![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вопрос 61. Виды и методы оценки психологической готовности к школе
ПГ к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта ПГ - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы уч. деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Личностная готовность предполагает зрелость мотивов уч. деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, коммуникативную зрелость, как сформированность средств, навыков и желания общаться, достаточный уровень эмоц. и волевого развития психики ребенка. Мотивационная готовность обнаруживает себя в том, что ребенок хочет учиться, он понимает и обосновывает важность и необходимость учения, ему интересно узнавать то, чему учат в школе. Эмоциональная готовность проявляется в разнообразии переживаний ребенка, в способности правильно реагировать на похвалу и порицание, в умении сдерживать, регулировать проявления своих чувств, в преобладании положительных эмоций. Симптомами волевой готовности являются: значительная произвольность поведения и психических процессов, то есть способность ребенка управлять ими и контролировать их, сформированность воли. Интеллектуальная готовностьсвязана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, а том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. В настоящее время существует большое количество программ, диагностирующих психологическую готовность ребенка к школе, которые можно разделить на три группы: 1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности; 2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью; 3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности. К 1 группе - Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Он направлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки. Его классический вариант состоит из трех заданий. Первое - рисование по памяти мужской фигуры; второе - срисовывание письменных букв; третье - срисовывание группы точек. Методика стандартизирована; результат выполнения каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший балл, 5 - низший балл). Итоговая оценка получается путем сложения оценок всех трех заданий. Развитие детей, получивших в итоге от 3 до 6 баллов, рассматривается как высокое, выше среднего; от 7 до 11 - как нормальное, среднее; от 12 до 15 - ниже нормы. Другой пример функционального подхода к диагностике школьной зрелости представляет программа X. Бройер и М. Войффен. Она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей. Эта программа состоит из двух методик: «Проверка способности к дифференциации» и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи». Первая из этих методик диагностирует развитие разных типов дифференциации (зрительной, фонематической, речедвигательной, мелодической и ритмической), являющихся предпосылками развития устной и письменной речи. Вторая методика позволяет оценить артикуляцию, словарный запас, речевую память и понимание речи. Программа диагностики речевого развития X. Бройер и М. Войффен ориентирована на выделение тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития. Недостатком этой программы, как и программы Керна-Йирасека, является ее односторонний характер. Среди методик, диагностирующих сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью, нужно отметить «Узор» Л. И. Цеханской, «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера. Все эти методики направлены на изучение сформированности у ребенка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия. Материалом методики «Узор» служат геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний из квадратов, средний из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки - в промежутке между ними. Перед ребенком ставится задача рисовать узор, следуя правилу: соединять треугольники и квадраты через кружки. При этом он должен слушать устные указания экспериментатора, определяющие, какие фигурки и в каком порядке следует соединять. Нормы к методике не указаны. Методика «Графический диктант» проводится так: ребенку выдают тетрадный лист в клетку, на котором с левой стороны ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали - 7 клеток). С этих точек начинается рисование узора под диктовку экспериментатора, который сообщает, на сколько клеточек и в каком направлении следует провести линию. Для этой методики определены показатели высокого, среднего, низкого уровней выполнения. В методике «Рисование по точкам» требуется воспроизводить фигуры-образцы, соединяя нанесенные на листе точки линиями, следуя заданному правилу (не проводить линию между двумя одинаковыми «точками»). «Точки» представляют собой крестики, кружочки и треугольники, а образцами служат неправильные треугольники, ромб, неправильная трапеция, квадрат и четырехлучевая звезда. Нормы по методике не приведены. Три вышеописанные методики очень популярны среди психологов, но они оценивают лишь один из аспектов деятельности - ее произвольность. Поэтому информация, получаемая с помощью этих методик, должна дополняться сведениями, полученными другими методиками. Группа психологов под руководством А. Л. Венгера подготовила диагностическую программу, в которую наряду с методиками «Графический диктант» и «Образец и правило (срисовывание точек)» вошли методики, диагностирующие вербальное и наглядно-образное мышление, речевое развитие, отношение к школе, информированность, развитие движений. Еще одна диагностическая программа разработана эстонским психологом П. Я. Кеэсом. Она состоит из 5 тестов, диагностирующих внимание, память, представления, наглядно-образное мышление. Задания всех субтестов выполнены в графической форме. Наиболее удачной в отношении практического использования представляется методика диагностики психологической готовности к школьному обучению Н. И. Гуткиной. Ее достоинства заключаются в том, что при своей компактности она позволяет оценить самые важные компоненты ПГ. Отбор вошедших в эту методику заданий теоретически обоснован, вследствие чего характеристика ПГ отличается разумной необходимостью и достаточностью. Эта диагностическая программа состоит из 4 частей, оценивающих мотивационно-потребностную, интеллектуальную, речевую и произвольную сферы развития детей. Для исследования аффективно-потребностной сферы применяются экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника» и методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов. Для диагностики интеллектуальной сферы применяется методика «Сапожки», позволяющая исследовать обучаемость детей, а также особенности и уровень развития обобщения. В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака - сапожек на ногах. Есть сапожки - картинка обозначается «1» (единицей), нет сапожек - «0» (нулем). Для оценки интеллектуального компонента психологической готовности используется и еще одна методика «Последовательность событий». В качестве экспериментального материала в ней используются 3 сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Эта методика диагностирует речевой компонент ПГ, так как составление рассказа по картинкам позволяет оценить, свободно ли ребенок владеет языком, есть ли у него повествовательная речь, каков его словарный запас. Речевое развитие характеризуется также уровнем фонематического слуха (умением на слух выделять в слове различные звуки). Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит и пишет слова, поэтому так важна диагностика фонематического слуха. С этой целью используется методика «Звуковые прятки». Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, для примера произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлагают поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Для диагностики произвольной сферы Н. И. Гуткина использует две методики - «Домик» и «Да и нет». Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которых составлены из элементов прописных букв. Задание выявляет умение ребенка скопировать образец, что зависит от развития произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Анализ допущенных ошибок в рисунке позволяет оценить вышеперечисленные психические характеристики. Методика «Да и нет» применяется для исследования умения действовать по правилу и является модификацией известной детской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ребенку задаются вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет», но произнесение этих слов считается ошибкой. Методика Н. И. Гуткиной проверена на валидность и имеет хорошие прогностические показатели. Некоторое неудобство этой методики определяется отсутствием для многих заданий количественных показателей и нормативных границ. На основе этой методики Н. И. Гуткина разработала систему коррекционно - развивающих игр, позволяющую сформировать ПГ детей к школе.
![]() |