![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РЕЖИМЕ ДНЯ
§ 1. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА значение утренней Утренняя гимнастика — обязательная часть детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, повышением жизненного тонуса. Являясь постоянным компонентом ежедневного режима, утренняя гимнастика приобретает стереотипизированный характер и содействует сохранению здоровья в течение многих лет. Значение утренней гимнастики как физкультурно-оздоровительного процесса многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию. После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей цент- ральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов — зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного,— вызывает и восстанавливает работоспособность периной системы и жизнедеятельность организма в целом. Все сказанное выше относится к утренней гимнастике или, как ее называют в практике, зарядке, которая проводится сразу после пробуждения ребенка в семье и учреждении интернатного типа. В группах дневного пребывания она сохраняет оздоровительное и организующее значение Упражнения утреннем гимнастки развивают мускулы, их силу, гибкость, подвижность суставов, улучшают работу координационных механизмов, влияя па воспитание правильной осанки, углубляют дыхание, усиливают кровообращение, содействуют обмену веществ, her, прыжки в заключение гимнастики тренируют сердце и легкие, приучая их к относительной выносливости. Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект. Закаливание, как известно, сложный условнорефлекторньй процесс. Оно помогает организму уравновешиваться в изменяющихся условиях окружающей среды, приспособляться к ней и противостоять ее неблагоприятным воздействиям (внезапное охлаждение, ветер, сквозняки). Водная процедура в сочетании с утренней гимнастикой улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости. В целях закаливания организма детей температура воды систематически, но постепенно снижается; при этом строго соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с указанием врача1. Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, ежедневно повышающим и сохраняющим п течение дня жизненный тонус ребенка, систематически оздоровляющим его организм. 1 Вопрос о закаливании подробно излагается в курсе гигиены. В целях систематического ежедневного про- схема построения ведения утренней гимнастики нее предназна- в комплексы. Подбор упражнений в комплексе предусматривает повышение жизнедеятельности организма путем постепенного вовлечения основных групп мышц в интенсивную работу и тем самым их развития и укрепления в целях воспитания правильной осанки. Содержанке каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в порядке последовательности. Сначала ходьба (в колонне но одному), заканчивающаяся перестроением детей в круг или несколько колонн. Затем упражнения в следующей последовательности: 1) для развития и укрепления мышц плечевого пояса, содействующие развитию подвижности плечевых суставов, грудной клетки и выпрямлению позвоночника; 2) для развития мышц брюшного пресса и ног, направленные на укрепление этих мышц и оказывающие массирующее действие на внутренние органы; 3) дли развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, содействующие развитию этих мышц, оказывающие массирующее действие на внутренние органы, развивающие гибкость позвоночника, способствующие формированию правильной осанки. По окончании этих упражнений проводится бег (или прыжки) с постепенным переходом сначала на интенсивную и затем замедляющуюся ходьбу, которая заканчивается шагом на месте и остановкой. Подбор конкретных упражнений в комплексе определяется программой детского сада для каждой возрастной группы с учетом возможностей и состояния здоровья детей данной группы, а также их индивидуальных особенностей. Таким образом, в процессе утренней гимнастики постепенно включаются в работу все основные группы мышц, вовлекая весь организм в деятельное состояние. После наиболее высокой физиологической нагрузки, во время бега или прыжков, происходит постепенное снижение (во время ходьбы) и к моменту остановки состояние организма достигает прежней нормы. Весьма целесообразным является применение на утренней гимнастике мелких физкультурных пособий (флажков, палок, обручей и т. д.) при условии четкой раздачи их детям. В процессе утренней гимнастики музыка гамнАстикЕ^1 создает у детей эмоциональный подъем, радостное ощущение жизни. Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений. Так, начинается утренняя гимнастика с бодрой ходьбы, согласованной с музыкой марша. Наоборот, в конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы успокоить организм; в соответствии с этим и заключительный марш должен быть спокойным, исполняться в умеренном темпе. При соблюдении этих требований дети
научатся согласовывать свои движения с характером и формой музыкального произведения. В старших группах рекомендуется начинать гимнастику с ходьбы под песню. 11снолнение песни создает у детей бодрое настроение и является своеобразной и полезной дыхательной гимнастикой (при условии овладения певческими навыками: правильное дыхание, умеренное естественное звучание, чистота мелодии, слаженность исполнения и т. д.). При отсутствии музыкального руководителя воспитатель пользуется одним из ударных инструментов — бубном, барабаном; кроме того, может быть музыка в грамзаписи. Методика проведения утренней гимнастики. Для осуществления оздоровительных воспитательных задач Утренняя гимнастика должна проводиться в точно установленное по режиму время и соответствовать по со держанию программе. Утренняя гимнастика вводится с первой младшей группы. Подбор упражнений (комплексы) и продолжительность гимнастики определяется «Программой воспитания в детском саду» с учетом особенностей и возможностей каждой возрастной группы. Упражнения, включаемые в утреннюю гимнастику, разучиваются с детьми предварительно на физкультурных занятиях. Однако они не копируют точно то или иное движение, но имеют с ним общую основу. Например, упражнение на утренней гимнастике: «коснуться палкой колена согнутой ноги из положения - палка вверху перед собой» подготавливается на занятиях, когда дети делают хлопок ладонями обеих рук о колено согнутой ноги из положения — руки протянуты в стороны — вверх или аналогичное упражнение с флажками, обручем и т. п. Такие однотипные упражнения подготавливают детей к утренней гимнастике, не требуя специального разучивания и в то же время систематически тренируют навыки путем использования разнообразных мелких физкультурных пособий. А чем больше вариантов используется, тем лучше вырабатывается двигательный навык, точнее выполняется упражнение и значительнее оздоровительный эффект. Продолжительность каждого комплекса утренней гимнастики обычно 7—10 дней. В течение этого времени в комплекс могут быть введены аналогичные по задаче варианты упражнений. Так как на утренней гимнастике не происходит обучения упражнениям, предварительное объяснение и показ упражнений воспитателем не используются. В младших группах и в первой половине года в средней — он предлагает детям выполнять упражнения одновременно с ним, применяя игровые приемы. В дальнейшем, в средней (вторая половина года), старшей и подготовительной группах он кратко называет упражнение, дает команду для исходного положения (например: «Основную стойку принять»!). После этого дети выполняют упражнение вместе с воспитателем. Такая организация утренней гимнастики целесообразна: дети непосредственно воспринимают безукоризненный образец, уточняют элементы упражнения, правильно воспроизводят их. Но воспитатель не всегда выполняет все упражнения. Если, например, упражнения заключаются в прямом наклоне туловища с опусканием головы вниз или вращением туловища, при котором воспитатель не видит детей, то ему целесообразнее наблюдать за выполнением упражнения детьми, регулировать их темп и, если нужно помогать краткими указаниями. Воспитатель следит за дыханием детей, требуя фиксации выдоха словом или звуком. Этот прием сохраняется и при выполнении упражнений под музыку. Окончание каждого упражнения всегда совпадает с окончанием музыкальной фразы и в соответствии с этим дети негромко произносят; «вниз» или «хлоп», «сели» и др. До начала упражнений и по окончании их дети старших групп стоят в основной стойке (пятки вместе, носки врозь). Из этого положения ног они меняют стойку по указанию воспитателя для следующего упражнения, а также начинают ходьбу. После окончания ходьбы они вновь принимают основную стойку. Это содействует приучению ребенка к правильному держанию тела (осанка), воспитывает подтянутость, организованность. В младших и средних группах дети стоят в стойке — ноги слегка расставлены параллельно друг другу, что предохраняет их от деформации стопы при не окрепших и слаборазвитых еще мышцах, связках и суставах. В конце утренней гимнастики ходьба с постепенным снижением темпа заканчивается спокойным шагом на месте с невысоким подъемом ног. Это приводит пульс ребенка в норму, иногда лишь с незначительной разницей по сравнению с началом гимнастики. Отсюда следует, что дополнительные, так называемые дыхательные упражнения, снова вовлекающие в работу сердечную мышцу, не обязательны. После утренней гимнастики дети переходят к какой-либо установленной для них врачом водной закаливающей процедура (обтирание, обливание, душ). В группах детей разного возрастаосновным требованием является учет возрастных подгрупп. В связи с этим упражнения утренней гимнастики подбираются отдельно для каждой подгруппы в соответствии с программой и возможностями детей- Последовательность проведения гимнастики с каждой подгруппой определяется режимом в целом. Недопустимо объединять детей различного возраста для выполнения общих для всех упражнений: в таких случаях младшие по возрасту дети выполняют непосильные упражнения, рассчитанные на более старших, и утомляются, а старшие, выполняя упражнения для младших, теряют интерес и не получают необходимой им физической нагрузки. Все указанное нарушает задачи оздоровления организма и повышения жизненного тонуса, присущие утренней гимнастике.
Дети стационарных групп выходят на утреннюю гимнастику в трусиках и тапочках. Дети, пришедшие из дома, тоже переодеваются. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладном температуре м придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры -----воздушной ванны. Если утренняя гимнастика проводится на воздухе, то дети и воспитатель ( в осенне-зимний сезон) надевают специальные костюмы, а возвратясь с гимнастики,— принимают водную процедуру. В зале с открытыми окнами (осенью и зимой) или при выходе на воздух гимнастика начинается с непродолжительной быстрой ходьбы, переходящей на бег, вырабатывающей в организме тепло и вызывающей усиленную работу сердца, легких, активизирующей функции вегетативной нервной системы. Бег постепенно переходит па ходьбу интенсивного, быстрого темпа с последующим замедлением и перестроением детей в круг или колонны. В процессе мышечной работы, требующей большого количества кислорода, углубляется дыхание, в организме усиленно вырабатывается тепло и исключается опасность охлаждения. При регулярном повторении процесс теплорегуляции совершенствуется и вырабатывается привычка к холодной температуре. Дети перестают зябнуть и бояться холода, нервная система их укрепляется, они охотно занимаются на воздухе. Большое значение имеет воспитание эмоционально-положительного отношения. «Мы физкультурники!» — говорят дети. - При пониженной температуре все упражнения, входящие в комплекс, даются в более энергичном темпе. Это необходимо для скорейшей выработки тепла в организме и возникновения у детей положительных эмоций, влияющих на физиологические процессы теплорегуляции, способствующие восстановлению температуры кожи. § 2. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводится в средней, старшей и подготовительной группах ъ перерыве между занятиями, а также в процессе самого занятия (рисование, лепка, родной язык и др.). Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, вызывающей жизнедеятельность всего организма и тем самым снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Если в процессе занятия ребенок долго сидит, то вследствие статического состояния мышц, возникают застойные явления, влияющие на нервную систему и вызывающие чувство усталости. Ребенок начинает проявлять «двигательное беспокойство», старается изменить позу, подчас на невыгодную для формирующейся осанки. Исследования показали, что у детей подготовительной группы признаки утомления появляются после 20—25 минут занятия, а в средней — после 20 минут. Это объясняется развивающимся торможением в коре головного мозга и в связи с этим снижением скорости рефлекторных реакций, способности ребенка к усвоению учебного материала. Он начинает отвлекаться, активность внимания падает, восприятие понижается. Все эти признаки указывают на необходимость и настоящий момент смены деятельности. В свое время К. Д. Ушинский писал: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он подарит вас опять десятью минутами внимания...»1 Физкультминутка и направлена на восстановление внимания, деятельного состояния всего организма. Выполнение физических упражнений или подвижная игра вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, дыхания, активизирует деятельность симпатической нервной системы, в целом снабжение кровью мои;». Все вместе влияет на восстановление эмоционально-положительного состояния психики ребенка, повышение внимания, умственной деятельности и общего физического состояния. Усталость исчезает, ребенок отдохнул и снова охотно занимается. При планировании занятий следует учитывать их характер. Так, например, занятие по счету, вызывающее большое напряжение внимания и мысли, целесообразно соединить с музыкальным или физкультурным занятием, повышающим эмоциональный тонус. При смене деятельности снимается возникшее на первом занятии утомление. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2—3 упражнений на разгибание туловища, движений рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Все это выполняется в течение одной-двух минут. Физкультминутка между двумя занятиями может 1 К. Д. Ушинский. Собр. соч., т. VIII. М.( Изд-во АПН РСФСР, 1948—1952, стр. 105. 14. Заказ 4997 209
проводиться в виде подвижной игры или упражнений. Из игр, особенно повышающих эмоциональный тонус, целесообразно использовать салочки, догонялки, ловишки в их различных вариантах. Вовлекая всех детей в активное движение, они будут усиливать кровообращение, углублять дыхание, способствовать уничтожению застойных явлений в брюшной полости, области черепа и ног. Из упражнений применяются знакомые детям, вовлекающие в интенсивную работу основные группы мышц плечевого пояса, туловища и ног, повышающие мышечный тонус, выпрямляющие осанку, активизирующие деятельность, нервной системы. Напри» мер, поднимание рук вверх, вращение ими, разведение в стороны и опускание; потягивания, полуприседания, приседания, сгибание ног в колене; наклоны туловища в стороны, вперед-вниз с последующим хорошим выпрямлением и др. По окончании упражнения, а если проводилась подвижная игра, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они будут еще заниматься, и предлагает спокойно занять свои места. § 3. ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ В СОЧЕТАНИИ С ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В дошкольных учреждениях в целях закаливания детей используются воздушные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание) и солнечные ванны. Наиболее целесообразно применять их в комплексе (воздух, вода и солнце). Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание). Поэтому какая- либо одна процедура не может в достаточной степени обеспечить полноценное закаливание организма ребенка (например, ежедневное обтирание детей и в то же время недостаточное пребывание их на воздухе). Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует своевременному возникновению процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие процедуры в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональныйподъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ. Закаливание как сложный условнорефлекторный процесс требует систематичности. При отсутствии регулярности, нарушении режима временные связи угасают, и организм ребенка теряет способность приспособления к условиям окружающей среды, вырабатывающуюся устойчивость и сопротивляемость различным неблагоприятным воздействиям. Процесс закаливания многообразен: с одной стороны, он включает специальные процедуры по назначению врача (воздушные, водные, солнечные), с другой — строгое постоянство условий в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание помещения, открытые фрамуги, облегченные костюмы и обувь детей, соблюдение установленной длительности прогулок и режима двигательной активности детей, сон на веранде с открытыми окнами). Все это обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает эмоционально-положительное состояние психики), стереотипизирует условия и поведение ребенка и угпх условиях. Таким образом, закаливание детей в раннем и дошкольном возрасте является основой для дальнейшей здоровой жизнедеятельности человека, его высокой работоспособности и жизнерадостности. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает применение закаливающих процедур во всех возрастных группах начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность, указана обязательность индивидуального подхода в соответствии с рекомендациями врача. Воздушные ванны в движении обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи в процессе двигательной деятельности детей. Наиболее целесообразным и естественным видом такой воздушной ванны является утренняя гимнастика. Кроме того, воздушная ванна может проводиться в форме физкультурного занятия по назначению врача, преимущественно в старшей и подготовительной к школе группах. Физкультурные занятия, а также утренняя гимнастика, как и воздушные ванны, имеют свои особенности. При проведении их в помещении температура воздуха постепенно снижается через каждые 2—3 дня с таким же постепенным облегчением костюма детей. Это осуществляется по указанию врача, с учетом состояния здоровья детей и при индивидуальном подходе к каждому из них, Имеющиеся исследования, опыт работы детских садов подтверждают высокий результат таких систематических занятий: у детей укрепляется здоровье, снижаются простудные и инфекционные заболевания; организм закаляется, вырабатывается известная выносливость. Водные процедуры — обтирание, обливание, душ, купание (в бассейне, в реке, в озере, в море). В детских учреждениях обычно 14* 211 применяется одна или две из указанных процедур (например, обтирание после утренней гимнастики и гигиенический душ после дневного сна и др.). Основанием для назначения этих процедур врачом служит учет индивидуальных особенностей и состояние здоровья детей В процессе водных процедур целесообразно и желательно активное поведение ребенка. В группах раннего возраста и в первой младшей группе активность исходит в основном от взрослого, стимулирующего ребенка к движениям. С трех лет ребенок приучается действовать самостоятельно. Так, например, при обтирании, связанном с легкими (массирующими) движениями и направлении от периферии к центру, дети приучаются обтираться сами при помощи отжатой варежки. Стоя и кругу или полукруге, они нее одновременно обтирают грудь, плечи и руки, а после этого, повернувшись в обратную сторону, передают свою варежку сзади стоящим детям, м каждый из них обтирает спину своему товарищу. Таким образом, в процессе обтирания ребенок находится в движении, не зябнет и приучается под руководством воспитателя к необходимому жизненному навыку. Обливание по своему воздействию па организм ребенка значительно сильнее предыдущей процедуры. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу- возбуждает нервную систему, вызывает бодрость. Ребенок поворачивается, подставляя под льющуюся воду спину, грудь, бока, живот, руки. Кроме того, он может делать движения, связанные с потоком воды, слегка растирая тело, плескаясь. По окончании процедуры все дети тщательно вытирают тело под наблюдением воспитателя. Лучший опыт детских садов подтверждает, что систематическое закаливание следует начинать с раннего детства и регулярно проводить его до последних дней пребывания ребенка в детском учреждении — тогда оно приобретает стереотипизированный характер. Основным условием при этом является согласованность в работе педагогического, медицинского и технического персонала, а также установление контакта с родителями. Во многих детских учреждениях при систематическом закаливании практикуется по рекомендации врачей обливание до пояса после утренней гимнастики (преимущественно в подготовительных группах). Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом шею, грудь, плечи и руки, после чего тщательно вытирают тело. Обливание водой до пояса — наиболее доступная процедура в различных условиях, поэтому приучать к ней детей целесообразно. Купание как ежедневная регулярная процедура (в бассейне реке, озере, в море)—прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма. Прохладная вода, чистый воздух в сочетании с ультрафиолетовыми лучами, движения самих детей — весь этот комплекс средств оказывает чрезвычайно благоприятное воздействие на организм ребенка, его нервную систему, эмоциональное состояние. Однако, несмотря на эффективность этой процедуры, нужно подводить к ней детей очень осторожно — путем предварительного регулярного обтирания и обливания их под душем, постепенно снижая температуру воды. Как уже упоминалось выше, одной из особенностей детского организма является недостаточная зрелость терморегуляторных функций и в связи с этим большая отдача тепла через кожу в окружающую среду. Поэтому двигательная активность детей во время купания обязательна. Простые веселые игры в воде, организуемые воспитателем с небольшими подгруппами (6—8 человек), вызывают у детей положительные эмоции, а мышечные движения усиливают теплообразование- Благодаря этому ребенок чувствует себя хорошо, не зябнет и не боится воды. Купание с целью закаливания рекомендуется в «Программе воспитания» для средней, старшей и подготовительной групп. Приучение к воде, как показывает практика, целесообразно начинать с 1,5—2 лет. Ходьба в воде на мелком месте, собирание камушков, игры с игрушками, плескание помогают малышам освоиться в новой для них водной среде, вызывают положительные эмоции, воспитывают смелость. Тщательная проверка места купания, одновременное пребывание в воде не более 3—4 детей под неослабным вниманием взрослых, соблюдение всех указании врача—обязательные условия проведения этой процедуры. Время продолжительности купания определяется для каждой возрастной группы врачом детского учреждения. При этом учитываются метеорологические условия (температура воздуха и воды, ветер, солнечная или пасмурная погода) и степень достигнутой закаленности организма всех детей. Солнечные ванны. Солнце оказывает благотворное влияние на организм ребенка, укрепляя общее его состояние, улучшая обменные процессы и повышая жизнедеятельность. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи, обладающие бактерицидным действием (останавливающим развитие бактерий), антирахитическим (улучшающим деятельность нервной системы, повышающим обменные процессы, укрепляющим костно-мышечную систему, ослабляющим явления рахита), зрительным (увеличивающим приток крови и вызывающим покраснение кожи, переходящее в загар). Такое многообразное влияние солнца на организм ребенка требует особой осторожности. При неумеренном использовании солнечных ванн у детей могут появиться отрицательные явления (возбуждение и отсутствие сна, резкое расширение сосудов, ухудшение состава крови и др.). Поэтому в детских учреждениях солнечные ванны должны проводиться только в соответствии
с назначением врача, с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей. «Программа воспитания» рекомендует солнечные процедуры во время прогулок до 11 часов в группе детей раннего возраста, в первой и второй младших группах, а также солнечные ванны в средней и старших группах во время прогулок и самостоятельной деятельности. Пребывание под прямым воздействием солнечных лучей должно быть согласовано с указаниями врача и строго контролироваться воспитателем. Итак, все указанные выше закаливающие процедуры связаны с активной двигательной деятельностью детей, различной по характеру и степени интенсивности (за исключением солнечной ванны в спокойном, лежачем положении). Если воздушные ванны в форме утренней гимнастики и физкультурных занятий строятся на специально подобранных физических упражнениях, то в процессе всех остальных процедур — обтирания, обливания, купания — предусматриваются разнообразные двигательные действия, соответствующие характеру выполняемой процедуры. Они помогают своевременному возникновению процесса теплорегуляции в организме ребенка, воспитанию у него сознательного отношения к закаливанию и поддержанию эмоционально-положительного состояния психики. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ § 1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕП В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребенка и его психики в течение дня. Целесообразное чередование различной по характеру деятельности детей, требующей, с одной стороны, определенного умственного напряжения и, с другой — активного отдыха, предусматривает профилактику утомления нервной системы, поддержания у ребенка жизнерадостного настроения и оптимальной работоспособности организма. Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений и физкультурные праздники. Основу для успешного овладения двигательными навыками ребенок получает на систематических физкультурных занятиях, В процессе занятий двигательные навыки постепенно формируются и приближаются к уровню динамического стереотипа. Однако совершенствование, устойчивость приобретаемых навыков и самостоятельное применение их ребенком в различных условиях жизни не могут осуществляться только путем одних занятий. Чтобы дать возможность детям упражняться и самостоятельно применять навыки в своей деятельности, воспитатель использует в установленном режиме дня различные формы работы. Помимо ежедневной утренней гимнастики и определенного числа физкультурных занятий в неделю, воспитатель в течение дня обязательно предусматривает время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляет возможность детям самостоятельно объединяться и играть или упражняться. Каждая из укачанных форм должна естественно находить свое место в ежедневном плане работы воспитателя, так, чтобы все дети были охвачены разнообразной двигательной деятельностью. Соотношение их в течение дня зависит от воспитательных задач, программы, определяющей план всей работы, учета различных показателей: степени овладения всеми и отдельными детьми различными двигательными навыками, общего и эмоционального состояния детей, характера их деятельности и активности, проявления индивидуальных желаний. Поэтому ежедневное соотношение этих форм не может быть стандартно, оно изменяется в зависимости от динамики всех показателей, от того, что в данный день требует большего внимания. § 2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. При распределении игр в календарном плане воспитатель предусматривает все многообразие двигательного содержания, необходимую повторность и вариативность, содействующие совершенствованию двигательных навыков, учитывает конкретные условия для их осуществления. Учет окружающих условий важен для организации различных игр, определения количества участвующих в них детей, воспитания у них необходимой ориентировки и поведения в конкретной обстановке. Чтобы использовать все возможности для игровой деятельности детей в течение дня, необходимо строго придерживаться установленного режима, основу которого составляют врачебно-гигиенические требования и' учет возрастных особенностей де- тей каждой группы. Это значит, что время проведения подвижных игр и их продолжительность находится в теснейшей взаимосвязи с предыдущей и последующей деятельностью детей. Кроме того, воспитатель, наблюдая за характером деятельности детей, предлагает им игры различного содержания и степени подвижности, регулируя тем самым их двигательную активность: одним усиливая ее, другим ограничивая и обеспечивая необходимый отдых. При составлении календарного плана проведения подвижных игр принимается также во внимание время года и состояние погоды. Холодной осенью и зимой и морозные дни чистый, свежий воздух в сочетании с движением благотворно влияет на организм ребенка, закаливает нервную систему, усиливает сопротивляемость организма, повышает жизненный тонус. Чтобы дети не зябли и с удовольствием гуляли, рекомендуются подвижные игры с активным движением, вызывающие повышение эмоций и бодрость. Исследования Е. Г. Леви-Гориневской и А. И. Быковой1 показали, что возникающие при игр<е эмоции даже в играх малоподвижного характера оказывают влияние на процесс теплорегуляции. При холодной погоде игры с активным движением чередуются с другими видами деятельности умеренно подвижного характера. Чередованиехарактера и темпа двигательной деятельности создает возможность отдыха для детей и предохраняет их как от замерзания, так и излишнего перегревания. Имеющиеся работы М. М. Конторович и Л. И. Михайловой2 о пребывании детей на воздухе в зимнее время, а также описание практического опыта убеждают в эффективности закаливания детей во время ежедневных прогулок, о благотворном влиянии содержательной деятельности детей на воздухе в зимнее время для оздоровления организма, формирования двигательных 'Навыков. Летом, когда вся жизнь детей переносится на воздух и одежда облегчается (трусики, панамки, легкие туфли составляют их ежедневный костюм), разнообразные движения повышают самочувствие детей, вызывают у них радостное ощущение жизни. Движения в сочетании с чистым, свежим воздухом и солнцем укрепляют организм ребенка, усиливают процессы обмена. В это время года также используются разнообразные подвижные игры, но воспитатель тщательно следит, чтобы дети не перегревались. Необходимо, чтобы участки всех возрастных групп были оборудованы крупными физкультурными приборами в соответ- 1 См.: Е. Г. Л еви-Г о р иневск а я и А. И. Быкова. Закаливание 2 См.: М. М. Конторович, Л. II. Михайлова. Зимние игры и ствии с указаниями программы и систематически использовались детьми для совершенствования двигательных навыков в лазанье, перелезании, пролезании, прыжках, метании, упражнениях в равновесии и т. п. На участки ежедневно выносятся также игрушки (каталки, коляску, вожжи, мельницы-вертушки, змеи и т. д.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, флажки, мячи, мячеброеы, кольцебросы, короткие и длинные скакалки и т. п). В старшей и особенно подготовительной группах разучиваются элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, проводятся спортивные игры, бадминтон, настольный теннис, а также кегли, городки, бабки и др. Широко используются в летнее время подвижные игры с правилами, совершенствующие двигательные навыки и физические качества. Помимо организации их воспитателем, в средней и двух старших группах поощряется самостоятельное объединение детей. Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детой, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение. § 3. ПРОГУЛКИ И ЭКСКУРСИИ Проведение прогулок и экскурсий за пределы детского учреждения содействует решению оздоровительных, воспитательно-образовательных задач, эффективномусовершенствованию двигательных навыков. Часто дет, хорошо выполняя различные упражнения в знакомом помещении или на участке детского сада, теряются в новой обстановке. Изменяющиеся природные условия, с которыми сталкиваются дети во время дальних прогулок, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки, решительности, смелости, совершенствованию двигательных навыков. Поэтому такие прогулки и экскурсии должны осуществляться регулярно и начинаться с первой младшей группы, при условии учета возрастных особенностей и возможностей детей данной группы, состояния здоровья, индивидуальных показателей и рекомендации врача. Чтобы прогулки были целенаправленными и интересными, воспитатель намечает их заранее в календарном плане и тщательно готовится к их проведению. Лучшее время для проведения прогулок — лето. Предварительно воспитатель изучает район, в котором расположено детское учреждение: в городе (если детский сад не выезжает на дачу) —парки, сады, скверы; на даче — ближайшие лес, поляны, рощи, цветущие луга, реку, озеро. Очень важно установить, по какой дороге целесообразно идти с детьми, определить дальность отдельных маршрутов. Уточняются возможные места для отдыха детей в пути, учитываются все естественные условия для проведения упражнений в совершенствовании двигательных навыков— наличие ручейков, овражков, горок, кочек, поваленных и наклоненных деревьев, полян и т. д. Весьма целесообразно будет ознакомление с различными общественными учреждениями (как в городе, так и на даче): дом пионеров, лагерь, стадион и наличие там физкультурных площадок. Все это важные сведения для планирования прогулок, определения их целей (например, наблюдение тренировок спортсменов, их игр, соревнований), выбора маршрутов. В содержание прогулок наблюдаются подвижные игры с использованием различных игрушек и мелких физкультурных пособий, а также подвижные игры с правилами. На поляне может быть проведено очередное физкультурное занятие, подвижная игра, после которых дети отдыхают, гуляют, спокойно играют, В зимнее время прогулки за пределы детского сада не менее важны и также включаются в план работы. На прогулках, помимо проведения веселых зимних игр, согревающих детей, рекомендуется катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в хоккей (подготовительная группа). Такие прогулки содействуют выработке стойкости, повышению сопротивляемости детского организма, уравновешиванию деятельности нервной системы, созданию у детей бодрого, веселого настроения. Опыт детских садов подтвердил мнение врачей, что систематическое закаливание и проведение регулярных прогулок с использованием лыж и коньков значительно снижает количество инфекционных и простудных заболеваний. Методика проведения прогулок и экскурсий. В день прогулки за пределы участка детского сада воспитатель следит за тем, чтобы дети спокойно играли, не затрачивая на это много энергии. В соответствии с задачами и планом прогулки детей следует предупредить о ней накануне, создать у них радостное ожидание предстоящего удовольствия, сообщить о цели прогулки: «Будем играть на поляне, а потом купаться», «Пойдем на поляну заниматься физкультурой», «Возьмем мишек и будем с ними играть». Дети средней и старших групп должны участвовать в сборах на прогулку. Они вместе с воспитателем отбирают физкультурные пособия, распределяют их между собой, чтобы всем было удобно их нести. По дороге дети всех возрастных групп могут идти свободно, группируясь по желанию (соблюдение построения в пары, зависимость ребенка от другого угнетающе влияет на состояние нервной системы, вызывает отрицательные эмоции, стесняет свободу движений, не дает возможности почувствовать природу и прелесть прогулки). Построение в пары может быть использовано только в определенных обстоятельствах, например дети должны перейти шоссе, по которому возможно движение транспорта, Детей младшей группы, кроме воспитателя может сопровождать кто-либо из взрослых: он помогает перевести детей через дорогу, организовать игры на поляне, в лесу. Если во время прогулки намечено провести физкультурное занятие, то в него включаются упражнения с использованием природных условий (пройти несколько раз с переменой темпа по наклонно лежащему дереву и спрыгнуть вниз, перепрыгнуть через ручеек и т. п.), упражнения с принесенными предметами из положения стоя, сидя, лежа (с палками, флажками, обручами), метание вдаль и в цель собранными шишками и т. п. Содержание физкультурного занятия по нагрузке на организм ребенка и продолжительность его должны соответствовать установленной норме. Прогулка и занятие являются естественной воздушной ванной в движении благодаря непосредственному воздействию свежего воздуха на обнаженное тело ребенка (должны быть надеты только трусики, панама и туфли). Прогулка организуется таким образом, чтобы дети без опоздания вернулись к обеду. В зимнее время прогулка также планируется; дети предупреждаются о ней заранее и вместе с воспитателем приготавливают то, что для нее нужно (игрушки, лопатки, атрибуты для игр, санки, лыжи, коньки, клюшки и т. п.). Регулярное проведение прогулок совершенствует двигательные навыки детей, закаливает организм, воспитывает вынесли- вость, обновляет жизненные впечатления, содействует познанию окружающего. § 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Эта работа строится на основе обязательных знаний возрастных и тщательного изучения индивидуальных особенностей детей. Она требует чуткого отношения к ребенку. Воспитатель учитывает состояние здоровья, физического развития, появляющиеся симптомы каких-либо отклонений от нормы (признаки начальной деформации позвоночника, стопы, временное ослабление сердечной деятельности в связи с перенесенным заболеванием). В каждой возрастной группе находятся дети, относящиеся к различным типам нервной системы. Одни из них —уравновешенные, но с более живой или замедленной реакцией на окружающее, другие — чрезмерно возбудимые или, наоборот, очень чувствительные, с пониженной реакцией, застенчивые, требующие осторожного подхода. Индивидуальные особенности нервной системы проявляются во всем поведении ребенка, отношении его к окружающему, в темпе и прочности усвоения знаний и навыков.
Наблюдение ребенка в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями — все это дает возможность воспитателю уяснить его индивидуальные особенности и наметить задачи, содержание и методы работы. Для каждого ребенка предусматривается различная помощь: одному —и усвоении программных требований и тем самым увеличен не возможностей одновременного овладения знаниями и навыками со всеми детьми, повышение эмоционального жизненного тонуса, самостоятельности, укрепление веры в себя; другим— в выработке сдержанности, регулировании их поведения в общем коллективе детей. Не менее нажно изучение воспитателем склонностей ребенка, ирг'(.почтение им определенной деятельности, связанных с его анатомо-физиологическими задатками, особенностями его анализаторных систем, повышенной чувствительностью их (к музыке, движению, краскам). На фоне одновозрастного состава группы обычно выделяются дети с более топкой слуховой чувствительностью, острым зрительным восприятием, дети, отличающиеся четкостью, ритмичностью и координацией движений, или, наоборот, с заниженными данными. Внимание воспитателя к своеобразию у детей склонностей позволяет выявить, что именно требуется в каждом отдельном случае. На основе учета особенностейкаждого ребенка задачи индивидуальной работы по физическому воспитанию заключаются в обучении детей, не усваивающих программный материал » общем со всеми темпе; в своевременном исправлении дефектов осанки и стопы; в улучшении физического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса; во внимании к проявляемым склонностям в области движений и конкретном содействии их развитию. Эффективным результатом индивидуальной работы воспитателя с детьми в возрастных группах должна быть равномерная подготовленность всех детей по программе, здоровое состояние организма и эмоционально-положительный тонус, развитие индивидуальных склонностей, формирующихся способностей и творческой активности. Индивидуальная работа начинается с раннего возраста. В группе первого года жизни она является основной, ежедневной формой работы. Сестра-воспитательница в непосредственном общении с ребенком обучает всех и каждого первоначальным действиям с предметами, руководит становлением таких движений, как переворачивание, ползание, вставание, подготовка к самостоятельной ходьбе. Присматриваясь к реакции каждого ребенка на явления окружающей жизни, она пользуется приемами индивидуального подхода, создавая у ребенка эмоционально-положительное состояние, вызывая первоначальные двигательные реакции и поощряя решение простейших задач. У детей второго года жизни, уже начинающих говорить, умеющих ходить и действовать с предметами; с развивающимися способностями к подражанию действиям взрослого, понимающих его слова, сестра-воспитательница, с одной стороны, бережно развивает движения, с другой — опираясь на достигнутые успехи, помогает достижению новых целей. В этой группе днем уже можно объединять в небольшие группы (2—3 ребенка). Однако и при такой форме организации воспитательниц;! учитывает индивидуальные особенности каждого. Наблюдаядетей в процессе обучения, анализируя своеобразие восприятия заданий и темп двигательной реакции каждого ребенка, педагог дифференцированно пользуется воспитательными приемами, стремится вызвать у ребенка интерес, эмоциональный отклик, посильное осмысливание простейшей задачи и ее успешное выполнение. В последующих, все более старших возрастных группах, индивидуальная работе е детьми планируется в течение всего дня в часы игр и прогулок: она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Успех этой формы работы, как и в предыдущих группах, зависит от умения воспитателя найти для каждого ребенка, нуждающегося в его помощи, удачный момент для занятия и верный доброжелательный тон без обижающей ребенка снисходительности. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребенку правильно выполнить упражнение, например по ею образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Он обращает его внимание на основные опорные признаки выполнения, ориентирующие ребенка на главное, помогает ему понять, в чем заключается задача, и на основе этого предлагает решить ее самостоятельно. В следующий раз воспитатель предлагает вспомнить и выполнить упражнение. Контролируя правильность выполнения, он закрепляет успешные действия краткими уточняющими указаниями и поощрением. В случае необходимости прибегает к наглядным приемам — показу упражнения по его составным элементам в целом. В процессе индивидуального общения с воспитателем, в удобном для ребенка темпе, он, осознанно воспринимая задание и опираясь на указанные ему ориентиры, выполняет его. В этих случаях индивидуальное обучение не только способствует освоению данного двигательного действия, но и развивает ребенка, активизирует его мыслительную деятельность. Оно выявляет также способность представления движения в последовательности всех составляющих его элементов и как результат этого процесса-—его правильное воспроизведение. Работы советских психологов и опыт работы воспитателей показывают, что обучение, опирающееся на предварительную ори-
ентировку в действиях, значительно эффективнее, чем обучение, основанное только на показе и заучивании готовых образцов. Указанная методика может быть использована и при организации детей в небольшие группы, если занятие с ними решает какую-либо общую по отношению ко всем задачу (бросание и ловля мяча друг другу, разучивание общего для всех упражнения). Объединение детей в небольшие группы целесообразно также при проведении подвижных игр с правилами с целью уточнения этих правил и усвоения обязательности их выполнения, выделения застенчивых детей па роли ведущих (что значительно легче для ребенка в небольшой группе играющих), вовлечения малоподвижных дотом в двигательную деятельность и т. п. Другой характер имеет индивидуальная работа при выполнении упражнении корригирующего характера. И этом случае одновременное выполнение упражнений воспитателем вместе с ребенком преследует важные цели коррекции (например, исправление развивающейся деформации осанки). Поэтому ребенок должен воспроизводить их максимально правильно, воспринимая одновременно образец движения воспитателя. При выполнении упражнений воспитателю не следует подчеркивать физические недостатки ребенка. Целесообразно мотивировать такие занятия, например, необходимостью улучшения качества какого-либо движения, и сохранять п течение их эмоционально-положительное состояние ребенка(или небольшой группы детей). Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учета результатов работы, показывающего прогресс физического и психического развития детей. § 5. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня. У ребенка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. Нужно своевременно предлагать интересную для ребенка деятельность, периодически корректировать ее, дозировать время. Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредоточивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного ее осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Следовательно, этот процесс вызывает определенное напряжение мысли, связанное с проверкой на практике, проявление настойчивости, целеустремленности. Этот активный процесс опирается на предварительное ознакомление ребенка с игрой или упражнением при обучении его воспитателем. Однако усвоение и совершенство- вание двигательных умений может быть самостоятельным. Воспитатель, следя за действиями детей, одному ребенку может предложить правильный способ действий, чтобы не затягивать бесполезные усилия; другому, наоборот, предоставить самостоятельность в решении задачи или даже усложнить задание, чтобы вызвать полезные физические и психические усилия. Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп служит прежде всего наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. Поэтому воспитатель, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы, предусматривает в ежедневном плане работы использование этих предметов, подбирая их по признаку разнообразия движений и в целях необходимой повторности, закрепления приобретаемых детьми навыков. В группе детей второго года жизни целесообразны игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия: различные каталки (кони, мотушки и другие животные), коляски, автомобили, мячи, шары, удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Из крупных пособий, побуждающих детей к движению, необходимы горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и другие приспособления, на которых дети упражняются в лазанье, подлезании, ползании, перешагивании и т. п. под руководством воспитателя, Использование всех этих игрушек и пособий, после предварительного объяснения м показа воспитателем способов действий с ними, приучает к усвоению их названий, назначения, содействует развитию мышц ног, рук, всего тела, основных движений. Однако деятельность детей раннего возраста относительно самостоятельна: она чередуется с индивидуальными занятиями и занятиями в небольших группах. Предложение ребенку игрушки для самостоятельных действий, дозировка времени и своевременное переключение его на другую деятельность, создание и поддержание эмоционально-положительного состояния — все это определяет содержательную жизнь детей во время их бодрствования. Воспитатель стимулирует и поощряет самостоятельность детей в индивидуальных играх и при объединении в небольшие группки, следит за выбором ими деятельности, ходом ее и в случае необходимости оказывает помощь или, наоборот, объясняет, показывает новые способы действий, расширяющие двигательные возможности ребенка, развивающие умственную активность и целеустремленность в решении новой, более трудной, но интересной задачи. Для самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста начиная с четвертого года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с указаниями «Программы воспитания в детском саду» и учета возможностей детей каждой кон- кретной группы. Для упражнений в бросании и метании — мячи различных размеров, мешочки, кольца, разнообразные интересные по конструкции и форме кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех и двухколесные велосипеды. Могут быть использованы двигатели с педальным управлением (упряжки, автомашины), способствующие ориентировке в пространстве. Для детей старших групп, особенно подготовительной, целесообразны элементы спортивных игр — волейбол, баскетбол, подготавливающие детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами в целях подготовки к школе и к будущему занятию спортом. Так, для овладения элементами игр и в волейбол дети отбивают ладонями мяч, стоя в кругу, отталкивают его двумя руками при игре вдвоем, перебрасывают мяч через натянутый шнур или сетку. Также полезны упражнения, постепенно подготавливающие детей к игре в баскетбол: бросать мяч в корзину, подвешенную на высоте, примерно 1,5 ж Овладев правильными приемами, дети самостоятельно организуют командные игры с соревнованием. Наблюдая ход игры, воспитатель должен вносить необходимые коррективы. Кроме указаниях игр, нужно также использовать кегли, городки, серсо, бабки, бадминтон. В отдельных случаях во второй половине дня следует рекомендовать «Бирюльки» и «Палочки-недотроги», развивающие внимание, ловкость пальцев, сдержанность движений, заставляющие ребенка думать, определять наилучший план действия. Вечером или в ненастную погоду могут быть использованы настольные игры, способствующие развитию точности и ловкости движений. Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников в игре и в выполнении правил, сближают детей. Все указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя. § 6. ПРАЗДНИКИ Физкультурный праздник в детском учреждении представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенный динамикой двигательного содержания, проводимый на свежем воздухе, он является радостным событием в жизни детей. Основу программы физкультурного праздника должны составлять веселые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, отражающие приобретенные детьми двигательные навыки за определенный период времени. Усвоенные па регулярных физкультурных занятиях, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие. Подготовка к празднику не должна нарушать плановую воспитательную работу. Многократно повторяемые до праздника «номера» часто без учета продолжительности по времени вызывают у детей физическое и психическое утомление, потерю интереса, притупление эмоций и выполнение их на празднике как зау-ченнего, надоевшего урока. Праздник должен быть результатом регулярной работы с детьми и ее естественным результатом. Физкультурные праздники, отличаясь присущей только им спецификой содержания, могут быть весьма разнообразными по программе и структуре. Обычно физкультурный праздник выделяется на фоне повседневной жизни необычным украшением участка, нарядно оформленными физкультурными пособиями; цветы, фонарики, ленты и т. п. изменяют привычный вид детской площадки, вызывая радостное ожидание и праздничное настроение у детей. В процессе самого праздника большую роль играет музыка, создающая эмоциональный подъем, объединяющая детей веселым бодрым настроением. Первая часть праздника может быть построена в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделенных па отдельные физкультурные команды, идущие со своим вымпелом и значками. Движения детей, сочетающиеся с песнями, стихами, вызывают высокий эмоциональный подъем. Следом за этим дети могут демонстрировать свои достижения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в доступном им соревновании (в беге, метании, прыжках и т. д.), в спортивных играх. Все это проводится с учетом времени для каждой возрастной группы и всех в целом. Вторая часть праздника может быть сюрпризной, вызывающей у детей повышенный интерес, яркость впечатлений, удивление, радость. Например, приглашение всех детей и гостей на прогулку в «волшебный лес», которая заканчивается хороводом на лесной поляне, чаепитием и угощением детей на «скатерти-самобранке». Физкультурные праздники хороши и зимой. Содержание их также составляет двигательная деятельность детей, характерная для данного сезона, — катание на санках с различными заданиями на ловкость, катание и игры на коньках, ходьба на лыжах, игра в хоккей, веселые подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты, подготовленные взрослыми или школьниками. 15. Заказ 499? 225
Зимний праздник может быть организован вокруг новогодней елки как праздник русской зимы или в виде игр на определенные темы («Поездка на север», «Путешествие» и др.)- Основу программы, как указано выше, составляют и в зимнее время физические упражнения и игры, которыми к этому времени овладевают дети. Использование красочных атрибутов и музыки (баян, аккордеон) делают их необычными и заново привлекательными. На зимнем празднике не звучат песни и стихи в исполнении детей, однако музыка, обращение ведущего (в стихах или прозе) придают праздничное настроение и соединяют в единое целое отдельные действия и игры детей. Сюрпризные моменты как источник радостных удивлении и смеха исполняются взрослыми или школьниками. Успешное проведение праздника — результат слаженной и кропотливой работы всего педагогического коллектива: заведующей, музыкального руководителя и воспитателей. Дети могут участвовать в доступной для них подготовке праздничного оформления. Постепенно должно нарастать и усиливаться в рамках ежедневной жизни радостное состояние (экскурсии на стадион, рассматривание иллюстраций, беседы, стихи), которое достигает кульминации па самом празднике. В день проведения праздника настроение детей следует беречь- Жизнь их не должна нарушаться ненужной спешкой, срывом режима, нервным состоянием педагогов-воспитателей. При общей заинтересованности взрослых в успехе праздника, желании их доставить детям радость и удовольствие, осуществить все намеченное в плане, общая длительность праздника не должна превышать 45 минут— 1 часа. Итак, вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание эмоционального жизненного тонуса детей, целесообразная занятость каждого ребенка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдение всего двигательного режима. Эта сложная и кропотливая работа требует от воспитателя большой четкости и в то же время необходимой гибкости, умения наблюдать за деятельностью детей, их общим состоянием и в связи с этим целесообразно направлять ее, тактично, доброжелательно и вместе с тем настойчиво добиваясь от ребенка, когда это необходимо, выполнения предъявленных к нему требований. Воспитатель должен быть готов в любом случае помочь детям и в то же время не спешить с этим и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилия при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. п. От педагогического мастерства воспитателя, сердечных взаимоотношений с детьми (особенно с малышами) зависит спокойное и жизнерадостное настроение в группе, активность и устремленность двигательной деятельности детей, желание чему-то научиться, поделиться с педагогом своими радостями и огорчениями. Воспитатель должен быть щедрым на отдачу детям богатства своих знаний, умений и чувств, работать эмоционально, увлекая за собой детей. Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащих основам гигиены нервной системы ребенка. Физическое воспитание во всех его компонентах чередуется с другими занятиями и деятельностью детей. При соблюдении систематически такого чередования распорядок дня стереоти-призируется и вызывает положительную реакцию детей. Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогатили свои знания и чувства, а уходя домой, имели интересную перспективу на завтра — поиграть в обещанную интересную игру, пойти в дальнюю прогулку, поучиться кататься на велосипеде и т п. Такую полноценную интересную жизнь может создать каждый воспитатель, любящий свою работу и детей. Г л а в а восьмаяПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ, ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ § 1 • ЗНАЧЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И УЧЕТА РАБОТЫ Планирование в воспитании — это умение предвидеть, какими средствами и методами будут решаться те или иные задачи и какие должны быть получены результаты. Правильное планирование позволяет решать задачи физического воспитания детей более эффективно. Учет — это выявление уровня развития различных показателей. На основе учета составляется план работы. Кроме того, учет позволяет видеть сдвиги в результате проведенных мероприятий, определять правильность планирования и своевременно вносить соответствующие коррективы. Планирование и учет взаимосвязаны. Только при правильном планировании работы и своевременном учете возможно совершенствование педагогического процесса и достижение высоких результатов в воспитании и развитии детей, § 2. ПЛАНИРОВАНИЕ В каждом детском саду составляется общий план работы, в котором записываются мероприятия по физическому воспитанию. Для четкой организации работы составляется план-график на год, а также планы на неделю и планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и др. форм физического воспитания. Рассмотрим каждый из указанных документов. Общий план работы. Этот план составляет заведующая детским садом с участием всего педагогического коллектива. В разделе «Физическое воспитание» перечисляются основные задачи на данный год, указываются мероприятия, которые должны, быть проведены, намечается необходимая подготовка к ним. Например, ставится задача обучения детей ходьбе на лыжах, плаванию и др. В связи с этим намечаются прокладка лыжни или оборудование бассейна, приобретение лыж или купальных костюмов, подготовка воспитателей, беседы с родителями и т. д. Важно предусмотреть в плане повышение квалификации воспитателей по физическому воспитанию-, обсуждение различных вопросов на педсоветах, участие в практикумах, семинарах, методических объединениях, проведение открытых занятий, обобщение опыта, подготовка выступлений на «Педагогических чтениях». Кроме того, следует наметить участие в пропаганде физического воспитания в стенной газете, а также оформление родительского уголка. В плане должны быть отражены формы совершенствования физической подготовленности воспитателей. План работы детского сада обсуждается и утверждается на педсовете.
![]() |