Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Примерный перечень лексических тем



Октябрь:1-я неделя — «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»; 2-я неделя — «Огород. Овощи»; 3-я неделя — «Сад. Фрукты»; 4-я неделя — «Лес. Грибы. Ягоды».

Ноябрь:1-я неделя — «Одежда»; 2-я неделя — «Обувь»; 3-я неделя — «Игрушки»; 4-я неделя — «Посуда».

Декабрь:1-я неделя — «Зима. Зимующие птицы»;

2-я неделя — «Домашние животные зимой»; 3-я неделя — «Дикие животные зимой»; 4-я неделя — «Новый год».

Январь:1-я неделя — у детей зимние каникулы.

Проводятся только индивидуальные занятия.

2-я неделя — «Мебель. Части мебели»;

3-я неделя — «Грузовой и пассажирский

транспорт»;

4-я неделя — «Профессии на транспорте».

Февраль:1-я неделя — «Детский сад. Профессии. Трудовые действия»;

2-я неделя — «Ателье. Швея. Закройщица. Трудовые действия»;

3-я неделя — «Стройка. Профессии. Трудовые действия»; 4-я неделя — «Наша армия».

Март:1-я неделя — «Весна. Приметы весны. Прилет птиц»;

2-я неделя — «Комнатные растения»; 3-я неделя — «Речные, озерные и аквариумные рыбы»; 4-я неделя — «Наш город».

Апрель:1-я неделя — «Весенние сельскохозяйственные работы»;

2-я неделя — «Космос»; 3-я неделя — «Откуда хлеб пришел?»; 4-я неделя — «Почта».

Май:1-я неделя — у детей весенние каникулы,

проводятся только индивидуальные занятия; 2-я неделя — «Правила дорожного движения»; 3-я неделя — «Лето, насекомые»; 4-я неделя — «Лето, полевые цветы».


Предметно-пространственная развивающая среда

Организуя предметно-пространственную развивающую сре­ду в групповом помещениистаршей логопедической группы, пе­дагоги должны руководствоваться возрастными и психологи­ческими особенностями старших дошкольников с общим недо­развитием речи. Прежде всего следует учесть, что старший дошкольный возраст является сенситивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в стар­шей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полез­но проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно долж­ны быть представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лек­сическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с пре­дыдущей возрастной группой.

В центре «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрали­зованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. Учитывая особенности общего и речевого развития детей с ОНР, не стоит брать более одной сказки на каждый период работы. Программа рекомендует использование сказок: «Колобок», «Теремок» и «Кот, Петух и Лиса». К изготовлению декораций и костюмов для поста­новки представлений по этим сказкам обязательно привле­каются дети.

В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Немов Р. С). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использо­вать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объ­единять предметы по общим признакам. Так, совершенство­вание чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи. Очень важным становится про­ведение занятий в групповой лаборатории или центре науки и природы, где дети узнают об элементарных свойствах пред­метов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узна­ют о правилах безопасного поведения. Предоставляя детям возможность понюхать, потрогать, пощупать предметы и ма­териалы, педагог не только развивает их тактильный и сенсор­ный опыт, но и прививает интерес к познавательной деятель­ности. В лаборатории появляются первые приборы: лупы, мик­роскоп, безмен, песочные часы, аптечные весы. Педагоги привлекают детей к фиксации результатов опытов в журнале.

Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивационной готовности к школьному обучению.

У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Значит, нужно создать условия для проведения игр-соревнований, более активно привлекать де­тей к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).

У детей шестого года жизни развивается и эстетическое вос­приятие действительности, поэтому эстетике оформления жиз­ненного пространства уделяется особое внимание. Детей при­влекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.

В логопедическом кабинетепри организации развивающей среды нужно создать и наполнить необходимым оборудованием

центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятель­ности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и ре­чевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков должны со­держать по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляцион­ной, тонкой, ручной, общей) по-прежнему должны иметь мес­то в кабинете логопеда. Игрушки и оборудование в них могут стать более разнообразными и сложными (кубик Рубика и другие игрушки-головоломки, калейдоскопы и т. п.). По реко­мендации психологов следует сохранить и центры с игрушка­ми и играми для девочек и мальчиков. Детей можно привлечь к замене оборудования в центрах. В этой возрастной группе можно практически полностью заменять оборудование во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал

I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных об­разов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пас­сивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существитель­ных — названий предметов, объектов, их частей по всем изу­чаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесен­ности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвое­нию понимания действий, выраженных приставочными гла­голами; работы по усвоению понимания действий, выражен­ных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам ка­кой? какая? какое?, обогащать активный словарь относи­тельными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжа­тельными прилагательными, прилагательными с ласкатель­ным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синони­мов и слов-антонимов.

 

Расширить понимание значения простых предлогов и ак­тивизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, опре­делительных местоимений, указательных наречий, количест­венных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.



Просмотров 1189

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!