![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Гимнастика как метод физического воспитания. 2 часть
Воспитательное значение упражнений в беге состоит, как показано выше, в приобретении детьми многообразных, полезных ориентировок. Прыжки.Прыжок — движение ациклического типа. В нем отсутствует повторение циклов и весь процесс выполнения прыжка представляет одно законченное движение. В прыжке есть определенная последовательность двигательных элементов и ритм. Прыжок состоит из трех последовательных фаз: подготовительной — размах или разбег, приседание, основной — отталкивание и полет и заключительной — приземление. Подготовительная фаза при прыжке с места заключается в приседании, понижающем общий центр тяжести тела, отведения рук назад в целях более сильного взмаха при толчке, растягивании мышц ног для лучшего их сокращения в следующей фазе. При прыжках с разбега — устремленный бег, безостановочный переход к отталкиванию одной ногой. Основная фаза — отталкивание и полет. Первое связано с сильным сокращением разгибающих мышц ног, обеспечивающим начальную скорость полета и правильное направление; второе — полет, создающий нужное положение телу при подъеме и подготовку к приземлению. Заключительная фаза — приземление, заканчивающее скорость полета без резкого сотрясения и толчков. Чтобы сохранить при этом равновесие, необходима координация всех движений. При прыжке в длину с места и с разбега приземление происходит сразу на обе ноги, с пятки на носок. Прыжок в высоту с места (через шнур, небольшой кубик) и с разбега требует приземления на носки с перекатом на всю ступню, что позволяет стопе играть роль амортизатора. Мягкость приземления на полусогнутые ноги обеспечивает постепенное движение силы толчка от сустава к суставу и предохраняет от сотрясений внутренние органы, головной мозг, а также от уплощения стопы. В процессе систематических упражнений у детей постепенно складывается сложная координация движений. При этом важную роль играют условнорефлектор-ные двигательные реакции, связанные с проприоцептивной чувствительностью, вестибулярным аппаратом, зрением. Следовательно, прыжки требуют определенного уровня развития коры головного мозга, крепости костей конечностей, эластичности мышц и глазомера. Развитие всех указанных качеств происходит в процессе упражнений: они тренируют двигательные центры коры, улучшают их функции и в связи с этим способность управления движениями. Физиологическое воздействие прыжков на организм весьма значительно. Поэтому при проведении упражнений с детьми необходимо соблюдение дозировки, применение подводящих к прыжкам упражнений и внимание к состоянию всех детей. В раннем возрасте это движение начинается с ритмических 8* 115 приседаний с помощью взрослого. Постепенно к двум годам дети приобретают умение самостоятельно приседать на месте, пружинить, подпрыгивать и перепрыгивать. С трех лет для ребенка доступны подпрыгивания на месте с продвижением вперед, спрыгивание в глубину вниз (15 см), подпрыгивание вверх, перепрыгивание через шнур, два шнура, положенных на расстоянии 10 см друг от друга. Постепенно вводятся простейшие упражнения, подготавливающие детей к овладению техникой прыжка в дальнейшем (параллельная постановка ног в исходных упражнениях, сгибание ног в колене — «пружина», свободное- отведение рук назад и взмах вперед и т. д.). Позднее, в более старшем возрасте, дети овладевают техникой прыжка в длину и высоту с места и с разбега, в соответствии с нормами, указанными в«Программе воспитания». Для совершенствования детей в прыжках рекомендуются: упражнения с короткой и длинной скакалкой, поочередное подпрыгивание на одной ноге (игра «классы»), различные подскоки с прямым и перекрестным движением ног, прыжки через ряд положенных на полу предметов; прыжки с поворотами и различными движениями рук; прыжки с продвижением вперед, назад, в стороны и др. Метание— движение ациклического типа. В дошкольном возрасте ребенку доступно метание вверх, вперед, вниз. Задачей упражнений является овладение правильными способами метания. Метание может производиться на дальность и в цель. Первое должно предшествовать второму, так как при метании на дальность основное усилие направляется на овладение правильными приемами; одновременно осуществляется упражнение в силе броска в соответствии с расстоянием. При метании в цель внимание ребенка сосредоточивается на попадании предмета в указанную цель. В этом случае волевое усилие заключается в собранности внимания, сосредоточенности, целенаправленности и координации движения при обязательной глазомерной оценке расстояния. При метании верхняя часть корпуса — плечевой сустав, плечевой пояс и туловище — подвижны. При метании вверх (бросание мяча) предплечье устанавливается в горизонтальном положении, которое находится под прямым углом с плечом, ладонь обращена кверху. При этом сильный толчок кистью предмета обеспечивается укреплением предплечья. При размахе снизу увеличивается сила броска. При метании вперед предплечье занимает вертикальное положение и образует довольно острый угол с плечом. Ладонь обращена вперед. Метание вперед может быть выполнено с большим или меньшим размахом. Малый размах обеспечивается движением в локтевом суставе, большой — в плечевом и между плечевым и туловищем: рука идет в направлении -снизу и сзади вверх и над головой. В метании различают несколько фаз: Подготовительная, при которой усилие направляется на создание предварительной скорости поступательного движения предмета. Если метание производится с места, тогда подготовительная фаза выражается перемещением туловища, его поворотом в сторону метающей руки. Задачей данного движения является создание благоприятных условий для работы ведущих мышц — растяжение мышц плеча, плечевого пояса, груди и поясницы. Это обеспечивает достаточное сокращение указанных мышц в момент толчка. Следующая, основная, фаза выражается в придании предмету максимальной скорости сильным толчком в правильном направлении. Движение руки — снизу и сзади вверх и над головой вперед. Последняя фаза—заключительная —сохранение равновесия после выполненного метания. Исходное положение при метании правой рукой: отставление правой ноги назад с опорой на нее, поворот левым боком в сторону броска. Метание левой рукой осуществляется аналогично. В младших группах детского сада метание начинается с элементарных упражнений —катание и прокатывание мяча, шарика в прямом направлении друг другу, в ворота, в предметы (кегли) на расстоянии 1 — 1,5 м. Эти упражнения приучают детей к умению обращаться с предметом, развивают глазомер, подготавливают руки к правильному энергичному отталкиванию мяча, шарика, его ровному быстрому движению. Помимо этого, детей надо приучать самостоятельно бросать и ловить мяч, а также бросать его в горизонтальную цель (корзину, обруч) снизу одной или двумя руками. В занятиях с детьми младших групп целесообразно применять постепенно усложняющиеся упражнения из «школы мяча», которые содействуют развитию необходимых умений, подготавливающих ребенка к обучению правильным приемам метания. В средней и старших группах разнообразные упражнения в метании должны быть ежедневно, а мяч предоставлен детям в свободное пользование. Чем больше различных упражнений будет применяться, тем лучше дети овладеют приемами этого сложного движения, требующего развитого глазомера, координации движений и ловкости. Различные приемы метания вызывают интерес у детей и стимулируют их к овладению ими. Так, при метании в горизонтальную цель используются приемы — снизу одной или двумя руками, метание предмета от плеча и из-за головы. При метании в вертикальную цель детям показываются приемы, описанные выше. В помещении и на участке детям должны быть предоставлены кольцебросы, мячебросы, кегли, серсо, городки, бадминтон, сетки, мячи, корзины, клюшки (зимой) для овладения элементами игры и волейбол, баскетбол и хоккей. Лазанье относится к типу циклических жизненно важных движений. Процесс влезания и слезания имеет некоторую кратковременную повторность элементов, сходных с ходьбой: поочередное движение рук и ног с моментом опоры каждой ноги на рейки лестницы и задержка обеих ног на них. Непрерывность повторения циклов при лазанье определяется высотой гимнастической стенки — 1—1,5—2 м высоты. В дошкольном возрасте1 используются следующие виды лазанья: подлезание, перелезание, пролезаиие, лазанье на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастическойскамейке), по вертикальной (гимнастической стенке, стремянке, веревочной лесенке). Как известно, первым видом самостоятельного движения в раннем детстве является ползание, с которого начинается передвижение ребенка в пространстве. В процессе освоения это движение может постепенно приобретать повторность циклов, аналогичных ходьбе. Ползание вовлекает в активную работу большое количество мышц, укрепляет их и содействует воспитанию осанки благодаря опоре на все конечности, уменьшая этим давление на позвоночник. Сначала дети ползают на животе, а затем на четвереньках, опираясь на ладони и колени. По данным М. Ю. Кистяковской, у некоторых детей сразу возникает наиболее совершенная форма ползания: они поочередно переставляют руки и ноги. Постепенно взрослый усложняет упражнения — вводит ползание по доске при горизонтальном и наклонном ее положении, затем по скамейке, бревну. Помимо этого, малыши и дети младших групп упражняются в проползании под воротца, стул, подлезании под шнур, воротца, переползании через бревно, скамейки. В целях выпрямления позвоночника после этих упражнений детям предлагается подбросить и поймать мяч, поднять высоко флажок и т. п. Когда ребенок делается достаточно самостоятельным, ему даются упражнения в лазанье по вертикальной гимнастической стенке высотой 1 м (начиная с 2 лет 6 месяцев). Лазанье является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает значительную массу мышц в интенсивную деятельность и в связи с этим способствует повышению жизнедеятельности организма ребенка, а также формированию правильной осанки. В первой младшей группе вначале дети пользуются в процессе лазанья приставным шагом, обеспечивающим устойчивое положение на перекладинах лестницы. Позднее они пытаются двигаться чередующимся шагом. Дети второй младшей, средней и особенно старших групп при систематической работе овладевают разновидностями лазанья в соответствии с имеющимися нормативами программы детского сада. В старшей и подготовительной группах дети пользуются чередующимся шагом, лазают быстро и ритмично с выполнением дополнительных заданий (влезть на трибуну и перешагнуть на другой ее пролет, достичь площадки на трибуне и поднять флажок, забраться на самый верх трибуны с разбега (игры «Обезьянки и охотники», «Ловишки с лентами» и др.). Все упражнения во всех возрастных группах должны проходить под непосредственным наблюдением воспитателя. Ежедневное упражнение в лазанье обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений. Для этого рекомендуется в групповых комнатах устанавливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, а на участке — трибуны с вышками, заборчики. В процессе лазанья воспитываются необходимые волевые качества (смелость, решительность, сообразительность, ловкость). Для детей дошкольного возраста в связи с недостаточной зрелостью нервной системы, слабого костно-связочного аппарата, малой силы мыши, кисти по отношению к туловищу трудно лазанье по столбу, канату. Противопоказано дошкольникам висение на руках: оно вызывает статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Упражнения в равновесии. Чувство равновесия необходимый, постоянный компонент любого движения и сохранения любой позы. Развитие чувства равновесия происходит постепенно, в связи с совершенствованием функций коры головного мозга человека, уравновешивания процессов возбуждения и торможения, развития вестибулярного аппарата, мышечного чувства, помогающего оценивать всякое изменение в положении и перемещении частей собственного тела. Равновесие как сохранение устойчивого положения тела требует собранности внимания, координации движений, ориентировки в данных условиях, быстрой правильной реакции на них, спокойствия. Поэтому упражнения в равновесии проводятся до сильных и быстро выполняемых движений, вызывающих большой физиологический эффект, — бега, прыжка и т. д. Упражнения в равновесии требуют уверенности и целенаправленности движений, а также смелости и самообладания. Чувство равновесия тренируется и проверяется в процессе упражнений на уменьшенной площади опоры, когда требуется удержать тело от падения, затормозить неловкие движения, на- пример, ходьба по узкой доске, бревну, рейке, ходьба на носках, стояние на одной ноге, остановка после бега и т. п. Упражнения в равновесии вводятся с раннего возраста. Уже чтобы пройти по ограниченному пространству между двух положенных параллельно шнурков, на расстоянии 20—25 см от ребенка потребуется внимание, определенная координация движений, полевая собранность, соблюдение направления. В дальнейшем упражнения усложняются: предлагается пройти по доске, приподнятой на 15—20 см от пола, по наклонной доске, пройти по скамейке с перешагиванием через лежащий на ней предмет, разойтись с идущим навстречу по скамейке ребенком и т. п. Все эти упражнения вырабатывают необходимое чувство равновесия, умение владеть своим телом, координацию движений, ловкость, ориентировку в условиях, своевременную правильную реакцию. При достижении положительных результатов упражнения еще более усложняются: ребенок имеет различные предметы (корзиночки, мяч, мешочек на голове), поверхность, по которой он идет, вибрирует (покачивающееся бревно, поднятое на определенной высоте); ребенок идет по шнуру, ребрам лестницы; бежит с неожиданной остановкой, приседанием, фиксированием позы и т. п. Все эти упражнения даются в игах и на занятиях, а также используются в повседневной жизни детского сада. Чувство равновесия совершенствуется и в спортивных видах физических упражнений: скольжении по ледяным дорожкам, ходьбе на лыжах, катании на коньках, езде на двухколесном велосипеде, роликовых коньках. Таким образом, все указанные выше упражнения, направленные на формирование правильных навыков основных движений, готовят ребенка к многообразной жизненной деятельности. Основным условием достижения благоприятных результатов в развитии основных движений у детей является обучение их в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду», которые учитывают возрастные особенности и возможности детей. Общеразвивающие— это специальные уп- тия и укрепления отдельных групп мышц — плечевого пояса, туловища, брюшного пресса и ног. Задачей их является формирование правильной здоровой осанки ребенка путем развития и укрепления костно-мышечно-го аппарата и общефизиологического воздействия на его организм. Особенность-/г их упражнений заключается в том, что они связаны с деятельностью отдельных, строго ограниченных двигательных центров мозга и каждое из упражнений затрагивает лишь небольшое число движений, необходимых для его выполнения. Поэтому общеразвивающие упражнения носят местный характер со специальной направленностью. Они тренируют высшие психомоторные центры, управляющие движениями, совершенствуют взаимосвязанную деятельность первой и второй сигнальных систем и требуют сознательности, произвольности, точности выполнения. Определенная последовательность, в которой даются обще-развивающие упражнения, направлена на постепенное вовлечение всего организма в деятельное состояние, повышение физиологических процессов, способствующих его общей жизнедеятельности. Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса. Они способствуют расширению и увеличению дыхательного размаха грудной клетки, укрепляют диафрагму, всю дыхательную мускулатуру, вызывают глубокое дыхание, укрепляют мышцы спины, выпрямляют позвоночник (способствуя сближению лопаток и уменьшению расстояния между ними). Вторая группа упражнений — для развития и укрепления брюшного пресса и ног. Они способствуют укреплению мышц живота, которые предохраняют внутренние органы от сотрясения при интенсивных движениях (прыжки, спрыгивания и т. п.). Эти упражнения развивают мышцы ног и свода стопы, препятствуют застою крови в венозных сосудах (хлопок о колено, полуприседания, приседания и т. д.). Третья группа упражнений— ДЛЯ развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Эти уп-ражнения влияют на формирование здоровой осанки и содействуют развитию гибкости позвоночника при наклонах туловища вперед и в стороны, а также при поворотах вправо, влево и вращении туловища. При этом основное условие последнего упражнения — обеспечить гибкость позвоночника, для этого целесообразно закрепить положение таза при выполнении упражнения сидя, скрестив ноги «калачиком», или зафиксировать ноги (их неподвижность) при стойке ноги врозь (перебрасывание рук при вращении туловища). Таким образом, весь указанный комплекс упражнений, используемых одновременно, оказывает всестороннее укрепляющее воздействие на организм ребенка. Выполнение общеразви-вающих упражнений, требующих точности, четкости, определенной расчлененности и в то же время целостности, способствует воспитанию внимания, воли, целенаправленности, тормозных реакций, умения согласовывать свои движения с действиями и движениями всего коллектива детей. Исходные положения. Каждое упражнение начинается с исходного положения: правильного положения тела (стоя, сидя, лежа) и необходимого для данного упражнения положения рук и ног, Для упражнений, развивающих мышцы плечевого пояса, применяются следующие исходные положения: для ног — стойка ноги врозь, ступни параллельно друг другу или ноги слегка расставлены, ступни параллельно (для детей младших и средней групп); в старшей и подготовительной к школе группе эти упражнения могут быть даны в основной стойке — пятки вместе, носки врозь (иногда с подъемом на носки). Для рук — руки опущены вниз вдоль тела, ладони обращены к туловищу; руки за спиной; руки на пояс; руки согнуты в локтях и отведены назад; руки перед грудью; руки в стороны; руки вверх; руки выпрямлены и отведены назад. Все указанные исходные положения содействуют воспитанию правильной осанки, сближая лопатки, выпрямляя позвоночник, расширяя грудную клетку. Они придают удобное, устойчивое положение всему телу. Для упражнений,развивающих мышцы брюшного пресса и ног для детей младших и средней групп в положении стоя, используется исходные положения для ног: стойка — ноги слегка расставлены врозь, ступни параллельны друг другу или ноги вместе. Для детей старшей и подготовительной групп: основная стойка — пятки вместе, носки врозь. Данная стойка используется при всех полуприседаниях, полных приседа пнях; у ребенка создается возможность расширить колени, выпрямить спину и приподнять пяти; она удобна при подъеме и сгибании в колене каждой пот отдельно, отведении ног вперед, влево, вправо, назад. В положении сидя исходное положение для детей младших и средней групп: ноги вытянуты вперед; для детей старшей и подготовительной групп: ноги вытянуты вперед, носки вместе и оттянуты, ноги скрещены. Для упражнений, развивающих мышцы спины и гибкость позвоночника в положении стоя используется исходное положение для ног — стойка ноги врозь для всех возрастных групп. Она придает устойчивое положение телу, удобна для прямых, боковых наклонов и для различных поворотов туловища (вращение). В положении сидя для старших групп: ноги вытянуты вперед, ступни вместе, носки оттянуты вниз. В положении лежа на спине: ноги вытянуты вперед, ступни вместе, носки оттянуты; руки вдоль тела, в стороны, за головой. Дыхание. У ребенка вследствие имеющихся возрастных особенностей в строении грудной клетки (незначительного наклона ребер и высоко стоящей диафрагмы) нет большого размаха дыхательных движений, дыхание поверхностно, неглубоко. В процессе интенсивных физических упражнений появляется большая потребность в кислороде; ребенок начинает глубоко дышать, вбирая свежий воздух и ощущая в то же время необходимость освободиться от вырабатываемой в организме углекислоты, что создает необходимость выдоха. Упражнения регулируют и усиливают дыхание, содействуют развитию и подвижности грудной клетки, увеличивают жизнен- ную емкость легких, улучшают состав крови благодаря притоку кислорода и питательных веществ. Путем регулярных упражнений дыхание ребенка поддается воспитанию вследствие того, что дыхательные центры подчиняются нервной системе. Систематические физические упражнения вырабатывают необходимые условнорефлекторные связи и постепенно приучают детей к регулярному вдоху и выдоху, стереотипизируя этот процесс (делая его привычным). Поэтому при выполнении всех упражнений важную роль играет правильное дыхание ребенка. Оно заключается в полноценном интенсивном по глубине вдохе и в постепенном умеренном выдохе, фиксируемом произнесением звуков (тс, шш, пф и т. д.). Оздоровительная функция физических упражнений приводит к максимальному положительному эффекту только при условии полного и целесообразного вовлечения вегетативной и, в частности, дыхательной систем в активную мышечную деятельность. Особенно большое значение это имеет для развивающегося детского организма, весьма чувствительного к кислородному режиму. Поэтому детей в процессе физических упражнений надо обучать правильному сочетанию фазы движения с фазами дыхания и тем самым совершенствовать работу дыхательного аппарата. Воспитателю детского сада необходимо ясно представлять в каждом 01 дельном упражнении моменты правильного вдоха и выдоха. Вдох в упражнениях, развивающих мышцы плечевого поясе, всегда совпадает с расширением грудной клетки при разведении рук в стороны, отведении их назад, поднимании вверх; выдох связан с сужением ее при опускании рук вниз, проведением их вперед, хлопком перед собой. В упражнениях, развивающих мышцы брюшного пресса и ног, вдох происходит при выпрямлении ног, выдох—при сгибании их в колене, при приседании. В упражнениях, развивающих мышцы спины и гибкость позвоночника, при прямых наклонах вдох совпадает с выпрямлением, выдох — с наклоном корпуса вперед-вниз; при боковых наклонах выдох — в одну сторону, например, вправо, а вдох — в другую (влево) при поочередном выполнении; или: выдох с наклоном в одну сторону, вдох —с выпрямлением. При полных поворотах туловища вдох делается при повороте в одну сторону, выдох — в другую (поочередно в каждую сторону). При полуоборотах вдох совпадает с поворотом в одну сторону, выдох с положением — прямо; то же в другую сторону. В процессе выполнения упражнений надо приучать детей к вдоху через нос, что, как .известно, создает равномерное поступление воздуха в легкие; кроме того, проходя через носовые ходы, воздух согревается, очищается и после этого достигает гортани. Использование физкультурных пособий. Обще-развивающие упражнения выполняются детьми большей частью с мелкими физкультурными пособиями — .палками, флажками, обручами, лентами, шнурами, шестами, шарами и т. п. Кроме того, на предметах — гимнастической стенке, скамейке, стульях, бревне; у предметов — гимнастическая стенка, степа. Различ-ные предметы позволяют многократно повторить одни и те же полезные для детей упражнения, поддерживая к ним интерес. Например, упражнение, в котором дети поднимают руки вверх, шире плеч и опускают их вниз, может выполняться с обручем, палкой, лентой, флажками и др. Оно способствует формированию правильной осанки, не надоедая детям и не утомляя их однообразием. Кроме того, предмет содействует большей конкретности задания, он делает движения более точными (например, палка, поднятая вверх, определяет необходимые границы при разведении рук и помогает развитию самоконтроля ребенка). Многократное повторение упражнения с предметом помогает выработать правильный мышечный тонус, сохраняющийся и в дальнейшем при выполнении упражнения без предмета. Строевые упражнения — построения (в строевые круг, колонну, шеренгу и т. п.), перестроения (из колонны по одному и колонну по два, три, четыре, шеренгу п т. п.), повороты в разные стороны (направо, налево, кругом), размыкания и смыкания, все передвижения к пространстве (в различных построениях и врассыпную) — используются в работе с детьми при выполнении различных физических упражнений (на занятиях, утренней гимнастике), в подвижных играх, хороводах, праздничных шествиях, на прогулках, экскурсиях. В процессе выполнения этих упражнений у детей воспитывается ориентировка в пространстве, согласованность действий в коллективе (выполнение различных заданий в общем для всех темпе и во взаимозависимости друг от друга). Строевые упражнения, связанные главным образом с ходьбой, влияют на формирование у ребенка правильной осанки. Оки могут выполняться с различными предметами, сопровождаться песней, музыкой или ударными инструментами (бубен, барабан). Итак, все группы гимнастических упражнений-—основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения — оказывают общефизиологическое воздействие на организм ребенка, его всестороннее физическое развитие, содействуют формированию осанки п правильных двигательных навыков, воспитывают психические процессы и, находясь во взаимосвязи и целесообразно дополняя друг друга, вырабатывают у детей правильные двигательные навыки и подготавливают их к более сложным требованиям в школе. Эти упражнения используются в работе упражнения с детьми по назначению врача, когда у корригирующего ребенка обнаруживаются признаки дефор- характера. мации осанки или стопы. Основная задача воспитания осанки заключается в своевременном ее формировании. Поэтому корригирующие упражнения являются уже необходимостью при обнаружении признаков деформаций, возникающих вследствие различных причин. Нарушения осанки могут возникать на почве заболевания ребенка рахитом и при туберкулезной интоксикации, т. е. иметь патологический характер. В нашей стране эти причины наиболее редки. Значительно сложнее для выявления причины, связанные с непродуманными условиями жизни детей: недостаточность двигательного режима, в который должны обязательно входить утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, насыщенные движением; нарушение гигиенических требований при занятиях — несоответствие мебели росту отдельных детей. Сидя в неправильной позе, ребенок в силу имеющейся возрастной особенности — хрящеобразности позвоночника, легко поддающегося патологическим искривлениям, и слабости мышц, которые должны удерживать позвоночник в правильной форме, привыкает к неправильному положению туловища. Одной из причин нарушения осанки следует считать также, по мнению врачей-гигиенистов,мягкую постель, в которой тело ребенка принимает неправильную форму. Учитывая, что позвоночник ребенка весьма восприимчив, а сои в такой постели систематически повторяется, искажение формы позвоночника может закрепиться. Помимо этого, развитию деформаций благоприятствует недостаточное пребывание детей на воздухе, неудобная для движений, чрезмерно теплая и тесная одежда, неправильна подобранные или недостаточно используемые физические упражнения на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, необходимые для укрепления отдельных групп мышц и, в частности, осаночных мышц туловища, которые играют основную роль в соблюдении правильной позы при стоянии и сидении. Рекомендации врачей, имеющиеся исследования и лучший опыт дошкольных учреждений показывают, что профилактика деформаций заключается в выполнении основных требований к создаваемому для детей режиму и окружающей обстановке: повышение двигательной активности детей в течение дня и максимальное использование воздуха, благотворно влияющих на общее состояние организма, систематическое целенаправленное формирование правильных двигательных навыков, постоянное внимание к позам детей и их длительности в течение дня на занятиях и в играх и создание обстановки, обеспечивающей строгий учет индивидуального состояния здоровья, роста всех и отдельных детей. У детей наблюдаются функциональные нарушения симметрии тела — сколиотическая установка, сутуловатая осанка, а также плоская спина, лордоз и лордокифоз. Указанные типы нарушения ос пики определяются соответствующими признаками. При круглой спине (кифоз) нарушение осанки выражается в увеличении грудной кривизны, которая появляется вследствие слабости мышц спины. При этом у ребенка голова имеет наклон вперед, грудная клетка уплощена, плечи опущены с наклоном вперед, лопатки приобретают крыловидную форму; заметно выступает круглая спина, живот выдастся вперед, колени согнуты. Такое нарушение влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистойи дыхательной систем и ухудшает питание мозга. Боковое искривление позвоночника (сколиоз) выражается в боковом наклоне влево или вправо или имеет общую боковую кривизну. При этом физиологические кривизны позвоночника сглажены, лопатки, имеющие крыловидную форму, отделяются от грудной клетки; держание корпуса напряженнее, движения мало координированные, происходит много лишней траты мышечной энергии ввиду статического положения мышц и, главным образом, мускулов спины.
![]() |