![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
В федеральный бюджет платим только по основному месту
Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ уплата сумм авансовых платежей и налога на прибыль по итогам года в части, перечисляемой в федеральный бюджет, производится в полном объеме по месту нахождения организации, без распределения этих сумм по обособленным подразделениям. Напомним, платежи в федеральный бюджет составляют незначительную часть налога - они исчисляются по ставке 2% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Остальное распределяем
Основная часть платежей налога на прибыль уплачивается в бюджеты субъектов РФ по налоговой ставке в размере 18% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Региональные власти имеют право понизить эту ставку для отдельных категорий налогоплательщиков, но в любом случае она не может быть меньше 13,5%. Эти суммы должны распределяться по всем местам осуществления деятельности, то есть уплачиваться как по месту нахождения организации, так и по местам нахождения каждого из ее обособленных подразделений, в определенных долях (п. 2 ст. 288 НК РФ). Причем рассчитывать суммы авансовых платежей и суммы налога, подлежащих уплате в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, нужно по тем ставкам, которые действуют на соответствующих территориях (где расположены сама организация и ее обособленные подразделения). А это значит, что распределению подлежит не уплачиваемая сумма налога на прибыль (авансовых платежей), а сумма налогооблагаемой прибыли. Иными словами, надо взять общую величину налогооблагаемой прибыли за соответствующий период, произвести ее распределение между головной организацией и всеми обособленными подразделениями и уже потом применять соответствующие региональные ставки налога на прибыль, действующие в субъектах РФ, к каждой из рассчитанных сумм распределенной прибыли. При этом не важно, сколько прибыли реально принесло каждое из обособленных подразделений. Ни о каком раздельном учете доходов и расходов в разрезе подразделений (для точного определения налоговой базы) речи не идет. Берется общая сумма налога на прибыль в целом по организации (вместе со всеми подразделениями) и производится ее распределение расчетным путем исходя из установленных ст. 288 НК РФ показателей. Это подчеркивалось в Письме Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640, где специалисты ведомства объяснили, что организация обязана исчислить и уплатить сумму налога (авансовых платежей), подлежащего зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, исходя из доли налогооблагаемой прибыли, приходящейся на это подразделение, независимо от того, имеет или не имеет соответствующее подразделение доходы и расходы, формирующие налоговую базу. Все расчеты налогоплательщик осуществляет самостоятельно. При этом сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик должен сообщить своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период (п. 3 ст. 288 НК РФ). В те же сроки налогоплательщик обязан уплатить суммы авансовых платежей и суммы налога по итогам налогового периода (п. 4 ст. 288 НК РФ). В данных нормах не уточняется, кто именно должен произвести перечисление: бухгалтер головной организации или бухгалтер каждого подразделения. Поскольку этот вопрос не урегулирован, автор считает, что возможны оба варианта. Если у подразделения есть свой расчетный счет, уплату "своей" части авансового платежа (налога) может произвести само подразделение. При этом вполне допустимо, чтобы все необходимые перечисления произвела самостоятельно и головная организация. В этом случае бухгалтер головной организации заполняет все платежные поручения на перечисление каждой части авансового платежа (налога) в соответствующие региональные и местные бюджеты (с указанием тех КПП, которые присвоены при постановке на учет по соответствующим местам нахождения подразделений) (Письмо ФНС России от 30.05.2007 N ММ-8-02/465@). Если же у подразделения нет собственного расчетного счета, уплату налога по месту его нахождения в любом случае будет производить головная организация. НДФЛ: Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по местонахождению каждого обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению каждого обособленного подразделения, определяется исходя из величины подлежащего налогообложению дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (п. 7 ст. 226 НК РФ) . Если обособленные подразделения имеют отдельный баланс и расчетный счет, то они самостоятельно выполняют функции налогового агента, исчисляют, удерживают и перечисляют налог на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты. Налог на имущество: аличие у обособленного подразделения отдельного баланса обязывает организацию исчислить налог на имущество по месту его нахождения. Напомним, что такие организации уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них. Сумма налога в этом случае определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ). Если же обособленное подразделение не ведет отдельного баланса, но в месте его нахождения имеется недвижимое имущество, то организация должна уплатить налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества. Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества (ст. 385 НК РФ). Напомним, что в статье 376 НК РФ помимо введенной обязанности в определении организацией отдельно налоговых баз в отношении имущества: • подлежащего налогообложению по местонахождению организации; • каждого её обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или её обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс; • облагаемого по разным налоговым ставкам, – установлен и алгоритм определения среднегодовой (средней) стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период. Ею признается частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ). Исходя из этого при наличии у организации обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, по местонахождению которого находится движимое и недвижимое имущество, при исчислении налога на имущество это имущество будет учитываться по частям. При определении налоговой базы по местонахождению обособленного подразделения учитываются только величины остаточной стоимости объектов недвижимого имущества. Величины же остаточной стоимости движимого имущества войдут в данные при исчислении налоговой базы по местонахождению организации.
Толкование налогового законодательства - это деятельность по уяснению и разъяснению смысла, вложенного в норму права (то есть 2 элемента: толкование-уяснение смысла для себя; разъяснению – выдать вовне) Функциональное толкование. Достаточно специфично, речь идет о выяснении оценочных категорий, которые используются в НП. Есть принцип определенности налогового закона. По идее, оценочных терминов быть не должно. Тем не менее, они есть. Например, ст. 112 НК – открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. Понятие необоснованной налоговой выгоды тоже связано с тем, что это оценочная категория. Важно правильно применить такой критерий в каждой конкретной ситуации. Функциональное толкование – это толкование оценочных норм и норм, основанных на усмотрении правоприменителя.
![]() |