![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Гимнастика как метод физического воспитания. 7 часть
Целесообразно сначала обучать детей более смелых: они своим примером положительно повлияют на сверстников, и, кроме того, их можно в дальнейшем привлекать к помощи при обучении других детей. Обучение езде па двухколесном велосипеде в детском саду проводится в индивидуальном порядке. К этому следует привлекать и родителей, познакомив их с методикой обучения. Овладение навыками езды па велосипеде в семье позволит более полноценно использовать данный вид движения в детском саду. Сначала детей знакомят с велосипедом: объясняют его устройство, назначение частей и технику передвижения. Последовательность обучения: ведение велосипеда в прямом направлении, с поворотами направо, налево, кругом, ведение его по кругу, змейкой; езда по прямой с поворотами: напра-во, налево при поддержке взрослого; посадка на велосипед и слезание с него; езда на велосипеде самостоятельно по прямой, с поворотами направо, налево, кругом, езда по кругу, змейкой, езда с дополнительными заданиями. Детям показывают и объясняют, как надо держать велосипед и водить его по прямой: велосипед нужно поставить с правой стороны, руки положить на ручки руля (руль держать двумя руками), немного отодвинуться в сторону, чтобы не мешала педаль при ходьбе. При поворотах направо, налево руль следует поворачивать в ту же сторону, в которую надо повернуть велосипед. В дальнейшем дается задание: водить велосипед по кругу, змейкой, делать повороты кругом. Разнообразные упражнения с вождением велосипеда, проводимые в течение нескольких запятим, формируют у детей навыки и качества, которые необходимы им для езды па велосипеде. Затем детям показывают и объясняют, что при езде па велосипеде сидеть надо прямо, непринужденно (не напряженно), слегка наклоняясь вперед (не сутулясь), руль держать без напряжения, смотреть вперед на дорожку -выбирая себе путь. Езда на велосипеде длительное время при сильно наклоненном туловище может привести к образованию сутуловатости. Особенно нужно следить за прямой посадкой детей на первом этапе обучения. Детей следует учить ступени и колени ног держать параллельно раме велосипеда, слегка развернутыми носками в стороны, педалировать плавно без резких толчков. Воспитатель берется левой рукой за левую ручку руля, правой рукой держит седло сзади и передвигает велосипед по прямой, а ребенку предлагает равномерно нажимать на педали передней частью ступни и активно передвигать велосипед. Чтобы научить детей устойчиво сидеть па велосипеде вовремя движения и сохранять равновесие на качающейся опоре, воспитатель, держась за ручку руля и сзади за седло, производит раскачивание велосипеда то вправо, то влево. Ребенок, преодолевая боязнь, старается хорошо держаться за руль и приучается сохранять равновесие. Это упражнение помогает быстрее научиться сохранять равновесие в движении. После того как ребенок научится вращать ногами педали, воспитатель уменьшает усилия по передвижению велосипеда. Когда же ребенок научится устойчиво держать руль, то воспитатель постепенно передает управление ребенку. Освоив прямое управление рулем, ребенок едет увереннее, увеличивая скорость. Чем больше скорость, тем легче удерживать равновесие (в случае потери равновесия необходимо руль поворачивать в сторону наклона). Воспитатель незаметно на некоторое время отпускает велосипед, и ребенок продолжает
ехать самостоятельно без поддержки. Воспитатель, обеспечивая страховку, постепенно подводит ребенка к самостоятельной езде по прямой. После этого следует научить делать повороты направо, налево: ребенок должен правильно сидеть, сохраняя равновесие, одновременно выполнять движения ногами, держаться за руль руками, наклоняя туловище в сторону поворота. Перед поворотами направо следует выехать к левому краю дорожки и постепенно поворачивать руль направо, перед поворотом налево выехать к правому краю дорожки и постепенно поворачивать руль налево. При выполнении ребенком поворотов воспитатель в начале обучения подсказывает ему, как надо повернуть руль. В начале обучения воспитатель поддерживает ребенка за руль и сиденье велосипеда во время всего поворота, помогая сохранить равновесие. В дальнейшем, ослабляя усилия, передает управление ребенку, поддерживая велосипед за сиденье, а затем отпускает и сиденье, и ребенок делает поворот самостоятельно. Детей следует научить садиться на велосипед и сходить с него: Чтобы сесть на велосипед (для девочек), девочка, держась за ручки руля, наклоняет его на себя, правую ногу ставит на полуопущенную педаль, после этого, отталкиваясь левой ногой, переводит велосипед в вертикальное положение; нажимая правой ногой па педаль, садится на седло и, нажимая левой ногой на педаль, начинает вращать колеса велосипеда. Или переносит правую ногу через седло спереди, садится на седло и ставит правую ногу на полуопущенную педаль, затем ставит ногу на левую педаль и начинает вращать колеса велосипеда. На велосипед (для мальчиков) садятся следующим образом: держась двумя руками за ручки руля, становится сбоку (слева) от велосипеда; правую педаль ставят вверх, немного вперед, наклоняя велосипед на себя, переносят (передают) на эту ногу вес тела, левую ногу отрывают от земли и ставят на педаль, одновременно садятся па седло и начинают движение вперед. Или, опустив левую педаль ногой вниз до отказа, ставят на нее левую ногу, делают несколько толчков правой ногой, сообщая велосипеду первоначальную скорость, переносят правую ногу через седло, садятся на седло, ставят правую ногу на педаль и начинают попеременно вращать ногами педали, не отрывая от них ног. Воспитатель обеспечивает страховку и при необходимости поддерживает велосипед за руль и седло. Чтобы сойти с велосипеда, прекращают вращение педалей и замедляют ход; когда скорость почти угаснет, наклоняют его в ту сторону, н которую хотят сойти, и, опершись одной ногой о землю, переносят другую ногу через раму или седло. Тормозить следует плавно, без резких толчков. До тех пор пока ребенок не приобрел твердых навыков езды на велосипеде по прямой, с поворотами направо, налево, воспитателю необходимо все время обеспечивать страховку. В дальнейшем обучают детей езде на велосипеде с поворотом кругом, езде по кругу, змейкой. Кроме того, даются различные задания: ударить в подвешенный колокольчик, снять подвешенную ленту, управлять велосипедом одной рукой и без рук, подниматься на пологую горку и спускаться с нее и др. Воспитатель все врем и следит за дозировкой и соблюдением правил. Нагрузка постепенно увеличивается и в средней группе доведшем до 10—15 мин, а в старшей — до 20—25 мин. Воспитатель наблюдает за самочувствием детей и если замечает признаки утомления (дрожание ног и рук, частые соскоки ног с педалей и др.), то предлагает передать велосипед другому. Дозировка нагрузки зависит от индивидуальных особенностей детей, их физической подготовленности и степени овладения двигательным навыком. При закреплении навыков езды на велосипеде воспитатель предлагает детям установить очередность катания и определяет расстояние, которое они могут преодолеть, или время, через которое ребенок должен передать велосипед товарищу. Опыт показывает, что у смелых, настойчивых детей с хорошей физической подготовленностью, образуются умении езды на велосипеде за 6—8 ежедневных занятий. Для более робких детей, а также для детей с недостаточно развитым чувством равновесия нужно для этого 12—15 дней. В дальнейшем необходимо, чтобы дети закрепляли навыки езды на велосипеде как в детском саду, гак и в домашних условиях. § 7. САМОКАТЫ Общая характеристика. Катание на самокатах способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Кроме того, развиваются мышцы, особенно ног и стопы, воспитываются быстрота, глазомер, ловкость, равновесие, выносливость и др. В детских садах применяются самокаты разнообразной конструкции. Удобны самокаты па резиновом ходу (колесах): они легкие, бесшумные и без больших усилий приводятся в движение. Часто дети пользуются самокатами в виде небольшой узкой деревянной платформы на трех роликах (одни впереди и два сзади). Подбирать самокаты следует по росту детей: в положении стоя на самокате ребенок должен держаться за руль, не сгибая корпуса. Хранятся самокаты в специально отведенном для этого помещении. Дети следят за сохранностью самокатов, очищают их от пыли, ставят на место. Методика обучения. Обучение катанию на самокатах проводится в старших группах в часы утренних и вечерних прогулок весной и летом. На самокатах дети катаются по дорожкам (асфальтированным) длиной 50 м. Воспитатель объясняет, как нужно вставать на самокат, управлять мм: взяться руками за ручки руля, одной ногой встать на платформу, другой отталкиваться от земли. Как только самокат начнет двигаться достаточно быстро, надо попа вить на платформу вторую ногу и катиться до замедления хода, управляя рулем; затем снова отталкиваться одной ногой. Надо следить, чтобы дети поочередно отталкивались то левой, то правой ногой: когда ребенок одет в одну сторону по дорожке, oei отталкивается одной ногой; когда едет обратно — отталкивается другой ногой. Равномерное распределение нагрузки на обе ноги будет способствовать пропорциональному развитию мышц. Когда дети освоят передвижение на самокате по прямой, воспитатель обучает их делать повороты направо, налево. При повороте налево надо выехать к правому краю дорожки, оттолкнуться левой ногой и разворачивать руль в левую сторону. При повороте направо — выехать к левому краю дорожки, оттолкнуться правой ногой и разворачивать руль в правую сторону. В дальнейшем задания усложняются: дети могут делать повороты кругом, кататься по кругу, змейкой. В детских садах может использоваться самокат-колесо, представляющийсобой цилиндр длиной 40 см, диаметром 15 см, состоящий из деревянного каркаса и двух цилиндров. Для катания на самокате-колесе надо с разбега вскочить на него и перебирать ногами, сильно отталкиваясь от его поверхности. Колесо можно вращать вперед и назад. При вращении вперед на колесо нажимают больше носками ног, а при вращении назад — пятками. После этого можно перейти к переменному вращению то в одну, то в другую сторону. В дальнейшем при катании на колесе задания усложняются: кататься, не. глядя на колесо, с предметом па голове, в руке, с закрытыми глазами и т. д. Воспитатель следит за дозировкой катания и соблюдением установленных правил. Бели желающих кататься на самокате много, устанавливается очередность. СПОРТРОЛЛЕРЫ Общая характеристика. Катание на спортроллерах способствует укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной систем, развитию мышц, особенно ног, воспитанию физических качеств. Спортроллер — это самокат усовершенствованной конструкции. Движется он вперед и в сторону. Высота спортроллера и подвижность его значительно большая, чем у простых самокатов. Колеса расположены и укреплены, как у двухколесного велосипеда, но они меньшего размера. С помощью руля, соединенного с передним колесом, изменяется направление движения, делаются повороты. Между колесами расположена металлическая платформа. Па пей укреплен тормоз, приводимый в действие ногой. С правой стороны платформы находится педаль, соединенная подвижно с задним колесом. Путем попеременного нажима на педали. правой ногой приводится в движение заднее колесо. Хранятся спортроллеры в специально отведенных для этого помещениях. Дети сами очищают их от пыли и ставят па место. Методика обучения. Катанию на спортроллерах обучают детей средней, старшей групп в часы утренних и вечерних прогулок весной и летом. На спортроллерах катаются по дорожке длиной примерно в 50 м.. Дети, которые умеют ездить на двухколесном велосипеде, быстро овладевают катанием на спортроллере. Вначале детей знакомят с устройством спортроллера, назначением отдельных частей и механикой передвижения. Затем учат водить спорт-роллер. Воспитатель объясняет и показывает, что держать его надо с правой стороны, водить за ручки руля. Объясняет, как надо становиться на платформу и управлять им во время движения, держась руками за ручки руля: правую ногу ставят на педаль, левой несколько раз отталкиваются, после чего ставят ее на платформу; колесаначинают вращаться, и спортроллер катится вперед. Для движения спортроллера правой ногой попеременно нажимают па педаль. При обучении езде на спортроллере в прямом направлении сначала воспитатель поддерживает спортроллер за руль и ведет его, а дети, держась руками за руль, регулируют движение только правой ногой. Постепенно воспитатель отпускает руль, и дети самостоятельно проезжают небольшое расстояние в прямом направлении (к поддержке можно привлекать и детей). Для сохранения равновесия при продвижении в прямом направлении необходимо корпус и руль держать прямо. При наклоне туловища влево следует быстро его перевести в правую сторону и слегка повернуть руль вправо. Это помогает выровнять положение спортроллера. Когда дети достаточно хорошо овладеют техникой движения в прямом направлении, следует обучать их поворотам направо, налево, кругом. Чтобы повернуть направо, ручку руля постепенно отводят направо. Если надо повернуть налево, руль тоже поворачивают налево. Вначале воспитатель помогает детям делать повороты, поддерживая рукой руль, а затем отпускает руль, и дети поворачивают спортроллер самостоятельно. Для остановки спортроллера следует нажать левой ногой на тормоз. 12. Заказ 4997 177
Воспитатель следит за дозировкой и соблюдением установленных правил. Дети пользуются спортроллером в порядке очередности. После того как ребенок проедет примерно 10 раз по дорожке, он передаст спортроллер другому. При езде надо быть внимательным и смотреть вперед. Если кто-нибудь встретится на пути, то следует дать сигнал, объехать его или сойти со спортроллера. Дети средней, старшей групп овладевают ездой на спорт-роллере в течение недели. В дальнейшем эти навыки следует закреплять. § 9. ПЛАВАНИЕ Общаяхарактеристика. Плавание — способ передвижения в воде, это циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При систематических занятиях у детей развиваются все основные группы мышц, в том числе мышцы стопы, кисти, пальцев, шеи, что способствует сохранению правильной осанки. При выполнении упражнений в горизонтальном положении вес тола т- давит на позвоночник и стопу, что позволяет предупреждать появление дефектов в осанке и стопе и лечить, если они у ребенка возникли. При плавании укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная, костная системы, осуществляется закаливание организма, теплорегуля-ция, улучшается обмен веществ, работа внутренних органов. Плавание способствует развитию ловкости, быстроты, равновесия, координации движений, силы, выносливости. У детей воспитываются морально-волевые качества и возникают положительные Э'М'ОЦИ'И. Во время купания, плавания и открытых бассейнах благотворное влияние оказывают на детей вода, солнце, воздух. В открытых бассейнах купание, плавание рекомендуется проводить в утренние часы, когда солнце излучает больше полезных лучей, а также вечером (часов в 5—6), когда вода согревается и становится теплой. Разрешается купаться при температуре воды 22—23° и воздуха — 25—26°. Купание и плавание может проводиться как в бассейне, так и в естественном водоеме. Глубина бассейна от 20—30 до 70— 80 см, ширина и длина не менее 5 м. Естественный водоем должен быть размером 8X16 м2. Методика о бучения п л а в а н и ю1. Детей дошкольного возраста можно обучать плаванию способами кроль на груди 1 Т. И. О с о к и н а. Как научить детей плавать, изд. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. В. С. Васильев. Обучение маленьких детей плаванию. М., «Физкульг тура и спорт», 1961. без выноса рук, кроль на груди с выносом рук, кроль на спине. Дети сравнительно быстро овладевают плаванием. У них больше развит подкожный жировой слой, благодаря которому они легко держатся на воде. Начинают обучение плаванию с приучения детей к воде, передвижению и воде и выполнению подготовительных упражнений к плаванию (на суше и в воде). Приучение к моде может начинаться очень рано — на первом году жизни. Купая ребенка в ванне, сначала его держат на спине, подставляя одну руку под голову, другую — под спину, или кладут ребенка спиной на руку, кистью поддерживают голову, а другой рукой помогают делать движения руками и ногами. Когда ребенок научится держать голову, то его кладут на руку животом, и он двигает руками и ногами в воде самостоятельно. Ребенок, умеющий ходить или бегать, может уже входить или вбегать в воду и выходить или выбегать из нее, подпрыгивать в воде, держась за руку взрослого (очень важно, чтобы ребенок полюбил воду). Подготовительные упражнения постепенно усложняются, и в старшей группе дети могут уже свободно передвигаться в воде, делать движения руками, выполнять различные задания (бросание мяча и ловля его, ползание на четвереньках на мелком месте, ходьба на руках вперед и назад, вытянув ноги горизонтально, и др.). При этом используются имитации; дети подражают ракам, крабам, н т. д. Эти упражнения укрепляют соответствующие мышцы и приучают ребенка свободно ориентироваться в воде. В дальнейшем детей учат открывать глаза под водой, делать выдох в воду. Для этого ребенок делает вдох, я затем вместе со взрослым окунается в воду, под водой открывает глаза и постепенно выдыхает воздух через сомкнутые губы. Детей надо научить задерживать дыхание. Для этого дается такое задание: сделать вдох и опуститься в воду, присесть там, обхватить руками колени и пригнуть к ним голову, и тело выталкивается водой спиной кверху («поплавок»). После этого дети выполняют движения, подготавливающие к плаванию способом кроль. Сначала обучают движениям ногами: поочередное поднимание ног вверх и опускание вниз. Такие упражнения даются в положении сидя, лежа (на животе и спине), на суше и в воде. Дети, передвигаясь по дну на руках, а также в воде, держась за резиновые надувные игрушка (круг, гусь, лягушка и др.) или доску прямыми руками, ноги попеременно поднимают вверх и опускают вниз. Движение производится всей ногой от бедра до носка. При этом дети не должны сильно сгибать ноги в коленях, ступни ног не напрягать. При выполнении этих упражнений используются игры. Затем даются подготовительные упражнения для рук, которые целесообразно сначала проводить лежа на скамейке. После этого надо соединить движения рук и ног. Как только дети 12* 179
освоят координацию движений рук и ног на скамейке, можно закреплять эти движения в воде, используя надувные резиновые игрушки. С детьми проводят упражнения в скольжении, чтобы научить детей поддерживать и воде горизонтальное положение тела и сохранять равновесие. Нужно сначала присесть, потом оттолкнуться двумя ногами, руки вынести вперед, тело примет горизонтальное положение и продвинется вперед. Можно учить детей скольжению как на груди, так и на спине. Плавание способом кроль без выноса рук выполняется следующим образом: скользнув по поверхности воды, нужно принять горизонтальное положите грудью тик; голова находится над водой, подбородок до губ погружен в воду, ноги и руки свободно вытянуты. Затем нужно сделать гребок одной рукой. Перед гребком эта рука из положения вытянутой вперед опускается вниз-назад, доходя до бедра (гребок). После этого она сгибается в локте и вытягивается вперед. Пока одна рука после гребка, сгибаясь в локте, начинает вытягиваться вперед, другая рука начинает делать гребок. Так руки действуют поочередно. Гребок совершается выпрямленной рукой, пальцы соединены. Ноги во время гребков двигаются попеременно вверх и вниз, слегка сгибаясь в коленях. Движения руками должны совершаться плавно, с некоторым увеличением скорости к концу гребка. Движения ног и рук согласованны: на каждые 2 гребка руками приходится 6 движений ногами. Дышать надо через рот: на два гребка руками — вдох, на два следующих гребка — выдох. В начале обучения выдох делается над водой, затем приучают детей делать выдох в воду (вдох во время гребка одной рукой, выдох — во время гребка другой рукой). Когда ребенок научится совершать движения ногами и руками с надувными резиновыми игрушками, воспитатель учит его держаться на воде и плавать с поддержкой. Вначале воспитатель держит ребенка рукой под животом: постепенно поддержка ослабляется, и ребенок плывет самостоятельно. Воспитатель находится рядом, чтобы через несколько самостоятельных движений снова поддержать ребенка. Детей обучают плавать и способом кроль на груди с выносом рук. Он выполняется так: нужно принять горизонтальное положение, голову опустить в воду. Ногами поочередно совершать движения снизу вверх (ноги выпрямлены) и сверху вниз (ноги слегка сгибаются в колене). Рука из положения вытянутой вперед опускается вниз, несколько сгибается в локте, производит гребок и заканчивает его у бедра. К середине гребка движение руки ускоряется. Во время гребка пальцы рук соединены и немного согнуты, чтобы кисть лучше захватывала воду. После гребка руку мягко следует вынести из воды и быстро пронести вперед по воздуху (мышцы рук в это время расслаб- лены). Впереди головы напротив плеча рука погружается в воду (пальцами кисти, предплечьем и плечом). Рука вытягивается вперед и снова начинается гребок. Другая рука совершает такие же движения. Руки поочередно то гребут, то проносятся по воздуху. Ноги работают чаще, чем руки: на 2 гребка руками ноги совершают ими, шесть поочередных движений. Для вдоха лицо надо повернуть в сторону, чтобы рот оказался над водой, и сделать вдох через рот, для выдоха опустить лицо 15 воду и сделать выдох через рот и нос. Выдох должен быть равномерным и полным. Когда дети освоят плавание способом кроль на груди, следует обучать их плаванию способом кроль на спине. При этом способе положение тела в воде горизонтальное. Голова свободно опушена в воду, лицо обращено кверху. Движения ногами, слегка согнутыми в коленях, сверху вниз и снизу вверх. На поверхности воды показываются только кончики пальцев ног, и остается равномерный пенистый след. В исходном положении рука вытянута за головой, ладонь обращена вверх — в сторону. В начале гребка руку отводят в сторону, а затем вниз к бедру. Кисть при этом слепка сгибается, захватывая воду. После гребка руку вынимают из воды, проносят по воздуху за голову и опускают в воду в начальное положение. В то время как одна рука совершает гребок, другая находится и воздухе и проносится в исходное положение. Руки и ноги работают согласованно. Движения ног чаще, чем рук: на 2 гребка руками приходится 6 движений ногами. Дыхание производится над подои и согласуется с движениями рук. Вдох делается через рот в начале гребка одной рукой, при поднимании ее над водой начинается выдох (через рот или нос), который продолжается до следующего гребка этой же рукой. Воспитатель в процессе обучения следит за самочувствием детей, предупреждая охлаждение: появление мурашек, дрожь тела, посинение губ, икота, снижение двигательной активности. Продолжительность пребывания в воде в утреннее время постепенно увеличивается от 3 до 15 мин и вечером от 3 до 8 мин. После купания, плавания следует сухо вытереться, растереться полотенцем, проделать упражнения для согревания. Нельзя разрешать детям купаться натощак или сразу после еды. Необходимо следить, чтобы дети выполняли правила. Детей обучают небольшими группами (2—6 человек), остальные находятся под присмотром взрослых на берегу. При обучении детей плаванию необходимо привлекать врача, медсестру и няню. В условиях детского сада научить всех детей плавать трудно. Поэтому «Программой воспитания в детском саду» предусмотрены в основном купание и подготовка к плаванию. Если в детском саду имеется бассейн, то необходимо привлекать к проведению занятий родителей (тренеров). Можно рекомендовать детям заниматься в бассейнах, где проводят занятия квалифицированные преподаватели. Кроме того, необходимо проводить разъяснительную работу с родителями, которые могут сами обучать дотом плаванию в индивидуальном порядке. Для этого важно сообщить родителям о целесообразности обучения детей именно в дошкольном возрасте, раскрыть основы методики обучения и посоветовать литературу, в которой освещены особенности проведения занятий с детьми разного возраста1. Глава седьмая ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Формы организации физического воспитания в дошкольном учреждении представляют собой воспитательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которой составляет двигательная активность ребенка. Совокупность этих форм создает определенным двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. К формам организации физического воспитания детей относятся: 1) физкультурные занятия, 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) и 3) организация работы по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, праздники). Все эти формы организации отвечают общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи, и, кроме того, каждая из них имеет свои специальные задачи, в соответствии с которыми занимает определенное место в режиме дня дошкольного учреждения. Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, степенью их физической подготовленности и учетом конкретных условий данной группы и всего учреждения. Так, например, и группах раннего возраста основной формой работы с детьми являются индивидуальные занятия физическими упражнениями (подвижные игры, гимнастика, массаж) при не- 1 См.: Т. И. О сок и на. Как научить детей планать. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. посредственном общении сестры-воспитательницы с ребенком, а позднее — занятия с небольшими группами детей. Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся во всех группах, но в каждой они имеют определенное своеобразие по подбору двигательного материала и методике их проведения. Физкультминутки имеют преимущественное значение в старших группах детского сада, их целесообразно включать в занятия и между двумя занятиями, как момент активного отдыха и тем самым восстановления работоспособности детей. Закаливающие процедуры используются во всех группах. Однако воздушные ванны в движении по типу занятий с постепенным снижением температуры, а также в специальных костюмах на воздухе в зимнее время применяются по преимуществу в старших группах. Что касается подвижных игр и разнообразной самостоятельной двигательной деятельности детей на воздухе, то все это является непременным содержанием повседневной детской жизни всех возрастных групп. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЙ Физкультурныезанятия — основная форма ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ * организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является последовательное обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и их совершенствование. Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и элементам спорта, всестороннее развитие его личности. Осуществление оздоровительных задач достигается на занятиях путем определенной двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех физиологических процессов в организме, усилению общей его жизнедеятельности, в оптимальных гигиенических условиях . Воспитательно-образовательные задачи решаются путем постепенного и неуклонного формирования морально-волевых черт личности ребенка в процессе занятий, сообщения некоторых элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, выработки правильных двигательных навыков. Все это направлено на развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка, его умственных способностей, нравственных качеств и творческой активности. Занятия способствуют воспитанию дисциплинированных людей, хорошо ориентирующихся з окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро и уверенно в соответствии с поставленной задачей. Таким образом, систематическое выполнение в процессе занятий всех поставленных задач формирует духовные и физические силы детей, подготавливает их к школе, занятиям спортом и дальнейшей полезной общепит нон деятельности. Физические упражнения, обусловленные и структура пы и выражающиеся в двигательной дея- занятии. тельности детей, составляют содержание за- нятий. Физкультурные занятия разнообразны по содержанию. Однако при этом обязательно сохранение ясных и четких задач, соблюдение последовательности прохождения программы, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Структура занятия заключается в последовательности выполнения детьми физических упражнений, соответствующих задачам данного занятия.
![]() |