Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Потребностей. Гражданское общество включает различные группы и
сообщества: семью, церковь (поскольку она отделена от государства), Политические партии, профсоюзы, феминистские и экологические Движения, ассоциации по интересам (бизнес-центры, клубы и др.), Школы (частные) и т.д. Гражданское общество не есть лишь нечто отличное от государства, Но оно тесно связано с ним. Именно поэтому гражданское общество и Образует естественный фундамент политической демократии, без которого Последняя просто невозможна или неэффективна. Можно Вспомнить известную мысль И. Канта о том, что о правовом порядке и Правовом государстве можно говорить лишь там, где общество - независимо От государства - располагает средствами и санкциями для того, Чтобы заставить соблюдать своих членов определенные нравственные И поведенческие нормы. Разворачивая идею гражданского общества в феноменологическом ракурсе, писал B.C. Библер: «... Любая спасительная реформа, осуществляемая В нашей стране, - экономическая (самый радикальный закон О земле и собственности) или политическая (формирование правовой Демократии) - может быть успешна и необратима только в атмосфере Гражданского общества. Вне этой ауры все наши самые великолепные Новации снова уйдут в песок патриархальщины и тоталитаризма »307. Существование опасностей в самом общем виде определяется и Объясняется господством в мире энтропийных процессов, вторым законом Термодинамики, по которому все существующее непрерывно Разрушается. Человек осознал естественность этого явления, его необходимость как элемента мироздания. «Существует и социальная эн- 307 Библер B.C. О гражданском обществе и общественном договоре / / На гранях логики культуры. - М: Русское феноменологическое общество, 1997. - С. 348 - 349. Раздел VII. Парадигма социальной активности Тропия, то есть постоянная дезорганизация культуры, нарастание Ошибок при ее трансляции, разрушение внешних и внутренних отношений Сообщества, воспроизводственного процесса. Социальная энтропия - это тенденция нарастания дезорганизации общества. Она Может принять необратимый характер, то есть перерасти в катастрофу, В разрушение (сообщества), в снижение способности субъекта Воспроизводить себя, свои жизненно важные параметры, обеспечивать Свою выживаемость, жизнеспособность, стабильность. Этот процесс Можно описывать на разных языках, например, как рост шумов в каналах Информации, как возникновение потока вызовов истории, как рост хаоса, разрухи и т.д.»308 Тем не менее общество существует. Объяснение этому может быть только одно. «Люди, любые сообщества своими функциями умеют Противостоять энтропии, опасностям, хотя и несут подчас громадные Потери, связанные с гибелью государств, империй, народов от самых разных причин: космических катастроф, стихийных бедствий, внутренних Междоусобиц, распада частей в результате их конфликта друг с Другом и с центром, истощения ресурсов, экологических бедствий, Эпидемий и т.д. Общество существует только в результате собственной Напряженной воспроизводственной деятельности, людей, объединенных В нем, что требует осознания многообразия опасностей, их Значимость для существования человечества, для превращения их в общефилософскую проблему»309. Обобщающий подход позволяет определить общество через дуальную оппозицию «неспособность (со)общества-субъекта противостоять Опасности - напряженная воспроизводственная способность людей, организованных в сообщество, противостоять опасности». В теории социально-культурной деятельности складывается представление О социальной активности как о проявлении сущностных Свойств социального субъекта, такая активность находит выражение в Деятельности и непосредственно связана с ней. Другими словами, социальная активность, социальное взаимодействие, Развернутые в предметном поле культуры, в феноменологическом Контексте могут быть поняты как способы объективации потребности Общества в самоорганизации и самосохранении. Вот почему в методологическом смысле для теории социально- Культурной деятельности чрезвычайно продуктивной является кон- 308 Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования: Взгляд из России / / Вопросы философии. - 1998. - № 2. - С. 5. Там же.
|