Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



История и методология теории социально-культурной деятельности. Цепция гражданского общества, в которой находит отражение ведущая



Цепция гражданского общества, в которой находит отражение ведущая

парадигмальная идея современности: общество развивается через противоречие,

Конфликт, раскол, взаимодействие между опасностью и

Способностью ей противостоять, как движение мысли и действия между

Этими полюсами, внутри них. Социально-культурная деятельность

В этом движении открывает свои гфшщигшально новые качества

— качества социальной интеграции, выходит за пределы узкоутилитарного

Удовлетворения досуговьгх потребностей, столь характерного для

Прагматичной досуговой педагогики советского периода, в плоскость

Широкого самостроительства (самоопределения, самопонимания, самосознания)

Личности в контексте созидательного обустройства общества.

Гражданское общество - это особая «форма общения (выделено

Нами - Н.Я.) работников и просто жителей современной промышленной

Цивилизации как граждан, т.е. отдельных самостоятельных (юридических)

Субъектов и участников экономической, общественной, политической

жизни»310. И, пожалуй, добавим - культурной жизни.

Именно такое понимание гражданского общества, в котором ведущей

И системообразующей смысловой единицей является общение, и вытекающее

Из него взаимодействие граждан, делает эту идею особенно

Эвристичной для дальнейшего развития теории социально-

Культурной деятельности.

В этом смысле значимыми для методологического анализа нарождающейся

Парадигмы социокультурного воспитания могут быть названы

следующие важнейшие черты гражданского общества:

- оно включает в себя то, что остается от общества в широком

Смысле слова, если вычесть из него власть, государство (в узком

Смысле слова). Иначе говоря, это общество в узком значении слова, не

Включающее иерархически построенные социальные структуры;

- ему присуща спонтанная, не навязываемая «сверху» активность

Индивидов-граждан, собирающихся в группы (общества, организации)

Ради реализации или защиты своих значимых интересов. Гражданское

Общество, таким образом, предполагает, с одной стороны, разнообразие

И даже пестроту таких интересов, а с другой - возможность и право

Их декларировать и отстаивать;

3,0 Библер B.C. О гражданском обществе и общественном договоре / / На гранях

логики культуры. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - С.

349.

Раздел VII. Парадигма социальной активности

- оно предполагает наличие индивидов-граждан, осознающих себя

Прежде всего в качестве автономных, изначально свободных и наделенных

Правами личностей и лишь потом — членов общностей, в которые

Они собираются по собственной осознанной воле, на основании

Принятых ими решений; и др.

Гражданское общество - это, собственно, и есть то социокультурное

Пространство, горизонтальный срез общества, в который и должна

Встраиваться социально-культурная деятельность с ее воспитательным

Потенциалом, нацеленным на свободную реализацию социальной

Активности людей, их гражданской, творческой инициативы. Идея эта

Во многом переопределяет ориентиры, принципы социально-

Культурной деятельности, а также весьма ясно позволяет отграничить

Социально-культурную деятельность от теорий и педагогических технологий,

Которые не встраиваются в данную нишу, оставаясь лишь на

Ее подступах, в парадигме педагогического воздействия, которая, по

Определению, выстраивается в соответствии с вектором вертикального

Воздействия на личность.

Но более всего феноменологические прозрения видоизменяют теоретические

Основы социально-культурной педагогики, ибо затрагивают

Самые ключевые моменты - определение предметной области нашей

Науки.

Речь идет о необходимости формирования социальной активности,

Ее воспитания, создания условий для содействия ее реализации. Данная

Сверхзадача необратимо тянет за собой и видоизменение функционального

Устройства нашей педагогической деятельности - от изменения

Целей и задач деятельности самих организаторов (менеджеров)

До видоизменения социально-культурных технологий, которые

Они реализуют.

Коренные изменения возникают и в понимании принципов социально-

Культурной деятельности, этой, казалось бы, аксиоматики нашей

Теории.

«Современный человек может нормально жить, сознательно, свободно,



Просмотров 1039

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!