Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Эта ситуация трактуется современными исследователями как переход



От классической к неклассической и в отдельных областях - к

268 Культура, культурология и образование. Материалы «круглого стола» //

Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С. 53.

Раздел VII. Парадигма социальной активности

Цостнеклассической картине мира, а именно: от объектов к отношени-

Им между объектами, от культа детерминаций - к неопределенности и

Неоднозначности, от единственности - к множественности интерпре-

1нций, от тотальности - к самоорганизации: в сфере идеологии - к

T шк-рантности, в методологии - к системному плюрализму

(ИЛ. Алтухов, В.В. Василькова, Е.Н.Князева, СП. Курдюмов,

В. Смирнова, B.C. Степин, Л.Н. Столович и др.).

Исследователи подчеркивают, что на смену глобализму универ-

Пии.ной объяснительной схемы приходит плюралистическая методо-

тиия, представленная взаимодополнительными «мягкими» методики

Ми с гибкой настройкой на культурную стилистику исследуемого

ИГн.екта269.

В контексте современного этапа развития социального научного

«пиния внимание ученых привлекает в последнее время характер и

и'иденции развития педагогической науки (В.И. Гинецинский, Б.С.

I сригунский, В.В. Краевский, Н.Л. Коршунова, А.Н. Шимина, B.C.

IНубийский, Г.Б. Корнетов, А.В. Хуторской, М.П. Карпенко и др.).

U.K. Фейерабенд справедливо отмечал, что «природа слишком

i /южна, чтобы ее исследовать по стандартам единственной научной

i радиции»270. Традиции, парадигмы, методология в той или иной их

Форме могут рассматриваться лишь как временный паллиатив, а не

Мне устойчивые составляющие мышления и деятельности. Следова-

М'лыю, парадигма науки и ее методология не являются чем-то за-

I 11.1ВШИМ, но пребывают в динамике, видоизменяются. Вся ключевая

Проблематика теории социально-культурной деятельности сущест-

Игиио менялась в процессе ее эволюции.

В последние два десятилетия XX века философия и методология

п.|уки эволюционировали от увлечений «парадигмами» рационально-

( i и, заимствованными у классической традиции, к анализу «неклас-

i п ческой» и «постнеклассической» рациональности. В ходе этой эволюции

Выявляются видоизменения акцентов, исследователи делают

при интерпретации методологии: от анализа структуры научного знания

- к исследованию его динамики, обогащение логико-

(смантических методов прагматикой, социолингвистикой, вторжение

И философию науки методов и результатов истории науки, культурологии

И истории культуры, социологии и социальной психологии.

т Степин B.C. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000 - С. 83-

84.

т См.: Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии науки. - М.: Прогресс,

С. 481.

История и методология теории социально-культурной деятельности

Ловеческом бытии, в соотнесении с представлениями, идеями, целями

И мотивами практически действующих социальных индивидов275.

Наш анализ современного состояния научного знания о социально-

Культурных процессах в целом, и о социально-культурной деятельности

В частности, показывает, что определяющими в процессе видоизменений

Методологии социокультурных теорий в рамках феноменологической

парадигмы являются:

• формирование ориентации на ценности либерализма, которая

Детерминирует процесс познания в социально-культурной

Сфере, заставляя теоретически осмыслять социальный мир в

Его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с представлениями,

Идеями, целями и мотивами практически действующих

Социальных индивидов;

• формирование ориентации на анализ взаимодействий на микроуровне

И изначально свойственное феноменологии умение

Воспринимать и концептуализировать субъективные факторы

Объективных социальных процессов;

• формирование ориентации исследователей на ценности целостно-

Синтезирующего восприятия социокультурных явлений в

Противовес центростремительным (узкоориентированным)

Тенденциям научного познания, характерным для классического

Этапа развития науки.

Таковы три наиболее общие, можно сказать, генеральные тенденции

Видоизменения методологического контекста современных социокультурных

Теорий. Они охватывают как (I) общеметодологическую,

Философско-мировоззренческую ориентацию исследований социально-

Культурной деятельности, так и (II) особенности выбора

Приоритетных методов теоретического исследования и (III) специфику



Просмотров 515

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!