Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
По мнению Ж. Деррида, идея первичности, единственности какой-
либо смысловой инстанции, идея «оппозитивного развития» должна уступить место идее «различения, равновправного существования множественности, отрицание абсолютности «центра» 3<м, что в конечном Счете приводит к деконструкции социокультурного пространства, Усилению в нем роли вероятностных, случайных, хаотичных элементов. Представители постструктурализма Ж. Делез и Ф. Гваттари определяют Такое социокультурное пространство как неравновесное, де- центрированное, ризоматическое, которое «можно эксплуатировать, только путешествуя по нему»302. Постулируя отказ от бинарной «древовидной парадигмы» в пользу «парадигмы корневища» (ризомы), Ж. Делез и Ф. Гваттари возводят неопределенность, изменчивость, ситуа- Тивность в принцип философии и культуры, и, таким образом, в ряде Современных концепций коммуникативное пространство культуры Предстает как неустойчивое, бифуркационное. Это важное обстоятельство Требует кардинального изменения в системе образования. Прежде всего это изменение должно проявиться, на наш взгляд, в переоценке Сущности педагогического процесса в социально-культурной сфере, уточнении его посреднической роли в оппозиции «человек - культура». Отстаивая принцип развития как основополагающий в системе педагогической Деятельности в социально-культурной среде, мы должны Указать на то, насколько сильно изменения в понимании его сущности Связаны с видоизменением принципа историзма в современных Социально-культурных исследованиях. Принцип историзма вбирает в себя непременное методологическое Требование - рассматривать исследуемые явления и сам процесс познания В конкретно-исторических условиях, обращая внимание на то, 300 Цит. по: Косиков Г. К. Ролан Барт - семиолог, литературовед / / Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 35. Там же. - С. 36-38. 302 Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. - М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996. - С. 380. История и методология теории социально-культурной деятельности Чем данное явление было раньше, какие основные этапы оно прошло в Своем развитии, чем оно стало и чем станет в будущем. В отличие от Естественных наук, гуманитарные науки имеют важнейшую особенность Своего объекта - относительный характер закономерностей социально- экономического развития: если законы физического мира Неизменны, то меняется закономерность социально-экономических Явлений с изменением структурных признаков социального строя и Характера человека. Социально-культурная жизнь общества имеет Свои исторические фазы. По сравнению с фазами развития внешней Природы эти фазы кратки, легко различимы. В силу этого социально- Культурные характеристики общественной жизни представляется нам Особенно изменчивыми, т.к. меняются не только социально- Экономические условия, но и все другие (наличные и возможные) детерминанты. Это свидетельствует о том, что закономерности социально- Культурной деятельности, по существу, имеют исторический характер. И, как следствие, изменяют видение идеалов рациональности, Критериев истинности науки, смысла и предназначения ее в процессе общественного развития. Поэтому-то «окончательной», «раз и навсегда утвержденной» методологии принципиально быть не может. Именно в видоизменении в понимании методологического принципа Историзма лежит ответ на вопрос об источниках видоизменения методологии Социальных наук - он в самой природе общественного развития. Практическая значимость социально-культурной теории, ее прикладные Аспекты на разных этапах общественного развития оценивались По-разному. В дореволюционной теории внешкольного образования Улавливается приоритетность теоретических построений, абстрактных Схем. В теории культурно-просветительной работы, созданной В рамках парадигмы социального воздействия, наоборот, акцентировался Именно прикладной характер научных исследований. Вместе С тем анализ динамики в осмыслении принципа единства теории и Практики в современных социально-культурных исследованиях убедительно Показывает, что данный методологический принцип всегда Трактовался с учетом диалектического характера взаимодействия теоретической
|