Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМОПРИЕМЛЕМЫХ РЕШЕНИЙ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БИЗНЕС - ЕДИНИЦ



 

Принципы определения взаимоприемлемых решений

Заинтересованными сторонами

 

В корпоративном менеджменте в качестве основных участников корпоративных отношений рассматриваются владельцы корпорации (акционеры) и ее менеджеры. Ключевая роль данных категорий участников определяется тем, что первые осуществили безвозвратные инвестиции, предоставив компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала и приняв на себя наибольшие риски, а от деятельности последних зависит то, как данный капитал будет в конечном счете использован. Характер взаимоотношений между указанными группами определяется историческими особенностями формирования структуры акционерной собственности, размером пакетов акций, находящихся во владении тех или иных групп инвесторов и менеджмента, условиями и способами их приобретения, типом собственников и спецификой их интересов по отношению к компании и пр.

В последние два десятилетия во многих странах наметилась тенденция признания активными участниками корпоративных отношений иных заинтересованных групп: кредиторов, персонала компании, партнеров, органов власти различных эшелонов управления. Эти группы ожидают от компании непосредственного участия в реализации общественных интересов, а не только создания прибыльных производств. Степень реального участия указанных групп в процессе корпоративного управления во многом зависит от особенностей становления рыночных отношений, экономической политики государства, форм вовлеченности финансовых институтов в предпринимательские отношения, законодательных норм и т.д.

Акционеры получают доход от компании в виде дивидендов, а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно они заинтересованы в высоких прибылях компании и в высоком курсе ее акций. В месте с тем акционеры несут самые большие риски: отсутствие дохода, если компания не приносит прибыли; в случае банкротства компании получают компенсацию после удовлетворения требований всех остальных групп.

Владельцы склонны поддерживать решения, которые ведут к максимизации прибыли, но сопряжены с высоким риском. Они, как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди ряда компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода.

Акционеры имеют два пути воздействия на менеджмент компании. Первый – при проведении собрания акционеров через избрание совета директоров и одобрение либо неодобрение деятельности менеджмента компании. Второй – посредством продажи своих акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными действующему менеджменту.

Владельцы непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами.

Менеджеры, как правило, получают основную часть своего вознаграждения в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения не имеют существенного значения. Многочисленные попытки привязать вознаграждения менеджеров к дивидендам на акции компании или курсу акций не изменили данной пропорции.

Менеджеры, прежде всего, заинтересованы в прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия внешней среды. В процессе выработки и реализации стратегии компании, как правило, склонны к установлению долгосрочного баланса между риском и прибылью.

Менеджеры концентрируют свои основные усилия по месту работы. Зависят от акционеров, представленных советом директоров. Непосредственно контактируют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, органы власти и пр.) и вынуждены принимать во внимание их интересы.

Кроме того, менеджеры находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремятся увеличивать размеры компании, расширять ее благотворительную деятельность, повышая тем самым престижность своей работы в корпорации и свой личный статус).

Кредиторы получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Они заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата предоставленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но сопряженные с высокими рисками. Как и акционеры, кредиторы диверсифицируют свои вложения между различными компаниями.

Служащие компании, в первую очередь заинтересованы в ее устойчивости и сохранении своих рабочих мест, являющихся основным источником дохода. Непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют весьма ограниченные возможности влиять на него.

Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.) заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса. Непосредственно контактируют с менеджментом.

Органы власти соответствующих эшелонов управления заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы. Непосредственно взаимодействуют с менеджментом. Имеют возможность влиять на деятельность компании в основном через местные налоги.

Таким образом, различные группы участников корпоративных отношений имеют интересы, которые совпадают в одних сферах, но расходятся в других. Общность интересов заключается в том, что в штатной ситуации все участники корпоративных отношений заинтересованы в стабильном существовании и прибыльной деятельности компании. В то же время область несовпадения их интересов весьма значительна. Несовпадение интересов сторон проявляется и при оценке экономического состояния корпорации в целом и бизнес-единиц в частности, что обусловливает необходимость поиска решений базирующихся на тех или иных принципах компромисса.

В качестве первого принципа определения взаимоприемлемых решений в пособии предлагается принцип эффективного выбора.

Согласно данному принципу следует принимать во внимание любые эффективные бизнес-единицы, определенные с позиций каждой заинтересованной стороны, и на их основе формировать взаимоприемлемое решение.

Изложенный принцип вполне очевиден, поскольку изначально необходимо искать согласие на основании индивидуальных эффективных альтернатив, как наиболее предпочтительных.

Приведем примеры реализации принципа, полагая, что индивидуальные эффективные множества известны.

Пример 6.1. Необходимо определить взаимоприемлемые бизнес-единицы. Исследуемые альтернативы представлены на рис. 6.1 и 6.2.

Первая сторона оценивает состояние бизнес-единиц по степени платежеспособности по текущим обязательствам (КТПЛ) и коэффициенту текущей ликвидности (КТЛ). Вторая сторона использует коэффициент финансовой зависимости (КФЗ) и рентабельность продаж (КРП).

 
 


КТПЛ

S3

S9S4

S2 М1эф

S1

S5

S6 S7

S10 S8

       
   
 
 

 


КТЛ

 

Рис. 6.1 Эффективные бизнес-единицы



Просмотров 720

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!