Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Не всегда соблюдаются базовые принципы о приоритете последующей нормы над предыдущей и о приоритете специальной нормы над общей




71. Приоритет специальной нормы над общей в налоговом праве и проблема выбора специальной нормы на примере соотношения ст.264 НК и 257 НК при уплате таможенных платежей при ввозе основных средств на территорию России

Принцип: приоритет специальной нормы над общей. Бывают проблемы, когда не понятно, какая норма общая, а какая специальная. 257 (стоимость основного средства складывается из всех расходов, будет списание через амортизацию) и 264 пп. 1 п. 1 ст. НК. Специальная норма – та, которая наиболее полно в своем регулировании описывает фактически сложившуюся ситуацию. Здесь эта норма ст. 257 НК, хоть этот вариант и невыгоден налогоплательщику. Судебная практика по этому вопросу разная, но решения по ст. 257 преобладают.


72. Особенности толкования налогового законодательства: общая характеристика.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК).

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 НК) осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из следующих обстоятельств:

1) нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК;

7) изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.


73. Характеристика толкования налогового законодательства в пользу налогоплательщика.

В Таможенном кодексе это появилось под влиянием НК РФ. П. 7 ст. 3 НК: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Норма эта имеет так называемое субсидиарное применение. Сомнения должны быть неустранимыми, а этого практически никогда не бывает, потому что мы можем применять все принципы толкования. Реально суды на нее ссылаются очень редко. Законодательство некоторых других стран, например, Украины, не содержит критерия неустранимости. Это более адекватная правовая модель. Есть слово сомнения, а что это? Понятно, что такое противоречия. А сомнения – это колебание мыслей.


74. Характеристика приема гармонизации налогового права с терминами и институтами других отраслей при толковании.

Ст. 11 НК: принцип гармонизации налогового законодательства с другими отраслями права. Если термины, определения и институты не определены в налоговом законе, должны пониматься в соответствии с положениями иных отраслей права, которые их содержат. Это правильный подход. Налогообложение определяет изъятие государством части заработанного, вырастает из хозяйственной деятельности, поэтому должно учитывать ее особенности. Раньше было предложение все правовые термины закреплять в Налоговом кодексе. Это не исключает возможности законодателя сформулировать какой-нибудь термин для целей налогообложения. В НК использовано много бухгалтерской терминологии. Когда Минфин меняет правила бухгалтерского учета, при неизменности налогового кодекса, могут быть изменения в регулировании налогообложения. Например, была проблема такая в связи с обложением имущества в связи с лизинговой деятельностью.


75. Запрет на придание обратной силы толкованию, ухудшающему положение налогоплательщика.

Ст. 5 НК. КС высказался в 21.01.2010 г. № 1-П. Недопустимо придание обратной силы и в актах толкования, и правоприменительной практикой

В Постановлении от 8 октября 1997 г. N 13-П КС РФ указал, что конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.
В этом Постановлении КС РФ сделал также ряд выводов о содержании рассматриваемого принципа.
Во-первых, КС РФ указал, что требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, распространяется как на федеральные законы, так и на законы субъектов Федерации. В Определении от 23 июня 2000 г. N 182-О КС РФ указал, что уровень правовой защищенности налогоплательщиков от придания обратной силы налоговому закону, ухудшающему их положение, должен быть одинаков независимо от того, каким является налог - федеральным, региональным или местным.
Во-вторых, КС РФ сделал вывод, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона.
В-третьих, в Постановлении сказано, что недопустимо придание обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, в актах официального или иного толкования либо правоприменительной практикой.
Принцип недопустимости придания обратной силы налоговому законодательству, ухудшающему правовое положение граждан, применен и в Определениях КС РФ от 10 апреля 2002 г. N 83-О, от 10 ноября 2002 г. N 321-О, от 10 ноября 2002 г. N 322-О <*>.

76. Толкование налогового закона по цели – характеристика правовой проблематики

Профессор Фогель (немец) говорит, что толкование по цели налогового закона не должно применяться, так как ведет к расширению налоговых обязанностей налогоплательщика. Если целью налогового закона понимать пополнение бюджета, тогда это верно. Но если целью считать защиту прав налогоплательщика, то тогда толкование по цели применимо. У нас в ст. 18 Конституции есть норма: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Определяют содержание, смысл и применение закона. Если мы сталкиваемся с какой-то нормой, выбор варианта толкования может быть по цели, но гуманистической. Так говорит и КС РФ. Например, 20.02.2001 г. № 3-П, постановление Президиума ВАС от 25 февраля 2010г. № 13640/09 по компании ООО «Новострой»
77. Толкование налогового законодательства по правовой конструкции налога

Правовая конструкция налога – это некое явление, которое основано на положениях налогового закона, но это и идеальное явление о том, каким налог должен быть. Сплав системного толкования и теоретического дает некое понимание модели налога. Неясные положения закона мы можем преодолеть, обратив внимание на правовую модель налога. В 1995 г. КС столкнулся с проблемой по НДС. Толковал норму закона: от НДС освобождается получение авторских прав. Компания закупила на западе сериал и перевела его на русский язык, права на трансляцию уступила какому-то каналу. С полученной в оплату суммы не заплатила НДС. Налоговая сказала, что авторские права не получены, так как они уступлены. КС 28.03.2000 г. № 5-П. КС сказал, что НДС облагается продажа товаров, работ и услуг, не облагается получение. То есть цель – освободить определенные продажи от НДС (получение прав и так не облагается). То есть интересы компании были защищены. 30.01.2001 г. № 2-П. Налог с продаж признал неконституционным, так как он был многоступенчатым, мог взиматься на нескольких этапах движения товара. Постановление ВАС от 6 ноября 2012 №7423/12



Просмотров 1323

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!