Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Определения. При этом мы получаем следующий семантический
ряд ценностных характеристик: свобода выбора; добровольность; Активность; инициатива групп и индивидуумов; свободный выбор досуговых Занятий и т.д. Особенность интерпретации этого семантического ряда состоит в Том, что вне либерально ориентированной парадигмальной установки Это перечисление теряет смысл. Время написания цитированного выше Исследования - 1994 год, который на уровне уже сложившихся Обществоведческих оценок характеризуется как период демократизации С соответствующим набором социальных ценностей. Но ценностные Характеристики, примененные Т. Г. Киселевой и Ю.Д. Красильниковым для обозначения специфики социально- Культурной деятельности в тот период, оказываются явно избыточными Относительно ценностей демократизации. Это проявляется при Сравнении основной идейно-смысловой направленности либерализма И демократии. Ведь даже в самых общих чертах очевидно, что основная Идея либерализма - свобода, основная идея демократии - равенство. Но равенство по своему идейному потенциалу не вполне прило- Жимо к концепции свободного, индивидуализированного, активного Социально-культурного творчества. Лишь соотнесение позиции авторов Цитированного выше учебного пособия с изначальным контекстом Либеральных ценностей - ценности свободы, самоопределения, само- 279 Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - С. 10-11. Раздел VII. Парадигма социальной активности Осуществления и др. личности - проявляет глубинную методологическую Основу разрабатываемой ими теории. В связи с этим уместно еще раз упомянуть о выводе, сделанном в Ходе анализа динамики предметного поля теории социально- Культурного воспитания, суть которого состоит в том, что эта теория в Ее либерально ориентированном виде не является чем-то инородным Или заново созданным в отечественной традиции внешкольного, клубного Воспитания. Генезис парадигмального контекста социально- Культурной деятельности как особой педагогической системы показывает, Что глубинная связь ее с неокантианским идеалом воспитания, Нерастраченная нашей ветвью педагогики, послужила тем благотворным Методологическим источником, из которого сегодня имеется возможность Черпать новые идеи свободного развития личности, гуманизации Социальных технологий досуговой педагогики и самодеятельного Творчества, а - шире - формировать феноменологический дискурс современных Научных исследований социально-культурной деятельности. Вторая тенденция нацеливает современные педагогические исследования Социально-культурной деятельности на анализ взаимодействий Ее субъектов на микроуровне и на выявление субъективных факторов Объективных социальных процессов. Такой подход неизбежно Приводит к необходимости формирования особых синтетичных (фи- Лософско-педагогических, социолого-педагогических, культуролого- Педагогических и т.д.) методов научного познания и уточнения места Базовой науки - педагогики - в системе наук. При этом важным является усиление дифференциации и интеграции Межнаучных и внутридисцишганарных связей, обогащение, систематизация И уточнение понятий и терминов социально-культурной Педагогики. Именно этот момент проявился, на наш взгляд, в уточнении Базовой специализации для менеджеров социально-культурной деятельности, которая в последнем варианте в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом по специальности «05.31.00. - Социально-культурная деятельность» выглядит следующим образом: «Педагогика социально-культурной сферы». Это Важная примета стабилизации процессов научного анализа предметной Области нашей теории. В годы перестройки (первая половина 1990-х годов) в нашем научном Сообществе доминировала ориентация на культурологию как одну Из наиболее интенсивно развивающихся гуманитарных наук, способную В концентрированном виде представить закономерности со- История и методология теории социально-культурной деятельности Циокультурной динамики. При этом очень слабо прослеживалась педагогическая Ориентация, ибо представлялось, что формирующееся
|