Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТА­НИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГО­ГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ 5 часть



Развитие движений у детей пятого года жизни (средняя группа детского сада). Показатели возрастной физиологии ребенка трех и четырех лет не очень различны, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно законо­мерный процесс роста и развития всего организма под влияни­ем двигательных упражнений заметно изменяет показатели, имевшиеся вначале.

Во второй половине года ребенок по многим признакам все более приближается к старшему возрасту: вес и рост тела, увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развивается мышечная и нервная системы. Ребе­нок становится крепче и самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влия­нием эмоциональности и заглушающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого.

В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию сущест­венных признаков предметов н явлении, причинных связей в явлениях, способность к некоторым обобщениям.

Все это облегчает воспитателю руководство развитием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определенный темп, согласованность в коллективе. Знакомые движения дети уже могут выполнять в более сложных вариан­тах, более длительное время, с большей нагрузкой.

В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению (образца упражнения) и вслед за этим его вос­произведению с помощью словесных указаний взрослого. По предложению воспитателя он может сознательно повторить то или другое движение (например: «Сделай это еще лучше». «Хорошо выпрями спину и посмотри на флажки»).

Так неуклонно предъявляемые к ребенку требования под­готавливают его к все большему совершенствованию дви­жений.

Развитие движений у детей шестого года жизни (старшая группа детского сада). С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого

имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропор­ции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобре­тенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация верхних и нижних конечностей, устойчивость корпуса, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, лег­костью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значитель­ной подвижности позвоночника и возможного уплощения не­сформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем воспитателя.

В беге, лазанье и метании дети достигают заметного совер­шенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитой глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.

Все это находится в зависимости от происходящих сдвигов в психической сфере ребенка. В условиях воспитания и обуче­ния у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качест­ву выполнения ее, проявление любознательности, и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В свя­зи с этим замечается значительный сдвиг в качестве движе­ний. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания — легкий и быст­рый бег.

Таким образом, все большее совершенствование движений ребенка идет в процессе закономерных взаимовлияний: с одной стороны, систематическое обучение и воспитание двигательных умений тренирует и совершенствует не только движения ре­бенка, но и развивает его интеллектуально, с другой — растущая сознательность, приобретаемый опыт, большие физические воз­можности позволяют ребенку в быстром темпе и с большим совершенством овладевать новыми и более трудными двигатель­ными задачами.

Развитие движений у детей седьмого года жизни(подго­товительная к школе группа). Ребенок седьмого года жизни значительно отличается от ребенка 5 лет.

Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Близко к завершению окостенение мелких ко­стей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребен­ка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стояние на одной ноге и т. п.

Что касается увеличения массы и силы мускулатуры, то сравнительно с пятилетним ребенком они незначительны. Одна­ко имеются и существенные отличия. Они заключаются в каче-

ственных изменениях двигательной деятельности: и правильном, свободном держании корпуса, более совершенной координации движений, большей их экономии, устранении лишних движений, замены их уверенными, согласованными и ритмичными. Благо­даря развитию высших нервных центров ребенок проявляет про­извольное внимание, сознательные волевые усилия, умение со­ставлять предварительный план действий.

В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений как своих, так и товарищей («Я плохо замахнулся, потому и не попал в цель»).

Совершенствование движений детей идет в процессе целе­направленных систематических упражнений под руководством воспитателя, постепенного овладения требованиями программы, осмысливания их и, в итоге, правильного выполнения. И если сравнить двигательные навыки детей седьмого года жизни с пре­дыдущими возрастными показателями, становится ясным, какой большой путь развития прошел ребенок.

Хорошая осанка и координация движений при ходьбе и беге, легкость в прыжках, меткость и уверенность движений в мета­нии, быстрота и ловкость в лазанье—все это представляет собой известный сплав физических и психических сил ребенка. «По­стоянным повторением одних и тех же движений прокладывают­ся определенные нервные пути, создаются как бы колеи, по ко­торым раздражение пробегает все с большей легкостью и таким путем воспитываются нее более стойкие двигательные реакции. Движения, требовавшие вначале усилия, совершаются теперь без затруднений, все меньше и меньше затрачивается нервной энергии высших центров, все больше они автоматизируются»1.

В связи с этим возможно говорить о том, что к семи годам у детей вырабатывается прочный динамический стереотип дви­жений.

К моменту перехода в школу ребенок достигает достаточно прочных навыков, необходимых в жизни. Они являются основа­тельным фундаментом для решения более сложных двигатель­ных задач в школе.

Обучение движениям в дошкольном возрасте не ограничи­вается лишь этими задачами, а имеет тесную связь со всем воспитательным процессом: в совершенствовании движений большую роль играют развивающиеся психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), и в то же время происходит обратное явление — движение способствует позна­нию окружающего и воспитывает эмоции и волю.

1 Е. А. Арки н. Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948, стр. 115.

Заказ4997 49

§ 3. ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Во всех звеньях советской системы физического воспитания осуществляется единая цель — подготовка к коммунистическо­му труду, защите Родины и жизни. Задачи физического воспитания в дошкольном детстве, сохраняя общую целевую на­правленность, конкретизируются с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей.

В дошкольном возрасте осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического вос­питания.

оздоровительные Определяя задачи физического воспита-
задачи. ния, следует учесть, что дошкольный

возраст характеризуется быстрым ростом и развитием, но органы и системы работают еще несовершенно, слабо развиты защитные функции организма. Дети более под­вержены неблагоприятным влияниям внешней среды, у них легко возникают различные заболевания. Поэтому главной задачей физического воспитания детей этого возраста является охрана жизни и укрепление здоровья.

Хорошеездоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма.

Особого внимания в дошкольном возрасте требует кост­ная система. От скелета зависит форма тела, кости скелета защищают от ударов и повреждений спинной и головной мозг, внутренние органы. Скелет у детей относительно слабый, так как содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы у детей очень подвижны, связки легко растягиваются, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых. Правиль­ное и своевременное развитие костного аппарата, связок, суставов обеспечивает нормальное положение тела и развитие всех органов и систем. При искривлениях позвоночника, суту­ловатости, плоскостопии нарушаются условия работы важных органов, что приводит в дальнейшем к их заболеванию. В связи с особенностями костной системы у дошкольников возникает необходимость помогать правильному и своевременному окос­тенению, формированию физиологических изгибов позвоночни­ка, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата. Кроме того, следует способствовать развитию пра­вильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и веса кости.

Мышечная система закрепляет отдельные части ске­лета в определенном положении, сохраняя равновесие, и изменяет это положение, т. е. производит движение, а также выполняет защитную функцию: защищает от ударов, повреж­дения, охлаждения костную систему, внутренние органы.

Мышцы у детей развиты сравнительно слабо и составляют всего лишь 20—22% веса всего тела. Особенно слабы у ново­рожденных мышцы конечностей: они сокращаются медленно и долго не расслабляются. А в первые месяцы грудного возраста преобладает тонус (напряжение) мышц-сгибателей над тонусом разгибателей. Мышцы у детей богаче водой и бедны белковыми веществами, жирами. Развитие отдельных мышц происходит неравномерно.

В связи с этим необходимо укреплять все группы мышц, осо­бенно разгибателей.

Не менее важно развивать у детей сердечно-сосудис­тую систему. Она начинает функционировать раньше других систем, поэтому ко времени рождения ребенка достигает наибольшей зрелости. Кровеносные сосуды у детей шире, чем у взрослых, в связи с этим кровяной напор слабее, но он возме­щается частотой сердечных сокращений. Ритм сокращений сердца легко нарушается. Сердце быстро утомляется от напря­женной работы и не сразу может приспособиться к внезапно изменившейся деятельности. Пульс у маленьких детей очень частый: 120—140 ударов в минуту. Постепенно он становится реже и к 5—6 годам доходит до 80—110 ударов в минуту.

Учитывая особенности работы сердечно-сосудистой системы у детей в дошкольном возрасте, необходимо способствовать укреплению мышц сердца, а также стенок всех сосудов, в том числе и сосудов мозга, усилению тока крови к сердцу, улучше­нию ритмичности его сокращения и развивать способность приспосабливаться к внезапно изменившейся нагрузке.

В дошкольном возрасте необходимо также заботиться о развитии дыхательной системы. У дошкольников верх­ние дыхательные пути относительно узки, а их слизистая обо­лочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает и в результате дыхание резко нарушается. Ткани легких очень нежны. Подвижность грудной клетки ограничена. Горизонтальное расположение ребер и слабое развитие дыхательной мускулатуры обусловли­вает частое и неглубокое дыхание (у детей грудного возраста 40—35 дыханий в минуту, к 7 годам— 24—22). Поверхностное дыхание ведет к застою воздуха в плохо вентилируемых частях легкого. Ритм дыхания у детей неустойчив, легко нарушается. В связи с этими особенностями возникает необходимость укреплять дыхательную мускулатуру, развивать подвижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, эконом­ному расходованию выдыхаемого воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Кроме того, следует научить детей дышать через нос. При дыхании через нос воздух согревается и увлажняется. Это происходит благо­даря тому, что внутренняя поверхность носа покрыта слизистой оболочкой с густой сетью кровеносных сосудов. Ворсинки, нахо-

4* 51

дящиеся на поверхности слизистой оболочки носа, задерживают пыль с микробами, содержащимися в воздухе, и воздух очищает­ся. Следуя по носовым ходам, воздух раздражает особые нерв­ные окончания, в результате чего лучше возбуждается дыхатель­ный центр, усиливается напряжение дыхательной мускулатуры и увеличивается глубина дыхания. При дыхании же через рот холодный воздух может вызвать охлаждение гланд и их забо­левание.

Внутренние органы детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко расстраива­ется деятельность кишечника. Учитывая эти особенности, нужно укреплять мышцы и связки внутренних органов.

Кожа охраняет глубоко лежащие органы и ткани от по­вреждения, от проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в теплорегуляции и дыхании. Кожа у детей нежнее, чем у взрослых, легче подвергается ранениям, поэтому важно охранять ее от повреж­дения.

Нервная система к моменту рождения ребенка еще далеко не готова к выполнению своих многообразных функций; более развита вегетативная нервная система. Детям свойст­венна недостаточная уравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность их, преобладание возбуждения над торможением. В связи с этими особенностями ставится задача способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, орга­нов чувств (зрение, слух и др.).

Плохая приспособляемость детей дошкольного возраста к неблагоприятным условиям окружающей среды вызывает необ­ходимость проявлять заботу о повышении сопротивляемости организма (т. е. закаливании).

В процессе физического воспитания детей

образовательные дошкольного возраста не менее важно ре­шать образовательные задачи: формиро­вание двигательных навыков, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о физическом воспи­тании.

Благодаря пластичности нервной системы у детей двигатель­ные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на вело­сипеде и др.) дети используют в повседневной жизни для пере­движения.

Двигательные навыки облегчают связь с окружающей сре­дой и способствуют ее познанию: так, ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его

 

интересуют, и знакомится с ними; дети, умеющие передвигать­ся на лыжах, кататься на велосипеде, легче познают свойства снега, ветра; при плавании дети знакомятся со свойствами поды.

Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что спо­собствует лучшему развитию соответствующих групп мышц, связок, суставов.

Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребенка. Если ребенок выполняет упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервной энергии. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердеч­но-сосудистую, дыхательную системы, а также развивать физи­ческие качества.

Использование прочно сформированных двигательных навы­ков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредви­денных ситуациях двигательной и игровой деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать, например в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

Двигательные навыки паники, сформированные до 7 лет, составля­ют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Многие известные спортсмены (II. Тер-Овапесян, В. Брумель и др.) начали регулярно заниматься физическими упраж­нениями именно в детстве.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строе­вые, общеразвивающие упражнения, основные движения-ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки), спортивных видов физических упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры (теннис, бадминтон, городки и др.), выполнять элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др). Объем двигательных навыков по возра­стным группам дан в «Программе воспитания в детском саду».

Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.). О наличии возможностей для развития этих качеств сви­детельствуют количественные показатели. Например, с разви­тием силы, быстроты и ловкости увеличивается длина, высота прыжка, дальность метания. Развитие выносливости позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить

большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии у детей хорошего гла­зомера. Без развития физических качеств ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, совершенствовать различные виды деятельности, включающие движения.

У детей дошкольного возраста очень важно воспитать навык правильной осанки, т. е. умение сохранять правильное положе­ние тела, когда ребенок сидит, стоит, ходит. Правильная осан­ка имеет большое значение для нормальной деятельности всех органов и систем организма, она во многом зависит от развития костно-мышечной системы. Но правильная оспина — это навык, который необходимо своевременно формировать. ,

В этом возрасте приобретает важное значение привитие пер­воначальных штыков личной и общественной гигиены (мытье рук, освобождение носа, посещение туалета перед занятиями физическим упражнениями, забота о костюме, обуви, поддержа­ние в чистоте игрушек, физкультурных пособий, помещения и т. д.). От этих навыков, привычек во многом зависит здоровье детей.

Детям дошкольного возраста важно сообщать элементарные знания, связанные с физическим воспитанием. Полученные зна­ния позволяют детям заниматься более осознанно и более пол­ноценно самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье. Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, есте­ственные факторы природы, физический труд), имели пред­ставление о правильной осанке, технике движений, о правилах подвижных игр, а также элементарные знания о личной и общественной гигиене.

Дети должны знать название частей тела, направление дви­жений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.) и т. д., название и назначение физкультурного инвентаря, правила хра­нения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью. Объ­ем знаний, относящихся к физическому воспитанию, с возрастом детей расширяется.

В процессе физического воспитания не

воспитательные менее важно решать широкие воспитатель-

ные задачи. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физичес­кими упражнениями, развивать умения самостоятельно зани­маться этими упражнениями в детском учреждении и дома, про­водить наиболее простые со своими сверстниками и детьми более младших возрастов.

У детей необходимо воспитывать любовь к занятиям спор­том, интерес к их результатам, достижениям спортсменов.

В процессе физического воспитания имеются большие воз­можности для осуществления нравственного, умственного, эсте­тического и трудового воспитания.

При выполнении физических упражнений создаются наилуч­шие условия для воспитания положительных черт характера и нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллекти­ве, бережное отношение к физкультурному инвентарю и т.д.), а также для проявления волевых качеств (смелость, решитель­ность, настойчивость, выдержка и др.).

Умственное и физическое воспитание тесно связаны между собой. Правильное физическое воспитание создает наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. Кроме того, у детей закрепляются знания, не только относящиеся к физическому воспитанию, но и полученные в разных видах деятельности (например, о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы и общественной жизни). У детей развиваются все психические процессы (вос­приятие, внимание, представления, мышление, речь, память, во­ображение и др.), а также мыслительные процессы (наблюде­ние, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).

Необходимо воспитывать у детей умение творчески пользо­ваться приобретенными знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообра­зительность, смекалку, находчивость.

У детей дошкольного возраста очень важно воспитывать положительные эмоции, обеспечивая бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благоприятно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эс­тетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует поощрять развитие способности восприни­мать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, осанки; красоту костю­мов, физкультурных пособий, всей окружающей обстановки; воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримости по отношению к грубому в действиях, словах, поступках.

В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание. Подготовка к труду заключается в том, что у детей развивается способность к быстрому овладению двигательными навыками и воспитываются физические качества, необходимые для труда. Кроме того, дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, участка (устройство

ямы с песком для прыжков, снежных валов, заливка дорожек для скольжения, катка, прокладка лыжни и т. д.), с изготовле­нием и ремонтом физкультурных пособий (шитье мешочков для метания, раскрашивание целей и т. д.), хранением спортивной одежды, обуви и уходом за ними, подготовкой помещения участ­ка к занятию (расчистка участка от снега, собирание опавших листьев, посыпание площадки, дорожек песком, поливка их во­дой и т. д.), расстановкой и сбором физкультурных пособий на занятиях.

Кроме того, дети приобретают трудовые навыки по уходу за физкультурным инвентарем: вытирают пыль с гимнастической стенки, скамейки, досок, мячей, палок, обручей и др.; очищают лыжи от снега, натирают их мазью, убирают на место, вытирают коньки и убирают их на место; отряхивают от снега санки; вы­тирают пыль с велосипеда и т. д.

Процент физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решались все пере­численные задачи.

Глава вторая СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для решения задач физического воспитания детей дошколь­ного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Кроме того, на физическое воспитание детей влияют движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисова­ние, конструирование, игра па музыкальных инструментах, про­цессы одевания, умывания и др.). Указанные средства имеют раз­ное значение и занимают определенное место в советской систе­ме физического воспитания на разных этапах возрастного развития человека.

В тесной связи с ними используются также средства нрав­ственного, умственного, эстетического воспитания, направленные на гармоническое развитие личности.

Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и об­щественной гигиены, режима деятельности, сна, питания и т. д. вызывает у человека положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает рабо­тоспособность.

Кроме того, гигиенические факторы составляют обязательное условие для более эффективного воздействия физических уп-

 

ражнений на организм занимающихся. Несоблюдение чистоты помещения, а также физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболева­ниям детей и снизить положительное влияние физических упраж­нений на их физическое развитие.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнеч­ные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отло­жению под кожей витамина D и охраняют человека от заболе­ваний; воздух садов, парков, лесов, содержащий особые веще­ства (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обога­щает кровь кислородом.

Использование естественных сил природы в сочетании с фи­зическими упражнениями наиболее благоприятно для детского организма.

Солнце, воздух, вода используются и как самостоятельные средства закаливания организма человека. Они вырабатывают приспособляемость организма к повышенной и пониженной тем­пературе воздуха, воды, к резким и быстрым изменениям ме­теорологических факторов. Для разностороннего закаливания следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Закаливаниеимеет и другое значение: оно способствует воспитанию волевых качеств (смелости, выдержки и Др.)1.

Физические упражнения основное специфическое средство физического воспитания. Это двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельности, отобранные для ре­шения задач физического воспитания. Двигательной деятельно­стью называют всякую деятельность, характерным компонентом которой является активность двигательного аппарата человека; к сложной двигательной деятельности относится подвижная игра.

Понятие «упражнение» применяется и для обозначения неод­нократного выполнения двигательных действий.

При правильной методике проведения физические упражне­ния способствуют осуществлению физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, развитию всех психических процессов.

Движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка и др.), могут оказывать положительное влияние на физи­ческое развитие ребенка.

В дошкольных учреждениях труд используется при строгом дозировании нагрузки, с учетом особенностей возраста детей,

1 Подробнее вопросы использования гигиенических факторов и естест­венных сил природы для укрепления здоровья детей раскрываются в учеб­ных пособиях по гигиене.

состояния их здоровья, физического развития и физической под­готовленности.

Эффективность использования средств физического воспита­ния повышается при правильном сочетании их на разных воз­растных этапах. Так, в первые месяцы жизни ребенка наиболь­шее значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы. В дальнейшем увеличивается роль физических упраж­нений, а также различных видов деятельности, включающих разнообразные движения.

§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Физические упражнения возникли в дале-
ВОЗНИКНОВЕНИЕком прошлом. Решающую роль в этом про-

ФИЗИЧЕСКИХцессе играла трудовая деятельность чело-

упражненийвека. При этом большое значение имело осознание человеком важности упражняемости, необходимости физической подготовки к труду.

Сначала физические упражнения состояли из движений, применявшихся в труде. В дальнейшем на их развитие оказали влияние искусство, военное дело, ритуально-обрядовые игры, пляски и т. д.

С развитием общества и самого физического воспитания сходство между формами трудовых действий и формами физи­ческих упражнений утрачивалось. Это позволило вычленить из сложной двигательной деятельности отдельные упражнения и применять их в целях физического воспитания (бег на разные дистанции, бег с препятствиями, метание на дальность, прыжки через планку и т. д.).

В процессе развития теории и практики физического воспи­тания создавались так называемые аналитические упражнения (общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов и с предметами, на предметах, на гимнастических снарядах и др.). Эти упражнения применяются при обучение различным движениям, обеспечивая всестороннее физическое развитие, а также для воспитания физических качеств и имеют большое значение для подготовки человека к труду.



Просмотров 2484

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!