Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Оборудование для уборочно-моечных работ



Общая характеристика загрязнений автомобиля и уборочно-моечных работ. Эксплуатация легковых автомобилей в различных погодных условиях на дорогах с разным видом покрытия сопровождается за­грязнением наружных поверхностей и внутренних полостей кузова, подвески, двигателя и салона. В результате загрязнения автомобиля ухудшается его внешний вид и снижаются удобства в пользовании, возникает коррозия кузова, затрудняется доступ к его узлам и дета­лям при выполнении контрольно-осмотровых, крепежных и ремонт­ных работ, ухудшаются условия работы ремонтников, появляется опасность травматизма рабочих.

Вид и характер загрязнений разных частей автомобиля различен. Для верхней части кузова, стекол, салопа и багажника характерным загрязнением является мелкодисперсная почвенная пыль, имеющая слабую прочность связи с поверхностями кузова и среднюю прочность связи с тканевыми, резиновыми, пластмассовыми и кожевенными по­крытиями салона. Моторный отсек кузова, наружные поверхности двигателя и коробки передач загрязняются пылью и масло-грязевыми отложениями, имеющими среднюю и сильную прочность связи с ме­таллическими поверхностями. Для днища автомобиля, нижней части кузова и деталей подвески характерно наличие крупнодисперсной почвенной грязи, глинистых и органических примесей, асфальто-смолистых частиц и масляно-грязевых наслоений, имеющих наибо­лее сильную прочность связи с металлическими поверхностями и ла­кокрасочными покрытиями кузова. Оценка наиболее характерных загрязнений автомобилей, поступающих на ПТС, дана в табл. 2.1 [15].

Таблица 2.1

Оценка характерных загрязнений легковых автомобилей, поступающих на ПТС

Вид загрязнения Части автомобиля Толщина слоя загрязнения, мм Площадь загрязнения, % Условный коэффициент 1 прочности
  Салон 0,5 0,15
Почвенная Верхняя часть кузова, стекла 0,5 0,3
дисперсная Багажник 0,5 0,15
пыль Моторный отсек, двигатель, коробка передач 0,3  
Почвенная Салон   0,15
крупно-дисперсная Верхняя часть кузова, стекла Отдельные частицы 0.3
грязь Багажник   0.15
Масляно- Моторный отсек, двигатель, коробка передач 3-5 0,45
грязевые отложения Отдельные детали и узлы подвески и рулевою управления 3-5 0,45
Асфальто-смолистые отложения Нижняя часть кузова, подвеска, днище Отдельные частицы

К загрязнениям, полученным автомобилем в результате эксплуа­тации в различных условиях, добавляются загрязнения горюче-сма­зочными материалами, возникающие при заправке и техническом обслуживании автотранспортного средства. Частицы грязи и пыли, смешиваясь с маслянистыми веществами, образуют клейкую массу, способную при высыхании создавать пленку с хорошим сцеплением с лакокрасочным покрытием. Такой характер загрязнений является серьезным препятствием для удаления их с поверхности кузова авто­мобиля. Кроме того, хромированные детали кузова теряют блеск под воздействием сернистых соединений, содержащихся в воздухе, и антиобледенительных реагентов, которыми посыпаются дороги.

Для сохранения лакокрасочного покрытия кузова, обеспечения качественного осмотра и выполнения работ по ТО и ТР автомобиля, а также для поддержания его салона, багажного и моторного отсеков в чистоте проводятся периодически работы по уборке, мойке, сушке, протирке и полировке поверхностей.

Уборка и мойка автомобиля весьма трудозатратны. В среднем, ра­зовая трудоемкость уборочно-моечных работ при обслуживании лег­кового автомобиля составляет 3 чел.-ч. В общем объеме трудозатрат на выполнение УМР работы по уборке салона и мойке кузова соот­носятся примерно как 45 к 55%, при этом с учетом специфики работ первые поддаются только механизации, вторые — как механизации, так и автоматизации.

Оборудование для уборочных работ салона. При уборочных работах используются пылесосы переносного и стационарного типов, работа­ющие в режимах «сухой» или «влажной» уборки. Переносные пыле­сосы с электродвигателями мощностью 0,3—1,5 кВт по устройству практически не отличаются от бытовых пылесосов. Стационарные пылесосы рассчитаны на обслуживание нескольких постов. Эти пы­лесосы относятся к группе промышленных пылесосов. Они имеют значительно большие емкости для сбора грязи и электродвигатели мощностью 5-7 кВт для привода одной или двух турбин. Главные от­личительные особенности конструкции пылесосов для уборки сало­нов автомобилей заключаются в наличии специальных бумажных гофрированных фильтровальных элементов, способных принимать тяжелую грязь (мокрую пыль и мелкие металлические предметы), и системы самоочистки фильтров. На рис. 2.1 представлено устройство пылесоса фирмы KRANZLE (Германия). В отдельную группу можно выделить оборудование для химической чистки текстильных покрытий. Эти аппараты работают по методу струйной экстракции, что позволяет отмыть самые сильные загрязнения. Некоторые профессиональные пы­лесосы позволяют проводить химическую чистку. В приложении А даны технические характеристики пылесосов для уборочных работ в салоне.

Оборудование для мойки автомобилей. К моечному относится обо­рудование, обеспечивающее удаление загрязнений с наружных по­верхностей автомобилей, нанесение защитных материалов на лако­красочные покрытия и сушку автомобилей. В настоящее время

Рис. 2.1. Устройство промышленного пылесоса для уборки салона автомобиля:

1 — ручка для механической очистки фильтром; 2— плоские фильтрующие элементы; 3 - самофиксирующая крепежная опора; 4 — подсоединение обдува; 5— шасси: 6 — фиксирующий тормоз; 7-держатель; 8— кронштейн крепления ручки; 9 — предва­рительный фильтр; 10- двигатель с турбиной; 11 - электроды отключения для высо­кого уровня жидкости

 

производители моечного оборудования предлагают установки для мойки автомобилей двух классов:

• шланговые стационарные и передвижные установки высокого давления;

• стационарные автоматизированные установки. Шланговые моечные установки высокого давления относятся к установкам бесконтактной мойки.

Процесс мойки кузова автомобиля разделяется на два этапа. На первом этапе с помощью моечной установки на автомобиль под не­большим давлением распыляющей струей наносится моюший ра­створ из специального резервуара, подсоединенного к моющему пистолету. В качестве моющего раствора используются водные ра­створы поверхностно-активных веществ (мыльная пена). На втором этапе производится смыв загрязнений. Смыв загрязнений с автомо­биля осуществляется за счет кинетической энергии водяной струи, подаваемой из сопла ручного пистолета под средним (до 8 МПа) или большим давлением (до 12—16 МПа).

Шланговые моечные установки высокого давления выпускаются в стационарном и передвижном исполнении. Первые имеют большую производительность насосной станции и рассчитаны на одновремен­ную работу до четырех моечных постов, вторые, в подавляющем большинстве своем, комплектуются одним моечным пистолетом. И те и другие подсоединяются к водопроводной сети предприятия, однако передвижные установки малой производительности могут ра­ботать и от любого водяного резервуара, имеющего емкость, доста­точную для помывки объекта.

Стационарные шланговые установки рассчитаны на подачу холод­ной, горячей воды или пароводяной смеси. Передвижные установки выпускаются в двух модификациях — без подогрева воды или с уст­ройством для подогрева воды.

Передвижные установки компактны, перемещаются вручную, имеют насосную станцию и пистолет с насадкой. Вес составные час­ти насосной установки (в отдельных конструкциях и устройство для подогрева воды) расположены в корпусе на колесиках. Подсоедине­ние насосной станции к источникам водоснабжения и электропита­ния осуществляется с помощью гибкого резинового шланга и элект­рического кабеля, благодаря чему процесс мойки автомобиля может производиться как в помещении, так и на открытой территории. Пи­столет к насосной станции подключается через резиноармированный гибкий гидравлический шланг высокого давления длиной 6 м. Пис­толет комплектуется сменными насадками, позволяющими получать различную форму водяной струи. Для нанесения шампуня или вос­кового состава на кузов автомобиля к пистолету может подсоединять­ся дополнительный бачок — дозатор.

Принципиальная типовая гидравлическая схема шланговой уста­новки высокого давления показана на рис. 2.2.

Насосная станция имеет электропривод, насос высокого давле­ния, пускорегулирующую и предохранительную электро- и гидроап­паратуру. В большинстве установок применяются плунжерные насо­сы с керамическими поршнями и латунной головкой (рис. 2.3). Так как в установках не применяются в напорной части гидросистемы аккумулирующие емкости для воды, то с целью уменьшения пульса­ции напора в выходной магистрали в насосе сблокированы два или (чаще всего) три цилиндра, фазы нагнетания которых смещены на равные углы.

 

Рис. 2.2. Типовая гидравлическая схема шланговой установки:

1 — плунжерный трех- или четырехцилиндропый со сдвигом фаз на 120° (или 90'); 2 — манометр с демпфером; 3— обратный клапан: 4 - перепускной клапан, регулирую­щий давление на выходе из пистолета; 5— моечный пистолет со сменными насадка­ми; 6 — электропривод

Рис. 2.3. Насос высокого давления:

1 — привод; 2 — регулятор давления; 3 — манометр; 4 — головка насоса; 5 — клапаны: 6 — возвратный клапан; 7— защитное покрытие от сухого включения и избыточного давления: 8 — трехосевой плунжерный насос

 

Для регулировки и контроля давления воды, выходящей из писто­лета, в установке может иметься регулятор давления с выведенным на корпус маховичком и манометром. В некоторых конструкциях для большего удобства работы регулятор давления встроен в рукоятку пистолета.

В установках с подогревом воды в конструкции предусмотрено теплообменное устройство проточного типа в виде змеевика и горел­ки на керосине или дизельном топливе (рис. 2.4). Такие установки имеют встроенный топливный бак и автоматическую систему отклю­чения горелки в случае прекращения подачи воды. Отдельные моде­ли компактных передвижных шланговых установок для подогрева воды используют электрический теплообменник с аналогичной за­щитой от его перегрева.

Стационарное автоматизированное моечное оборудование позво­ляет осуществлять мойку верхних, боковых и торцевых частей кузова автомобиля, днища кузова, арок и дисков колес, сушку кузова и на­несение на него защитного воскового покрытия. Фирмы — произво­дители оборудования предлагают различные варианты комплектации рабочих органов установок и программы их функционирования (так называемые «опции»), позволяющие выполнять различные виды об­работки автомобиля в зависимости от выбранной программы. Как правило, предлагаемые к продаже установки имеют от 6 до 12 техно­логических программ.

Стационарное автоматизированное моечное оборудование выпус­кается двух типов — портальное и туннельное. Основное принципи­альное отличие этих типов конструкций заключается в следующем.

В портальных моечных установках все рабочие органы, осуществ­ляющие обработку автомобиля, смонтированы на одном или двух подвижных порталах, выполненных в виде П-образных рам (отсюда и название «портал»). Портал как бы охватывает автомобиль с трех сто­рон. В процессе обработки автомобиль остается неподвижным, а пор­тал или два портала синхронно перемещаются по направляющим рель­сам вперед и назад, совершая несколько циклов движения (рис. 2.5).

Портальные установки, в силу особенностей своей конструкции, не моют днище кузова. Для устранения этого недостатка некоторые фирмы предлагают комплектовать портальную установку специаль­ной моечной установкой для днища кузова.

Портальные установки должны монтироваться в специально обо­рудованном помещении с размерами подлине не менее 12 м и имею­щем отдельную защищенную от водных брызг кабину оператора.

Рис. 2.4. Теплообменное устройство:

1 - камера для предварительного подогрева топлива горячим воздухом; 2- штуцеры для подвода и отвода воды; 3 - камера сгорания; 4 - теплообменник: 5 - воздушно-охлаждаемое днище: 6- манометр; 7- фильтр; 8- рубашка для охлаждения корпуса и предварительного подогрева воздуха

Рис. 2.5. Портальная моечная установка:

1 - портал (П-образная рама); 2— направляющие портала (рельсы)

 

Туннельные мойки представляют собой набор моечных установок скомпонованных в автоматическую линию (рис. 2.6, а). В процессе обработки автомобиль, перемещаясь внутри туннеля, последователь­но проходит все технологические стадии. Передвижение автомобиля может осуществляться принудительно, с помощью тягового конвей­ера или своим ходом. Обработка отдельных частей автомобиля (верха и низа кузова, колесных арок и дисков колес) и выполнение различ­ных видов обработки (мойка, сушка, нанесение воскового покрытия и др.) осуществляются на разных позициях линии (рис. 2.6, б).

Рис. 2.6. Моечная установка туннельного типа:

а — общий вид: б - выполнение различных видов обработки

Туннельные мойки могут монтироваться как в производственном корпусе ПТС, так и на территории в специальном легком корпусе, который может поставляться вместе с установкой.

Управление туннельной установкой может осуществляться как оператором, так и в режиме самообслуживания. В последнем случае включение установки происходит от контакта автомобиля с флажком системы автоматического запуска.

Как портальные, так и туннельные моечные установки могут быть щеточными, струйными и струйно-щеточными.

Рассмотрим портальные моечные установки.

Щеточные установки. Наибольшее распространение среди щеточ­ных установок нашли конструкции однопортальные трехщеточные, реже встречаются пятищеточные установки.

Рабочий процесс мойки автомобиля состоит из нескольких после­довательных стадий — смачивание кузова и нанесение на него мою­щего раствора под незначительным давлением, удаление загрязнений вращающимися щетками с одновременным поливом кузова водой, ополаскивание кузова чистой водой под незначительным давлением, сушка вымытых поверхностей горячим воздухом, нанесение восково­го состава.

Для выполнения этих операций в установке имеются: смачиваю­щая рамка, вертикальные щетки (две в трехщеточной установке и че­тыре в пятищеточной), горизонтальная щетка, ополаскивающая рам­ка, калориферы, вентиляторы, рамка с форсунками для нанесения воскового состава.

Параметры щеток: диаметр щетки — 1,0-1,5 м, толщина волоса — 0.5—0,8 мм; материал — капроновая нить с распушенным концом. Вращение щеток со скоростью 150—175 мин"1 обеспечивает электро­двигатель с редуктором.

Для эффективного удаления загрязнений с поверхности кузова и предотвращения порчи его лакокрасочного покрытия усилие прижа­тия щеток к поверхности должно быть в пределах 40-80 Н. В разных моделях установок для этого используются различные механизмы.

Так, для прижатия к кузову вертикальных щеток применяются ме­ханизмы с противовесами, пружинами, пневматическими цилиндрами и гравитационные, так называемая «качающаяся свеча» (рис. 2.7).

Усилие прижатия к кузову горизонтальной щетки обеспечивается за счет применения противовесов, уравновешивающих вес щетки, электродвигателя и редуктора, и пневматического механизма, пере­мещающего щетку в вертикальном направлении.

Рама портала выполняется из стали, оцинкованной с применением метода горячей гальванизации. Движение портала осуществляется за счет электромеханического привода, установленного в одной из сто­ек. Все механизмы установки имеют брызгозащиту.

 

Рис. 2.7. Механизмы прижатия к кузову вертикальных щеток:

а — с помощью протииопесов; б — за счет силы тяжести; в — с помощью пружины; г — с помощью пневмоцилиндров

Струйные установки — однопортальные. Щетки в этих установках отсутствуют. Обработка ведется моющим раствором и чистой водой, подаваемыми под большим давлением через коллектор с форсунка­ми на автомобиль. Часть форсунок закреплена на неподвижном кол­лекторе, другая часть находится на качающемся, вращающемся или имеющем два вида движения коллекторе. В остальном конструкция струйной моечной установки аналогична конструкции щеточной ус­тановки.

Установки струйно-щеточные представляют собой комбинацию струйной и щеточной установок. Они могут быть как одно-, так и двухпортальными. В первом случае дополнительно к щеточным ме­ханизмам добавлен коллектор с форсунками высокого давления. Пи­тание этого коллектора осуществляется от отдельного водяного насоса высокого давления. Во втором случае на одном портале располагаются механизмы струйной установки, на втором — щеточной. Структур­ные кинематические схемы стационарных струйных установок при­ведены на рис. 2.8.

Рис. 2.8. Структурные кинематические схемы стационарных струйных установок:

а — с качающимся коллектором; б — с качающимся и движущимся коллектором; в — с возвратно-поворотным движением коллектора; г — с вращающимся и качающимся коллектором

Туннельные установки. Конструктивно моечные установки, вклю­ченные в туннельную линию, аналогичны моечным механизмам пор­тальных установок. Исключение составляют устройства для мойки дисков колес и днища автомобиля.

Для мойки дисков колес в большинстве туннельных установок применяются щеточные механизмы двух типов. В первом типе ис­пользуются вращающиеся торцовые щетки, которые прижимаются к дискам при помощи консольных рычажных механизмов с пневмати­ческим приводом. Во втором типе применяются горизонтальные щетки большого диаметра, ось которых расположена параллельно оси автомобиля. Этими щетками моются не только диски колес, но и пороги кузова.

Мойка днища кузова и арок колес производится с помощью струйных установок, смонтированных в приямках. Эти установки имеют коллектор с форсунками и механизм его движения. Обычно коллектор совершает качательное или возвратно-поступательное движение. Технические характеристики оборудования для мойки ав­томобилей представлены в приложении Б.

Тенденции и направления совершенствования оборудования для мой­ки автомобилей. Повышение эффективности моечного оборудования и технологии мойки подвижного состава автомобильного транспорта возможно за счет проведения различных технических и организаци­онных мероприятий, основными из которых являются [15|:

—уменьшение расхода электроэнергии и особенно воды за счет совершенствования технологического процесса мойки и конст­рукции оборудования;

— использование химических препаратов, методов и средств сни­жения загрязнения поверхностей кузова в эксплуатации;

- использование различных моющих препаратов и подогрева мою­щего раствора устройствами, входящими в комплект установки;

— многократное использование рабочей воды, совершенствование средств и методов очистки сточных вод после мойки автомоби­лей с использованием моющих средств, внедрение систем обо­ротного водоснабжения как наиболее экологичных;

— выбор оптимальных конструкций рабочих органов установок;

— проектирование установок со сложной кинематикой движения щеток, автоматическим управлением их вращением, регулируе­мым усилием прижатия щеток;

— создание струйных установок с изменяющимися углами атаки непосредственно в процессе мойки, увеличение напора мою­щей жидкости;

— программное регулирование скорости передвижения автомобиля в зависимости от его марки и степени загрязненности;

— внедрение средств автоматики и контроля работы как всей установки в целом, так и ее отдельных наиболее ответственных агрегатов, а также обеспечение оперативного слежения за качеством моечных работ;

—разработка технологии изготовления и применения щетины для ротационных щеток, расщепляющихся на конце в мягкую кш точку для снижения вредного воздействия щеток на лакокрасочные покрытия автомобилей;

—создание моечных установок по принципу предметной специализации;

—создание уборочно-моечных комплексов по модульному прип ципу построения;

—расширение перечня модификаций базовых моделей моечного оборудования с целью наиболее полного удовлетворения требований эксплуатации в плане экономичности и эффективности, а также типажа моечного оборудования для обслуживании pазличных типов, в том числе и внедорожных автомобилей;

—применение прогрессивных и альтернативных технологий.

 



Просмотров 7899

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!