![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Мл. шк. возраст – от 7 до 10л. Вед. деятельность – учение. После того как ребенок поступил в школу, перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и перестановками в иерархической мотивационной системе. В конце дошкольного детства намечается осознание ребенком своих переживаний, которые образуют устойчивые эмоц.комплексы. Благодаря обобщению переживаний к 7 годам появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Она не является слепком с его внешней жизни. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т. д. С др. стороны, внутренняя жизнь, жизнь переживаний, влияет на поведение и тем самым на внешнюю канву событий, в которые активно включается ребенок. Утрачивается детская непосредственность: реб. размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показать другим, что ему плохо. Реб. внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении мл. шк. возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется. В этом возрасте самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями (Мухина). Когда ребенок идет в школу, он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Формируется способность к саморегуляции. В мл. шк. возрасте начинают формироваться, усложняются и закрепляются такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия. Происходит осознание своего личного отношения к миру. Изменяется содержание внутр. позиции детей. Оно в большей степени связывается с взаимоотношениями с др. людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. На эмоц. состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями (И. Г. Малкина-Пых). Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к другу. Если в начале мл. шк. возраста эти отношения регламентировались в основном нормами «взрослой» морали, т. е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то в 9-10 лет на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами настоящего товарища. При правильном развитии школьников две системы требований - к позиции ученика и позиции субъекта общения (товарища) - должны не противопоставляться, а выступать в единстве. В мл. классах самооценка школьника формируется учителем на основании рез-тов учебы. К окончанию нач. школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке др. детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у мл. шк. потребность в общей положительной оценке своей личности др. людьми, прежде всего взрослыми. Выразительные особенности лица и телесная экспрессия имеют большое значение для самосознания ребенка к концу детства. К концу дошкольного возраста у ребенка уже достаточно развиты координация движений, мимика и пантомимика. В мл. шк. возрасте обычно не наблюдается такого быстрого и очевидного развития телесных движений и действий, как в предыдущие возрастные периоды. Бол. значение приобретает двигательный контроль: мускульный тонус может заглушать не только проявления, но и ощущения эмоций. Образ «Я» - это и образ физ. данных, особенности телесной конституции. Образ тела - сложное образование, сопряженное с индивидуальными телесными особенностями, полом и ожиданиями, принятыми в культурных традициях. Очень важно, чтобы ребенок мог принимать себя как уникальное в физическом и психическом плане существо, как представитель своего пола и как представитель своей культуры. К поступлению в школу ребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях, имеет навыки самообладания, может подчинить себя обстоятельствам - т. е. имеет прочный фундамент для построения отношения со взрослыми и сверстниками. Существенным достижением в развитии личности является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». У ребенка достаточно развиты рефлексивные способности, которые он использует теперь для приобретения новых знаний и навыков. Кроме этого, уч. деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, а также создает новые условия для личностного развития. Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении общения - оно становится «школой соц. отношений». В мл. шк. возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений со сверстниками. Начальная школа вторгает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где взаправду, в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в отношениях с др. людьми (Мухина). Ведущее значение в этот период приобретает уч. деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. Один из ее парадоксов заключается в след.: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее результаты основаны на индивидуальном усвоении. В процессе учебы ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Вторая особенность этой деятельности - приобретение ребенком умения подчинять свое поведение массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым - более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Др. важным новообразованием этого возраста является умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им. Поступление в школу значительно расширяет круг соц. контактов ребенка, что неизбежно влияет на его «Я-концепцию». Школа способствует самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окр. мира - как физического, так и социального.
![]() |