Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Нергетического по определению
Уже очевидно, что наша наука шагнула к принципиально иному, Нежели позитивистский, способу осмысления и научного понимания. Именно синергизм как способ мышления позволяет онтологически Рассматривать социально-культурные процессы, выявляя в них, наряду С объективно наблюдаемыми явлениями, явления ценностного, духовно- Творческого порядка. Прямое следствие такого подхода - формирование Нетривиального содержания научных исследований социально- Культурной деятельности, в которых реализуются синергиче- Ские эффекты согласования различающихся знаний на основе нелинейных, Неравновесных упорядочивающих процессов. На современном уровне развития научных представлений о сущности Социально-культурной деятельности наиболее продуктивным Необходимо признать определение самой этой деятельности через качественный Уровень социального взаимодействия. Качественная характеристика Всегда требует синтеза максимально возможного набора Критериев, параметров, измерений - от функционально- Раздел VII. Парадигма социальной активности Прагматических до аксиологических, духовно-творческих, ментальных Этот методологический подход уводит нас от традиционного позитивистского Способа осмысления действительности, который изучает Лишь статичную картину мира, заставляет рассматривать явления в Рамках сложившихся схем и моделей. С позиций синергетического подхода социально-культурную деятельность Следует понимать, на наш взгляд, как особый вид педагогической Деятельности, в процессе которой ценности культуры сущност- Но обусловливают формирование качественно новых общественных Отношений (в динамике духовно-ценностных оппозиций личность - Общество, социальная группа - общество, социальная группа - социальная Группа и др). Социально-культурная деятельность - это совокупность педагогических Технологий, которые обеспечивают превращение культурных Ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично Определяют социализирующие воспитательные процессы. Само понятие «педагогическая технология» в контексте определения Социально-культурной деятельности нужно рассматривать предельно Широко, подразумевая, что в различных культурных и социальных Технологиях (этнопедагогических, рекреационных, коммуникативных, Реабилитационных, коррекционных и др.) всегда присутствует Компонент целенаправленного взаимодействия людей, результатом Которого становится новое качество не только самого этого взаимодействия, Но и личностных структур его участников. Другими словами, Выделяя педагогическую составляющую в технологиях социально- Культурной деятельности, мы имеем в виду их нацеленность на Инициацию потенциально заложенной в человеке способности быть Субъектом социального поведения и собственной жизни. Подобное Понимание педагогического компонента дает возможность определять Его генетическим, смыслообразующим по отношению ко всему спектру Социальных и культурных технологий, которые при этом сохраняют Собственную специфику как на уровне целей, задач, так и на Уровне методов, способов осуществления. Именно эта парадигмальная установка все отчетливее определяет Движение теории и инновационное развитие практики. На новом парадигмальном - феноменологическом - уровне осмысление Процессов взаимодействия людей все отчетливее ощущается Потребность соотнесения реальных социальных процессов с некой Идеальной моделью, которая бы задавала не только образцы постанов- История и методология теории социально-культурной деятельности Ки и решения исследовательских задач, но и на практике определяла Направления и стратегии социального развития, основанного на приоритетах Личностного становления и роста. Такой идеальной моделью В последнее время исследователи все чаще называют идею гражданского Общества. В общих чертах гражданское общество понимается нами как система Независимых от государства общественных институтов и отношений, Которые призваны обеспечить условия для самореализации Отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и
|