![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Проба с медью на никотиновую кислоту
Ход определения Растворяют 10 мг никотиновой кислоты в 20 каплях 10%-го раствора уксусной кислоты при нагревании. К нагретому до кипения раствору добавляют равный объем 5%-го раствора ацетата меди (II). При постепенном охлаждении раствора выпадает синий осадок медной соли никотиновой кислоты. РЕЗУЛЬТАТЫ: Реакция с карбонатом натрия В пробирку к раствору витамина РР добавляют 15 капель 10% раствора карбоната натрия, раствор перемешивают и добавляют 15 капель свежеприготовленного 5% раствора гидросульфита натрия. РЕЗУЛЬТАТЫ: Часть 3. Качественные реакции на жирорастворимые витамины Качественные реакции на витамин А Проба Друммонда на ретинол Метод основан на способности конц. Н2SО4 дегидратировать ретинол с образованием окрашенных продуктов. При смешивании раствора рыбьего жира, содержащего витамин А, в хлороформе с конц. Н2SО4 происходит окрашивание смеси в красно-бурый цвет. Ход определения В сухой пробирке смешивают 2 капли рыбьего жира с 5 каплями хлороформа и добавляют 1-2 капли конц. Н2SО4. Наблюдают изменения в окраске раствора. РЕЗУЛЬТАТЫ: Реакция с сульфатом железа (II) К 2-3 каплям рыбьего жира или раствора витамина А в масле добавляют 10-15 капель ледяной уксусной кислоты, насыщенной сульфатом железа (II) и 2-4 капли конц. серной кислоты. Реакцию проделывают в сухой пробирке. После перемешивания содержимого появляется голубое окрашивание, постепенно переходящее в розово-красное. РЕЗУЛЬТАТЫ: Реакция с раствором хлорного железа В раствор рыбьего жира или витамина А в масле добавляют 5 капель 1% -ного раствора хлорного железа FeCl3. Появляется ярко-зеленый цвет. РЕЗУЛЬТАТЫ: Качественные реакции на витамин Д Бромхлороформная проба на витамин Д Ход определения В сухой пробирке смешивают по 5 капель рыбьего жира и раствора брома в хлороформе и перемешивают. Наблюдают за изменением окраски (появление зелено-голубого цвета). РЕЗУЛЬТАТЫ: Анилиновая проба на витамин Д В основе метода лежит взаимодействие кальциферола с гидрохлоридом анилина с образованием окрашенных продуктов. Ход определения В сухой пробирке смешивают 5 капель рыбьего жира с 5-10 каплями хлороформа и затем добавляют при помешивании 5-10 капель анилинового реактива (15 частей + 1 часть концентрированной НСl). Содержимое пробирки осторожно при постоянном помешивании нагревают до кипения и кипятят 30 секунд. В присутствии витамина Д желтая эмульсия приобретает вначале грязно-зеленое, а затем буро-красное или красное окрашивание. РЕЗУЛЬТАТЫ:
Качественные реакции на витамин Е Реакция с хлорным железом В сухую пробирку вносят 5 капель 0,1 %-го спиртового раствора витамина Е и 10 капель концентрированной НNО3 и энергично встряхивают. На границе двух слоев расслоившейся эмульсии со временем появляется кольцо красного цвета. РЕЗУЛЬТАТЫ: Реакция с сахарозой К раствору витамина Е добавляют несколько крупинок сахарозы и 10 капель конц. азотной кислоты. При перемешивании наблюдается постепенное красное окрашивание. РЕЗУЛЬТАТЫ: ВЫВОДЫ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Вопросы для самопроверки: 1. Каким образом классифицируют витамины? 2. Каковы основные физические и химические свойства витаминов? 3. Зависит ли потребность в витаминах от возраста, выполняемой работы, функционального состояния и климатических условий? 4. Каковы клинические симптомы недостаточности водорастворимых витаминов? 5. Каковы клинические симптомы недостаточности жирорастворимых витаминов? 6. Какие заболевания вызывает отсутствие в пище витаминов? 7. Какова физиологическая роль водорастворимых витаминов? 8. Какова физиологическая роль жирорастворимых витаминов? 9. Какие пищевые продукты наиболее богаты витаминами группы В? 10. Какими качественными реакциями можно обнаружить витамин С? 11. Какими качественными реакциями можно обнаружить водорастворимые витамины? 12. Какими качественными реакциями можно обнаружить жирорастворимые витамины?
Задания и упражнения контроля и самоконтроля знаний по теме «Витамины» Тестовые здания 1. Витаминами являются соединения: а) белковой природы; б) проявляющие одинаковые физические свойства; в) имеющие сходное химическое строение; г) в ничтожных количествах обеспечивающие каталитические функции ряда ферментов; д) беспрепятственно синтезирующиеся в любом организме. 2. Витамин, образующий в комплексе с белком - опсином светочувствительное вещество – родопсин: а) витамин С; б) витамин Д; в) витамин А; г) витамин В2; д) витамин К.
3. Витамин, регулирующий обмен кальция в организме: а) витамин С; б) витамин Д; в) витамин А; г) витамин В2; д) витамин К.
4.Витамин, являющийся одним из сильнейших природных антиоксидантов: а) витамин В6; б) витамин Е; в) витамин А; г) витамин В2; д) витамин К.
5. Предшественниками какого витамина являются каротиноиды: а) витамина С; б) витамина Д; в) витамина А; г) витамина В12; д) витамина В2.
6. Какой витамин содержится в рыбьем жире: а) витамин С; б) витамин Д; в) витамин А; г) витамин В12; д) витамин В2.
7. Витамин, применяемый в медицине при кровотечениях: а) витамин В6; б) витамин Е; в) витамин А; г) витамин В2; д) витамин К.
8. Основная функция водорастворимых витаминов заключается: а) в биосинтезе различных соединений; б) в регуляции липидного обмена; в) в кроветворении; г) в участии в качестве компонентов коферментов многих ферментов; д) в регуляции фосфорно-кальциевого обмена.
9. К водорастворимым витаминам относятся: а) витамины А, Д, Е, К; б) витамины РР, А, С, Е; в) витамины В1, В2, В6, А, Д; г) витамины РР, Вс, ВЗ, В5, В6; д) витамины В1, В2, В6, А, С.
10.К жирорастворимым витаминам относятся: а) фолиевая кислота, биотин, ниации, тиамин; б) викасол, токоферол, аскорбиновая кислота; в) эргокальциферол, викасол, токоферол, ретинол; г) биотин, тиамин, викасол, токоферол; д) ретинол, ниацин, тиамин, пиридоксин.
2.Заполните обобщающую таблицу«Характеристика важнейших витаминов»
3.Потребность в никотиновой кислоте.Недостаток никотиновой кислоты в пище приводит к заболеванию-пеллагре: а) суточная потребность взрослого человека в никотиновой кислоте, составляющая 7,5 мг, уменьшается, если в пище содержится большое количество аминокислоты триптофана. Что можно сказать о взаимосвязи между никотиновой кислотой и триптофаном на основе этого наблюдения? б) в конце прошлого и в начале нашего столетия пеллагра было довольно распространенным заболеванием, особенно в сельских местностях на юге США, где люди употребляли в пищу мало мяса, а питались в основном кукурузой. Объясните, почему такое питание приводило к недостаточности никотиновой кислоты? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Периодичность применения витаминов.Витамины А и Д можно применять сразу за один прием в том количестве, которого достаточно для поддержания их нормального уровня в течение нескольких недель.Витамины же группы В необходимо применять значительно чаще. Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Витамин С.Отличается ли искусственно синтезированный витамин от природного. Производители пищевых продуктов, богатых витаминами, утверждают, в частности, что витамины, полученные из природных источников, полезнее для здоровья, чем синтезированные искусственным путем. Считается, например, что чистая L-аскорбиновая кислота (витамин С) из плодов шиповника полезнее L-аскорбиновой кислоты, синтезированной на химическом заводе. Различаются ли витамины из этих двух источников? Может ли организм различать витамины из разных источников? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Роль витамина В6 в метаболизме.Когда человек переходит на рацион с высоким содержанием белка, у него возрастает потребность в витамине В6. Дайте объяснение этому явлению. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 7. Почечная остеодистрофия. У больных с поврежденными почками, несмотря на нормально сбалансированную диету, часто развивается почечная остеодистрофия - рахитоподобное заболевание, сопровождающееся интенсивной деминерализацией костей. Какой витамин участвует в минерализации костей? Почему повреждение почек приводит к деминерализации? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8.Недостаточность цинка в организме человека. В некоторых странах Ближнего Востока у людей встречаются случаи недостаточности цинка. Это объясняется тем , что население в этих странах употребляет в пищу очень большое количество хлебных злаков, для которых характерно большое содержание фитиновой кислоты, очень прочно связывающей катионы 2-х валентных металлов, особенно ионы цинка. а) Почему употребление хлебных злаков приводит к недостаточности цинка? б) Недостаточность цинка особенно часто наблюдается в отдельных деревнях , где люди пекут хлеб из пресного теста. В городах, где в пищу употребляют хлеб из дрожжевого теста, недостаточность цинка встречается значительно веже. Объясните эти наблюдения. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
9.Укажите, в каких витаминах нуждаются представители координационных, циклических, скоростно-силовых видов спорта. Почему? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. В левую часть таблицы впишите столбиком названия и буквенные обозначения витаминов. Найдите соответствие каждого обозначения витамина его характеристике из списка приведённых ниже: B1, B5 (PP), H, K, B12, B6,С, Вс.
Дата____________________________ Тема 5. «Метаболизм»
![]() |