![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Медынский Е.Н. Методы внешкольной просветительной работы. - 2 изд. -
М.: Наука, 1918. -171 с. 202 Медынский Е.Н. Энциклопедии внешкольного образования: Лекции, читанные на педагогическом факультете Уральского ун-та в 1919-1922 гг.: в 2 т. - М.; Пг.: Госиздат, 1923. - Т.1: Общая теория внешкольного образования - 138 с; Т. 2.: Отдельные виды содействия внешкольному образованию. - 171 с. 203 Медынский Е.Н. Энциклопедии внешкольного образования: Лекции, читанные на педагогическом факультете Уральского ун-та в 1919-1922 гг.: в 2 т. - 2-е изд., знач. перераб. и доп. - М.; Л.: Госиздат, 1925. - Т.1: Общая теория внешкольного образования - 138 с; Т. 2.: Отдельные виды содействия внешкольному Образованию. - 167 с. История и методология теории социально-культурной деятельности Никать в поздних работах Е.Н. Медынского лишь как эпизод дореволюционной Истории педагогической деятельности в России. В 1944-1952 годах научно-педагогическая деятельность Е.Н. Медынского проходит в учреждениях АПН РСФСР: в 1944-1946 Годы он директор Государственной библиотеки по народному образованию, В 1944-1948 заведует отделом в НИИ теории и истории педагогики, Член Президиума АПН РСФСР (1947-1952). В 1949-1952 заведует редакцией педагогики издательства «Советская энциклопедия». Последний период научной деятельности Е.Н. Медынского практически Не связан с проблематикой внешкольной педагогики. Таким образом, научная судьба Е.Н. Медынского во многом соотносится С историей развития научной теории внешкольного воспитания в целом: на первом этапе профессиональной деятельности - пристальный Интерес к внешкольным проблемам; на втором этапе - теоретическое Обобщение накопленного материала и создание собственной Внешкольной концепции, издание методологически важных трудов; На последнем этапе научно-исследовательской работы - изменение Исследовательских интересов, отказ от идеи внешкольного воспитания Как не соответствующей социокультурным реалиям современной Ему системы. Будучи ученым, сформировавшимся в самом начале XX столетия, Е.Н. Медынский становится свидетелем и участником интереснейших Педагогических новаций во внешкольной среде, которые были характерны Для земского и кооперативного движения. Главный философ- Ско-мировоззренческий лейтмотив педагогической теории того времени - воспитание гражданской активности, самостоятельности личности. Эта идея, несомненно, оказывается и в центре методологии Внешкольного образования, которая разрабатывалась в исследованиях Е.Н. Медынского. Работы Е.Н. Медынского этого периода отличались «многоаспект- Ностью подхода к рассматриваемым вопросам, неразрывной связью Теоретических положений с анализом и обобщением практики просветительной Деятельности среди молодежи и взрослых, пропагандировали Демократические начинания русской прогрессивной общественности в этой области»204. 204 Равкин З.И. Е.Н. Медынский (1885-1957): Вступительная статья / / Медынский Е.Н.: Библиографический указатель / АПН СССР; НИИ общей педагогики; Гос. научная педагогическая б-ка им. К.Д. Ушинского. - М., 1988. - С. 5. Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия Методологический подход, реализованный в ранних работах Е.Н. Медынского, наиболее объемно проявляется в тезисе о гармоническом Развитии личности как сущности внешкольного образования. Термин «образование», по мысли Е.Н. Медынского, связан прежде Всего с умственной работой личности, чего явно недостаточно для выявления сущности и специфики внешкольной педагогики: «Гораздо шире понятие «развитие», которое можно определить как постоянную Внутреннюю работу личности над всеми элементами человеческого Я, Не только психическими, но и физическими. Гармонически развитою Личностью является лишь человек, одинаково широко развитой в умственном, Нравственном, эстетическом и физическом отношениях. Вот этому-то широкому понятию «развитие» как нельзя более соответствует то, что мы привыкли называть «внешкольное образование»»205. Развивая эту мысль, Е.Н. Медынский отмечал, что из признания формулы «внешкольное образование = всестороннему развитию» вытекают Два методологически важных следствия. Первое следствие - «задачи всех учреждений по внешкольному образованию не столько Образовательные, сколько развивающие. Следовательно, важно не то, Чтобы население, пользующееся библиотеками, народными чтениями, Школами для взрослых, как можно больше и как можно тверже запомнило
![]() |