Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Составляют структуру гражданского общества315. В основе типологии
Признак ведущего типа деятельности. Так, с хозяйственной деятельностью связаны (помимо профсоюзов) Объединения банкиров, промышленников и предпринимателей, Ремесленные и потребительские общества, экономические движения. С этносоциальной сферой - землячества, национально-культурные Объединения, конфессиональные сообщества. С социальной сферой - жилищные товарищества, благотворительные Фонды, союзы ветеранов и пенсионеров и т.д. С культурой - творческие союзы. Данная типология представляет собой лишь предварительный Взгляд на все разнообразие гражданских инициатив, представляющих Собой проявления социальной активности в социально-культурной Сфере. Здесь не учтены такие серьезные общественные движения, как Женские, феминистские движения, природоохранные инициативы, Экологические общественные организации и др., роль которых в общественной Жизни россиян постоянно возрастает. Новые негосударственные, ранее неизвестные в России гражданские Институты возникают не столько в качестве естественного результата Социально-экономического реформирования, сколько в качестве Спонтанной реакции населения на ситуацию переходного периода. При этом наиболее сложным и трудоемким является процесс формирования Низовых, территориальных институтов социально- Культурной деятельности, образуемых по инициативе и с участием Самих граждан, т.е. того, что мы называем общественными инициативами, Некоммерческими, благотворительными, волонтерскими организациями. Мотивы создания таких организаций и способы, которыми Они пытаются решать свои задачи, наиболее оперативно и полно 315 Жилин Ю. К эволюции понятия гражданское общество / / Политический Процесс и его противоречия. - М., 1997. - С. 97. История и методология теории социально-культурной деятельности Высвечивают основные проблемы и противоречия нынешнего переходного Периода. Уровень развития и способы функционирования Новых инициатив в социально-культурной сфере является индикатором Успешности перехода к гражданским (в противовес только административно- Государственным, институализированным) методам развития И содействия реализации социально-культурной активности Населения. При всей эвристичности и методологической новизне идеи гражданского Общества нужно отметить, что в теории социально- Культурной деятельности эти проблемы весьма плодотворно разрабатываются В различных аспектах, прежде всего через призму анализа Социальной активности личности в различных видах деятельности. Обращение к феномену социальной активности в концептуально- мировоззренческом плане осуществлено в современных исследованиях Социально-культурной деятельности, выполненных философами и Культурологами (М.А. Ариарский, А.И. Арнольдов, С.Н. Иконникова, А.С. Каргин, Н С. Мансуров, Б.Г. Мосалев, В.А. Разумный, В.М. Чижиков и др.), педагогами (Ю.П. Азаров, Т.И. Бакланова, Н.К. Бакланова, B.C. Садовская, В.Е. Триодин, В.В. Туев и др.). В педагогических исследованиях решение обобщающих вопросов Осуществляется, как правило, в ходе анализа бытования различных Форм социальной активности населения в социально-культурной Сфере. Онтологизация основных компонентов педагогической системы в Рамках теории социально-культурной деятельности становится возможной В докторской диссертации B.C. Садовской, которая рассматривает Предмет своего исследования - культуру быта - в динамике Ценностных ориентации. Феноменологическая ориентация автора проявляется, на наш взгляд, в рассмотрении человека в единстве его двух сторон: «природного (чувственного) и эмпирического (рационального); духовного и прагматического»316. Отсюда выводится суть воспитательного процесса, которая состоит в том, чтобы «создать благоприятные условия для самосовершенствования Человека, для формирования в нем потребности в самопознании Садовская B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта: Дис.... докт. пед. наук. - М.: 1996. - С. 28-29 Раздел VII. Парадигма социальной активности И совершенствовании, а не в принуждении и в подчинении личности идеологическим догмам»317. Всесторонний феноменологический анализ клуба как уникального
|