Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
И практической деятельности людей
Методология и теория влияют на педагогическую практику по преимуществу опосредованно: методология - через теорию, общая теория - через частные теоретические концепции, которые реализуются в Педагогических рекомендациях. Раздел VII. Парадигма социальной активности Практическую значимость адекватной теории отмечал Н.Д. Кондратьев: «Если теория, разрушая образ конкретной действительности, В порядке синтеза позволяет до известной степени вновь Приблизиться к ней и воссоздать, по крайней мере, в основном схему Этой действительности, то вместе с тем она в известных случаях позволяет С большой или меньшей точностью предвидеть ход действительности. Отсюда ясно, что возможность предвидения на основе теории является вместе с тем и критерием истинной теории»303. Этот тезис, На наш взгляд, несколько категоричен и своей крайностью легко Попадает под стрелы попперианской концепции развития научного Знания. В переходные эпохи, во время смены парадигм, прогностическая Способность науки резко падает, да и хаос затрудняет выработку и верификацию Прогнозов. Однако в фазах распространения и господства Новой парадигмы поле уверенного предвидения резко расширяется, Что становится фактором повышения результативности общественных Движений и политических партий, их усилий по преобразованию Общества. «Научный статус и общественное признание той или иной науки в Значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических Основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и Функции данной науки, ее связи с практикой. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает Одно из главных мест в практическом труде современного социального работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста - менеджера социально-культурной сферы»304. Важно в этом высказывании подчеркнуть тенденцию слабой научной Дифференциации двух сторон социально-культурной деятельности - основ ее теории и практики. Само название цитируемой монографии Отражает синкретизм в осознании теоретических основ и основ Практической деятельности работников культуры. Является ли это недостатком или заблуждением? Безусловно, нет, - этот момент Теоретического синкретизма показывает, сколь слабо дифференцирована Специфика научного осмысления фактов практической деятельности В сфере досуга. В то же время теснейшая взаимосвязь теоретического И практического подходов в социально-культурной деятель- Кондратьев И.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. Предварительный эскиз. - М., 1991. - С. 141. 304 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - С.6. История и методология теории социально-культурной деятельности. Ности показывает, что эмпирический уровень исследования закономерностей Такой деятельности превалирует над теоретическим. По Сути, эмпиричность, описательность являются характерными чертами Современных научных исследований социально-культурной деятельности. Несмотря на то, что эмпирический и теоретический уровни научного знания органически взаимосвязаны, чаще всего «эмпирический Уровень знания погружается в такие теоретические представления, которые являются непроблематизируемыми»305. Естественно, что эмпирический уровень научного знания является Более устойчивым, более прочным, чем теория, в силу того, что теории, С которыми связано истолкование эмпирических данных, - это Теории другого уровня. Не нужно лишний раз подчеркивать, что разработка принципиально Новой интерпретации методологических принципов научного познания, Применительно к теории социально-культурной деятельности Является актуальной задачей. Однако для нас важно, что, пожалуй, впервые в теории социально- Культурной деятельности выявлены тенденции видоизменения методологических Принципов, которые призваны сформировать новый Облик парадигмы воспитательной деятельности в сфере досуга. ТЕМА 22. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Современный этап развития теории социально-культурной
|