![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ 2 часть
В этом комплексе научных знаний центральное место принадлежит учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. 0 единстве организма и с р еды. Одним из главных И. П. Павлов рассматривает это уравновешивание как «основной закон жизни» и указывает, что «вся жизнь от простейших до сложнейших организмов, включая, конечно, и человека, -есть длинный ряд все усложняющихся до высочайшей степени уравновешиваний внешней среды1. Индивидуальные приспособления очень многообразны. Они возникают в условиях естественной жизни и могут вырабатываться человеком специально, преднамеренно. В основе индивидуальных приспособлений заключено весьма важное свойство живых организмов, а также и человека, — изменять в определенных пределах интенсивность и самый характер физиологических процессов при изменении условий внешней среды. Так, в жаркую погоду, когда повышается температура внешнем"! среды, у человека усиливается деятельность потовых желе:?, расширяются сосуды кожи. Дальнейшее испарение пота связывается с охлаждением поверхности тела и крови, которая протекает через расширенные сосуды кожи. Тем самым отдача тепла возрастает. При снижении температуры внешней среды (вода, воздух), наоборот, наблюдается сужение сосудов кожи, что предохраняет от большой потери тепла. При этом возраста- 1 И. П. Павлов. Поли. собр. соч., т. III, кн. 1. М., 1951, стр. 124—125. от интенсивность окислительных процессов, главным образом в печени и мышцах. А в результате в том и другом случае температура тела сохраняется на нужном для жизни уровне. Организм человека с момента своего рождения соприкасается с воздействием внешней среды, и с этого момента начинается его взаимодействие с этой средой, возникает способность к приспособлению, уравновешиванию. Однако ввиду беспомощности ребенка взрослые, учитывая новую сферу его внешнего окружения по сравнению с внутриутробной, создают для него наиболее благоприятные условия, содействующие оптимальному приспособлению к новым условиям существования и жизни. Для физического воспитания чрезвычайно важной является проблема повышения или расширения функциональных возможностей человека. Известно, что физическое воспитание человека связано с определенным режимом, закаливанием организма, формированием двигательных и спортивных навыков. Систематические занятия утренней гимнастикой в сочетании с закаливающими процедурами (обтирание, обливание и т. п.), физкультурные занятия, игры, спорт в условиях пониженной температуры воздуха, воды — все это повышает устойчивость организма к изменениям внешней среды, усиливает работу нервной системы, улучшает работу сердца и легких, работоспособность мышц, вызывает положительные эмоции. Становится понятным, что закаливание и физические упражнения содействуют расширению функциональных возможностей организма человека (ребенка). Возникающие же в процессе это-го закаленность и определенная тренированность будут представлять собой индивидуальные приспособления каждого к изменяющейся внешней среде. Говоря о приспособлении человеческого организма, уравновешивании его в окружающей среде, следует особо выделить социальную среду, имеющую ведущее значение для развития человеческого мозга, его высшей нервной деятельности и обусловливающую ее. Индивидуальное приспособление человека в процессе общественно-трудовой деятельности, а ребенка в процессе семейного и общественного воспитания осуществляется по принципу услов-норефлекторных временных связей, через вторую сигнальную систему во взаимодействии с первой. При этом второсигнальные раздражители оказывают определяющее влияние как на физиологические процессы, протекающие во всех тканях и внутренних органах человека, так и на его поведение в целом. К индивидуальному приспособлению человека (ребенка) в окружающей социальной среде могут быть отнесены различные навыки, образующиеся привычки, установленный жизненный режим и вся дисциплина поведения, основанные на сознательном отношении к требованиям окружающей жизни. Проявлением индивидуального приспособления являются также случаи восстановления двигательных функций (при травме конечностей), иммунитет после инфекционной болезни, приспособление к обучению и к общественной жизни (глухонемых от рождения или слепых). В трудах И. П. Павлова подчеркивается: «...грандиозная сложность высших, как и низших организмов остается существовать как целое только до тех пор, пока все ее составляющее тонко и точно связано, уравновешенно между собой и с окружающими условиями»1. Это положение И. П. Павлова подтверждается многими примерами2. Так, развивающаяся близорукость у ребенка при неблагоприятных внешних условиях может явиться причиной нарушения осанки (ребенок часто сидит согнувшись у стола, рассматривая, например, картинки в книге). Нарушение осанки может привести к патологическим изменениям в организме: ухудшается подвижность грудной клетки, вызывая поверхностное дыхание; затрудняется опускание диафрагмы при вдохе, это влияет на работу сердечно-сосудистой системы, понижая присасывающую силу крови в легких при вдохе и уменьшая опору сердца на диафрагму; ухудшение процессов дыхания и кровообращения влияет на работу органов пищеварения (возникают застойные явления), и это нарушает обмен веществ; нарушение обмена ухудшает питание нервной системы, что ведет к быстрой утомляемости, понижает психическое и физическое развитие ребенка. Описанный пример наглядно демонстрирует нарушение гармонии и целостности человеческого организма, показывает причины этого нарушения и в то же время неразрывную взаимосвязь физических и психических процессов. Об условнорефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности позволяет правильно анализировать используемую в практике физического воспитания систему мероприятий и ее влияние на возникающие сложные процессы в организме и перестройку его функций. Вся деятельность человека в процессе физического воспитания (гимнастика, игры, спорт и т. д.), как и любая другая, зависит от высшей нервной деятельности. Овладение элементарными двигательными навыками, и в конечном счете сложными спортивными, определяется образованием новой системы деятельности коры больших полушарий. Учение II. П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двига- 1 И. П. Павлов. Избранные труды. М., Изд-во АПН РСФСР, 1951, 2 См. главу об осанке, написанную Г. М. Кр.чк- ч иге Л. И. Чу- тельных и спортивных навыков, помогает уяснить его закономерности. При формировании двигательного навыка наблюдаются последовательные взаимосвязанные стадии. Первая стадия характерна иррадиированием раздражения, рассеиванием возбуждения в центральной нервной системе. В силу этого в работу включаются многие мышечные группы, которые несущественны для выполнения данного движения. При этом в деятельности опорно-двигательного аппарата и внутренних органов (дыхание, кровообращение) отсутствует необходимая согласованность. Функциональные связи между центрами различных систем, которые осуществляют движение, еще не уточнены. Эти явления характеризуют фазу генерализации, обобщенность условных рефлексов. Во второй стадии происходит процесс специализации условного рефлекса или его уточнение. На этой стадии постепенно развивается внутреннее торможение, которое ограничивает широко распространившийся процесс возбуждения (как бы стягивая его к исходному пункту). Вначале у человека (ребенка) наблюдается некоторая скованность движений, а затем в силу взаимодействия возбуждения и торможения эти процессы сосредоточиваются в определенных клетках коры головного мозга, что в свою очередь приводит к более точной и быстрой смене их но времени, которая определяет согласованность и точность движения. На этой стадии постепенно образуется динамический стереотип — комплекс положительных и отрицательных условных рефлексов, развивающихся в определенной последовательности, или слаженная уравновешенная система внутренних процессов. Третью стадию образования сложной системы временных связей характеризует упрочение динамического стереотипа, стабилизация двигательного навыка. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования сложного цепного условного рефлекса на объединенный раздражитель, который образуется при взаимодействии первой и второй сигнальных систем коры больших полушарий с преобладающим значением второй сигнальной системы. Практически при этом в процессе обучения огромное значение слово педагога. Оно является более сильным раздражителем по сравнению со всем комплексом ощущений, возникших в двигательном анализаторе. В это время в коре головного мозга образуются временные связи между многочисленными нервными центрами, деятельность различных систем и органов — воспринимающих, двигательных и вегетативных — становится согласованной. Большое значение при тренировочных занятиях физическими упражнениями имеет эмоциональное (стартовое) состояние, характеризуется средней оптимальной возбудимостью, обеспечивает возникновение новых двигательных услов-
ных рефлексов и воспроизведение старых, уже образованных ранее. Начало каждого занятия физическими упражнениями характерно возникновением эмоционального состояния (основы стартового состояния). Человек испытывает особый комплекс ощущений. При этом большую роль играет эмоциональное слово педагога, влияющее на вторую сигнальную систему человека (ребенка), повышающего готовность к предстоящей двигательной деятельности, решению новых задач. Занятие физическими упражнениями начинается с вводной части (разминка), подготавливающей организм человека к предстоящему мышечному напряжению. Основной задачей ее является создание оптимальной возбудимости в коре больших полушарий. Таким образом, эмоциональное состояние человека (стартовое) и двигательная деятельность в начале занятия (разминка) взаимосвязаны: первое является начальной фазой оптимальной возбудимости, а вторая — поддерживающей возникновение при эмоциональном состоянии и состоянии оптимальной возбудимости, подвижности нервных процессов. Постепенно, в связи с перестройкой физиологических функций организм врабатывается и в основной части занятия достигает наиболее высокого уровня работоспособности. Одновременно повышается работоспособность нервной системы, возбудимость нервных центров, их мобильность, подвижность нервных процессов и упорядочивается согласованность в деятельности всех систем и органов. Это проявляется у человека в нахождении правильного ритма работы и появлении чувства удовольствия от общей согласованности движений. К концу занятия работоспособность естественно снижается. Весь этот процесс характерен сложными перестройками в функциональной деятельности организма и психике человека, которые обеспечивают наилучшие возможности для траты энергии. Работоспособность организма сохраняется дольше, если в процессе занятия создается естественный отдых для работающих групп мышц (например, чередование правой и левой руки при метании, чередование рук и ног при упражнениях на снарядах, кратковременность бега и т. д.). Очень важным в теории физического воспитания является вопрос о механизме развития у человека физических качеств (двигательных способностей): быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Они понимаются как отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Физические качества, находящиеся в зависимости от вида двигательной деятельности, развиваются на основе общего повышения функциональных возможностей организма. Развитие физических качеств человека представляет собой совершенствование деятельности всех систем организма, которые осуществляют или обеспечивают движение. Ведущую роль в этом сложном процессе играет центральная нервная система с ее высшим отделом — корой головного мозга. Одним из решающих факторов в совершенствовании физических качеств является процесс развития и уточнения характера нервных процессов — силы, возбуждения и торможения, частоты нервных импульсов и других компонентов. Для примера остановимся на развитии быстроты движения. Быстрота понимается как комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Как развивается это качество у человека? Наблюдения показывают, что быстрые резкие движения характерны быстро возникающим и сильно нарастающим мышечным сокращением, которое обусловливается соответствующей силой раздражения и достаточной частотой нервных импульсов. Для скоростных движений характерна очень частая смена сокращения и расслабления мышечных групп, которая вызывает необходимость частой смены процессов возбуждения и торможения в одних и тех же пунктах коры больших полушарий и подкорковых центрах. А это делается возможным при достаточно высокой функциональной подвижности процессов в коре головного мозга. Таким образом, одним из важных факторов, который определяет скоростные возможности человека, является высокая функциональная подвижность клеток коры больших полушарий головного мозга. В неразрывной связи с нервными процессами в центральной нервной системе происходят соответствующие функциональные и морфологические изменения в периферических органах. «Воспитание физического качества быстроты осуществляется в процессе формирования и совершенствования соответствующих двигательных навыков, т. е. в единстве с процессом обучения. Этот процесс совершается при ведущей активности второй сигнальной системы под влиянием сложной системы социальных и природных воздействий»1. Развитие качества быстроты осуществляется в единстве с развитием других — ловкости, силы, выносливости, гибкости. 0 типах высшей нервной деятельности. Чрезвычайно важным в теории физического воспитания является вопрос Современная эпоха требует от человека любой профессии развития физических качеств, двигательных навыков и интеллектуальных способностей. Физическое воспитание в нашей стране осуществляется с 1 А. Н. Крестовников. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности — естественнонаучная основа физического воспитания. 1953, стр. 28. раннего детства. Учитывая определенное значение врожденных наследственных факторов, советская педагогика направляет воспитательный процесс таким образом, чтобы ослабить или ликвидировать неблагоприятные для развития личности черты и, наоборот, сделать устойчивыми положительные задатки. В связи с этим вопрос о проявляющихся типах высшей нервной деятельности человека (ребенка) является одним из важнейших в физическом воспитании. Типы высшей нервной деятельности определяются И. П. Павловым как «те или другие комплексы основных свойств нервной системы»1. Следуя павловской дифференциации типов, пишет Н. И. Красногорский, мы на основании исследования, безусловных, условных, и в частности речевых, рефлексов различаем четыре основных типа. Первый — сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый (сангвинический). У сангвиников все отделы головного мозга работают согласованно, в гармоническом взаимодействии. Такие люди и в детском возрасте превосходно приспосабливают свои инстинкты, аффекты и эмоции к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Вся деятельность головного мозга сангвиника характеризуется преобладающим состоянием оптимальной возбудимости. Деятельность коры обладает высокой подвижностью. Дети-сангвиники отличаются хорошим поведением, живым темпераментом. Второй тип — сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, медлительный (флегматичный)—встречается у детей также с сильной нервной системой. Условнорефлекторные связи образуются у них с нормальной скоростью. Тормозные реакции отличаются прочностью и высокой дифференцированностью. Дети-флегматики легко удовлетворяют требованиям внешней и социальной среды, имеют отличное поведение, успешно учатся в школе. Можно предполагать, что и в дальнейшей жизни, общественно-трудовой деятельности люди, относящиеся к этим двум типам, успешно будут проявлять свои способности и строить личные взаимоотношения в соответствии с моральной этикой. Третий тип — сильный, повышенно-возбудимый, неуравновешенный, безудержный (холерический)—характеризуется сильными условными рефлексами, которые, однако, часто сменяются подкорковыми реакциями. Временное преобладание подкорковых влияний особенно резко выступает при возбуждениях и трудностях в приспособлении к среде. Дети-холерики учатся обычно удовлетворительно, но им трудно приспосабливать поведение и эмоциональные реакции к требованиям школы. Воспитание их представляет значительные трудности и требует длительного педагогического воздействия, усиления тормозных реакций. 1 И. П. Павлов. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. Избр. труды. М., Учпедгиз, 1950, стр. 199. Четвертый тип — слабый, энергетическийили пониженно-возбудимый. У детей этого типа пониженная корковая деятельность сочетается с понижением всей инстинктивной и эмоциональной жизни. Они быстро утомляются и перестают реагировать на раздражения, как только последние становятся более интенсивными или продолжительными. Обобщенные иррадиации, в особенности тормозного процесса, и понижение процессов концентрации и индукции являются характерными чертами динамической дея- тельности головного мозга. У этих детей деятельность первой и второй сигнальных систем понижена1. В процессе физического воспитания детей дифференциация типов высшей нервной деятельности должна быть учтена педагогом в целях осуществления индивидуального подхода, обеспечения оптимальных условий режима, закаливания, двигательной деятельности, направленных на ослабление неблагоприятных показателей, и развития, укрепления положительных сил. Советские физиологи на основе исследований утверждают возможность изменения типа нервной системы под влиянием окружающей воспитательной среды. Закаливающие процедуры укрепляют нервную систему и улучшают ее деятельность, физические упражнения, игры вызывают эмоциональный подъем, энергию, усиливают кровообращение, повышают работу сердца и кровоснабжение мозга. Подбадривающее или сдерживающее слово педагога через вторую сигнальную систему влияет на психику ребенка: у одних попытает веру в себя, в свои силы, у других — сознание необходимости ограничить свое поведение в соответствии с предъявленными требованиями. Большое значение имеет правильное чередование умственной и физической деятельности, компенсирующее недостаточно сильные нервные процессы. Итак, сила и подвижность нервных процессов, так же как их уравновешенность могут быть изменяемы путем соответствующего воспитания, тренировки. Поэтому так важно своевременное целенаправленное воспитание с ранних детских лет. § 4. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПЕРЕДОВОЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ Советская теория физического воспитания развивается на основе современных научных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят в глубь многовековой русской народной педагогики. 1 См.: И И. Красногорский. Высшая нервная деятельность ребенка., I958, стр. 215—222.
Исторические материалы свидетельствуют о том, что уже во второй половине XVII пока передовые мысли о физическом воспитании детей высказывал Епифаний Словенецкий: правильное физическое воспитание, по его мнению, должно сочетаться с закаливанием организма ребенка и пребыванием его на воздухе. В дальнейшем прогрессивные общественные деятели И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А, Н. Радищев рассматривали физическое развитие в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием. Большое значение для разработки вопросов физического воспитания имели высказывания русских революционных демократов: А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Они определяли физическое воспитание как часть всестороннего воспитания, показали его связь с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим. Цель физического воспитания они видели в развитии физических сил и укреплении здоровья ребенка путем систематических упражнений, игр, прогулок и закаливания организма. Важную роль при этом они отводили режиму, выражающемуся в чередовании труда и отдыха, нормализации сна, питания. К. Д. Ушинский также уделял большое внимание играм, пребыванию детей на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания. Считая наши русские народные игры могущественным средством воспитания, К. Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей. Большую воспитательную ценность имеют, по мнению К- Д.- Ушинского, коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие «первые ассоциации общественных отношений». К- Д. Ушинский предъявлял высокие требования к педагогам, считая, что они обязаны знать такие науки, как анатомия, физиология, психология, педагогика, чтобы не делать ошибок в руководстве ребенком. Высказывания прогрессивных деятелей, работы ученых, врачей послужили предпосылкой к созданию русской теории физического воспитания. Основоположником оригинальной и стройной теории физического воспитания в России является П. Ф. Лесгафт. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины и хирургии, П. Ф. Лесгафт принадлежал к числу передовых людей своего времени. Мировоззрение П. Ф. Лесгафта складывалось в 60-е годы XIX века, когда идеи революционных демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова захватили передовую интеллигенцию, к которой принадлежал Лесгафт. Ему были близки научные высказывания крупнейшего физиолога-материалиста И.М.Сеченова, выдающегося хирурга и педагога Н. И. Пирогова. Высоко оценивал он достижения школы молодого И. П. Павлова. Научно-материалистические взгляды П. Ф. Лесгафта легли в основу его педагогической системы, главное место в которой занимает теория физического образования. П. Ф. Лссгафтом разработана целостная система физических упражнений для детей, которая рассматривается автором во взаимосвязи с физическим воспитанием (гигиеническое и оздоровительное значение физических упражнений)1. ( В основу подбора физических упражнений П. Ф. Лесгафт положил анатомо-физиологические и психологические особенности возраста детей, постепенность усложнения и разнообразие упражнений. Он стремился к тому, чтобы определенная система упражнений вела к всестороннему развитию и правильному функционированию организма человека, способствовала постепенной тренировке его физических сил. Физическое развитие человека П. Ф. Лесгафт признавал только во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим развитием и трудовой деятельностью. Процесс выполнения физических упражнений Лесгафт рассматривает как единый одновременный процесс духовного и физического совершенствования. Основной задачей при обучении упражнениям Лесгафт считает воспитание сознательного отношения, дающее возможность выполнять большую работу с меньшей затратой сил и преодолевать встречающиеся трудности. П. Ф. Лесгафт требует от учителя систематической подготовки к занятиям. В процессе обучения учитель должен предусмотреть постепенное увеличение физиологической нагрузки, смену упражнений и их разнообразие. Лесгафт подчеркивает значение слова, обращенного к сознанию ребенка, исключающее механическое подражание показу. П. Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как «упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни». В этих играх он приобретает навыки, привычки, у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они играют большую воспитательную роль. Игры развивают моральные качества — дисциплину, честность, правдивость, выдержку. П. Ф. Лесгафт рассматривает игру как ценнейшее средство воспитания личности ребенка. Теория П. Ф. Лесгафта явилась прочным фундаментом для дальнейшего развития науки о физическом воспитании детей. Ученик П. Ф. Лесгафта врач-педиатр и гигиенист, профессор В. В. Гориневский в своей врачебно-педагогической деятельности и печатных трудах развил и углубил учение П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании. 1 См.: П. Ф. Лесгафт. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. пед. соч. т. 2, М., Изд-во АПН РСФСР, 1952 Деятельность В. В. Гориневского охватывает период с 80—90-х годов и продолжается в течение 20 лет после Октябрьской революции. На базе научных исследований он разрабатывает вопросы физического воспитания, гигиены физических упражнений, закаливания организма, лечебной физической культуры. , В. В. Гориневский является основоположником врачебного и педагогического контроля за осуществлением занятий физическими упражнениями и спортом в России. Опираясь на принципы П. Ф. Лесгафта в подборе упражнений, В. В. Гориневский определяет специфические особенности физического воспитания в разные возрастные периоды жизни человека. Он рекомендует физические упражнения от пассивной гимнастики для грудных детей, осуществляемой взрослым, к активной гимнастике детей ^кольного возраста. Если П.Ф. Лесгафт как основоположник физического образования в России, заложил научную основу физического воспитания молодого поколения, то продолжатель его дела — В. В. Гориневский развил на этой основе возрастную специфику физического воспитания и физкультуры с учетом новых задач и требований социалистического общества. Им написана книга «Физическая культура дошкольного возраста». Е. А, Аркин, профессор, действительный член Академии педагогических паук, доктор педагогических наук, врач-гигиенист, продолжает идеи П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Среди большого числа его трудов по вопросам дошкольной педагогики, анатомии, физиологии и гигиены особым признанием пользовалась фундаментальная книга «Дошкольный возраст», и сейчас сохраняющая свое значение. Большой вклад в педиатрию и педагогику дошкольного возраста внесла профессор, доктор медицины Л. И. Чулнцкая. Л. И, Чулицкая развивала направление выдающегося ученого-педиатра И. П. Филатова и продолжала углублять педагогические основы П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Опираясь на научные данные об аиатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, она определила гигиенические нормы их воспитания и обучения и ввела эти нормы в практику детского сада. Л. И. Чулицкой написано свыше 50 научных работ по вопросам гигиены, закаливания, об особенностях детей дошкольного возраста. Большая роль в области физического воспитания детей дошкольного возраста принадлежит врачу и педагогу Е. Г. Леви-Гориневской. Продолжая линию своих предшественников, она вносит значительный вклад в развитие теории и практики физического воспитания. Из опубликованных ею работ наибольшую популярность приобрела книга «Закаливание организма ребенка», написанная в соавторстве с А. И. Быковой, а также ее последняя работа «Развитие основных движений у детей дошкольного возраста», За последние годы в области физического воспитания детей проведено значительное количество научных исследований, защищены диссертации, посвященные научному обоснованию режима дня, формированию двигательных навыков детей раннего и дошкольного возраста, воспитательному значению подвижных игр и их правил, спортивных видов физических упражнений (плавание, лыжи др.). Результаты исследований оказывают значительное влияние на развитие теории и практики физического воспитания детей а отражаются в программах, в создаваемых учебниках и учебных пособиях. Авторами их являются научные работники научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. На развитие теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста значительное влияние оказали научно-методические работы Н.А. Метлова, заложившего основы утренней гимнастики в детских садах, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой, А. И. Быковой и многих других. Значительный вклад в развитие отдельных вопросов физического воспитания детей вносит опубликованный в печати лучший опыт практических работников (Н. Ы. Кильпио, Ы. Г. Кожевникова и др.). В статьях педагогов, методистов, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» (В. И. Васюкова, Л. Урбанская, К. А. Павлидис и др.)» раскрываются творческие поиски лучшей организации закаливания, обучения детей физическим упражнениям на физкультурных занятиях, методики проведения подвижных игр и т. д. Дальнейшее развитие современных проблем теории физического воспитания детей дошкольного возраста связано с требованиями общественной жизни.
![]() |