Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ринг, П. Лафарг и другие тоже выдвигали подобные положения. Так,



Ф. Меринг писал: «...Социал-демократия не может допустить, чтобы

Ясное небо ее научного миросозерцания затемнялось идеологическим

туманом»170.

То же отношение к философии проявилось, по существу, и у

Г.В. Плеханова. В диалектическом материализме он увидел то, что

пришло «на смену отжившей свое время идеалистической философии

», «диалектическому идеализму», то, что обусловит со временем

общую «смерть» философии. В будущем, говорил он, когда философия

Исчерпает свои возможности в сфере естествознания и социальной

науки, «точная наука должна сделать бесполезными гипотезы философии

». Выполнив свою историческую задачу, философия сможет

сказать: «Я исполнила свой долг, я могу уйти»171.

Рачков П.А. Что есть что (о приключениях диалектического материализма)

/ / Вестн Моск. ун-та. - Сер. 7. Философия. - 1997. - №1. - С. 4.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 316; Т.20. - С. 27.

Лабриола А. К вопросу о материалистическом взгляде на историю. - Спб,

С. 2.

Там же.-С. 17.

Меринг Ф. На страже марксизма. - М.-Л., 1927. - С. 105.

171 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5 т. - Т.4. - М.,

С. 454; Т. 2. - М., 1956. - С. 148.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Подобное суждение было у В.И. Ленина. «С точки зрения Маркса

И Энгельса, - писал он в одной из ранних работ, - философия не имеет

Никакого права на отдельное самостоятельное существование, и ее

Материал распадается между разными отраслями положительной науки

»172.

Однако позднее и Г.В. Плеханов и В.И. Ленин изменили свое отношение

к термину «философия», стали активно использовать его не

Только в негативном, но и в позитивном смысле .

Для нашего анализа имеет принципиальное значение сам факт подобной

Дискуссии, ибо это обстоятельство будучи спроецированным в

Область теории социального воспитания весьма существенно и, подчас,

Причудливо отразилось в методологии педагогики начала XX столетия.

В ряде научных работ теоретически обосновывался тезис о том,

Что педагогика независима от философии. Нам представляется, что

Этот расхожий тезис возник в теории политико-просветительной работы

Как результат редукции тех методологических баталий, которые

Развернулись в философии марксизма в период формирования основных

Положений исторического материализма.

Речь шла, как минимум, о двух взаимодополняющих тенденциях. С

Одной стороны, о серьезном научном интересе к марксизму, к которому

Многие педагоги и психологи пришли осознанно и значительно

Раньше, чем от них это стали требовать. С другой стороны, об ассимиляции

В самой марксисткой философии идей, которые на уровне декларации

Отвергаются.

Обе указанные тенденции имели определяющее значение для формирования

Парадигмы педагогического воздействия, которая была

Реализована в теориях политико-просветительной работы, клубоведе-

Ния, культурно-просветительной деятельности. Рассмотрим ассимиляцию

В марксисткой педагогике различных философских идей, разработанных

В немарксистских концепциях, при этом необходимо сосредоточить

Внимание на генеральной методологической тенденции,

Определившей черты методологии внешкольного воспитания. Выявить

Такую тенденцию невозможно без учета существенного методологического

Воздействия идей позитивизма и неокантианства.

Ленин В.И. Поли. собр. соч. - Т. 1. - С. 438.

Рачков П. А. Что есть что (о приключениях диалектического материализма)

/ / Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 7. Философия. - 1997. - №1. - С. 4.

Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия

Особенности такого взаимодействия ярко высвечивает дискуссия о

Возможности включения философии в концепции исторического материализма.

Одним из первых, кто использовал термин «диалектический материализм

», был К. Каутский. «Однако его толкование термина было

Весьма далеким от многих последующих. Он исходил из того, что

Маркс не создал никакой новой философии. В этом отношении он

Был солидарен с немецким марксистом К. Крошем, который в своей

книге «Марксизм и философия» утверждал, что Маркс и Энгельс хотели

В конечном счете преодолеть и снять посредством своего научного

социализма философию вообще, и потому построение «какой-

нибудь самостоятельной «системы» материалистической диалектики»

было бы возвращением к позициям идеализма»'74.

Примечательно, что одновременно К. Каутский заявлял о своей



Просмотров 483

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!