![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УЧИЛИЩЕ 7 часть
Разнообразные физические упражнения позволяют регулировать поочередно моменты активной работы и отдыха, что исключает утомление. Интенсивная работа мышц влияет на повышение обмена веществ и усиление восстановительных процессов в организме. Одной из характерных возрастных особенностей ребенка-дошкольника является неустойчивость внимания, когда в коре головного мозга фокус оптимальной возбудимости часто перемещается. Поэтому в процессе занятий с детьми необходимо разнообразить движения и менять их по характеру. При смене характера упражнений раздражения возникают в различных участках двигательной области, и это соответствует закономерному явлению чередования процессов возбуждения и торможения. Следовательно, разнообразный подбор физических упражнений сохраняет работоспособность нервной системы, что практически выражается у ребенка в сохранении внимания. Упражнения, развивающие физические качества — преимущественно быстроту и ловкость.Физическими качествами, как уже известно, являются отдельные стороны двигательных возможностей человека. У детей в силу их возрастных особенностей по преимуществу развиваются быстрота и ловкость. Что касается таких качеств, как сила, выносливость, гибкость, то они имеют относительный характер и развиваются с большей постепенностью в связи с физическим развитием ребенка и усложнением его двигательной деятельности. Успешное выполнение упражнений на развитие быстроты папист- от степени подвижности нервных процессов (скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения, а также из состояния торможения в состояние возбуждения). Реакция на сигнал в ее скрытом периоде проходит ряд фаз: возникновение возбуждения в рецепторе, передача его в центральную нервную систему, передача возбуждения по нервным путям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мышцы и возникновение в ней механической активности. Все это и составляет латентное (скрытое) время реакции па сигнал. Воспитание у ребенка быстрой реакции на сигнал имеет чрезвычайно важное значение для всей его последующей жизни и деятельности. Наиболее эффективно быстрота развивается у детей в беге. Развитие этого качества должно строиться на основе освоения ими правильного навыка движения. Это позволяет им сосредоточить волевое усилие не на способе выполнения движения, а на его скорости. Развитию скорости помогают задания: быстро добежать до флажка и поднять его; быстро добежать до заданной границы (игра «Перебежки»). Такие задания можно предлагать детям выполнять в соревновательной форме. Необходимым условием при выполнении задания на скорость является правильное определение расстояния (дистанции) бега. С одной стороны, как показало исследование Е. Г. Леви-Гори-невской, при малом расстоянии дети не могут развернуть достаточную скорость, с другой — большое расстояние утомляет детей. Для детей 5 лет дистанция определяется примерно в 15 м, для 6 и 7 лет — в 20—30 ж. Эти нормы не являются пределом и могут изменяться в зависимости от физической подготовленности детей и уровня развития их двигательных навыков. Правильная норма определяется учетом психофизиологического состояния ребенка (после пройденного им пути (отсутствие признаков усталости). Развитию быстроты способствуют подвижные игры. В них ребенок самостоятельно изменяет характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие водящего при ловле, догонялках и т. д.). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспринять направление и скорость движущеюся предмета (например «ловишки»), учесть расстояние и время его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и одновременно содействует их совершенствованию, а также и некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все вместе позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке и координировать свои движения. Воспитание качества ловкости связано с развитием у ребенка координации движений, умением согласованно, одновременно и. последовательно выполнять движение Успешное достижение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения. Элемент ловкости составляет необходимый компонент любого движения (бега, прыжка, метания, лазанья и т. д.). Показателем ее развития является способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в связи с неожиданно изменяющейся окружающей обстановкой. В процессе обучения детей ловкость развивается по мере овладения длинным движением. При этом чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и формирование ловкости. Развитие ловкости происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения собственных движений, учета окружающей обстановки, проявления инициативы. Для постепенной выработки ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий — пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке; перепрыгнуть через предмет и т. д., а также метание, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, инициативу при неожиданных изменениях игровой ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок. Большое значение при выработке ловкости имеют положительные эмоции, как непременный компонент подвижной игры и связанных с ней интереса и стремления к выполнению игровой задачи. Целесообразны для совершенствования ловкости задания на лучшее выполнение (например, поднять брошенный вперед мяч, преодолевая на пути к нему препятствия, бег по мостику, перепрыгивание через кубик и т. п.). Упражнения со статическим напряжением.Не все упражнения полезны детям. Противоположное влияние по сравнению с упражнениями динамического характера оказывают на организм ребенка упражнения со статическим напряжением. Известно, что у детей дошкольного возраста работа мышц невелика и утомление наступает очень быстро. Утомление мышц зависит от только от количества проделанных движений, но и от характера их выполнения. Упражнения статического характера отличаются большим напряжением мышц. В работах А. Н. Крестовникова1 указывается, что статические усилия вызывают более быстрое утомление, чем динамическая работа мышц. Основная причина утомления заключается в уменьшении кровоснабжения мышц, участвующих в данном статическом усилии, уменьшении снабжения кислородом, накоплении молочной кислоты и других продуктов обмена. Весьма незначительные статические усилия также вызывают утомление, при этом большую роль играет центральная нервная система. При статических усилиях возникает непрерывный поток импульсов от нервных окончаний сухожилий и мышц, идущих в центральную нервную систему и обратно к периферии. Длительное пребывание в состоянии возбуждения центральной нервной системы ведет к общему утомлению и оканчивается защитной реакцией коры головною мозга — торможением. Развитие утомления при статических усилиях связано с функциональными изменениями и центральной нервной системе. Наряду с этим происходит ряд процессов в мышце, приводящих и ее к функциональному изменению. Эти изменения оказывают влияние на нервные, аппараты мышц, а это, в свою очередь, отражается на деятельности нервных центров. При утомлении нарушается координация между отдельными системами и органами. При этом расстраивается регуляция нормального обмена веществ в мышце (А. Н. Крестовников). Таким образом сопоставление динамического и статического состояния мышц показывает возможность значительной длительности первого и весьма краткой последнего. Для дошкольников противопоказаны и некоторые силовые упражнения, требующие большой мышечной силы и крепости костей, не соответствующие возрастным особенностям ребенка (например, перетягивания, висы, одностороннее ношение тяжестей и т. п.).
1 См.: А. Н. Крестовников. Очерки по физиологии физических упражнений. М., «Физкультура и спорт», 1951.
Глава третья ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ § 1. ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Обучение движениям представляет собой целостный воспитательно-образовательный процесс. Он осуществляется путем непосредственного обучения воспитателем и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических двигательных навыков. Обучение движениям оказывает целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка —его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества. Кроме этого, двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития. Содержание обучения составляют физические упражнения и подвижные игры, подобранные всоответствии с программой. При обучении взрослый передает ребенку общественно-исторический опыт овладения движениями, способствуя вначале их возникновению, а и дальнейшем развитию и совершенствованию. Учитывая особенности физического и психического развития ребенка дошкольного возраста, опираясь на его возможности, взрослый (родители, воспитатель) последовательно ставит перед ним новые двигательные задачи. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, учитывающих возрастные особенности детей и направленных на формирование правильных двигательных навыков. Усвоение нового требует от ребенка определенных физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование (а для ребенка новая более сложная задача) является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Однако преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития. Постепенное решение ребенком в процессе упражнений новых двигательных задач и появляющиеся в связи с этим большие возможности изменяют характер и качество движений. То, что было наиболее характерным для начала данного возрастного периода, в процессе обучения новому, как бы свертывается, и движения приобретают новое качество. Так, ходьба ребенка в начале и в конце второго года жизни совершенно различная. Это явление представляется как диалектическое отрицание старого новым, которое является объективным моментом, движущим началом вся- кого развития и является разрешением возникающих противоречий. «Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования»1. Такой сложный процесс развития происходит непрерывно, определяясь взаимосвязанностью внешних и внутренних условий. Внешнее, объективное, усваиваясь личностью, становится внутренним субъективным условием дальнейшего развития, определяющим ее восприимчивость к новым воздействиям, ее активные поиски новых объектов, необходимых для развивающейся деятельности. Преодоление трудностей и решение новых задач вызывают у ребенка эмоционально-положительное состояние. Оно порождается удовлетворением от достигнутой цели, новых мышечных ощущений, соответствующей оценки воспитателя. Все это служит подкреплением проявленных усилий ребенка, способствует возникновению интереса, радости, стремления к еще большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть все время под наблюдением воспитателя. С одной стороны, необходимо обеспечить осмысливание ребенком повой двигательной задачи, с другой — вызвать самостоятельность и проявление усилий в решении ее на основе имеющихся реальных двигательных возможностей и возникающих интересов, эмоций. Таким образом, следует стремиться к тому, «чтобы преодоление трудностей порождало у детей положительные эмоции, чтобы эти эмоции подкреплялись успехами в деятельности, становились источниками новых потребностей, интересов и чувств...»2. И процессе обучения разнообразнымдвижениям3 воспитатель сообщает детям необходимые элементарные знания, уточняет представление об окружающем, развивает воображение, активизирует мысль. Так, при разучивании упражнения с детьми младшей группы воспитатель говорит: «Поднимем свои синие флажки вверх, высоко, высоко, чтобы их увидели все: и куклы, и мишки, и все игрушки». В старшей группе: «Сначала поднимем вверх правую руку, затем хорошо согнем правую ногу и, хлопнув ладонью о колено, скажем «хлоп». В подготовительной группе: «Сейчас вы поднимете обе руки перед собой, ладонями вниз, после этого отведете руки налево-назад, посмотрите на концы своих пальцев и, опуская руки со словом «вниз», повернетесь лицом ко мне». В приведенных примерах воспитатель развивает у детей ориентировку в пространстве (вверх-вниз, налево-назад, прямо), во времени (сначала, затем, после этого), уточняет их знания о частях собственного тела. Кроме того, воспитатель сообщает детям 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4., стр. 297. 2 Г. С. К о с т ю к. См.: «Общие основы педагогики», под ред. Ф. Ф. Ко 3 Термин «обучение движениям», предполагает не только обучение от и помогает усвоить в связи с практической деятельностью гимнастическую терминологию. Например, воспитатель говорит: «Постройтесь в колонну но одному»,— и когда дети встанут, добавляет: «Вот так». Или: «Встаньте все в шеренгу, лицом ко мне. Хорошо!». Обучение требует от ребенка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной —на основе восприятия наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений детьми; словесно -логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре и самостоятельного выполнения; двигательной —моторной— в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений. Обучение детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием морально-эстетических чувств и сознания ребенка, развитием его морально-волевых качеств: дружбы, доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности, справедливости. Кроме того, весь процесс обучения правильным движениям воспитывает у детей эстетические чувства. Красота движений, четкость построений, которыми постепенно овладевают дети, доступная им выразительность игровых образов, поэтическое своеобразие стихотворных текстов в играх, игровых зачинах, считалках — все это служит задаче воспитания эстетического вкуса детей. Большое значение для развития эстетических чувств имеет внешнее оформление физкультурныхкостюмов детей и воспитателя, физкультурных пособий и т. д. Таким образом, в процессе обучения правильным движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и поэтому целенаправленность действий, организованность, дисциплинированность, а все это во взаимосвязи содействует формированию всесторонне развитой личности. § 2. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ Под руководством педагога ребенок в процессе физического воспитании овладевает двигательными умениями и навыками в соответствии с требованиями программы для каждой возрастной группы. Двигательные умения и навыки обеспечивают выполнение разнообразных двигательных действий. В теории физического воспитания двигательное умениеопределяется как приобретенная на основе знаний и опыта способ-
![]() |