Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Научное направление - прикладная культурология - заменит педагогическую
Базу научных исследований досуга, социальной активности Людей в сфере свободного времени. Однако этого не случилось - педагогическая Проблематика и собственно педагогические методы исследования Процессов социально-культурной деятельности доказали Свою жизнеспособность и, более того, эвристичность, отвечающую Современным запросам науки и практики. Целенаправленная реализация названной тенденции также основана На единстве теории и методологии. При анализе структуры специальной Методологии мы показали, сколь сложными и взаимосвязанными Являются процессы интеграции и дифференциации научного знания. В структурно-типологическом плане здесь решающими оказываются Координационные и субординационные взаимосвязи, которые Разворачиваются между науками на различных уровнях обобщения И конкретизации их предметной области. Еще Френсис Бэкон писал: «Люди должны твердо знать, что подлинное И надежное искусство открытия растет и развивается вместе с Самими открывателями... исследователь может и должен создавать Новые принципы, которые помогут ему успешно продвигаться к дальнейшим открытиям»280. Поэтому формирование ориентации исследователей Социально-культурной деятельности на ценности целостно- Синтезирующего восприятия социокультурных явлений можно признать Важной приметой изменений методологии. Подобная позиция вполне осознается самими исследователями в Докторских диссертациях последнего времени (1995-2008 гг.) по научной специальности «13.00.05 - Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности» и специально оговаривается При характеристике методологии исследования. Так, к примеру, B.C. Садовская указала, что для решения общих Задач она выходит из рамок классической философии и опирается на мировоззренческую позицию, в которой картина мира «конструируется На основе множественности мировоззренческих позицит-ш. Первая глава диссертации открывается параграфом «Проявление многомерности и целостности человека в его бытовании», где обоснована 280 Бэкон Ф. Собр. соч.: В 2 т. - М. 1979. - Т. 2. - С. 82. Садовская B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта: Дис.... докт. пед. наук. - М.: 1996. - С. 28 Раздел VII. Парадигма социальной активности Позиция автора, согласно которой ограниченность методологического Подхода, который сформировался в рамках диалектического материализма, Можно преодолеть путем включения в орбиту исследования «многих философских, религиозных, мистических, мифологических Учений Запада и Востока, а также материалов культурологии, этнографии, археологии, антропологии, психологии и др.»282. В.В. Туев изучил феноменологию клуба как универсального социокультурного Универсума, применяя целостный, интегративный подход, в котором синтезировал весьма разноплановые метрологические Установки педагогики, социальной педагогики, социологии культуры И досуга283. Многоукладность методологии специальных исследований, ее Связь с широким полем общенаучной методологии обнаруживается Также в докторских диссертациях М.И. Долженковой, Е.В. Литовкина, Ю.С. Моздоковой, В.Е. Новаторова, Е.Ю. Стрельцовой, В.В. Туева и Др. Анализ работ по истории социально-культурной и культурно- Досуговой деятельности показывает, что общим их моментом является Признание динамики специального научного знания лишь на уровне Теории, в то время как генезис и видоизменение методологии не учитывается Или просто не попадает в поле научного интереса. Хотя некоторым Примером обращения к проблеме динамики методологии Может служить ставшая расхожей негативная оценка методологии Клубоведческой теории доперестроечного периода. В столь крайней Оценке фиксируется дистанцированность исследователей от парадигмы, Характеризующей советский период развития клубной педагогики. В этом примере есть лишь доля позитивного научного интереса к Динамике методологии. В остальном же речь идет о символическом Обозначении исследователями того места в пространстве научных Идей, которое они заняли и отстаивают в своем творчестве. Наиболее отчетливо это проявляется при оценке видоизменений Традиционных методологических принципов, которые лежали в основе
|