлова.

Научно-материалистические взгляды П. Ф. Лесгафта легли в основу его педагогической системы, главное место в которой занимает теория физического образования. П. Ф. Лссгафтом разработана целостная система физических упражнений для детей, которая рассматривается автором во взаимосвязи с физи­ческим воспитанием (гигиеническое и оздоровительное значение физических упражнений)1.

( В основу подбора физических упражнений П. Ф. Лесгафт положил анатомо-физиологические и психологические особен­ности возраста детей, постепенность усложнения и разнообразие упражнений. Он стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма человека, способствовала посте­пенной тренировке его физических сил.

Физическое развитие человека П. Ф. Лесгафт признавал толь­ко во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием и трудовой деятельностью. Процесс выполнения физи­ческих упражнений Лесгафт рассматривает как единый одно­временный процесс духовного и физического совершенствования.

Основной задачей при обучении упражнениям Лесгафт считает воспитание сознательного отношения, дающее возмож­ность выполнять большую работу с меньшей затратой сил и преодолевать встречающиеся трудности.

П. Ф. Лесгафт требует от учителя систематической подготов­ки к занятиям. В процессе обучения учитель должен преду­смотреть постепенное увеличение физиологической нагрузки, смену упражнений и их разнообразие.

Лесгафт подчеркивает значение слова, обращенного к созна­нию ребенка, исключающее механическое подражание показу.

П. Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр.

Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни». В этих играх он приобретает навыки, привычки, у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они играют большую воспита­тельную роль. Игры развивают моральные качества — дисципли­ну, честность, правдивость, выдержку. П. Ф. Лесгафт рассматри­вает игру как ценнейшее средство воспитания личности ребенка.

Теория П. Ф. Лесгафта явилась прочным фундаментом для дальнейшего развития науки о физическом воспитании детей.

Ученик П. Ф. Лесгафта врач-педиатр и гигиенист, профессор В. В. Гориневский в своей врачебно-педагогической деятельности и печатных трудах развил и углубил учение П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании.

1 См.: П. Ф. Лесгафт. Руководство по физическому образованию де­тей школьного возраста. Избр. пед. соч. т. 2, М., Изд-во АПН РСФСР, 1952

Деятельность В. В. Гориневского охватывает период с 80—90-х годов и продолжается в течение 20 лет после Октябрьской револю­ции. На базе научных исследований он разрабатывает вопросы физического воспитания, гигиены физических упражнений, зака­ливания организма, лечебной физической культуры.

, В. В. Гориневский является основоположником врачебного и педагогического контроля за осуществлением занятий физиче­скими упражнениями и спортом в России. Опираясь на принципы П. Ф. Лесгафта в подборе упражнений, В. В. Гориневский опре­деляет специфические особенности физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека. Он рекомендует физические упражнения от пассивной гимнастики для грудных детей, осуществляемой взрослым, к активной гимнастике детей ^кольного возраста.

Если П.Ф. Лесгафт как основоположник физического образо­вания в России, заложил научную основу физического воспита­ния молодого поколения, то продолжатель его дела — В. В. Гори­невский развил на этой основе возрастную специфику физического воспитания и физкультуры с учетом новых задач и требований социалистического общества. Им написана книга «Физическая культура дошкольного возраста».

Е. А, Аркин, профессор, действительный член Академии педа­гогических паук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист, продолжает идеи П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Среди большого числа его трудов по вопросам дошкольной педагогики, анатомии, физиологии и гигиены особым признанием пользова­лась фундаментальная книга «Дошкольный возраст», и сейчас сохраняющая свое значение.

Большой вклад в педиатрию и педагогику дошкольного воз­раста внесла профессор, доктор медицины Л. И. Чулнцкая.

Л. И, Чулицкая развивала направление выдающегося ученого-педиатра И. П. Филатова и продолжала углублять педагогиче­ские основы П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Опираясь на научные данные об аиатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, она определила гигиенические нормы их воспитания и обучения и ввела эти нормы в практику детского сада. Л. И. Чулицкой написано свыше 50 научных работ по воп­росам гигиены, закаливания, об особенностях детей дошколь­ного возраста.

Большая роль в области физического воспитания детей до­школьного возраста принадлежит врачу и педагогу Е. Г. Леви-Гориневской. Продолжая линию своих предшественников, она вносит значительный вклад в развитие теории и практики физи­ческого воспитания.

Из опубликованных ею работ наибольшую популярность приобрела книга «Закаливание организма ребенка», написанная в соавторстве с А. И. Быковой, а также ее последняя работа «Развитие основных движений у детей дошкольного возраста»,

За последние годы в области физического воспитания детей проведено значительное количество научных исследований, защи­щены диссертации, посвященные научному обоснованию режима дня, формированию двигательных навыков детей раннего и до­школьного возраста, воспитательному значению подвижных игр и их правил, спортивных видов физических упражнений (плавание, лыжи др.).

Результаты исследований оказывают значительное влияние на развитие теории и практики физического воспитания детей а отражаются в программах, в создаваемых учебниках и учебных пособиях. Авторами их являются научные работники научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.

На развитие теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста значительное влияние оказали научно-методические работы Н.А. Метлова, заложившего основы утрен­ней гимнастики в детских садах, М. М. Конторович, Л. И. Михай­ловой, А. И. Быковой и многих других.

Значительный вклад в развитие отдельных вопросов физиче­ского воспитания детей вносит опубликованный в печати лучший опыт практических работников (Н. Ы. Кильпио, Ы. Г. Кожевни­кова и др.). В статьях педагогов, методистов, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» (В. И. Васюкова, Л. Урбанская, К. А. Павлидис и др.)» раскрываются творческие поиски лучшей организации закаливания, обучения детей физи­ческим упражнениям на физкультурных занятиях, методики проведения подвижных игр и т. д.

Дальнейшее развитие современных проблем теории физиче­ского воспитания детей дошкольного возраста связано с требо­ваниями общественной жизни.



Просмотров 3908

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!