Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
История и методология теории социально-культурной деятельности. Цепция гражданского общества, в которой находит отражение ведущая
Цепция гражданского общества, в которой находит отражение ведущая парадигмальная идея современности: общество развивается через противоречие, Конфликт, раскол, взаимодействие между опасностью и Способностью ей противостоять, как движение мысли и действия между Этими полюсами, внутри них. Социально-культурная деятельность В этом движении открывает свои гфшщигшально новые качества — качества социальной интеграции, выходит за пределы узкоутилитарного Удовлетворения досуговьгх потребностей, столь характерного для Прагматичной досуговой педагогики советского периода, в плоскость Широкого самостроительства (самоопределения, самопонимания, самосознания) Личности в контексте созидательного обустройства общества. Гражданское общество - это особая «форма общения (выделено Нами - Н.Я.) работников и просто жителей современной промышленной Цивилизации как граждан, т.е. отдельных самостоятельных (юридических) Субъектов и участников экономической, общественной, политической жизни»310. И, пожалуй, добавим - культурной жизни. Именно такое понимание гражданского общества, в котором ведущей И системообразующей смысловой единицей является общение, и вытекающее Из него взаимодействие граждан, делает эту идею особенно Эвристичной для дальнейшего развития теории социально- Культурной деятельности. В этом смысле значимыми для методологического анализа нарождающейся Парадигмы социокультурного воспитания могут быть названы следующие важнейшие черты гражданского общества: - оно включает в себя то, что остается от общества в широком Смысле слова, если вычесть из него власть, государство (в узком Смысле слова). Иначе говоря, это общество в узком значении слова, не Включающее иерархически построенные социальные структуры; - ему присуща спонтанная, не навязываемая «сверху» активность Индивидов-граждан, собирающихся в группы (общества, организации) Ради реализации или защиты своих значимых интересов. Гражданское Общество, таким образом, предполагает, с одной стороны, разнообразие И даже пестроту таких интересов, а с другой - возможность и право Их декларировать и отстаивать; 3,0 Библер B.C. О гражданском обществе и общественном договоре / / На гранях логики культуры. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - С. 349. Раздел VII. Парадигма социальной активности - оно предполагает наличие индивидов-граждан, осознающих себя Прежде всего в качестве автономных, изначально свободных и наделенных Правами личностей и лишь потом — членов общностей, в которые Они собираются по собственной осознанной воле, на основании Принятых ими решений; и др. Гражданское общество - это, собственно, и есть то социокультурное Пространство, горизонтальный срез общества, в который и должна Встраиваться социально-культурная деятельность с ее воспитательным Потенциалом, нацеленным на свободную реализацию социальной Активности людей, их гражданской, творческой инициативы. Идея эта Во многом переопределяет ориентиры, принципы социально- Культурной деятельности, а также весьма ясно позволяет отграничить Социально-культурную деятельность от теорий и педагогических технологий, Которые не встраиваются в данную нишу, оставаясь лишь на Ее подступах, в парадигме педагогического воздействия, которая, по Определению, выстраивается в соответствии с вектором вертикального Воздействия на личность. Но более всего феноменологические прозрения видоизменяют теоретические Основы социально-культурной педагогики, ибо затрагивают Самые ключевые моменты - определение предметной области нашей Науки. Речь идет о необходимости формирования социальной активности, Ее воспитания, создания условий для содействия ее реализации. Данная Сверхзадача необратимо тянет за собой и видоизменение функционального Устройства нашей педагогической деятельности - от изменения Целей и задач деятельности самих организаторов (менеджеров) До видоизменения социально-культурных технологий, которые Они реализуют. Коренные изменения возникают и в понимании принципов социально- Культурной деятельности, этой, казалось бы, аксиоматики нашей Теории. «Современный человек может нормально жить, сознательно, свободно,
|