Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Социально-культурной деятельности
В середине 1990-х годов в вузах культуры и искусств Российской Федерации была открыта одноименная специальность. Она пришла на смену специальности «Культурно-просветительная работа», что сразу Дало импульс к расширению образовательных инноваций. В этот пе- Раздел VII. Парадигма социальной активности Риод в вузах страны бурно шло внедрение новых специализаций по специальности «Социально-культурная деятельность», впервые в Государственном Образовательном стандарте (ГОС первого поколения) была сформулирована квалификация «Менеджер социально- культурной деятельности». И, как следствие, резко вырос конкурс при поступлении на специальность «Социально-культурная деятельность », повысилась ее конкурентоспособность на рынке образовательных Услуг, что было с большим одобрением воспринято как вузовскими Педагогами, так и практиками. Эти положительные результаты Развития вузовской специальности были сопряжены и с обострением вполне очевидных проблем: новые курсы недостаточно были Обеспечены учебной литературой, отсутствовало единство мнений относительно Содержания профессиональной подготовки - ведь смена Названия неизбежно повлекла за собой изменение существа подготовки. На эти проблемы «наложилась» широкая научная дискуссия относительно существа и объема понятия «социально-культурная деятельность », которая развернулась на страницах учебных изданий, книг И выступлений на различных научных конференциях. Дискуссии о сущности и содержании понятия «социально- культурная деятельность* Дискуссионность была заложена в названии «социально- культурная деятельность», которая на уровне практики «охватывает», Как это точно заметил профессор В.Е. Новаторов, не только привычные Для нас культуру и искусство, но также и физическую культуру и Спорт, туризм, здравоохранение, образование, отдельные стороны социальной работы. «К социально-культурной сфере относят сегодня и Средства массовой информации, включая радио, телевидение, печать, Книгоиздательскую деятельность и книжную торговлю, Интернет- системы и пр.»323. Профессор В.В. Туев, комментируя это обобщение, иронично заметил, что «оказывается, в этом и без того широком перечне социальных Институтов и видов деятельности, включаемых, по мнению В.Е. Нова- торова, в сегодняшнюю трактовку понятия «социально-культурная сфера» (СКС), есть еще «и пр.», т.е. и прочие, иные виды деятельности, не вошедшие в этот бесконечный список». Новаторов В.Е. Тенденции, проблемы и перспективы развития социально- культурной сферы в России / / Кадры культуры и культура кадров: Мат. Меж- рег. науч.-практ. конф. - Иркутск: ЙОУК, 2003. - С. 5. История и методология теории социально-культурной деятельности. ЕСЛИ В практике понятие «социально-культурная деятельность» не Вполне устоялось и обладает излишней широтой, то как же дело обстоит с понятием «социально-культурная деятельность» применительно к теории? Дискуссия 1995-2000 юдов о легитимности понятия «социально-культурная деятельность* Дискуссии о предмете науки - необходимый компонент становления И генезиса научной дисциплины. В истории нашей науки имеются Примеры острых методологических дискуссий, научных споров, которые Характеризуют особенности жизнедеятельности и нормального Функционирования научного сообщества. Так, в начале 1920-х годов, На страницах специальной периодики, на съездах обсуждалось организационное и идейно-политическое содержание внешкольной, а затем и Политико-просветительной работы. В 1970-х годах дискуссия развернулась Вокруг институциональной и не институциональной сущности Советского клуба. И вот, к концу XX столетия в теории социально- Культурной деятельности остро встал вопрос о специфике предмета Теории и ее научном статусе. Коротко коснемся существа научной дискуссии конца 1990-х годов, В которой обсуждалось наименование вузовской специальности «05.31.00. - Социально-культурная деятельность» и научной специальности Теория, методика и организация культурно- просветительной деятельности». В дискуссию так или иначе были вовлечены все научные коллективы И ученые, изучающие проблематику социально-культурной деятельности. В эпицентре дискуссии оказались две точки зрения, представленные,
|