Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Предпочтение отдается теоретическому осмыслению традиционных
(рассчитанных на работу в институализированных досуговых общностях) Технологий культурно-досуговой деятельности. На практике абсолютизация идеи тотального планирования и организации Оборачивалась заорганизованностью, шаблонностью и Внутренней пустотой клубной жизни. Из самого понятия клубности Было выхолощено ядро самоорганизации, творческого порыва и в конечном Итоге - подлинной самодеятельности. Эти явления не раз становились Предметом серьезной критики в адрес всей системы культурно- Просветительной деятельности. В цитированной выше работе Т.И. Баклановой мы видим знаковый Для нас теоретический синтез, с одной стороны, идей, характерных для Позитивистской парадигмы, а с другой - стремление исследователя Вырваться на несколько иной уровень осмысления проблемы, соотнесения Ее с идеями самодетерминации и духовной активности личности, Характерной для феноменологической парадигмы. Этот синтез Является наглядным примером того переходного состояния, в котором Находилась теория социально-культурной деятельности, включая все Отраслевые направления научных исследований, после 1991 года. Приведенные нами примеры типичны, практически любое научно- Педагогическое исследование клуба, выполненное в доперестроечный Период, не свободно от парадигмы социального воздействия - это закономерная Черта развития теории на стадии нормальной науки, когда Господствующая парадигма определяет способы постановки и решения Исследовательских задач максимального числа членов научного Сообщества. Результатом теоретико-методологической рефлексии, осуществленной В период начала перестройки, является признание в научном Сообществе самого факта изменения структуры досуга россиян, их Культурных потребностей, да и всей системы ценностей, определяющих Социально-культурную деятельность. Была отмечена генеральная Тенденция этих изменений - переход от социально-культурных по- Раздел VI. Парадигма педагогического воздействия требностей «целиком формируемых и направляемых государственными институтами, к саморазвивающимся»267. Поле альтернатив в теории культурно-просветительной работы Сформировалось не только как результат отклика научного сообщества На изменившуюся социокультурную ситуацию в стране. Огромное Значение в этот период приобрели личностная и гражданская позиция Лидеров научных направлений, обеспечивших непрерывность научной Традиции в теории социально-культурной деятельности, а также ее Обновление на новой методологической основе. Говорухина А.А., Трахтенберг А.Д. Взаимодействие субъектов культурного процесса- От эпохи сталинизма к современности / / Культурно-досуговая деятельность: Перспективы развития и проблемы регулирования: Сб. науч. трудов. - Свердловск: УрО АН СССР, 1991. - С. 42 РАЗДЕЛ VII. ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ТЕМА 20. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВИДОИЗМЕНЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Общий контекст изменений в философско- Методологической рефлексии социокультурных процессов, Явлений, проблем. Становление отечественной школы культурологии (АИ. Арнольдов, В.М. Межуев, Э.А Орлова, АЯ. Флиер и Др.) как источник обновления исследований социально- Культурной деятельности. Методологические исследования социально-культурной Деятельности. Дискуссии о названии научной отрасли и Учебной специальности (М.А Ариарский, АД. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Б.Г. Мосалев, Ю.А Стрельцов, В.В, Туев, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и ДР-)- Современные диссертационные исследования по проблемам Истории, методологии и теории социально-культурной Деятельности. Ведущие современные тенденции видоизменения методологии социально- Культурной деятельности, прежде всего, определяются становлением Неклассической теории педагогики. Результаты комплексных исследований современной социокультурной Среды позволяют сформулировать вывод о возникновении нового Образа мира - открытого и сложноорганизованного, непрерывно Возникающего и изменяющегося. При этом особо подчеркивается, что «мир изменяется неустойчиво, многовариантно и альтернативно. Темп и направление развития не заданы однозначно»268.
|