![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Характеристика недобросовестной налоговой конкуренции
Признаки, при наличии которых налоговая политика государства может быть отнесена к категории недобросовестной налоговой конкуренции сформулированы в докладе ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) "Вредоносная налоговая конкуренция" 1998 года. За последующие годы они подверглись некоторому пересмотру в сторону смягчения, в результате чего сегодня к этим признакам относятся следующие: 1. нулевые или номинальные ставки налогообложения, 2. строгая секретность и отсутствие обмена информацией с налоговыми и иными органами других государств, 3. недостаточная прозрачность в действиях государственных органов по применению нормативно-правовых актов; 4. отсутствие требования действительности транзакций, то есть наличие возможностей по проведению операций, не создающих добавленной стоимости в юрисдикции регистрации компании, осуществляющей эти транзакции.
Оффшорные юрисдикции, устанавливая для создаваемых в них международных (офшорных) компаний слишком льготный налоговый режим, тем самым «переманивают» финансовые ресурсы из оншорных стран. Отток финансовых ресурсов, в свою очередь, ведёт к резкому сужению налоговой базы, уходу от налогов и в конечном итоге к существенному уменьшению налоговых поступлений в государственные бюджеты оншорных государств. Поэтому офшорные страны получают обвинения в «хищении налоговой базы» у оншорных государств.
Недобросовестная налоговая конкуренция наблюдалась и на внутреннем уровне нашей страны. КС РФ 21.03.1997 г. принял постановление, сказал, что налоги могут устанавливаться только федеральным законом. Негативная оценка так называемой недобросовестной налоговой конкуренции между регионами. Регионы в середине 90-х гг. пошли по системе создания низконалоговых регионов. Республика Калмыкия в 1995 г. приняла соответствующий закон, по которому компании, зарегистрированные там, но не ведущие там деятельность, получали максимальное освобождение от всех налогов. С них взимался сбор за поддержание этого статуса. По сути оффшорный режим. Некоторые просто давали льготы, не были оффшорами. Появилась возможность создавать как чрезмерное налогообложение, так и установление низконалоговых режимов. Тенденции развития оффшорного регулирования на мировом уровне Раньше "антиофшорная" борьба была внутреннем делом каждого отдельного государства. Теперь в ней частвуют такие международные организации как ОЭСР, FATF, а также ООН, ЕС и другие. В 1989 г. на встрече "Большой семерки" в Париже была создана Группа финансового противодействия отмыванию денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF).
FATF выработала так называемые "40 рекомендаций",которых должны придерживаться ее участники для предотвращения отмывания капиталов. Они делятся на три основные группы.
1. Рекомендации, относящиеся к национальному законодательству
2. Рекомендации, относящиеся к финансовой системе
3. Рекомендации по международному сотрудничеству
Выявление так называемых "стран и территорий, отказывающихся от сотрудничества" (Non-Cooperative Coun-tries and Territories - NCCT) и по противодействию им. 25 основных критериев Определенные меры воздействия.
1. При открытии счетов их резидентам в странах FATF - особо жесткая процедура идентификации клиента. 2. Особое внимание и сообщение в органы о транзакциях с резидентами этих стран. 3. Ограничение или даже запрещение финансовых транзакций с особо злостными странами-нарушителями.
Ни ОЭСР, ни FATF не уполномочены непосредственно применять какие-либо меры воздействия к странам-нарушительницам. Их деятельность сводится к выработке рекомендаций, а санкции - это прерогатива каждой отдельной страны-участника организации. Типичным приемом борьбы c оффшорами является составление "черных списков" офшорных юрисдикций, компании из которых затем подвергаются той или иной дискриминации при операциях с резидентами данной страны.
Договоры об исключении двойного налогообложения и договоры об обмене налоговой информацией.
![]() |