Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
П. Фейерабенд и Н.А. Бердяев
Например, П. Фейерабенд, развенчивая миф об Универсальном Методе и Единой Рациональности, призывал к «методологическому анархизму» и связывал это с необходимостью остановить духовное вырождение и подавление свободы. «Идея жесткого метода или жесткой Теории рациональности, - заявлял он, - покоится на слишком наивном Представлении о человеке и его социальном окружении. Если Иметь в виду обширный исторический материал и не стремиться «очистить» его в угоду своим низшим инстинктам или в силу стремления К интеллектуальной безопасности до степени ясности, точности, История и методология теории социально-культурной деятельности. «объективности», «истинности», то выясняется, что существует лишь Один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах и на всех этапах человеческого развития, - «допустимо все»2т. «Персоналистический анархизм» Н.А. Бердяева проявляется в несколько ином свете. Он помещал необходимый Прогресс и «творческую свободу» человека в разные онтологические планы: Прогресс есть свойство «объективированного» исторического времени (в котором Нет свободы, исчезнувшей в необходимости), а творческая свобода Человека есть экзистенциальная сущность. Противоречие между этими онтологиями разрешается эсхатологически: «История из времени исторического должна перейти во время экзистенциальное». Идея свободы (включая и свободу познающего разума), наполненная внутренними противоречиями, связывалась Н.А. Бердяевым с «транс- цендированием времени», то есть с переходом к «метаистории»288. В полную противоположность эпистемологическому анархизму Или персоналистическому анархизму, Э. Гуссерль усматривал в релятивистских тенденциях симптом «кризиса европейских наук» - следствия Культурного и исторического кризиса европейского человечества. «Поскольку вера в абсолютный разум, придающий смысл миру, Рухнула, - писал он, - постольку рухнула и вера в смысл истории, в Смысл человечества, его свободу, понимаемую как возможность человека Обрести разумный смысл своего индивидуального и общечеловеческого бытия»289. В.Н. Порус, анализируя тенденции видоизменения современной Эпистемологии, обратил внимание на различия в определении смысла «свободы» у Гуссерля по сравнению с П. Фейерабендом и Н.А. Бердяевым. "Гуссерль основывает свободу на «разумном смысле" И вере в абсолютный Разум, без которой нечего и говорить о смысле Бытия как отдельного человека, так и человечества. - Пишет В.Н. Порус, - У анархистов отношение обратное: Фейерабенд помещает свободу На место Абсолюта, а Бердяев остается при трагической диалектике Абсолюта и Свободы, что и ведет к эсхатологизму»290. Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986. - С. 158-159. 288 Бердяев Н.А Самопознание: (Опыт философской автобиографии). - М., С. 307. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / / Вопросы философии. - М., 1992. - № 7. - С. 142. 290 Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции / / Вопросы философии. - М, 1997. - № 2 - С. 95. Раздел VII. Парадигма социальной активности Спор между противоположными установками составил стержень Философских рассуждений о природе человеческого познания, о рациональности И задачах гносеологии на протяжении всего XX века, на Исходе которого реально складывается новое осмысление объективности Знания через включение в арсенал рациональности интуиции и других «нетрадиционных» характеристик, которое «влечет за собой Дальнейший системный анализ взаимоопределений этих характеристик И, наконец, объединение гносеологических и социологических «концептуальных схем»- в единую теорию познания»т. При этом Классические эпистемологические категории и отношения между ними Получают новую интерпретацию. Например, понятие «объективности» знания во все большей степени связывается с проблемой «конструируемости» знания и, в свою Очередь, с проблемами социальной, коллективной организации процесса «конструирования», апробации и признания результатов научных Исследований; проблема априорных предпосылок познания приобретает
|