![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Ность неавтоматизированно управлять движениями в процессе питательной деятельности
Различают две разновидности двигательных умении: одни выражаютсяв умении осуществлять целостную двигательную деятельность, а другие — в умении выполнять отдельные, различные по сложности движения. Умения первой разновидности связаны с необходимостью решать неожиданно возникающие двигательные задачи в изменяющихся условиях игры, борьбы и др. В этом случае двигательная деятельность всегда осознанна и характерна творческим применением уже заученных действий и физических качеств. Что касается других двигательных умений, to они постепенно переходят в навык, при этом развитие умения идет от первоначального овладения техникой движения ко все большему его совершенствованию. Двигательный навыкс физиологической точки зрения «представляет собой сложный псиной условный проприоцептивный двигательныйрефлекс или двигательныйстереотип». В целостном двигательном л юс—-это автоматизированныйспособ управления движениями. При этом автоматизации, касающаяся способа выполнения каждого отдельного движения, не исключает осознания двигательного акта в целом. Сознание необходимо для выполнения поставленной задачи, для контроля движений и в некоторых случаях даже частичной деавтоматизации навыка, в связи с неожиданно изменившимися условиями выполнения двигательной задачи. Хорошо упроченный навык, приобретший стабильность, связан с вариативностью двигательного действия. При стабильности навыка можно использовать различные варианты двигательного акта, однако с сохранением основы его техники (например, бег в различных вариантах). В свою очередь вариативность двигательного действия способствует возникновению нового умения более высокого порядка, позволяющего применять освоенный навык в целостной деятельности и отбирать наиболее целесообразные, лучшие варианты выполнения действий. § 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В процессе физического воспитания и обучения применяются общепедагогические принципы — систематичности, сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуализации и прогрессирования. Они представляют наиболее важные положения педагогики и выражают закономерности воспитания и обучения. Дидактические принципы имеют в своей основе учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Принцип систематичности.Этот принцип является ведущим, пронизывающим весь комплекс мероприятий, используемых в целях физического воспитания и обучения (режим, закаливание, формирование двигательных навыков). Известно, что каждая система заключает в себе взаимосвязанные части, имеющие определенную последовательность, периодичность, ритмичность. «В основе отражения этой системы в коре головного мозга лежит возникновение динамического стереотипа, причем принцип динамической стереотипии обусловливается особенностями деятельности коры больших полушарий, ее высочайшей пластичностью, т. е. способностью к тончайшему, все время меняющемуся приспособлению к внешней среде для уравновешивания организма с этой средой»1. Все остальные принципы представляют собой взаимосвязанные части этой сложной системы и вступают в деятельное состояние при возникновении раздражителей окружающей среды. Эти раздражители воздействуют на периферические концы анализаторов и вызывают соответствующие условнорефлекториые реакции у человек;! (ребенка). Систематичность проявляется прежде всего в четкой регулярности физкультурных занятий с обязательным регулярным чередованием нагрузки и отдыха для организма, последовательности самих занятий, взаимосвязи различных сторон их внутреннего содержания. Под влиянием систематических занятий гимнастикой, спортом, играми и т. д. в организме происходит перестройка различных систем. Так, например, выяснены биохимические, морфологические и функциональные изменения, которые происходят в крови, в мышечной деятельности, сердечно-сосудистой и других системах организма при регулярной тренировке. В основе всех этих изменений лежит возникающая в процессе занятий условнорефлекторная связь, запечатленная корой больших полушарий головного мозга (А. Н. Крестовников). При прекращении систематических занятий наблюдается угасание возникающих условнорефлекторных связей, снижение уже достигнутого уровня ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ возможностей, а иногда и регресс морфологических показателей, выражающийся в уменьшении удельного веса активной мышечной ткани, изменении ее структурных компонентов и других неблагоприятных явлениях. Таким образом, для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение непрерывности всего процесса физического воспитания, обеспечивающей развитие положительных изменений, вызванных предыдущими занятиями, и закрепление их на последующих (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, игры и упражнения, установленные в режиме дня). Физическое воспитание требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях образуются двигательные динамические стереотипы. В процессе выработки двигательного навыка образующиеся временные нервные связи бывают неустойчивы и непостоянны. 1 А. Н. Крестовников. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности — естественно-научная основа физического воспитания. М., «Знание», 1&53, стр. 24. К их упрочению ведет целый ряд последующих подкреплений условного раздражителя безусловным. Для эффективного повторения необходима такая система, при которой повторный материал сочетается с новым, т. е. когда процесс повторения имеет характер вариативности (изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие методов и приемов, различие формы и содержания занятий в целом). В таких условиях новые звенья и цепи образовавшихся условных рефлексов надстраиваются на ранее выработанных связях, способствуя прочности всей системы временных связей, заключающихся в этой цепи. Помимо этого, повторения обеспечивают долговременную приспособительную перестройку морфологического и функционального порядка, на основе которых развиваются физические качества. Все это дает возможность закрепить уже достигнутое и создать почву для прогресса в дальнейшем. Что касается детей, то вариативность упражнений вызывает у них ориентировочно-исследовательский рефлекс, интерес, эмоции, внимание. Следует учитывать, что включение новых раздражителей в выработанный динамический стереотип происходит без резких изменений при условии соблюдения постепенности, иначе новые раздражители могут привести к его разрушению. II. 11. Павлов указывал, что система условных рефлексов представляет собой большую сложность и масса отдельных функций участвует в известном порядке. Главное при этом — постепенность и тренировка. Он подчеркивал, что в педагогике это следует считать основные физиологическим правилом. Принцип сознательности и активности. В процессе физического воспитания и обучения чрезвычайно важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Для успешного достижения той или иной цели необходимо прежде всего ясно представить, что и как надо выполнить, почему именно так, а не иначе. Приоритет научной разработки принципа сознательности принадлежит П. Ф. Лесгафту, категорически протестовавшему против механического заучивания движений. Лесгафт считал необходимым «...подготовить учащегося ко всякой работе, которую он мог бы производить на основании общих приемов по слову, избегая по возможности имитации, т. е.... приучиться к возможно большей самостоятельности в действии и к волевым проявлениям»1. Это выражается в представлении человеком движений с характерным возникновением в коре головного мозга процесса центрального возбуждения кинестезических клеток. При этом происходит оживление той системы временных связей, которые 1 П. Ф. Лесгафт. Пед. соч., т. 2, М., Изд-во «Физкультура и спорт», 1952, стр. 120. образовались и закрепились при практическом выполнении упражнения. Причиной центрального возбуждении может быть слово, произносимое вслух, или собственная мысль (внутренняя речь) о том, как выполнено движение. В результате у человека возникает представление движения, аналогичное тому, которое он выполняет практически. Принцип наглядности. Использование этого принципа в физическом воспитании понимается как широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Любое познание имеет начало в чувственной ступени, Формирование движений, их изучение осуществляется во взаимосвязи с показателями всех рецепторов, прежде всего органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, проприоцептивного— мышц, суставов, связок и др. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его более детальное восприятие, содействуя формированию двигательных навыков, проявлению волевых качеств. В процессе совершенствования двигательных навыков усиливается взаимодействие различных органов чувств, сочетающихся в единый «комплексный анализатор.». '-)то способствует, с одной стороны, более тонкому восприятию, с другой — более обобщенному («чувство снега», «чувство воды»). Однако роль различных органов чувств и характер их взаимодействия может и изменяться. Так, если в начале, при демонстрации нового упражнения и его выполнении главную роль играет зрительный анализатор, то в заключительной стадии эта роль будет принадлежать двигательному, когда вся система движений автоматизируется. Наглядность тесно взаимодействует с осознанностью: то, что осмысливается человеком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором ощущения человека, особенно двигательные, играют важную роль. В связи с тем что одной из задач физического воспитания является всестороннее развитие органов чувств, можно активизировать различные воспринимающие системы, целенаправленно упражнять их методами избирательного воздействия (например, световые и звуковые наглядные ориентиры). Помимо непосредственной наглядности — восприятия окружающей действительности большую роль играет наглядность опосредствованная, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движений, которые не выступают наглядно и скрыты от непосредственного восприятия (например, использование киносъемок, углубляющих представление о движении). Кроме того, чрезвычайно большое значение имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое опирается на жизненный опыт ребенка, связано с двигательными представлениями и вызывает живой образ движений. Постепенно роль слова, имеющего значение опосредованной наглядности, возрастает соответственно приобретаемомуопыту человека. При наличии определенного двигательного опыта образное слово вызывает необходимые двигательные представления. Такая взаимосвязь указанных форм наглядности определяется, единством чувственной и логической ступеней познания, что физиологически объясняется взаимодействиемпервой и второй сигнальных систем. Принцип доступности и индивидуализации.Этот принцип предусматривает учет особенностей и возможностей ребенка и в связис этим определение посильности предлагаемых ему заданий. В области физического воспитания соблюдение этого принципа особенно важно, так как выполнение различных упражнений оказывает непосредственное воздействие на жизненно важные функции организма и превышение носильной меры физических нагрузок может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возможностей человека и степенью трудности заданий. Установление и соблюдение этой меры — очень сложная проблема. Несмотря на имеющиеся нормативные требования программы, необходим еще верный учет индивидуальных сил ребенка и его подготовленности к более высоким требованиям. Возможности ребенка определяются путем слагаемых данных: испытания по нормативам физической подготовленности, врачебных обследований, непосредственного педагогического наблюдения. Доступность — не отсутствие трудностей, а возможность их: успешного преодоления при мобилизации физических и духовных сил человека. Проверка подлинной доступности, а не только кажущейся, подтверждается или опровергается систематическим врачебно-педагогическим контролем. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Преемственность выражается во взаимосвязи различных форм движений, их взаимодействии и структурной общности. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях, обеспечивающим усвоение нового на следующем занятии. Не менее важно соблюдение постепенности при переходе к все более трудным заданиям. Выше уже говорилось, что новые раздражители должны включаться в выработанный динамический стереотип постепенно, чтобы не вызвать его разрушения. Поэтому очень важным является применение целесообразных средств и методов в целях формированиянепосредственной готовности ребенка к выполнению заданий. В связи с этим следует думать об использовании под- 6. Заказ 4997 81 готовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыком. Индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей ребенка при построении процесса физического воспитания, выборе средств, методов и форм занятий. У каждого ребенка имеются своеобразные функциональные возможности. По-разному протекает процесс освоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку, различна динамика приспособления. При построении системы физического воспитания проблема индивидуализации разрешается в двух взаимосвязанных направлениях: общеподготовительного и специализированного. Общая физическая подготовка по программе детского сада, школы, вуза и т. д. направлена на освоение обязательных жизненно важных двигательных навыков, знаний и достижение определенного уровни развития физических качеств. Индивидуализация при лом осуществляется в своей основе путем подбора методов обучения и воспитания и различных дополнительных средств, индивидуализирующих способы выполнения общих программных требований. Специализированное направление; (например, спортивная специализация у взрослых) ведет к совершенствованию в избранной деятельности. При этом нее содержание занятий строится с учетом индивидуальных склонностей и одаренности. То и другое направление приводит к индивидуализированному физическому совершенствованию. Индивидуализация зависит не только от особенностей того или иного человека: их нельзя не учитывать в целях оптимального обучения и воспитания, однако они не являются определяющими. Задача состоит в том, чтобы улучшать врожденные задатки, воспитывать новые положительные качества, способности, целенаправленно изменять при необходимости типологические особенности высшей нервной деятельности. Принцип прогрессирования (постепенное повышение требований). Основные условия этого принципа заключаются в постановке и выполнении все более трудных новых заданий и в постепенном нарастании объема и -интенсивности нагрузок. Не обновляя упражнений, нельзя достичь широкого круга жизненно важных умений и навыков. По мере же обновления упражнений запас двигательных умений делается богаче, а это способствует более легкому освоению новых форм двигательной деятельности и совершенствованию уже имеющихся. В процессе освоения разнообразных двигательных координации, преодоления возникающих трудностей развивается сама способность координировать и совершенствовать двигательную деятельность. Вместе с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компонен-
ты физической нагрузки. Это обусловливается закономерностями физических качеств — силой, выносливостью, быстротой. Очень важным является то, что степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности нагрузок. Если нагрузки не превышают меру, за которой начинается переутомление, то, чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее приспособительные перестройки, чем интенсивнее нагрузки, тем сильнее- процессы восстановления. Весьма важно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, которые она вызывает, становятся меньше — снижаются энергетические траты, уменьшается легочная вентиляция, минутный объем сердца, частота его сокращений и кровяное давление, меньше становятся биохимические и морфологические сдвиги в составе крови. Функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом заключается биологический смысл приспособления к нагрузкам. Однако как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором положительных изменении в организме. Для дальнейшего повышения функциональных возможностей необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивать их объем п интенсивность. »то является одной из основных закономерностей процесса физического воспитания. Такая же закономерность существует в процессе воспитания волевых качеств. Они развиваются в условиях, требующих деятельности, проявления этих качеств. Степень волевых проявлений при этом соразмерна величине преодолеваемых психологических трудностей. Без преодоления постепенно возрастающих трудностей, создаваемых физическими нагрузками и специальными заданиями, немыслимо воспитание воли. Основным условием повышения требований в процессе физического воспитания являются уже рассмотренные выше принципы систематичности, доступности и индивидуализации. Прогрессирование требований приводит к положительным результатам, когда связанные с ними нагрузки посильны, не превышают функциональных возможностей организма (соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям). Обязательным условием также являются последовательность, регулярность и чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен про чтобы успели произойти приспособительные перестройки, которые позволят подняться на новый, более высокий уровень тренированности. Все рассмотренные принципы по своему содержанию взаимопроникающие и частично совпадают/Все они отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося по существу единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Поэтому все указанные принципы могут быть реализованы лишь при условии их взаимосвязи.
§ 4. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ Обоснование Методы, используемые при обучении де- к отбору тей движениям, отбираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность. Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики. Советская дидактика опирается на марксистско-ленинскую теорию познания. Процесс учения рассматривается дидактикой как организованная познавательная деятельность, в которой осуществляв вся и постепенно расширяется процесс познания от егоисходного момента — отсутствия знаний к все более точным, полным и совершенным знаниям. В этом процессе познания непременными компонентами являются: чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика. В связи с этим в обучении используются: наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей; словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнений, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях, практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений ib игровой (обратной) форме, использованием элементов соревнования. Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элемен- тов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимальною функционального состояния организма и психики ребенка. Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы. В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива. В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»). Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования- соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи. При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых черт личности.
Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственные восприятия (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений). В практической работе с детьми методы обучения переплетаются. Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, в другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей— самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя. Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки. Методические приемы обучения детей движениям. Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка. В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий. При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, 'например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком. В таком случае воздействие по преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимое умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем. Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движении, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-обратного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях. Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в Правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца- дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он коснется носком ноги ворот-пси «охранение в сознании задания воспитателя «не задеть воротца» снизывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения. Основой этого самоконтроля является взаимосвязанная деятельность первой и второй сигнальных систем. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса). Однако такая помощь воспитателя должна быть кратковременной, чтобы она не приобрела сигнальное значение в системе постоянных раздражителей, содействующих выработке данного динамического -стереотипа. В дальнейшем навык закрепляется с помощью словесных указаний. Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм. Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условнорефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения во Бремени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения. Определенная метроритмическая пульсация вызывает согласованную реакцию всего организма, его единое дыхание и связанное с этим эмоционально-положительное настроение. Ритм в любой деятельности человека сохраняет его жизнеспособность, содействует экономии сил. Ритм выполнения физических упражнений служит выработке у детей экономных движений; воспитывает спокойную манеру держаться, ходить, действовать. Следует подчеркнуть, что выполнение движений с музыкальным сопровождением должно подчиняться определенным требованиям: двигаться в соответствии с характером музыкального произведения; начинать и оканчивать движение с началом и окончанием его; изменял» характер движения в связи с изменением характера музыкального произведения и его отдельных частей. Только при соблюдении этих требований музыка сохраняет свое эстетическое значение. Нередко в детских садах в целях регуляции темпа и ритма движений воспитатель, не владеющий музыкальным инструментом, пользуется бубном, что в достаточной степени оправдано. Кроме того, для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения, («К нам на длинной тонкой ножке скачет дождик по дорожке...») и другие тексты, привлекающие детей своим шутливым содержанием и ритмом. Итак, указанные наглядные приемы содействуют правильному восприятию и представлению ребенка о движении, большей широте чувственного познания, возникновению самоконтроля при выполнении движений, слуховой регуляции темпа и ритма движений, развитию сенсорных способностей ребенка. Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у 'них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необ- ходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр, или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и 1. п. Кроме того, словесные приемы заключаются также в четкой; эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком на ширину плеч-ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой!». «Раз, два, три — беги!» и т. д. Все это требует различной интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество. Сочетание рифмованных, своеобразных текстов, их музыкальность и ритмичность вызывают эмоциональный отклик у детей, легко запоминаются ими и впоследствии используются в самостоятельных играх. Фольклор воспитывает эстетические чувства и вкус детей, любовь к русскому слову, поэтизирует персонажей игры. К словесным приемам, помимо перечисленных, относится образный сюжетный рассказ. Он применяется в целях развития образной выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ представляет краткое образное описание жизненного или сказочного сюжета подвижной игры. Практически он аналогичен краткому рассказу, сказке (2—3 мин.), вызывающим у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всей ситуации игры и действий, стимулирующее детей к эмоциональному воспроизведению сюжета игры, к воплощению ее игровых образов. Вместо обычного однотипного объяснения игры, распределения ролей и указания места действия (что уместно в игре несюжетной) воспитатель раскрывает сюжет игры и ее правила в кратком образном рассказе. Например, игру «Коза, козлята и волк» воспитатель начинает так: «Жила-была большая белая коза-мама с красивыми крутыми рогами и добрыми серыми глазами. У нее были маленькие детки-козлятки...» и т. д. Такой прием вызывает у детей эмоции, работу воображения, уточняет представления, побуждает воспроизвести всю ситуацию в действии, стимулирует образность движений.
Сюжетный рассказ может быть использован в различных возрастных группах, изменяясь по характеру изложения. В подвижных играх нередко встречаются тексты, в соответствии с которыми развертывается содержание игры. Например, в младшем группе в игре «Зайки» воспитатель говорит текст: Зайки белые сидят И ушами шевелят. Вот так, вот так, Все ушами шевелят Дети выполняют называемые им движения и действуют в соответствии с текстом (двигают руками возле головы). Все указанные словесные приемы направлены на воспитание сознательного отношения ребенка к своей двигательной деятельности. Они используются воспитателем с учетом имеющегося у детей душного возраста жизненного опыта, общего кругозора, .1 также индивидуальных особенностей. Целесообразное сочетание наглядных и словесных приемов при обучении детей, их взаимосвязь обеспечивают, с одной стороны, конкретность и образность восприятия и воспроизведения движений, а с другой — осознанность детьми выполняемых двигательных заданий — их содержании и последовательности всех элементов каждого двигательного действия. «Воспроизводить можно только то, что понято. Главную роль играет смысл слышанного», — подчеркивает И. М. Сеченов. Практическая деятельность детей. В процессе обучения детей двигательным действиям решающую роль в усвоении правильных приемов движений играет практическая деятельность детей. Выполняя по заданию воспитателя какое-либо движение, упражняясь в нем, ребенок воспроизводит его не механически: он понимает поставленную пород ним задачу, осмысливает содержание упражнения, запоминает последовательность составляющих его элементов. Все это осуществляется с различной степенью умения в связи с возрастом, уровнем развития двигательных навыков. При этом и характер руководства воспитателя будет различным в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей. Организуя практическую деятельность детей, воспитатель регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он пользуется различными наглядными, словесными, игровыми приемами, ставит перед детьми задания па соревнование, предусматривая совершенствование их движений и развитие физических способностей, воспитание положительных эмоций и морально-волевых качеств. В процессе обучения ребенок овладевает на каждом возрастном этапе все большими знаниями и практическими уме- ниями, лучше осмысливает задачи и содержание физических упражнений, последовательность их элементов. При этом и характер руководства воспитателя будет различным. В связи с этим усиливается самостоятельность движений, находчивость в применении приобретенных навыков в игровой и жизненной обстановке. § 5. УЧЕТ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Процесс формирования правильных двигательных навыков у детей дошкольного возраста представляет собой фундамент для дальнейшего развития и совершенствования их в школьные годы. Физиологической основой формированиядвигательных навыков является образование системы временных связей в коре больших полушарий мозга, динамического стереотипа. В этом закономерном процессе различаются три стадии. I стадия —формирования первоначального умения —короткая Это происходит вследствие распространившегося иррадиирующего процесса возбуждения и на другие центры двигательного анализатора. II стадия — более продолжительная по времени. Ома отличается процессом специализации условного рефлекса. На протяжении этой стадии развития навыка у детей в порядке повторных упражнений правильность разучиваемых движений посте- Вторая стадия характерна постепенным развитием внутреннего дифференцировочного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. В связи с этим ребенок проявляет большую осознанность задач и собственных действий. Однако образование двигательных навыков на данной стадии происходит волнообразно. Это выражается в попеременном улучшении или ухудшении действий. Исследования показывают, что в процессе общего прогресса качества двигательного действия во время обучения такие колебания в движении бывают характерны для начала обучения. По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного мозга образуется сложная система временных связей — динамический стереотип. III стадия — стабилизациянавыка, упрочение динамического •стереотипа, соответствующего основному варианту действия. Ребенок ужо овладевает навыком. Движения его делаются произвольными, экономными, свободными, достаточно точными, при ведущей роли второй сигнальной системы. Он самостоятельно и уверенно выполняет действие с осознанием его основной задачи, может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной). Кроме того, на этой стадии развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения. Создание условий, необходимых для образования двигательных навыков.Успешность усвоения детьми необходимых знаний и двигательных навыков во многом зависит от организации условии, в которых происходит обучение. Известно, что обучение представляет собой процесс образования условнорефлекторных временных связей в коре больших полушарий, ведущий к образованию динамического стереотипа- Обучение требует умственного, физического и волевого, посильного ребенку, напряжения при выполнении им двигательного задания, поэтому необходима спокойная обстановка. В благо-- приятных условиях внешней среды образование у детей условных рефлексов протекает естественно, закономерно. Павловская физиология указывает, что образование новых временных связей происходит эффективно, когда кора больших полушарий мозга свободна от посторонних раздражений извне, т. е. когда ничто не отвлекает внимания ребенка во время обучения (неожиданное появление кого-либо в комнате, стук, пение за стеной и т. п.). Следовательно, в условиях, обеспечивающих сосредоточенность внимания и восприятия детей, обучение дает наиболее эффективные результаты. Роль сознания и эмоций в процессе образования двигательного навыка.Большое значение при обучении детей имеет возникновение у них эмоций, интереса и сознательного отношения к своей деятельности. Интерес к содержанию разучиваемых двигательных упражнений или к игре, а также живая методика вызывают у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнить задание, добиться лучшего качества движений. У Н. И. Красногорского мы находим обоснование этому явлению: «Когда клетки коры и соответствующие подкорковые центры находятся в состоянии оптимальной возбудимости, условные рефлексы быстры, интенсивны и подчиняются закону силы»1. 1 Н. И. Красногорский. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных,т. I. М., Медгиз,1954, стр. 327. Практически это выражается у детей в ясном осознания задачи и стремлении ее выполнить. Иногда, когда дети очень увлечены своей деятельностью (при выполнении упражнения в сопровождении музыки или в подвижной игре), у них создается еще более высокий эмоциональный подъем. Наблюдения показывают, что в таких случаях у детей заметно повышается как быстрота ответной реакции на задание, так и качество движений. Повышение возбудимости коры, некоторая экзальтация ведут к тому, что «все положительные услов-норефлекторныеответы значительно повышаются, однако законы силы, порядка, времени и т. д. сохраняют свое значение. Все тормозные реакции остаются нормальными. Приспособительная работа коры продолжает быть точной, но все нервные реакции протекают на более высоком уровне, нежели при оптимальной возбудимости»1. Таким образом, возникающие при обучении интерес, эмоции и связанное с этим сознательное отношение к своей деятельности являются благоприятными условиями для образования стойкого очага возбуждения и тем самым для достижения успешных результатов. § 6. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ Учет закономерностей формирования двигательных умений и навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе в отдельности. На первом этапе первоначального обучения ставятся следующие задачи: 1) ознакомить детей с новыми движениями; 2) создать целостное представление о всем двигательном акте и 3) начать его разучивать, выполняя в общих чертах. Для осуществления поставленных задач следует обеспечить ребенку всестороннее восприятие задания, оказать воздействие иа все основные анализаторы — зрительный, слуховой, двигательный, активизировать его сознание, создать представление о двигательном акте в целом. Методика обучения. Исходя из этих задач, воспитатель пользуется совокупностью различных приемов примерно в такой последовательности. 1. Правильный безукоризненно четкий показ образца. Он выполняется воспитателем в надлежащем темпе, от начала до .конца, что дает возможность детям воспринять целостный образ движения в его динамике. 1 Н. И. Красногорский. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1. М., Медгиз, 1954, стр. 327. 2. Расчлененный показ двигательного действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. Например, воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, еще раз: я поднимаю палку вверх и смотрю на нее, потом опускаю ее на согнутое колено левой ноги и говорю: «На колено», носок у меня оттянут вниз; снова поднимаю палку вверх, а теперь опускаю со словом «вниз». При таком расчлененном показе никогда не следует пользоваться счетом (раз, два, три и т. д.): счет не помогает сознанию и не создает необходимой предварительной ориентировки у ребенка; в то же время слова, воздействуя на сознание детей, вызывают ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз) и дают представление о движении частей собственного тела (поднять руки, опустить па согнутое колено и др.). После этого дети самостоятельно воспроизводят действие, слушая указания воспитателя, т. е. проверяют практически сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за тем, как дети поняли задание. Все эти приемы должны обеспечивать образование временных связей в коре головного мозга и способствовать сознательному запоминанию ребенком всей последовательности двигательных элементов, составляющих данное движение, объединению их в целостный, двигательный образ с опорой на мышечные ощущения Однако, если при этом появляется какое-либо несоответствие движений детей заданию, они уточняются путем разъяснения .или показа воспитателя. Указанные приемы применяются начиная со средней группы. Что касается двух младших групп детского сада, то в обучении детей этого возраста преимущественно используются игровые приемы или показ образца с одновременным объяснением воспитателя и одновременным включением в такие же действия детей. Это своеобразие методики обучения определяется недостаточной сосредоточенностью внимания маленьких детей, отсутствием необходимой выдержки для предварительного наблюдения (в силу возрастных особенностей нервной системы), удовлетворением детей от самого процесса подражания конкретному образцу движения, совершающегося перед их глазами. Выполнение показываемых движений, поощрение воспитателя создают у детей необходимый, подкрепляющий их действия эмоционально-положительный жизненный тонус, определяющий успех начального этапа формирования правильных двигательных навыков. На втором этапе углубленного разучивания движений задачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого действия, постепенно испра- вить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения двигательного действия в целом. Учитывая механизм образования условных рефлексов, педагогу необходимо восстановить в сознании и мышечном ощущении последовательность элементов данного действия, конкретность ощущений. На втором этапе обучения двигательному действию, как уже указывалось выше, в процессе сознательного повторения движения постепенно развивается в коре больших полушарий мозга дифференцировочное торможение, повышается роль второй сигнальной системы. Иррадиирование возбуждений в коре головного мозга постепенно сменяется все большей их концентрацией. Возбуждение устремляется к нервным клеткам, которые соответствуют характеру раздражителя, подкрепляемого воспитателем. В то же время благодаря его указаниям, носящим характер тормозного раздражителя, все мешающие ребенку движения постепенно затормаживаются, отпадают. Закрепляются только те движения, которые соответствуют действительному показу или подкрепляются словом воспитателя. Постепенно движении упорядочиваются, уточняются в силу все более развивающегося дифференцировочного торможения. «При последующем дифференцировании наступает специализация рефлекса. Посредством развивающегося торможения сфера коркового раздражения все более суживается и раздражение в более концентрированном виде направляется в специальные пункты. Чем дальше прогрессирует дифференцирование, тем точнее внутреннее торможение отграничивает корковые очаги, затормаживая все неподкрепляемые связи1. Методика обучения. Учитывая физиологический механизм процесса постепенного усвоения ребенком разучиваемого движения, воспитатель отбирает соответствующие методические приемы. В ходе обучения он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их: «Хорошо стоите, отит прямая, руки у всех отведены назад» (деловое подкрепление) или, наоборот, привлекает внимание к ошибкам: «Не сгибайте колени, когда опускаете палку на пол» (тормозной раздражитель). Чтобы лучше видеть выполнение движений каждым ребенком, воспитатель проверяет их по колоннам. В таком случае он может подходить к отдельным детям и словом, и мягким исправлением позы ребенка помочь каждому индивидуально. Дети, стоящие в других колоннах, тоже слушают указания воспитателя и видят практически, к чему надо стремиться. Учитывая, что на втором этапе обучения двигательные действия бывают всегда детям знакомы, воспитатель при выборе приемов должен принимать во внимание степень сложности каж- 1 Н. И. Красногорский. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1. М., Медгиз, 1954, стр. 221. дого данного движения. Так, простые по содержанию и структуре движения, которые легко объяснить, целесообразно напомнить детям в нескольких словах, не пользуясь наглядным показом. Поставив детей в нужное исходное положение, воспитатель говорит: «Вспомните, дети, упражнение, которое мы делали на прошлом занятии. Отведите руки в стороны-назад и после этого, не сгибая их, сделайте хлопок перед собой». Такое напоминание вызовет в представлении детей образ движения во всей его последовательности, и дети смогут его выполнить без показа воспитателя. При этом у них активизируется внимание, представление, мысль и возможность самостоятельного выполнения. Если движение более сложное, целесообразно использовать конкретное напоминание — показ движения с пояснением. В выборе приемов на основе анализа сложности движений и будет проявляться необходимая целесообразность их применения, включающая ребенка в посильное ему умственное и физическое напряжение. На третьем этапе обучения задачей является закрепление я совершенствование приобретенной техники двигательного действия, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создание возможное гей применения его в играх и в жизни. В работах И.П.Павлова указывается, что путем повторных упражнений двигательный навык закрепляется. Это закрепление заключается в том, что зрительный контроль сменяется двигательным и вся система движений автоматизируется. Методика обучения. На третьем этапе обучения ребенок сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, но способ выполнения движения уже автоматизирован, поэтому внимание его сосредоточивается главным образом на качестве. В таких случаях ребенок бывает готов к самостоятельному использованию да иного навыка в игровых и жизненных условиях и выполнению заданий творческого порядка. Однако, если на третьем этапе воспитатель обнаруживает у детей неточности движений, он может исправлять их любым приемом, отвечающим данной задаче (наглядный показ, объяснение, указания и т. п.). Воспроизведение правильно разученного двигательного действия детьми на третьем этапе является результатом их усилий за все предыдущее время. Движения детей отличаются четкостью, уверенностью, эмоциональностью, поэтому воспитатель в большинстве случаев ограничивается лишь словесным заданием, используя для этого название упражнения: «Будете делать хлопок о колено». У детей по одному только названию знакомого им действия в сознании и представлении возникает вся его последовательность, и они выполняют его быстро и четко.
И. М. Сеченов указывал, что «малейший внешний намек на часть влечет за собой воспроизведение целой ассоциации»1. В приведенном выше примере имеется зрительно-мышечно-слуховая ассоциация. У И. М. Сеченова в связи с этим читаем: «...при самом слабом возбуждении зрительного, или слухового, или осязательного нерва формою или звуком, заключающимся в ассоциации, в сознании воспроизводится она целиком»2. Чтобы движения всех детей при самостоятельном выполнении какого-либо упражнения были согласованными, воспитатель регулирует их отдельными словами. Например, воспитатель говорит: «Вверх»; опуская после этого руки на колено, дети сами говорят: «На колено» или «Хлоп»; воспитатель снова говорит: «Вверх»; дети отвечают: «Вниз»,— опуская руки вдоль тела и заканчивая упражнение. Таким образом, формирование у детей правильных двигательных навыков происходи г н процессе закономерно следующих друг за другом взаимосвязных стадий на протяжении трех основных лапой обучения. Учет характера каждой стадии в связи с особенностями высшей нервной деятельности позволяет педагогу целесообразно намечать практические задачи и методику обучения детей. Двигательные навыки могут находиться во взаимодействии. Приобретенный уже навык по механизму переноса может помочь образованию нового умения или навыка. Перенос заключается в применении способом или приемов к новым объектам, процессам (катание на коньках - катание на роликовых коньках). Необходимым условием переноса паника является сходство элементов выполнения того и другого действия, сходство их структур, осознание общих принципов вы пол ней пи. Поэтому при планировании последовательности обучения движениям необходимо предусматривать возможность положительного переноса умений и навыков с предыдущих на последующие. При этом обязательным условием должно быть сходство главных фаз двигательных актов (например, в гимнастике). Указанный перенос определяется как положительный. В тех случаях, когда сходство навыков характерно для их начальных фаз, но имеется различие между последующими и особенно главными, может возникнуть отрицательное взаимодействие—отрицательный перенос, не способствующий овладению двигательным актом. Поэтому при планировании двигательного материала необходимо исключить одновременное формирование противоположных навыков. На процесс овладения сложными двигательными актами могут оказывать влияние врожденные автоматизмы. Так, положительное влияние на овладение навыком будет оказывать 1 И. М. Сеченов, Избр. произв. М., Учпедгиз, 1953, стр. 90. 2 Т а м ж е, Акаа 4097 97
врожденная перекрестная координация, представляющая собой естественную основу таких действий, как ходьба, бег и т. п. Эти благоприятные предпосылки, обеспечиваемые унаследованными координациями, следует учитывать при определении последовательности обучения. Формирование умений и навыков в процессе обучения различным видам движений осуществляется в неразрывном единстве с развитием и совершенствование физических качеств. Задача формирования двигательных навыков в процессе выполнения детьми двигательных действий может осуществляться различными путями. Один из них имеет в своей основе обучение детей при преимущественном использовании показа педагогом образца, в сочетании с его указаниями. Другой основывается на обращении к сознанию ребенка, требующий от него прежде всего осмысливания собственных действий в связи с поставленной перед ним задачей и проверкой действий практически. Па третьем этапе обучения педагог, воспитывая самостоятельность и сознательное управление ребенком своими движениями, широко пользуется в старших группах приемами словесной инструкции. § 7. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЛНПГЛТКЛЫ 1ЫМ ДЕЙСТВИЯМ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЛОВЕСНЫХ ИНСТРУКЦИЙ Данные советской психологии свидетельствуют о том, что формирование навыка у детей на основе словесных воздействий повышает не только скорость овладения им, но и качество навыка. Имеющиеся в настоящее время исследования психологов и педагогов показывают достаточную готовность детей 4, 5 и особенно 6 лет к осознанности задач п условий различной доступной им деятельности. Это позволяет при формировании двигательных навыков шире использовать словесные воздействия. «На более поздних ступенях развития ребенка происходит оживление с помощью системы словесных воздействий следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях и впервые, собственно, возникает возможность с помощью чисто словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения»1. Формирование двигательных навыков в старшем дошкольном возрасте зависит в большой мере от степени осознанности ребенком содержания и структуры упражнения, т. е. понимания, в какой последовательности и как следует ему выполнять все его элементы. В связи с этим недопустимо в старших группах детского са- 1 А. В. Запорожец. Развитие произвольных движений. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960, стр. 277. да преобладание приема имитации образца, даваемого воспитателем нем. При этом процесс усвоения детьми двигательных действий идет преимущественно по пути, близкому к механическому усвоению, и сопровождается краткими указаниями воспитателя. Например, «Поднимем руки вверх, хорошо выпрямимся и сделаем хлопок о колено правой ноги». В таких случаях дети внешне хорошо выполняют упражнение, слушая указания и следя за движениями воспитателя. Однако если по окончании упражнения ребенку предлагают рассказать, что и как надо сделать, то н большинстве случаев он не может четко ответить на этот вопрос. Чаще всего ребенок вместо ответа начинает воспроизводить движения. П. Ф. Лесгафт писал: «Если ребенок усвоит какой-либо механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически — он не сумеет применить данный метод к частному случаю»1. Лучшиеhociiiit;iгели старших групп, используя в процессе обучения приемы словесного задания, стремятся вызвать в представлении ребенка образ того движения, которое он должен выполнить. Например, воспитатель говорит: «Вы вес будете поднимать флажки вперед-вверх. Выпрямитесь и посмотрите на них, а затем разведете руки в стороны и опустите их со словом «вниз». Изменяя интонацию, воспитатель подчеркивает опорные моменты упражнения (поднять вперед-вверх, посмотреть на них, развести в сторону). Это создает возможность предварительной ориентировки в условиях выполнения задания без наглядного показа. Таким образом, у детей создается представление о движении, что и в какой последовательности они должны выполнить. Этот момент является исходным и чрезвычайно важным. Он обеспечивает правильность выполнения детьми упражнения. По определению П. Ф. Лесгафта, понятие «представление о движении» складывается из представления о движущихся частях тела, амплитуды, направления, скорости, напряжения и других качеств движения. Следовательно, в таких случаях у ребенка вызывается в коре головного мозга образ движущихся частей его тела, в совокупности со всеми ощущаемыми им составными компонентами. Вслед за самостоятельным выполнением детьми упражнения по словесному заданию педагог уточняет правильность выполнения отдельных его элементов путем любого, необходимого в этом случае приема: указания, наглядного показа, разъяснения. Это служит уточняющей практической проверкой уже осмысленного детьми задания.
Таким образом, представления возникают на основе взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Осмысленное детьми задание, возникновение представления о движении, опирающееся на жизненный опыт ребенка, проверяется на практике в мышечных ощущениях. Приведенная методика обучения двигательным действиям опирается на работы проф. А. Ц. Пуни, в которых раскрывается роль представлений в формировании двигательных навыков и тренирующее действие представления движения. Оно выражается в своеобразном процессе, называемом в психологии «идеомоторные реакции»1. В своей основе идеомоторные реакции определяются известным положением И. П. Павлова: «Раз вы думаете об определенном движении (т. е. имеете кинестезические представления), вы его невольно, этого не замечая, производите»2. Когда человек представляет себе движение, у него в коре головного мозга возникает процесс центрального возбуждения кинестезических клеток. Это означает, что происходит оживление той системы временных нервных связей, которые образовались и закрепились при практическом исполнении этого движения. Причиной центрального возбуждения может быть слово, играющее роль внешнего раздражителя. Слово, произнесенное в момент предложения двигательного задания, поможет представить содержание и структуру движения. В другом случае слово может быть немое, тогда это будет собственная мысль человека о том, как сделать, выполнить данное действие. Оно также вызовет возбуждение кинестезических клеток. Результатом этого явится возникшее у человека представление данного движения, соответствующее его практическому выполнению. Если «при овладении упражнением вырабатываются связи, то, очевидно, при любом, в том числе и мысленном повторении происходит уточнение этих связей, а в результате и практическое улучшение исполнения упражнения»3. Учитывая все это, воспитатель использует в процессе формирования у детей двигательных навыков различные приемы. Так, в процессе обучения на III его этапе, когда формирование навыков достигает степени стабилизации и дети должны выполнять двигательные действия самостоятельно, воспитатель предлагает кому-либо из них вспомнить и рассказать всю последовательность этого действия, не выполняя упражнение в данный момент. Иногда воспитатель предлагает вспомнить движение всем детям, т. е. они должны молча, про себя представить, что и как надо сделать. Такие приемы обучения способствуют возникновению пред-. пиления о движении и тем самым усилению возбудительного процесса в нервных клетках коры, что подтверждается правильностью выполнения движений детьми, их активным заинтересованным, эмоциональным состоянием, собранностью и устойчивостью внимании. На втором плане обучения, когда движение находится в процессе разучивания, использование словесных инструкций и moot целью уточнение и закрепление образовавшихся у детей временных связей, а практически — улучшение качества выполнения движения. Перед выполнением воспитатель предлагает одному из детей вспомнить, что и как надо делать. Ребенок, вспоминая последовательность движения, говорит, -например: «Сначала надо поднять палку вверх и посмотреть па нее, потом опустить ее на подпитое правое колено, потом опять поднять вверх и опустить вит». Первое время дети обычно пытаются сопровождать свои слова соответствующими движениями. В этих случаях слово и одновременное движение являются выражением зрительно-двигательного представления памяти и облегчают ребенку его ответную реакцию на задание. При систематическом использовании этих приемов дети не ждут от воспитателя обязательного показа движений: они сосредоточивают внимание на объяснении задания, затем правильно, уверенно и самостоятельно выполняют упражнение. В дальнейшем воспитатель может использовать словесный прием при разучивании новых упражнений. Всякое новое движение всегда содержит известные детям элементы, поэтому оно является в сущности лишь новой комбинацией знакомых детям элементов движения. В результате систематической работы все дети успешно осваиваются с требованиями воспитателя и правильно, сознательно и эмоционально отвечают на них практическими движениями. Помимо этого, дети обычно выражают желание «объяснить упражнение» и делают это старательно, чтобы все поняли. В результате систематической работы дети начинают значительно быстрее овладевать новыми движениями. Они хорошо ориентируются в словесных заданиях и четко переводят их в движение. При этом у «их активизируется -развитие речи. В дальнейшем дети могут самостоятельно дать несложный вариант какого-либо движения и придумать новую комбинацию из знакомых им двигательных элементов. Следует отметить, что ответная реакция детей имеет всегда различные индивидуальные черты, что зависит от общего разит пи ребенка, особенностей его нервной системы, степени сосредоточенности внимания. Описанный процесс формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста соответствует психической и физической готовности ребенка. В начальной ста
![]() |