Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Деятельности. Формирование новых приоритетов развития
Научного знания. Феноменология социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как совокупность педагогических Технологий, которые обеспечивают превращение Культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, А также технологично определяют социализирую- Щие воспитательные процессы. 305 Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Аспект- Пресс, 1996. - С. 135. Раздел VII. Парадигма социальной активности Если коротко ответить на вопрос о том, на каком же этапе находится Теория социально-культурной деятельности, то ответ сведется к следующему: контекст развития нашей науки определяется формированием Новой парадигмы. Как отмечают исследователи для судеб современных Теорий педагогики социально-культурной деятельности особый смысл приобретают антропологические теории, «происходит Своего рода антропологический ренессанс, проявляющийся в возрождении антропологических по своему характеру вариантов исследовательских парадигм, в выработке новых путей постижения человека»306. Одним из наиболее значительных признаков новой парадигмы является, На наш взгляд, привнесение в теорию социально-культурной Деятельности представлений и постулатов духовно-ценностного порядка. Явления духовности личности, ее ментальности становятся непременными Атрибутами социально-педагогического анализа. Более Того, они в ряде случаев вполне оправданно приходят на смену атрибутам Классической социологии - процентам, факторам, среднестатистическим Показателям и др. Ибо, сегодня общепризнанным, а следовательно, Парадигмальным становится мнение о том, что тончайшие и Деликатнейшие стороны воспитания, его нравственное наполнение, а Также его долговременные результаты нельзя проверить лишь на весах Традиционной науки. Классические схемы естественнонаучного анализа оказываются Неработоспособными применительно к анализу педагогических процессов В новых условиях социально-культурного развития, т.к. зачастую Рассматривается лишь внешний срез социально-культурной деятельности, Где она выступает именно как сфера, система, деятельность, Существующая самостоятельно по своим законам, но в отношении к Которой человек выступает объектом воздействия, и его субъектность В лучшем случае лишь декларируется. В последние годы эта тенденция начинает уступать место новому Методологическому подходу, который позволяет поставить в центре Проблематики нашей деятельности человека, личность. Однако новизна Проблематики еще не полностью осознана и ассимилирована Широким кругом исследователей. Анализ показывает, что в научных Публикациях сегодня имеет место декларативность, применение взаимоисключающих Определений, трактовка результатов исследований Лишь с позиций функционально-прагматического подхода в ущерб Киселева Т.Г. Социальная активность женщин в российском обществе как предмет социопедагогического исследования: Дис. ... докт. пед. наук. - М.: МГУК, 1996. - С. 444. История и методология теории социально-культурной деятельности Другим системообразующим сторонам социально-культурной деятельности. В этой связи большой круг проблем анализа воспитательных Возможностей самой этой деятельности выпадает из рассмотрения. К их числу можно отнести, как минимум: •проблему собственно культурного становления индивида и Отличия этого процесса от объектно-вещного его функционирования в Системе разделенной деятельности в сфере досуга; •проблему выявления статуса и значения институциональных Форм функционирования социально-культурной сферы по отношению К процессу собственно становления человека; •проблему соответствия сущности и содержания педагогического Знания, отражающего специфику процесса, обеспечивающего Становление и развитие личности в социально-культурных процессах и Др. Целостное осмысление новой парадигмы для теории социально- Культурной деятельности - это, на наш взгляд, одна из наиболее актуальных Проблем, решение которой еще предстоит. Вместе с тем уместно Рассмотреть лишь один из наиболее явных признаков новой парадигмы - черты нового синтезирующе-обобщающего мышления - си-
|