Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



П. Фейерабенд и Н.А. Бердяев



Например, П. Фейерабенд, развенчивая миф об Универсальном

Методе и Единой Рациональности, призывал к «методологическому

анархизму» и связывал это с необходимостью остановить духовное

вырождение и подавление свободы. «Идея жесткого метода или жесткой

Теории рациональности, - заявлял он, - покоится на слишком наивном

Представлении о человеке и его социальном окружении. Если

Иметь в виду обширный исторический материал и не стремиться

«очистить» его в угоду своим низшим инстинктам или в силу стремления

К интеллектуальной безопасности до степени ясности, точности,

История и методология теории социально-культурной деятельности.

«объективности», «истинности», то выясняется, что существует лишь

Один принцип, который можно защищать при всех обстоятельствах и

на всех этапах человеческого развития, - «допустимо все»2т.

«Персоналистический анархизм» Н.А. Бердяева проявляется в несколько

ином свете. Он помещал необходимый Прогресс и «творческую

свободу» человека в разные онтологические планы: Прогресс

есть свойство «объективированного» исторического времени (в котором

Нет свободы, исчезнувшей в необходимости), а творческая свобода

Человека есть экзистенциальная сущность. Противоречие между

этими онтологиями разрешается эсхатологически: «История из времени

исторического должна перейти во время экзистенциальное».

Идея свободы (включая и свободу познающего разума), наполненная

внутренними противоречиями, связывалась Н.А. Бердяевым с «транс-

цендированием времени», то есть с переходом к «метаистории»288.

В полную противоположность эпистемологическому анархизму

Или персоналистическому анархизму, Э. Гуссерль усматривал в релятивистских

тенденциях симптом «кризиса европейских наук» - следствия

Культурного и исторического кризиса европейского человечества.

«Поскольку вера в абсолютный разум, придающий смысл миру,

Рухнула, - писал он, - постольку рухнула и вера в смысл истории, в

Смысл человечества, его свободу, понимаемую как возможность человека

Обрести разумный смысл своего индивидуального и общечеловеческого

бытия»289.

В.Н. Порус, анализируя тенденции видоизменения современной

Эпистемологии, обратил внимание на различия в определении смысла

«свободы» у Гуссерля по сравнению с П. Фейерабендом и

Н.А. Бердяевым. "Гуссерль основывает свободу на «разумном смысле"

И вере в абсолютный Разум, без которой нечего и говорить о смысле

Бытия как отдельного человека, так и человечества. - Пишет В.Н. Порус,

- У анархистов отношение обратное: Фейерабенд помещает свободу

На место Абсолюта, а Бердяев остается при трагической диалектике

Абсолюта и Свободы, что и ведет к эсхатологизму»290.

Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986. - С.

158-159.

288 Бердяев Н.А Самопознание: (Опыт философской автобиографии). - М.,

С. 307.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология

/ / Вопросы философии. - М., 1992. - № 7. - С. 142.

290 Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции / / Вопросы философии.

- М, 1997. - № 2 - С. 95.

Раздел VII. Парадигма социальной активности

Спор между противоположными установками составил стержень

Философских рассуждений о природе человеческого познания, о рациональности

И задачах гносеологии на протяжении всего XX века, на

Исходе которого реально складывается новое осмысление объективности

Знания через включение в арсенал рациональности интуиции и

других «нетрадиционных» характеристик, которое «влечет за собой

Дальнейший системный анализ взаимоопределений этих характеристик

И, наконец, объединение гносеологических и социологических

«концептуальных схем»- в единую теорию познания»т. При этом

Классические эпистемологические категории и отношения между ними

Получают новую интерпретацию.

Например, понятие «объективности» знания во все большей степени

связывается с проблемой «конструируемости» знания и, в свою

Очередь, с проблемами социальной, коллективной организации процесса

«конструирования», апробации и признания результатов научных

Исследований; проблема априорных предпосылок познания приобретает



Просмотров 583

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!