Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Научное направление - прикладная культурология - заменит педагогическую



Базу научных исследований досуга, социальной активности

Людей в сфере свободного времени. Однако этого не случилось - педагогическая

Проблематика и собственно педагогические методы исследования

Процессов социально-культурной деятельности доказали

Свою жизнеспособность и, более того, эвристичность, отвечающую

Современным запросам науки и практики.

Целенаправленная реализация названной тенденции также основана

На единстве теории и методологии. При анализе структуры специальной

Методологии мы показали, сколь сложными и взаимосвязанными

Являются процессы интеграции и дифференциации научного

знания. В структурно-типологическом плане здесь решающими оказываются

Координационные и субординационные взаимосвязи, которые

Разворачиваются между науками на различных уровнях обобщения

И конкретизации их предметной области.

Еще Френсис Бэкон писал: «Люди должны твердо знать, что подлинное

И надежное искусство открытия растет и развивается вместе с

Самими открывателями... исследователь может и должен создавать

Новые принципы, которые помогут ему успешно продвигаться к дальнейшим

открытиям»280. Поэтому формирование ориентации исследователей

Социально-культурной деятельности на ценности целостно-

Синтезирующего восприятия социокультурных явлений можно признать

Важной приметой изменений методологии.

Подобная позиция вполне осознается самими исследователями в

Докторских диссертациях последнего времени (1995-2008 гг.) по научной

специальности «13.00.05 - Теория, методика и организация

культурно-просветительной деятельности» и специально оговаривается

При характеристике методологии исследования.

Так, к примеру, B.C. Садовская указала, что для решения общих

Задач она выходит из рамок классической философии и опирается на

мировоззренческую позицию, в которой картина мира «конструируется

На основе множественности мировоззренческих позицит-ш. Первая

глава диссертации открывается параграфом «Проявление многомерности

и целостности человека в его бытовании», где обоснована

280 Бэкон Ф. Собр. соч.: В 2 т. - М. 1979. - Т. 2. - С. 82.

Садовская B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования

культуры быта: Дис.... докт. пед. наук. - М.: 1996. - С. 28

Раздел VII. Парадигма социальной активности

Позиция автора, согласно которой ограниченность методологического

Подхода, который сформировался в рамках диалектического материализма,

Можно преодолеть путем включения в орбиту исследования

«многих философских, религиозных, мистических, мифологических

Учений Запада и Востока, а также материалов культурологии, этнографии,

археологии, антропологии, психологии и др.»282.

В.В. Туев изучил феноменологию клуба как универсального социокультурного

Универсума, применяя целостный, интегративный

подход, в котором синтезировал весьма разноплановые метрологические

Установки педагогики, социальной педагогики, социологии культуры

И досуга283.

Многоукладность методологии специальных исследований, ее

Связь с широким полем общенаучной методологии обнаруживается

Также в докторских диссертациях М.И. Долженковой, Е.В. Литовкина,

Ю.С. Моздоковой, В.Е. Новаторова, Е.Ю. Стрельцовой, В.В. Туева и

Др.

Анализ работ по истории социально-культурной и культурно-

Досуговой деятельности показывает, что общим их моментом является

Признание динамики специального научного знания лишь на уровне

Теории, в то время как генезис и видоизменение методологии не учитывается

Или просто не попадает в поле научного интереса. Хотя некоторым

Примером обращения к проблеме динамики методологии

Может служить ставшая расхожей негативная оценка методологии

Клубоведческой теории доперестроечного периода. В столь крайней

Оценке фиксируется дистанцированность исследователей от парадигмы,

Характеризующей советский период развития клубной педагогики.

В этом примере есть лишь доля позитивного научного интереса к

Динамике методологии. В остальном же речь идет о символическом

Обозначении исследователями того места в пространстве научных

Идей, которое они заняли и отстаивают в своем творчестве.

Наиболее отчетливо это проявляется при оценке видоизменений

Традиционных методологических принципов, которые лежали в основе



Просмотров 458

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!