Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



По мнению Ж. Деррида, идея первичности, единственности какой-



либо смысловой инстанции, идея «оппозитивного развития» должна

уступить место идее «различения, равновправного существования

множественности, отрицание абсолютности «центра» 3<м, что в конечном

Счете приводит к деконструкции социокультурного пространства,

Усилению в нем роли вероятностных, случайных, хаотичных элементов.

Представители постструктурализма Ж. Делез и Ф. Гваттари определяют

Такое социокультурное пространство как неравновесное, де-

центрированное, ризоматическое, которое «можно эксплуатировать,

только путешествуя по нему»302. Постулируя отказ от бинарной «древовидной

парадигмы» в пользу «парадигмы корневища» (ризомы), Ж.

Делез и Ф. Гваттари возводят неопределенность, изменчивость, ситуа-

Тивность в принцип философии и культуры, и, таким образом, в ряде

Современных концепций коммуникативное пространство культуры

Предстает как неустойчивое, бифуркационное. Это важное обстоятельство

Требует кардинального изменения в системе образования.

Прежде всего это изменение должно проявиться, на наш взгляд, в переоценке

Сущности педагогического процесса в социально-культурной

сфере, уточнении его посреднической роли в оппозиции «человек -

культура».

Отстаивая принцип развития как основополагающий в системе педагогической

Деятельности в социально-культурной среде, мы должны

Указать на то, насколько сильно изменения в понимании его сущности

Связаны с видоизменением принципа историзма в современных

Социально-культурных исследованиях.

Принцип историзма вбирает в себя непременное методологическое

Требование - рассматривать исследуемые явления и сам процесс познания

В конкретно-исторических условиях, обращая внимание на то,

300 Цит. по: Косиков Г. К. Ролан Барт - семиолог, литературовед / / Барт Р.

Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 35.

Там же. - С. 36-38.

302 Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. - М.; Бишкек;

Екатеринбург, 1996. - С. 380.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Чем данное явление было раньше, какие основные этапы оно прошло в

Своем развитии, чем оно стало и чем станет в будущем. В отличие от

Естественных наук, гуманитарные науки имеют важнейшую особенность

Своего объекта - относительный характер закономерностей социально-

экономического развития: если законы физического мира

Неизменны, то меняется закономерность социально-экономических

Явлений с изменением структурных признаков социального строя и

Характера человека. Социально-культурная жизнь общества имеет

Свои исторические фазы. По сравнению с фазами развития внешней

Природы эти фазы кратки, легко различимы. В силу этого социально-

Культурные характеристики общественной жизни представляется нам

Особенно изменчивыми, т.к. меняются не только социально-

Экономические условия, но и все другие (наличные и возможные) детерминанты.

Это свидетельствует о том, что закономерности социально-

Культурной деятельности, по существу, имеют исторический характер.

И, как следствие, изменяют видение идеалов рациональности,

Критериев истинности науки, смысла и предназначения ее в процессе

общественного развития. Поэтому-то «окончательной», «раз и навсегда

утвержденной» методологии принципиально быть не может.

Именно в видоизменении в понимании методологического принципа

Историзма лежит ответ на вопрос об источниках видоизменения методологии

Социальных наук - он в самой природе общественного развития.

Практическая значимость социально-культурной теории, ее прикладные

Аспекты на разных этапах общественного развития оценивались

По-разному. В дореволюционной теории внешкольного образования

Улавливается приоритетность теоретических построений, абстрактных

Схем. В теории культурно-просветительной работы, созданной

В рамках парадигмы социального воздействия, наоборот, акцентировался

Именно прикладной характер научных исследований. Вместе

С тем анализ динамики в осмыслении принципа единства теории и

Практики в современных социально-культурных исследованиях убедительно

Показывает, что данный методологический принцип всегда

Трактовался с учетом диалектического характера взаимодействия теоретической



Просмотров 446

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!