![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Гимнастика как метод физического воспитания. 3 часть
Кругло-вогнутая спина (лордоз) характерна усиленным прогибом в поясничной области. При этом искривлении все физиологические кривизны очень усилены. Слишком большой наклон таза и живота вперед, а грудная клетка уплощена и талия укорочена. Эти недостатки появляются вследствие неравномерного развития различных групп мышц, как сгибателей, так и разгибателей. Кроме того, причиной может быть малое пребывание ребенка на воздухе, неправильное питание, отсутствие необходимых физических упражнений и закаливания. Все перечисленные типы нарушения осанки влияют на психику ребенка, понижают общий жизненный тонус, активность, живость повседневного поведения. При обнаружении того или иного типа деформации осанки с детьми проводятся упражнения корригирующего характера по назначению врача и создаются необходимые условия в течение всего дня. По данным А. В. Уваровой, при обнаружении у детей раннего возраста ослабленное™ с гипотрофией и заболеваниями рахитом, ведущих к деформации, целесообразно облучение ультрафиолетовыми лучами, массаж и гимнастика. В результате происходит улучшение физического развития, роста и веса детей, укрепление их здоровья и повышение жизнерадостности. Рекомендуется проводить игры, способствующие движениям с широкой амплитудой и расширяющими грудную клетку. Для детей дошкольного возраста при деформации осанки полезны прежде всего движения на свежем воздухе, а в процессе утренней гимнастики и фузкультурных занятий — введение корригирующих упражнений на сближение лопаток и расширение грудной клетки, выпрямляющие спину, расправляющие плечевой пояс, усиливающие работу мышц-разгибателей. Эти упражнения должны проводиться в положении стоя и лежа с различными предметами (палки, обручи и т. д.) и без них, около гимнастической стенки, на скамейках и т. п. Они организуются как с небольшими группами детей, объединенных по обобщающим признакам деформаций, так и индивидуально, в зависимости от имеющихся дефектов в осанке. В каждом отдельном случае корригирующие упражнения отбираются с помощью врача с учетом типа деформации (сколиоз, кифоз, лордокифоз), а также и их степени (сколиоз 1-й степени, 2-й степени и т. д.). При особенно серьезных нарушениях лечение детей проводится методистом лечебной физкультуры при поликлиниках в присутствии родителей, которые должны быть осведомлены об этих упражнениях. Курс индивидуальной гимнастики включает 15—25 занятий с перерывом в 2 месяца. Индивидуальная гимнастика сопровождается массажем мыши спины, грудной клетки, живота, шеи (по назначению врача). Нарушения осанки бывают связаны с заболеванием опорно-двигательного аппарата плоскостопием. При правильном развитии опорно-двигательного аппарата формируется правильная осанка. В организме происходит нормальное кровообращение, внутренние органы и головной мозг защищены от сотрясения при сильных движениях, благодаря амортизационной роли нормального свода стопы. Правильное, удобное положение стоп придает позвоночнику и всему телу прямое положение, вызывая соответствующий тонус мышц спины и положительные эмоции. Деформация стопы бывает связана с ослаблением мышц, поддерживающих ее свод, и в силу этого перегрузки связок, выполняющих ту же роль; растягивает их и ведет за собой уплощение стопы. При этом положение таза и позвоночника смещается, они искривляются, осанка нарушается. Все это в свою очередь может вызывать нарушения в работе грудной клетки, брюшной полости, сопровождаться болезненными ощущениями. При наличии плоскостопия ребенок устает при движении, чувствует недомогание, головную боль, тонус его понижается. При этом могут возникать боли в коленных суставах и в области поясницы, в центре свода стопы, во внутреннем крае пятки, под лодыжками. Все это связывается с ухудшением кровообращения, понижением опорной роли нижних конечностей. В детских учреждениях состояние осанки и опорно-двигательного аппарата контролируется путем систематических медицинских осмотров. Плоскостопие может иметь врожденный характер, возникающий в процессе неправильного внутриутробного развития. Оно может возникать как патологическое явление напочве рахитического заболевания, характерного общим ослаблениеморганизма и в связи с этим ослаблением мышечною, связочного и костного аппаратов; паралитического состояния, характерного параличом всех мышц стопы, как следствия тяжелого заболевания (энцефалит, полиомиелит); травматического, порожденного несчастным случаем — переломом костей, разрывом мышц и связок; статического, возникающего при слабости мышц и связок стоны и ее перегрузке. Поэтому необходимо учитывать возрастные возможности детей и нормировать длительность их ходьбы по твердой поверхности (асфальт), следить за характером обуви детей. Следует исключить из употребления сандалии с твердой и плоской подошвой, заменив ихобувью, плотно облегающей ноги, с удобным небольшим каблучком 1,5—2 см. В случае уплощения стопы обувь ребенка должна иметь супинатор по назначению врача-ортопеда. Очень вредны и недопустимы неоправданные стояния детей в очереди к умывальнику, в ожидании музыкального занятия и т. д. Ребенок, утомляясь от стояния, старается изменить положение тела и нередко принимает такое, которое искривляет позвоночник. Одним из неправильных и вредных является требование «твердого шага», являющегося по существу топанием, активно уплощающим стопу. В целях профилактики деформации стопы следует использовать прежде всего общеукрепляющие средства: воздух, солнце, водные процедуры, хождение летом босиком по земле с рыхлой поверхностью пли по скошенному лугу. Кроме этого, полезно на ежедневной утренней гимнастике использовать упражнения профилактического характера—ходьбу на пятках и на носках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп, по ребристой лесенке, обхватывая пальцами ее рейки и, т. п. Однако при нарушениях необходимо применять специальные корригирующие упражнения. Они должны быть направлены к тому, чтобы содействовать наиболее энергичному повороту стопы внутрь в голеностопном суставе и наибольшим поворотом книзу наружной стороны ступни с вытягиванием носков. Корригирующиеупражнения включают активные движения стопы и пальцев ног, например передача мяча с отталкиванием его ногой (правой, левой и обеими), хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, собирание пальцами йог веревки, притягивание к себе палки, балансирование, стоя на большом мяче, и др. Корригирущие упражнения назначаются врачом и индивидуальном порядке и выполняются ежедневно в строго определенное время. Дети с однотипными деформациями объединяются в Небольшие группы. В процессе работы, через определенные периоды врач осматривает каждого ребенка и с помощью сравнительных данных следит за эффективностью применяемых корригирующих упражнений. Таким образом, правильно организованная окружающая детей обстановка, строго выполняемый полноценный двигательный режим в течение дня в соответствии с «Программой воспитания в детском саду», забота и внимание воспитателя и врача к каждому ребенку могут предотвратить возникновение деформаций осанки и стопы и обеспечить ребенку правильное физическое развитие и здоровый положительно-эмоциональный жизненный тонус. Глава пятая ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ § 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ КАК ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В развитии двигательной деятельности ребенка дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Е. А. Ар-кин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое средство воспитания ребенка, основной рычаг дошкольного воспитания. Преимущество игры среди различных физических упражнений он видит в эмоциональной насыщенности, придающей ей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей работе значительной массы крупных мускулов (бег, прыжки, бросание); в разнообразии движений, устраняющем опасность утомления; в возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств — смелости, дисциплины, находчивости и т. д. Подвижные игры оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает деятельное состояние организма: усиление всех жизненно важных функций, обменных реакций. Разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, усиливают кровообращение, активизируют работу легких, способствуют насыщению организма ребенка кислородом, повышению общего жизненного тонуса. С. Заказ 4997 129 Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию. Игры способствуют развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соразмерять движения в соответствии с задачей. Использование разнообразных действий и движений в игре активизирует деятельность всей двигательной области коры головного мозга. Следовательно, игра целостно воздействует на организм ребенка, активизирует взаимосвязанные функции органов и систем, втом числен нервном системы, что в свою очередь повышает функциональный у ренет, меси психической деятельности ребенка. Оздоровительным эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке и пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Подвижная игра как двигательная деятельность обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения игровой обстановки. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Например в игре «Ловишки» каждый ребенок должен внимательно следить за действиями водящего. При его приближении ребенок стремительно убегает в противоположную сторону. Почувствовав себя в безопасности, замедляет темп движения, тормозит его, приостанавливается. При новом приближении водящего, он вновь ускоряет движение. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигнал «Построиться!» в игре «Дружные ребята» вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся и изменении действий,, направления и характера движения: легкий бег врассыпную изменяется на целеустремленный в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Для подвижной игры характерно, как указывалось выше, самостоятельное использование ребенком своих движений: бежать, подпрыгивать, приостанавливаться, приседать, идти осторожным шагом и т. п. Таким образом, ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Все это содействует воспитанию наблюдательности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели. Подвижные игры служат методом совершенствования ужо освоенных детьми двигательных навыков. П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью»1. Это положение подтверждается работами советских педагогов (М. М. Конторович, Л. И. Михайлова, А. И. Быкова, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Н. Н. Кильпио и др.), которые разработали методику проведения подвижных игр в детском саду, обосновали усложнение содержания и правил от группы к группе, определили роль воспитателя. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому, например, игра «Волк во рву» проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега. § 2. К ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПОДВИЖНЫХ ИГР Подвижные игры ведут свое начало из глубины народной педагогики. Начиная с ранних лет ребенок воспитывался на ярких, красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших бытовали народные игры с разнооб-разньм двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор. 1 П. Ф. Л е с г а ф т. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. 1. М., «Физкультура и спорт», 1961, стр.309. 9* 131 Выдающийся русский педагог К- Д. Ушинский, считая наши русские народные игры могущественным средством воспитания, рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию их для детей. По мнению Ушинского, особую воспитательную роль играют коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения, завязывающие «первые ассоциации общественных отношений». В 60-х годах XIX столетия идеи прогрессивной педагогики нашли отражение в журнале «Детский сад» (издатель А. А. Симанович). Усилия передовых педагогов были направлены против механического перенесения на русскую почву Фребелевской системы воспитания, насаждавшейся официальной педагогикой. В журнале «Детский сад» освещались задачи и воспитательное значение подвижных игр, высказывались мысли о необходимости создания подвижных игр с использованием русских народных мелодий и отражающих трудовую жизнь русских людей. Журнал писал о том, что в игре дети знакомятся с новыми словами и соответствующими предметами жизни, узнают взаимоотношения этих предметов и отношение их к человеку. Поэтому подвижные игры в России должны быть только на русском языке. Следовательно, если и игре ставится задача познания окружающего, то естественно, что содержание игр должно отражать русскую жизнь, характер и быт русского народа. Виднейшие педагоги того времени — Н. И. Пирогов, а позднее Е. Н. Водовозова, П. Ф. Каптерев и другие — подчеркивали, что в физическом воспитании ребенка подвижная игра имеет первостепенное значение как деятельность, отвечающая его возрастным потребностям, и как средство всестороннего развития. Создание теории и методики подвижных игр П. Ф. Лесгафтом. Выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре. Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества. Каждая игра, указывает Лесгафт, должна иметь определенную цель, а форма игры — отвечать этой цели. Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях. Постепенно игры следует усложнять по содержанию и правилам. Лесгафт рекомендует вводить варианты игр — новые условия, упражнения, действия. Этим можно достичь повторения знакомых действий, -но с более повышенными требованиями, а так- же систематического влияния игр на ребенка, при сохранении интереса к ним. Распределение ролей и действий Лесгафт сосредоточивает в руках играющих (т. е. игра осуществляется путем самоуправления). Важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому нее сознательно и охотно подчиняются. Лесгафт считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т. е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию»1. Лесгафт указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т. е. приучает действоватьс различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностьюи быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество. Все эти положения П. Ф. Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр. П. Ф. Лесгафт делит подвижные игры на две группы. 1. Простые или одиночные. В этих играх каждый ребенок 2. Игры сложные (команды, партии). В них каждый играющий стремится к достижению общей для всех игровой задачи идействует в соответствии с общими для всех нтересами. Эти две различные по степени сложности группы игр предназначались для детей школьного возраста. В настоящее время они введены в программу детского сада. Чем это объясняется? В 60-х годах XIX столетия весь строй общественной жизни, семейный уклад с его узкой замкнутостью определял ограниченный уровень развития детей дошкольного возраста. Октябрьская революция изменила в нашей стране весь строй общественно-политической жизни: уничтожила классовое различие, подняла духовные интересы людей, вызвала потребность участия в общественной жизни. В связи с новыми требованиями общественной жизни изменилась семья, ее уклад, взаимоотношения ее членов, взгляды на воспитание детей. Вся окружающая жизнь с ее разнообразными впечатлениями изменила облик современного ребенка, его мышление, чувства, интересы и возможности. 1 П. Ф. Л е с г а ф т. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. пед. соч., т. IV, «Физкультура и спорт», 1953, стр. 270. В связи с этим другим стало и содержание подвижных игр Они используются как одно из средств коммунистического воспитания ребенка в новых общественно-исторических условиях советского общества. Опираясь на основные теоретические положения Лесгафта, советская педагогика вместе с тем критически относится к некоторым его рекомендациям. В своей известной «Теории прибавочных раздражителей» Лесгафт утверждает: сильные раздражители, действующие на ребенка, всегда понижают его впечатлительность. Поэтому он отрицает поощрения, наказания, упражнения на гимнастических снарядах, соревнования, которые вызывают сильные ощущения. Советская педагогика дает правильный анализ высказанным П. Ф. Лссгафтом положениям и вскрывает их побудительные причины. Вопрос о наказании Лесгафт рассматривал в связи с применяемыми в его время телесными мерами воздействия: поставить ребенка в угол, на колени, оставить без обеда и т. д. Он правильно считал, что такие наказания наносят ребенку физический и нравственный вред: он утомляется от статической позы, его человеческое достоинство унижается. Наказание, допускаемое Лесгафтом,заключалось лишь в том, чтобы ребенок выходил па время из игры. В современной дошкольной педагогике выход из игры на один раз при ее повторении относится к закону игры, который не вызывает протеста у детей. Кроме того, выход из игры часто заменяется предложением исправить допущенную ошибку (быть внимательным к игровому сигналу, собираться только в указанном месте и т. д.). Что касается восклицаний детей во время ловли, увертывания, то они оправдываются эмоциональным состоянием детей, хотя не должны превращаться в шум и нарушение общей дисциплины. Поощрения рассматриваются в настоящее время как одно из стимулирующих средств к достижению ребенком поставленной задачи и укрепления веры в свои возможности. Лесгафт отрицал поощрения из соображений нравственного порядка. Он приучал детей к бескорыстному выполнению игровых действий, не ожидая похвалы. Элементы соревнования в игре Лесгафт отрицал также из нравственных соображений. В настоящее время они используются потому, что соревнование как метод вызывает интерес, эмоциональный подъем, стремление к лучшему качеству выполнения игровых действий, способствует совершенствованию двигательных навыков. Однако и сейчас в играх дошкольников элементы соревнования допускаются только тогда, когда тщательно изучены физические силы и возможности детей и продуманы приемы руководства. Развитие положений П. Ф. Лесгафта в работах В. В. Гори-невского и Е. А. Аркина. Основные положения II. Ф. Лесгафта о подвижных играх были развиты В. В. Гориневским в соответствии с новыми общественно-историческими условиями. Гориневский считал подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего воспитания детей дошкольною возраста. Гориневский подчеркивал важность выбора сюжета игр для детей в связи с требованиями современной общественной жизни. В процессе, подвижных игр у детей воспитываются морально волеые качества, поэтому игра является средством формирования личности ребенка. Придавая серьезное значение эмоциям, возникающим у детей в игре, как оздоровительному компоненту, Гориневский считал радость и веселье одним из обязательных условий игровой деятельности, без которых игра теряет для детей свой смысл. Горппевский предъявлял серьезные требования к методике проведения подвижных игр, требуя о г воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. Он ставил вопрос о целесообразности введения в игры элементов доступного детям соревнования, исключающего, однако, азарт, возбуждение, недоброжелательность друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитатели соревнование, как отмечал Гориневский, вносит эмоциональность в игру и «может быть. использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств». Е. А. Аркин считал подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Подвижные игры, по убеждению Аркина, вносят радость в жизнь ребенка и способствуют укреплению организма главным образом путем развития и усовершенствования двигательного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий. Но, чтобы игра с самых ранних лет стала благотворной силой, нужно сознательное, опытное и любовное руководство ею1. Добровольное следование правилам игры, равное подчинение всех одним нормам имеет большое воспитательное значение как первая школа личной честности и социальной дисциплины. Воспитатель по мере возможности предоставляет детям старшего возраста самостоятельность в проведении игры, распределении ролей, соблюдении правил. Однако, если дети неправильно разрешают эти задачи, необходимо активное, тактичное участие педагога и его искренняя заинтересованность в том, чтобы игра проходила правильно и интересно. 1 Е. А. А р к и н. Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948, стр. 250. Тщательный выбор игры воспитателем с учетом ее всестороннего влияния на ребенка, умение спокойно и вместе с тем с подъемом вести объяснение, распределять роли, когда нужно, принимать участие в игре, подводить итоги — это большое искусство, овладеть которым должен стремиться каждый воспитатель, подчеркивает Аркин. Итак, теория подвижных игр П. Ф. Лесгафта была творчески развита его последователями. В. В. Гориневский и Е. А. Аркин как врачи-гигиенисты прежде всего обращают внимание на особенности детей дошкольного возраста. Это отражается к их рекомендациях о необходимости учета эмоций, возрастного своеобразия в развитии детей и постепенности при подведении их к таким сложным требованиям, как самостоятельная организация игр. В настоящее время проблема подвижной игры как средства всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста продолжает быть предметом внимания научных и практических работников. По отдельным вопросам подвижной игры имеются работы А. И. Быковой, М. М. Конторович и Л. И. Михайловой, ведутся исследования Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевойи другими научными работниками. Подии/кипи игре посвящены статьи и книги практических работником: II. Г. Кожевниковой, Н. Н. Кильпио, Е. А. Аропонои, Л. А. Киселевой, К. В. Вербицкой и многих других. § 3. ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ ВСЕСТОРОННЕГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА Подвижная игра— наиболее характерная деятельность детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила. Н. К. Крупская в одном из своих выступлений говорила: «...Игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает»1. В высказываниях Н. К. Крупской подчеркивается также значение игры для физического развития. «Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость гла- 1 Н. К. Крупская. О дошкольном воспитании. М., «Просвещение», 1967, стр. 209. за, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях»1. Такая важная роль подвижных игр требует тщательного анализа их тематики, содержания и в соответствии с этим отбора для детей. Любая игра — творческая, дидактическая, музыкальная, а также и подвижная — представляют собой своеобразное средство познания ребенком окружающего мира. В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представления. Тематику сюжетных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание животным. Все это отображается детьми в своеобразно-условной игровом форме («Путешественники», «Летчики», «Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и др.). В этих играх уточняются некоторые представления детей об окружающем их мире, в силу тою что ребенок в доступной ему форме воспроизводит какой-либо образ в действии. Однако, чтобы окружающий мир был воспринят ребенком правильно, необходимы, при всей их условности в игре, правдивая характеристика образа и правдивая игровая ситуация, которые эмоционально даются педагогом при объяснении игры. Прекрасным примером этому могут служить народные игры. В них вся игровая ситуация воспитывает и увлекает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют игровых персонажей и их действия («Коршун и наседка», «Гуси-лебеди» и др.). При отборе игр для детей необходим тщательный анализ их содержания. В настоящее время из игровой тематики естественно отошли в прошлое непонятные советскому ребенку колдуны, цари, бояре, купцы, слуги и господа. Однако и в играх с современной тематикой еще встречаются противоречащие воспитательным задачам игровые положения (например, в одном из вариантов игры «Зайцы в огороде», бытующем в практике, сторож, охраняющий огород, засыпает, а набежавшие зайцы съедают всю капусту). В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка», «Школа мяча» и т. п.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игрового процесса, регулируют дви- 1 Н. К. Крупская. О дошкольном воспитании. М., «Просвещение», 1967, стр. 146, гательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношения, содействуют воспитанию морально-волевых качеств. Правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребенок при соответствующем руководстве не может не проявить, воспитываемых у него качеств. Например, в игре «Хитрая лиса» дети могут разбегаться из круга в разные стороны только после слов лисы: «Я здесь». Это правило вырабатывает у ребенка взимание, самообладание, выдержку, быстроту реакции на сигнал, ориентировку в пространстве.
![]() |