Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТА­НИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГО­ГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ 4 часть



Требования и нормы I, II, III ступеней комплексов выполня­ются по степени трудности на серебряный и золотой значки, IV ступени серебряный, золотой и золотой с отличием, V ступе­ни - золотой.

Спортивные звания и разряды присваиваются на основе Единой всесоюзной спортивной классификации в зависимости от уровня достигнутых результатов в отдельных видах спорта. Разработана строгая последовательность разрядных норм и требований для перехода из младших разрядов в старшие.

Спортсменам выдаются значки, которые определяют уровень спортивной подготовленности.

За выполнение .норм и требований Единой всесоюзной спортивной классификации спортсмены награждаются значка­ми: «Мастер спорта СССР международного класса»; «Мастер спорта СССР»; «Кандидат в мастера спорта»; «Спортсмен I разряда»; «Спортсмен II разряда»; «Спортсмен III разряда»; «Спортсмен I юношеского разряда»; «Спортсмен II юношеского разряда»; «Спортсмен III юношеского разряда». По шахматам и шашкам, кроме того, установлены значки: «Гроссмейстер СССР»; «Спортсмен IV разряда».

За лучшие спортивные результаты, показанные на всесоюз­ных спортивных соревнованиях, спортсменам присваивают зва­ние «Чемпион СССР» с вручением золотой медали. За второе ме­сто вручается серебряная медаль; за третье — бронзовая медаль.

Установлены медали за 1, 2 и 3-е места на первенствах СССР добровольных спортивных обществ и Советской Армии, а также на всесоюзных юношеских соревнованиях.

Туристы и альпинисты награждаются значками: «Юный ту­рист», «Турист СССР», «Альпинист СССР».

§ 6. РУКОВОДСТВО ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В СССР И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Организация физического воспитания в государственных уч­реждениях находится в ведении соответствующих министерств, Например, физическим воспитанием в детских садах и школах руководят министерства просвещения союзных республик, а в высших учебных заведениях — министерства высшего и специ­ального образования и Министерство просвещения СССР.

Руководство развитием физической культуры и спорта в на­шей стране осуществляет Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

 

Комитет руководит разработкой и осуществлением научно обоснованной системы физического воспитания населения и под­готовки спортсменов высокой квалификации для участия в меж­дународных соревнованиях; привлечением граждан к занятиям физической культурой и спортом; развитием материально-техни­ческой базы для этих занятий; организацией научно-методиче­ской работы в области физической культуры и спорта, коорди­нацией планов проведения научных исследований; организацией общесоюзных спортивных мероприятий, повышением квалифи­кации кадров и т. д.

За годы Советской власти в СССР созданы многочисленные квалифицированные кадры по физической культуре и спорту. Их готовят в институтах физической культуры, в техникумах, в педагогических институтах и педагогических училищах.

Кадры для яслей и детских садов готовят в педагогических и медицинских училищах, а для методической и преподаватель­ской работы — на факультетах дошкольного воспитания педаго­гических институтов.

§ 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Коммунистическая партия и Советское правительство уделя­ют большое внимание созданию специальной материально-тех­нической базы, необходимой для физического воспитания наро­да. Из года в год растут ассигнования на физическую культуру и спорт. Огромное количество самых разнообразных спортивных сооружений позволяет вести массовую физкультурную работу и готовить высококвалифицированных спортсменов. Дворцы куль­туры, спортивные залы, манежи, спортивные лагеря, специали­зированные сооружения по отдельным видам спорта (лыжные станции, яхт-клубы, бассейны, мототреки, катки и др.) предо­ставлены в распоряжение советских людей.

 

Часть вторая

Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста

Глава первая ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

§ 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ)

Ребенок со дня рождения непрерывно растет и развивается.

Этот процесс глубоко затрагивает весь его организм и пси­хику, вызывает значительные изменения, существенные качественные сдвиги, перестройку различных органов, систем, их сложною взаимодействия,обеспечивающегося координирующей функцией нервной систем и.

Особенно интенсивно происходит развитие организма и пси­хики ребенка в ранние годы жизни. Каждый месяц раннего дет­ства является для ребенка значительным этапом в формирова­нии его физических и психических возможностей.

Росте биологической точки зрения представляет собой раз­множение клеток, составляющих ткани тела, увеличение их раз­меров. Р а з в и т и е — это качественные изменения в строении органов и тканей, ведущие к более совершенной их работе.

К моменту рождения рост, структурная и функциональная зрелость различных органов неодинаковы, развитие их в даль­нейшем не всегда совпадает: каждый орган имеет своеобразную кривую роста; кроме того, рост и развитие функций органа не всегда идут параллельно (примером этому может служить серд­це и головной мозг).

Характерной особенностью организма ребенка является его пластичность, податливость, способность легко изменяться под влиянием различных условий и воздействий окружающей жиз­ни, как благоприятных, так и неблагоприятных.

У ребенка, находящегося с первого дня его рождения в сфере заботливого воспитательного влияния взрослого, физическое и психическое развитие идет в быстром темпе. По данным П. М. Щелованова, рост в первый год жизни увеличивается с

 

49—50 до 73—75 см (на 23—25 см), на протяжении второго го­да—в среднем на 10 см, а третьего — на 8 см. В дальнейшем энергия роста постепенно изменяется: ребенок вырастает еже­годно, примерно на 6 см.

Во второй половине дошкольного возраста (4—6 лет) усили­вается рост ног, постепенно изменяются пропорции частей тела. Ребенок вытягивается, теряет округлость форм. Также посте­пенно замедляясь происходит и нарастание веса.

В период дошкольного детства интенсивно развиваются функ­ции всех органов, включая и кору головного мозга, высшую нервную деятельность. Этому сопутствует одновременное раз­витие психики детей. Постепенно формируются эмоции, ощуще­ния, восприятия, память, внимание, мышление, речь.

На рост и развитие оказывают влияние общее состояние здоровья ребенка, его эмоционально-положительный жизненный тонус, научно обоснованный общий и двигательный режим, нор­мальный микроклимат, воздушные и водные процедуры, пита­ние, сон. Систематический двигательный режим имеет решающее значение для процессов роста и развития, активизируя функцио­нальное состояние организма.

Целенаправленный воспитательный процесс обеспечивает ре­бенку нормальное нервно-психическое состояние, положительные эмоции, развитие жизненно важных движений. Все это содей­ствует единству физического и психического развития ребенка, оптимальному формированию его личности.

Для здорового состояния организма, его нормального роста и развития важнейшее значение имеет обмен веществ — основ­ное условие жизни. Регуляция процессов обмена у ребенка в продолжение многих лет существенно отличается от той, кото­рая наблюдается у взрослого. Нервная система в функциональ­ном отношении характерна неустойчивостью. Резкие изменения возбудимости нервных клеток обусловливают значительные коле­бания интенсивности обмена веществ и его большую зависимость от воздействия различных факторов внешней среды. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для детей, их полно­ценного физического и психического развития.

§ 2. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ РЕБЕНКА (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ)

Важнейшими факторами построения специфических челове­ческих движений у ребенка является сложное многостороннее развитие его организма, руководство взрослого процессом фор­мирования жизненно необходимых двигательных навыков.

Целенаправленное воспитательное влияние является решаю­щим, без которого ребенок не может сам овладеть именно чело­веческими движениями (вертикальное положение тела, способ передвижения). Следовательно, ребенок должен усвоить двига-

 

тельный опыт человека, сложившийся в процессе общественно-исторического развития. Своевременное возникновение п разви­тие движений у ребенка раннего младенческого возраста играет большую роль в развитии его психики, в установлении взаимо­действия с окружающей его средой, в постепенном ознакомле­нии, а позднее познании действительности при помощи взросло­го в общении с ним.

Воспитывать ребенка надо с первых дней его жизни: на ос­нове учета особенностей каждого возрастного периода гармони-чески упражнять его физические и психические силы.

Советскими учеными установлено, что развитие движений, осуществляемое в раннем- детстве, обеспечивает правильное нервно-психическое развитие ребенка и укрепляет его здоровье. По данным М. Ю. Кистяковской1 в развитии движений ребенка первых месяцев жизни основную роль играет кора больших по­лушарий мозга, регулирующая процесс построения движений.

Функции коры головного мозга не сформировываются нас­ледственно и только постепенно развиваются и совершенствуют­ся под влиянием внешних и внутренних раздражений, воздейст­вующих на органы чувств, и ответных реакций на них. В тех слу­чаях, когда внешних раздражений, которые вызывают движе­ния, нет или по какой-либо причине выполнение движений за­трушено, развитие движений задерживается в силу того, что нервный механизм движений не организуется2.

Псе это указывает на теснейшую функциональную взаимо­связь сенсорного и двигательного аппаратов и на необходимость их воспитания с первых дней жизни.

Новорожденный ребенок беспомощен. Только постепенно, в процессе первого года жизни, он под руководством взрослого ов­ладевает первоначальными движениями, что осуществляется под контролем дистантных анализаторов (зрения и слуха).

Правильное развитие организма ребенка и, играющее важ­ную роль в этом, развитие его движений требуют специального воспитания, тех внешних влияний со стороны взрослых, которые систематически и всесторонне стимулируют эти процессы, а так­же и его нервно-психическое развитие. Поэтому в противополож­ность существовавшему ранее в детских учреждениях отрицатель­ному явлению в воспитании ребенка, известного под термином «госпитализм», необходимо активно осуществлять всестороннее развитие ребенка в единстве его физических и психических сил.

Своевременное развитие движений и целесообразная после­довательность их возникновения играют существенную роль в физическом и нервно-психическом развитии ребенка.

 

 

 

В группах раннего возрастав часы бодрствования важно не­уклонно поддерживать радостно-деятельное состояние ребенка, привлекать его внимание к игрушкам, создавать условия для выполнения простейших упражнений в общении со взрослыми.

Мышечные сокращения влияют на усиление кровообращения, дыхании, обмена веществ. Повышенное напряжение жизненных процессов вызывает у ребенка радостные эмоции. От возникно­вения радостного состояния и оживленных движений ребенка зависит его нормальное физическое и психическое развитие.

В целях развития и укрепления ребенка в группах раннего возраста введен под контролем врача-педиатра благотворно воз­действующий на организм ребенка массаж, осуществляемый взрослыми.

Развитие движений ребенка в дошкольном возрасте проходит взаимосвязанные этапы — возникновение движений, развитие их и совершенствование.

Этот важный период развития движений тесно связан со всем воспитательным процессом, который определяет путь общего развития детей, воспитания их психических качеств, поведения, направленности интересов. В формировании движений немало­важную роль играет характерная для данного возрастного этапа форма усвоения, соответствующая возможностям и уров­ню психического развитии ребенка.

Учитывая особенности каждого возрастного периода и преды­дущий опыт ребенка, перед ним ставят новые задачи. Постепен­ное выполнение ребенком этих задач и все большие возможности качественно изменяют характер его движений. То, что являлось в движениях характерным для начала данного возрастного эта­па, к концу его как бы свертывается, и движения переходят в новое качество (например, ходьба ребенка в начале второго года жизни и в конце второго года). Следовательно, ребенок, постепенно преодолевая новые трудности, неуклонно идет вперед. В связи с повышением сознательности, приобретением знаний, навыков, развитием интересов и чувств, он по-новому начинает относиться к этим задачам и проявляет стремление к достиже­нию лучшего результата своих усилий. Все это создает возмож­ности для дальнейшего совершенствования. Однако следует пом­нить, что в каждом отдельном случае развитие движений может иметь различную вариативность в зависимости от индивидуаль­ных особенностей ребенка. В одном случае в связи с особенно­стями нервно-психической организации этот процесс идет легко и успешно; в другом замедлен, характерен некоторыми отклоне­ниями, задержками. Поэтому учет индивидуального своеобра­зия и возможностей ребенка необходим для правильного руко­водства развитием движений.

Таким образом, прогресс в развитии моторики связан со всем воспитательным процессом и учетом индивидуальных особенно­стей, а следовательно, формированием личности ребенка.

Развитие движений у ребенка первого года жизни. У ново­рожденного ребенка нет еще оформленных движений: существу­ют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к новой окружающей его среде. Он не может поднять голову, передвинуться в пространстве, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу). Возникающие отдельные движения рук и ног хаотичны и отры­висты.

Однако воспитательное влияние, осуществляемое взрослыми с первого дня жизни ребенка, благотворно воздействует на раз­витие функций важнейшего органа — головного мозга. А это способствует постепенному оформлению первоначальных движе­ний ребенка под контролем коры больших полушарий мозга.

В течение первых трех месяцев в нервно-психическом разви­тии ребенка происходят значительные сдвиги: развивается зре­ние, слух, возникает и развивается радостное состояние, изме­няется характер общих движений, и некоторые движения офор­мляются.

Очень важным в этом раннем периоде жизни является воз­никновение у ребенка зрительного и слухового сосредоточения. Оно способствует его начальным ориентировкам в окружаю­щем и влияет на становление первоначальных движений (подготовительные движения к хватанию увиденных перед собой игрушек, движение» глаз и поворот головы в сторону слышимого звука). На основе этих простейших реакций, возникающих в процессе общения ребенка со взрослым, на втором-третьем месяце появляется особая, очень важная реакция — «комплекс оживления». Она возникает при появлении взрослого, ухажива­ющего за ребенком, звука его голоса, его улыбки. Ребенок реа­гирует на это еще не организованными движениями рук и ног, улыбкой, произнесением звуков.

Эмоционально-положительное состояние ребенка в период раннего детства составляет основное условие для его полноцен­ного физического и нервно-психического развития. Положитель­ные эмоции и хороший тонус мышц очень важны: ребенок вы­прямляет пальцы, ощупывает свои руки, захватывает игрушки и размахивает ими или удерживает их.

К концу второго или третьего месяца при условии целе­направленного воспитания ребенок постепенно овладевает уме­нием самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Это имеет важное значение для развития мозга: движения головы улучшают кровообращение и расширя­ют кругозор ребенка; мозг получает больше разнообразных внешних раздражений. Таким образом, движения ребенка дают возможность не только упражнять мускулы, но и знакомиться г окружающей его обстановкой.

Начиная с 3 и постепенно к 6—7 месяцам в процессе во­спитательных влияний оформляются движения рук и развива­ются подготовительные движения к ползанию, сидению и стоя­нию; совершенствуется деятельность органов чувств (зритель­ный и слуховой анализаторы в целом); появляются голосовые реакции и более сложные эмоции: усиливается привязанность к людям, с которыми ребенок постоянно общается; возникает настороженность по отношению к чужим, незнакомым; в элемен­тарной игре с игрушками ребенок или радуется, когда достает игрушку, или огорчается и плачет, если это не удается. Задачей взрослых является укрепление положительных, радостных эмо­ций, благотворно влияющих на состояние организма и психику ребенка.

Важным моментом развития движений в этот возрастной период является ползание, дающее возможность знакомиться с многими предметами. Оно возникает непосредственно из позы лежания на животе и стремления ребенка дотянуться до како­го-либо предмета, положенного специально для этого взрослым.

Ползание — как и подготовительное к нему переворачивание со спины на живот — укрепляет мышцы рук, ног, грудной клетки и брюшного пресса.

Ползание важно для психического развития ребенка. Видя яркую игрушку н стираясь достать ее, ребенок действует целе­устремленно; он учится ориентироваться в направлении, прояв­ляет усилия для преодоления пространства и наконец достигает своей задачи. Удовлетворение от достижения цели, эмоциональ­ное состояние от самого процесса мышечных движений, возни­кающих от работающих органов, ласка взрослого при общении с ним в этот момент — все это служит хорошим подкреплением развития его движений.

Чем больше подкрепляются усилия ребенка, тем прочнее ста­новится образующаяся связь между ощущением движения и по­ложительным эмоциональным состоянием.

В этот же период оформляются подготовительные движения к сидению и стоянию.

Среди названных движений наиболее важно ползание: оно очень динамично, содействует укреплению большого количества различных мышц, способствует дальнейшему развитию разно­образных движений, ориентировке в окружающей ребенка об­становке. По сравнению с ним сидение, являясь необходимой жизненной позой, не имеет такого важного физиологического значения. Поэтому целесообразнее учить ребенка сидеть только после того, как он научится самостоятельно ползать, ложиться, присаживаться. Если этими движениями ребенок уже овладел, он будет менять положение своего тела и двигаться без утом­ления.

Сидение, и особенно длительное, отражается вредно на пси­хике ребенка и в силу статичности положения тела может вести

к искривлению не оформленного еще позвоночника, сужению грудной клетки, вялости мускулов, понижению общефизиологи­ческих процессов организма.

В этот же период ребенок овладевает подготовительными движениями к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрослого и поддерживание позы ребенка — сначала подмышки, а позднее за руки. Постепенно он овладевает этой позой и на­чинает ровно стоять, разогнув ножки в коленных -и тазобедрен­ных суставах.

Следовательно, в первое полугодие жизни ребенок в связи с его общим нервно-психическим развитием овладевает движе­ниями рук и всеми подготовительными движениями к ползанию, сидению, стоянию и начинает немного ползать.

Новый возрастной период, от 6—7 до 10—12 месяцев, харак­терен переходом сначала к относительной самостоятельности с помощью взрослого, а к концу первого года—к самостоятель­ным движениям.

Развитие идет во взаимосвязи с расширением опыта ребен­ка, усилением интереса к окружающему, что и является побуди­телем к передвижению. Большое значение имеет дальнейшее совершенствование второй сигнальной системы и в связи с этим большая возможность понимания речи взрослого, усложнение лепета, особенно в процессе занятия с игрушками.

Ребенок уже лучше ползает, пытается самостоятельно садить­ся, ложиться, вставать, опускаться, держась руками за перекла­дины барьера, переступить вдоль барьера, ходить с опорой на что-либо. Постепенно опора при стоянии и ходьбе играет все меньшую роль. Если взрослый обнаруживает какую-либо задер­жку в формировании двигательных действий, он обязательно побуждает к ним ребенка. К концу года (И-—12 месяцев) ребе­нок пытается самостоятельно ходить.

В этот период становится необходимой организация специ­альных занятий с разнообразными игрушками. Дети учатся об­ращению с ними, наблюдают действия взрослого, пытаются им подражать.

К концу первого года жизни в развитии движений ребенка по сравнению с первыми месяцами беспомощного существования, происходит заметный скачок.

Развитие движений у ребенка второго года жизни.У детей второго года жизни развитие происходит на основе уже имею­щихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. Правда, ходьба еще не­достаточно оформлена из-за незрелости всего организма: сла­бость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног.

 

Однако и при этом овладение ходьбой влияет на эмоциональ­ное состояние ребенка, помогает расширению интереса к окру­жающему, изменяет характер поведения его в жизни. Все это вносит значительные изменения в общее развитие ребенка.

У ребенка этого возрастного периода оформляются все ос­новные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Он упражняется в хождении и лазанье, преодоле­вает различные препятствия (перешагивание через палку, ходь­ба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), ката­ет и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.

Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый органи­зует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и Др.)» развивающие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий,которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью. Эти дей­ствия с предметами (с флажками, мячом, обручем, различными игрушками) бывают связаны по большей части с передвижени­ем ребенка, с упражнениями, требующими известной коорди­нации.

Движения в значительной степени влияют, с одной стороны, на развитие психики и познание окружающего, с другой — на со­вершенствование самих движений и приспособление их к усло­виям, в которых ребенок действует. Взрослый постепенно, но не­уклонно начинает предъявлять к движениям ребенка опреде­ленные требования. Посредством показа, объяснения и выполне­ния движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т. п.).

В этом возрастном периоде усвоение ребенком нового идет в процессе ведущей деятельности — предметной игры.В ней ребенок овладевает простейшими двигательными навыками и некоторым умением самостоятельно пользоваться ими в сво­ей игре.

Большую роль играют подражательные действия взрослому. Воспроизведение действия удается ребенку не сразу: ему мешает еще имеющаяся слабость нервных механизмов зрительно-двига­тельной координации. Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ дей­ствия, а затем попытаться воспроизвести его.

Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение са­мостоятельно с помощью словесных указаний взрослого; остаю­щиеся следы зрительных и двигательных ощущений усиливают правильность и самостоятельность воспроизведения движения (например, «присядем за стульчиком»; «а теперь сделай сам»).

Развитие движений у ребенка третьего года жизни(первая младшая группа детского сада).

В условиях систематического руководства ребенок на треть­ем году жизни овладевает ходьбой, лазаньем, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и недоста­точно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха. По сравнению с предыдущим годом увеличивается вес и рост, изменяются пропорции тела, все более развивается нервная система, повышается ее работо­способность. Улучшается регулирующая роль коры головного мозга, значительно быстрее формируются условнорефлекторные связи, развиваются тормозные процессы. Правильная органи­зация жизни детей должна предупреждать возможность утомле­ния, перевозбуждения и поддерживать уравновешенное пове­дение.

Постепенно у детей этого возраста начинают развиваться и уточняться доступные им представления, воображение, некото­рые понятия — все это способствует развитию способности ос­мысливать доступные двигательные задачи и выполнять их.

Систематические упражнения, игры под руководством вос­питателя на физкультурных занятиях и вне их содействуют рас­ширению двигательных возможностей, улучшению качества дви­жении п необходимых ориентировок.

Для развития разнообразныхдвижений используются игру­шки и физкультурные пособия, выбывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают лишние, ме­шающие ребенку движения, что ведет к их экономии и началь­ной координации. Развивается некоторая самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т. д.). Упражне­ния в бросании и лазанье способствуют формированию большей уверенности. В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разно­образнее становятся действия с предметами.

Ребенок постепенно учится согласовывать движения рук и ног, что благоприятствует развитию координации в работе различных мышц; он учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу ил и совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.

Весь комплекс двигательной деятельности детей третьего года жизни развивает и вызывает взаимосвязанную деятель­ность сенсорного и двигательного аппаратов. Развитие и упорядочение движений идет во взаимодействии с элементар-

ными мыслительными процессами. Усиливающийся интерес к окружающему миру, удовлетворение от достижения цели, эмо­циональная оценка воспитателя и его новые требования — все это служит подкреплением достигаемых ребенком успехов и сти­мулирует его к решению новых задач.

Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику —подражание. Однако подражание изменяет свой характер: наблюдается большее осмысливание предложенной ребенку задачи и в связи с этим более четкое ее выполнение.

Развитие движений у детей четвертого года жизни (вторая младшая группа детского сада). Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окос­тенение скелета. Несмотря на заметный сдвиг в развитии нервной системы, работоспособность ее невелика и при малей­шей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлек­сы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений не­прочны и могут легко нарушаться.

Воспитание навыков движений прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать корпус и голову. Это требование является необходимым для формирования правиль­ной осанки.

Ходьба ребенка трех лет сохраняет многие признаки, типич­ные для преддошкольников: еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность ориенти­ровки в направлении, тенденция к сгибанию туловища и некоторого его колебания. Однако бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе к передней части туловища, чем у взрослых.

Совершенно новым движением для ребенка трех лет явля­ются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей группе, однако вначале оно выражается лишь в форме пружи­нящего движения без отрыва ног от пола. В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой вы­соты, перепрыгивать через шнур или две линии на расстоянии 15—20 см.

Это определяется известной функциональной зрелостью нервной системы. В свою очередь систематические упражнения, совершаемые ребенком, содействуют лучшему развитию двига­тельной области коры головного мозга. Освоение этих движений ребенком происходит не сразу, а на протяжении всего года в упражнениях и играх.

В процессе лазанья у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия,

но постепенно дети подводятся к этим умениям (бросание мяча, шишек на дальность, в горизонтальную цель).

Таким образом, дети четвертого года жизни, в процессе систематических занятий подводятся к усвоению правильной техники основных движений, подготавливающих их к овладению двигательными навыками в последующих возрастных группах.



Просмотров 1756

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!