Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте



 

Мл. шк. возраст – от 7 до 10л. Вед. деятельность – учение.

После того как ребенок поступил в школу, пере­стройка эмоционально-мотивационной сферы не огра­ничивается появлением новых мотивов и перестановка­ми в иерархической мотивационной системе. В конце дошкольного детства намечается осознание ребенком своих переживаний, которые образуют устойчивые эмо­ц.комплексы.

Благодаря обобщению переживаний к 7 годам появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, стано­вится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Она не является слепком с его внешней жиз­ни. Хотя внешние события, ситуации, отношения со­ставляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представ­ления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т. д. С др. стороны, внутренняя жизнь, жизнь пережива­ний, влияет на поведение и тем самым на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок.

Утрачивается детская непосредственность: реб. размышляет, прежде чем действовать, начинает скры­вать свои переживания и колебания, пытается не пока­зать другим, что ему плохо. Реб. внешне уже не та­кой, как внутренне, хотя на протяжении мл. шк. возраста еще будут в значительной мере со­храняться открытость, стремление выплеснуть все эмо­ции на детей и близких взрослых, сделать то, что силь­но хочется.

В этом возрасте самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями (Мухина).

Когда ребенок идет в школу, он приходит к осозна­нию своего места в мире общественных отношений.

Формируется способность к саморегуляции. В мл. шк. возрасте начинают формироваться, ус­ложняются и закрепляются такие качества, как произ­вольность и способность к саморегуляции, рефлексия. Происходит осознание своего личного отношения к миру. Изменяется содержание внутр. позиции де­тей. Оно в большей степени связывается с взаимоотно­шениями с др. людьми, прежде всего со сверстни­ками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. На эмоц. состояние ребенка все в большей степени на­чинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями (И. Г. Малкина-Пых).

Существенные изменения происходят в нормах, ко­торыми регулируются отношения школьников друг к другу. Если в начале мл. шк. возраста эти отношения регламентировались в основном нормами «взрослой» морали, т. е. успешностью в учебе, выполне­нием требований взрослых, то в 9-10 лет на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами настоящего товарища. При правильном развитии школьников две системы требований - к позиции ученика и позиции субъекта общения (товарища) - должны не противопоставлять­ся, а выступать в единстве.

В мл. классах самооценка школьника форми­руется учителем на основании рез-тов учебы. К окон­чанию нач. школы все привычные ситуации под­вергаются корректировке и переоценке др. детьми. При этом во внимание принимаются не учебные харак­теристики, а качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негатив­ных самооценок. Недовольство собой у детей этого воз­раста распространяется не только на общение с одно­классниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у мл. шк. потребность в общей положи­тельной оценке своей личности др. людьми, преж­де всего взрослыми.

Выразительные особенности лица и телесная экс­прессия имеют большое значение для самосознания ре­бенка к концу детства. К концу дошкольного возраста у ребенка уже достаточно развиты координация движе­ний, мимика и пантомимика. В мл. шк. возрасте обычно не наблюдается такого быстрого и оче­видного развития телесных движений и действий, как в предыдущие возрастные периоды.

Бол. значение приобретает двигательный кон­троль: мускульный тонус может заглушать не только проявления, но и ощущения эмоций. Образ «Я» - это и образ физ. данных, особенности телесной конституции. Образ тела - сложное образование, сопряженное с индивидуальными телесными особенностями, полом и ожиданиями, принятыми в культурных традициях. Очень важно, чтобы ребенок мог принимать себя как уникальное в физическом и психическом плане сущест­во, как представитель своего пола и как представитель своей культуры.

К поступлению в школу ребенок уже многого дос­тиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях, имеет навыки само­обладания, может подчинить себя обстоятельствам - т. е. имеет прочный фундамент для построения отноше­ния со взрослыми и сверстниками. Существенным дос­тижением в развитии личности является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». У ребенка достаточно развиты рефлексивные способности, которые он ис­пользует теперь для приобретения новых знаний и на­выков. Кроме этого, уч. деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, а также создает но­вые условия для личностного развития.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении общения - оно становится «школой соц. отношений». В мл. шк. возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений со сверстниками. На­чальная школа вторгает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где взаправду, в реальных отношениях, следует нау­читься отстаивать свои позиции, свое мнение, свое пра­во на автономность - свое право быть равноправным в отношениях с др. людьми (Мухина).

Ведущее значение в этот период приобретает уч. деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. Один из ее парадоксов заключается в след.: будучи общественной по своему смыслу, содержа­нию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее результаты основаны на индивиду­альном усвоении. В процессе учебы ребенок осваивает знания и умения, выработанные че­ловечеством.

Вторая особенность этой деятельности - приобрете­ние ребенком умения подчинять свое поведение массе обязательных для всех правил как общественно вырабо­танной системе. Подчинение правилам формирует у ре­бенка умение регулировать свое поведение и тем самым - более высокие формы произвольного управления им.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого су­щественно перестраивает другие познавательные про­цессы детей. Память в этом возрасте становится мысля­щей, а восприятие - думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в по­следующем успешно осваивать подлинно научные по­нятия и оперировать ими. Др. важным новообразо­ванием этого возраста является умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

Поступление в школу значительно расширяет круг соц. контактов ребенка, что неизбежно влияет на его «Я-концепцию». Школа способствует самостоя­тельности ребенка, его эмансипации от родителей, пре­доставляет ему широкие возможности для изучения ок­р. мира - как физического, так и социального.

 



Просмотров 966

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!