![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ 4 часть
Требования и нормы I, II, III ступеней комплексов выполняются по степени трудности на серебряный и золотой значки, IV ступени серебряный, золотой и золотой с отличием, V ступени - золотой. Спортивные звания и разряды присваиваются на основе Единой всесоюзной спортивной классификации в зависимости от уровня достигнутых результатов в отдельных видах спорта. Разработана строгая последовательность разрядных норм и требований для перехода из младших разрядов в старшие. Спортсменам выдаются значки, которые определяют уровень спортивной подготовленности. За выполнение .норм и требований Единой всесоюзной спортивной классификации спортсмены награждаются значками: «Мастер спорта СССР международного класса»; «Мастер спорта СССР»; «Кандидат в мастера спорта»; «Спортсмен I разряда»; «Спортсмен II разряда»; «Спортсмен III разряда»; «Спортсмен I юношеского разряда»; «Спортсмен II юношеского разряда»; «Спортсмен III юношеского разряда». По шахматам и шашкам, кроме того, установлены значки: «Гроссмейстер СССР»; «Спортсмен IV разряда». За лучшие спортивные результаты, показанные на всесоюзных спортивных соревнованиях, спортсменам присваивают звание «Чемпион СССР» с вручением золотой медали. За второе место вручается серебряная медаль; за третье — бронзовая медаль. Установлены медали за 1, 2 и 3-е места на первенствах СССР добровольных спортивных обществ и Советской Армии, а также на всесоюзных юношеских соревнованиях. Туристы и альпинисты награждаются значками: «Юный турист», «Турист СССР», «Альпинист СССР». § 6. РУКОВОДСТВО ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В СССР И ПОДГОТОВКА КАДРОВ Организация физического воспитания в государственных учреждениях находится в ведении соответствующих министерств, Например, физическим воспитанием в детских садах и школах руководят министерства просвещения союзных республик, а в высших учебных заведениях — министерства высшего и специального образования и Министерство просвещения СССР. Руководство развитием физической культуры и спорта в нашей стране осуществляет Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.
Комитет руководит разработкой и осуществлением научно обоснованной системы физического воспитания населения и подготовки спортсменов высокой квалификации для участия в международных соревнованиях; привлечением граждан к занятиям физической культурой и спортом; развитием материально-технической базы для этих занятий; организацией научно-методической работы в области физической культуры и спорта, координацией планов проведения научных исследований; организацией общесоюзных спортивных мероприятий, повышением квалификации кадров и т. д. За годы Советской власти в СССР созданы многочисленные квалифицированные кадры по физической культуре и спорту. Их готовят в институтах физической культуры, в техникумах, в педагогических институтах и педагогических училищах. Кадры для яслей и детских садов готовят в педагогических и медицинских училищах, а для методической и преподавательской работы — на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов. § 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание созданию специальной материально-технической базы, необходимой для физического воспитания народа. Из года в год растут ассигнования на физическую культуру и спорт. Огромное количество самых разнообразных спортивных сооружений позволяет вести массовую физкультурную работу и готовить высококвалифицированных спортсменов. Дворцы культуры, спортивные залы, манежи, спортивные лагеря, специализированные сооружения по отдельным видам спорта (лыжные станции, яхт-клубы, бассейны, мототреки, катки и др.) предоставлены в распоряжение советских людей.
Часть вторая Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Глава первая ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА § 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ) Ребенок со дня рождения непрерывно растет и развивается. Этот процесс глубоко затрагивает весь его организм и психику, вызывает значительные изменения, существенные качественные сдвиги, перестройку различных органов, систем, их сложною взаимодействия,обеспечивающегося координирующей функцией нервной систем и. Особенно интенсивно происходит развитие организма и психики ребенка в ранние годы жизни. Каждый месяц раннего детства является для ребенка значительным этапом в формировании его физических и психических возможностей. Росте биологической точки зрения представляет собой размножение клеток, составляющих ткани тела, увеличение их размеров. Р а з в и т и е — это качественные изменения в строении органов и тканей, ведущие к более совершенной их работе. К моменту рождения рост, структурная и функциональная зрелость различных органов неодинаковы, развитие их в дальнейшем не всегда совпадает: каждый орган имеет своеобразную кривую роста; кроме того, рост и развитие функций органа не всегда идут параллельно (примером этому может служить сердце и головной мозг). Характерной особенностью организма ребенка является его пластичность, податливость, способность легко изменяться под влиянием различных условий и воздействий окружающей жизни, как благоприятных, так и неблагоприятных. У ребенка, находящегося с первого дня его рождения в сфере заботливого воспитательного влияния взрослого, физическое и психическое развитие идет в быстром темпе. По данным П. М. Щелованова, рост в первый год жизни увеличивается с
49—50 до 73—75 см (на 23—25 см), на протяжении второго года—в среднем на 10 см, а третьего — на 8 см. В дальнейшем энергия роста постепенно изменяется: ребенок вырастает ежегодно, примерно на 6 см. Во второй половине дошкольного возраста (4—6 лет) усиливается рост ног, постепенно изменяются пропорции частей тела. Ребенок вытягивается, теряет округлость форм. Также постепенно замедляясь происходит и нарастание веса. В период дошкольного детства интенсивно развиваются функции всех органов, включая и кору головного мозга, высшую нервную деятельность. Этому сопутствует одновременное развитие психики детей. Постепенно формируются эмоции, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь. На рост и развитие оказывают влияние общее состояние здоровья ребенка, его эмоционально-положительный жизненный тонус, научно обоснованный общий и двигательный режим, нормальный микроклимат, воздушные и водные процедуры, питание, сон. Систематический двигательный режим имеет решающее значение для процессов роста и развития, активизируя функциональное состояние организма. Целенаправленный воспитательный процесс обеспечивает ребенку нормальное нервно-психическое состояние, положительные эмоции, развитие жизненно важных движений. Все это содействует единству физического и психического развития ребенка, оптимальному формированию его личности. Для здорового состояния организма, его нормального роста и развития важнейшее значение имеет обмен веществ — основное условие жизни. Регуляция процессов обмена у ребенка в продолжение многих лет существенно отличается от той, которая наблюдается у взрослого. Нервная система в функциональном отношении характерна неустойчивостью. Резкие изменения возбудимости нервных клеток обусловливают значительные колебания интенсивности обмена веществ и его большую зависимость от воздействия различных факторов внешней среды. Поэтому необходимо создать оптимальные условия для детей, их полноценного физического и психического развития. § 2. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ РЕБЕНКА (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ) Важнейшими факторами построения специфических человеческих движений у ребенка является сложное многостороннее развитие его организма, руководство взрослого процессом формирования жизненно необходимых двигательных навыков. Целенаправленное воспитательное влияние является решающим, без которого ребенок не может сам овладеть именно человеческими движениями (вертикальное положение тела, способ передвижения). Следовательно, ребенок должен усвоить двига-
тельный опыт человека, сложившийся в процессе общественно-исторического развития. Своевременное возникновение п развитие движений у ребенка раннего младенческого возраста играет большую роль в развитии его психики, в установлении взаимодействия с окружающей его средой, в постепенном ознакомлении, а позднее познании действительности при помощи взрослого в общении с ним. Воспитывать ребенка надо с первых дней его жизни: на основе учета особенностей каждого возрастного периода гармони-чески упражнять его физические и психические силы. Советскими учеными установлено, что развитие движений, осуществляемое в раннем- детстве, обеспечивает правильное нервно-психическое развитие ребенка и укрепляет его здоровье. По данным М. Ю. Кистяковской1 в развитии движений ребенка первых месяцев жизни основную роль играет кора больших полушарий мозга, регулирующая процесс построения движений. Функции коры головного мозга не сформировываются наследственно и только постепенно развиваются и совершенствуются под влиянием внешних и внутренних раздражений, воздействующих на органы чувств, и ответных реакций на них. В тех случаях, когда внешних раздражений, которые вызывают движения, нет или по какой-либо причине выполнение движений затрушено, развитие движений задерживается в силу того, что нервный механизм движений не организуется2. Псе это указывает на теснейшую функциональную взаимосвязь сенсорного и двигательного аппаратов и на необходимость их воспитания с первых дней жизни. Новорожденный ребенок беспомощен. Только постепенно, в процессе первого года жизни, он под руководством взрослого овладевает первоначальными движениями, что осуществляется под контролем дистантных анализаторов (зрения и слуха). Правильное развитие организма ребенка и, играющее важную роль в этом, развитие его движений требуют специального воспитания, тех внешних влияний со стороны взрослых, которые систематически и всесторонне стимулируют эти процессы, а также и его нервно-психическое развитие. Поэтому в противоположность существовавшему ранее в детских учреждениях отрицательному явлению в воспитании ребенка, известного под термином «госпитализм», необходимо активно осуществлять всестороннее развитие ребенка в единстве его физических и психических сил. Своевременное развитие движений и целесообразная последовательность их возникновения играют существенную роль в физическом и нервно-психическом развитии ребенка.
В группах раннего возрастав часы бодрствования важно неуклонно поддерживать радостно-деятельное состояние ребенка, привлекать его внимание к игрушкам, создавать условия для выполнения простейших упражнений в общении со взрослыми. Мышечные сокращения влияют на усиление кровообращения, дыхании, обмена веществ. Повышенное напряжение жизненных процессов вызывает у ребенка радостные эмоции. От возникновения радостного состояния и оживленных движений ребенка зависит его нормальное физическое и психическое развитие. В целях развития и укрепления ребенка в группах раннего возраста введен под контролем врача-педиатра благотворно воздействующий на организм ребенка массаж, осуществляемый взрослыми. Развитие движений ребенка в дошкольном возрасте проходит взаимосвязанные этапы — возникновение движений, развитие их и совершенствование. Этот важный период развития движений тесно связан со всем воспитательным процессом, который определяет путь общего развития детей, воспитания их психических качеств, поведения, направленности интересов. В формировании движений немаловажную роль играет характерная для данного возрастного этапа форма усвоения, соответствующая возможностям и уровню психического развитии ребенка. Учитывая особенности каждого возрастного периода и предыдущий опыт ребенка, перед ним ставят новые задачи. Постепенное выполнение ребенком этих задач и все большие возможности качественно изменяют характер его движений. То, что являлось в движениях характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свертывается, и движения переходят в новое качество (например, ходьба ребенка в начале второго года жизни и в конце второго года). Следовательно, ребенок, постепенно преодолевая новые трудности, неуклонно идет вперед. В связи с повышением сознательности, приобретением знаний, навыков, развитием интересов и чувств, он по-новому начинает относиться к этим задачам и проявляет стремление к достижению лучшего результата своих усилий. Все это создает возможности для дальнейшего совершенствования. Однако следует помнить, что в каждом отдельном случае развитие движений может иметь различную вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В одном случае в связи с особенностями нервно-психической организации этот процесс идет легко и успешно; в другом замедлен, характерен некоторыми отклонениями, задержками. Поэтому учет индивидуального своеобразия и возможностей ребенка необходим для правильного руководства развитием движений. Таким образом, прогресс в развитии моторики связан со всем воспитательным процессом и учетом индивидуальных особенностей, а следовательно, формированием личности ребенка. Развитие движений у ребенка первого года жизни. У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к новой окружающей его среде. Он не может поднять голову, передвинуться в пространстве, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу). Возникающие отдельные движения рук и ног хаотичны и отрывисты. Однако воспитательное влияние, осуществляемое взрослыми с первого дня жизни ребенка, благотворно воздействует на развитие функций важнейшего органа — головного мозга. А это способствует постепенному оформлению первоначальных движений ребенка под контролем коры больших полушарий мозга. В течение первых трех месяцев в нервно-психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги: развивается зрение, слух, возникает и развивается радостное состояние, изменяется характер общих движений, и некоторые движения оформляются. Очень важным в этом раннем периоде жизни является возникновение у ребенка зрительного и слухового сосредоточения. Оно способствует его начальным ориентировкам в окружающем и влияет на становление первоначальных движений (подготовительные движения к хватанию увиденных перед собой игрушек, движение» глаз и поворот головы в сторону слышимого звука). На основе этих простейших реакций, возникающих в процессе общения ребенка со взрослым, на втором-третьем месяце появляется особая, очень важная реакция — «комплекс оживления». Она возникает при появлении взрослого, ухаживающего за ребенком, звука его голоса, его улыбки. Ребенок реагирует на это еще не организованными движениями рук и ног, улыбкой, произнесением звуков. Эмоционально-положительное состояние ребенка в период раннего детства составляет основное условие для его полноценного физического и нервно-психического развития. Положительные эмоции и хороший тонус мышц очень важны: ребенок выпрямляет пальцы, ощупывает свои руки, захватывает игрушки и размахивает ими или удерживает их. К концу второго или третьего месяца при условии целенаправленного воспитания ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Это имеет важное значение для развития мозга: движения головы улучшают кровообращение и расширяют кругозор ребенка; мозг получает больше разнообразных внешних раздражений. Таким образом, движения ребенка дают возможность не только упражнять мускулы, но и знакомиться г окружающей его обстановкой. Начиная с 3 и постепенно к 6—7 месяцам в процессе воспитательных влияний оформляются движения рук и развиваются подготовительные движения к ползанию, сидению и стоянию; совершенствуется деятельность органов чувств (зрительный и слуховой анализаторы в целом); появляются голосовые реакции и более сложные эмоции: усиливается привязанность к людям, с которыми ребенок постоянно общается; возникает настороженность по отношению к чужим, незнакомым; в элементарной игре с игрушками ребенок или радуется, когда достает игрушку, или огорчается и плачет, если это не удается. Задачей взрослых является укрепление положительных, радостных эмоций, благотворно влияющих на состояние организма и психику ребенка. Важным моментом развития движений в этот возрастной период является ползание, дающее возможность знакомиться с многими предметами. Оно возникает непосредственно из позы лежания на животе и стремления ребенка дотянуться до какого-либо предмета, положенного специально для этого взрослым. Ползание — как и подготовительное к нему переворачивание со спины на живот — укрепляет мышцы рук, ног, грудной клетки и брюшного пресса. Ползание важно для психического развития ребенка. Видя яркую игрушку н стираясь достать ее, ребенок действует целеустремленно; он учится ориентироваться в направлении, проявляет усилия для преодоления пространства и наконец достигает своей задачи. Удовлетворение от достижения цели, эмоциональное состояние от самого процесса мышечных движений, возникающих от работающих органов, ласка взрослого при общении с ним в этот момент — все это служит хорошим подкреплением развития его движений. Чем больше подкрепляются усилия ребенка, тем прочнее становится образующаяся связь между ощущением движения и положительным эмоциональным состоянием. В этот же период оформляются подготовительные движения к сидению и стоянию. Среди названных движений наиболее важно ползание: оно очень динамично, содействует укреплению большого количества различных мышц, способствует дальнейшему развитию разнообразных движений, ориентировке в окружающей ребенка обстановке. По сравнению с ним сидение, являясь необходимой жизненной позой, не имеет такого важного физиологического значения. Поэтому целесообразнее учить ребенка сидеть только после того, как он научится самостоятельно ползать, ложиться, присаживаться. Если этими движениями ребенок уже овладел, он будет менять положение своего тела и двигаться без утомления. Сидение, и особенно длительное, отражается вредно на психике ребенка и в силу статичности положения тела может вести к искривлению не оформленного еще позвоночника, сужению грудной клетки, вялости мускулов, понижению общефизиологических процессов организма. В этот же период ребенок овладевает подготовительными движениями к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрослого и поддерживание позы ребенка — сначала подмышки, а позднее за руки. Постепенно он овладевает этой позой и начинает ровно стоять, разогнув ножки в коленных -и тазобедренных суставах. Следовательно, в первое полугодие жизни ребенок в связи с его общим нервно-психическим развитием овладевает движениями рук и всеми подготовительными движениями к ползанию, сидению, стоянию и начинает немного ползать. Новый возрастной период, от 6—7 до 10—12 месяцев, характерен переходом сначала к относительной самостоятельности с помощью взрослого, а к концу первого года—к самостоятельным движениям. Развитие идет во взаимосвязи с расширением опыта ребенка, усилением интереса к окружающему, что и является побудителем к передвижению. Большое значение имеет дальнейшее совершенствование второй сигнальной системы и в связи с этим большая возможность понимания речи взрослого, усложнение лепета, особенно в процессе занятия с игрушками. Ребенок уже лучше ползает, пытается самостоятельно садиться, ложиться, вставать, опускаться, держась руками за перекладины барьера, переступить вдоль барьера, ходить с опорой на что-либо. Постепенно опора при стоянии и ходьбе играет все меньшую роль. Если взрослый обнаруживает какую-либо задержку в формировании двигательных действий, он обязательно побуждает к ним ребенка. К концу года (И-—12 месяцев) ребенок пытается самостоятельно ходить. В этот период становится необходимой организация специальных занятий с разнообразными игрушками. Дети учатся обращению с ними, наблюдают действия взрослого, пытаются им подражать. К концу первого года жизни в развитии движений ребенка по сравнению с первыми месяцами беспомощного существования, происходит заметный скачок. Развитие движений у ребенка второго года жизни.У детей второго года жизни развитие происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. Правда, ходьба еще недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног.
Однако и при этом овладение ходьбой влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Все это вносит значительные изменения в общее развитие ребенка. У ребенка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Он упражняется в хождении и лазанье, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками. Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и Др.)» развивающие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий,которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью. Эти действия с предметами (с флажками, мячом, обручем, различными игрушками) бывают связаны по большей части с передвижением ребенка, с упражнениями, требующими известной координации. Движения в значительной степени влияют, с одной стороны, на развитие психики и познание окружающего, с другой — на совершенствование самих движений и приспособление их к условиям, в которых ребенок действует. Взрослый постепенно, но неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования. Посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т. п.). В этом возрастном периоде усвоение ребенком нового идет в процессе ведущей деятельности — предметной игры.В ней ребенок овладевает простейшими двигательными навыками и некоторым умением самостоятельно пользоваться ими в своей игре. Большую роль играют подражательные действия взрослому. Воспроизведение действия удается ребенку не сразу: ему мешает еще имеющаяся слабость нервных механизмов зрительно-двигательной координации. Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ действия, а затем попытаться воспроизвести его. Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого; остающиеся следы зрительных и двигательных ощущений усиливают правильность и самостоятельность воспроизведения движения (например, «присядем за стульчиком»; «а теперь сделай сам»). Развитие движений у ребенка третьего года жизни(первая младшая группа детского сада). В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни овладевает ходьбой, лазаньем, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха. По сравнению с предыдущим годом увеличивается вес и рост, изменяются пропорции тела, все более развивается нервная система, повышается ее работоспособность. Улучшается регулирующая роль коры головного мозга, значительно быстрее формируются условнорефлекторные связи, развиваются тормозные процессы. Правильная организация жизни детей должна предупреждать возможность утомления, перевозбуждения и поддерживать уравновешенное поведение. Постепенно у детей этого возраста начинают развиваться и уточняться доступные им представления, воображение, некоторые понятия — все это способствует развитию способности осмысливать доступные двигательные задачи и выполнять их. Систематические упражнения, игры под руководством воспитателя на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей, улучшению качества движении п необходимых ориентировок. Для развития разнообразныхдвижений используются игрушки и физкультурные пособия, выбывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономии и начальной координации. Развивается некоторая самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доски, дорожки и т. д.). Упражнения в бросании и лазанье способствуют формированию большей уверенности. В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами. Ребенок постепенно учится согласовывать движения рук и ног, что благоприятствует развитию координации в работе различных мышц; он учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу ил и совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры. Весь комплекс двигательной деятельности детей третьего года жизни развивает и вызывает взаимосвязанную деятельность сенсорного и двигательного аппаратов. Развитие и упорядочение движений идет во взаимодействии с элементар- ными мыслительными процессами. Усиливающийся интерес к окружающему миру, удовлетворение от достижения цели, эмоциональная оценка воспитателя и его новые требования — все это служит подкреплением достигаемых ребенком успехов и стимулирует его к решению новых задач. Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику —подражание. Однако подражание изменяет свой характер: наблюдается большее осмысливание предложенной ребенку задачи и в связи с этим более четкое ее выполнение. Развитие движений у детей четвертого года жизни (вторая младшая группа детского сада). Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметный сдвиг в развитии нервной системы, работоспособность ее невелика и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко нарушаться. Воспитание навыков движений прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать корпус и голову. Это требование является необходимым для формирования правильной осанки. Ходьба ребенка трех лет сохраняет многие признаки, типичные для преддошкольников: еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность ориентировки в направлении, тенденция к сгибанию туловища и некоторого его колебания. Однако бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе к передней части туловища, чем у взрослых. Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей группе, однако вначале оно выражается лишь в форме пружинящего движения без отрыва ног от пола. В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур или две линии на расстоянии 15—20 см. Это определяется известной функциональной зрелостью нервной системы. В свою очередь систематические упражнения, совершаемые ребенком, содействуют лучшему развитию двигательной области коры головного мозга. Освоение этих движений ребенком происходит не сразу, а на протяжении всего года в упражнениях и играх. В процессе лазанья у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети подводятся к этим умениям (бросание мяча, шишек на дальность, в горизонтальную цель). Таким образом, дети четвертого года жизни, в процессе систематических занятий подводятся к усвоению правильной техники основных движений, подготавливающих их к овладению двигательными навыками в последующих возрастных группах.
![]() |