Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 61. Виды и методы оценки психологической готовности к школе



 

ПГ к школе - сложное образо­вание, предполагающее достаточно высокий уровень разви­тия мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы про­извольности. Обычно выделяют два аспекта ПГ - личностную (мотивационную) и интел­лектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы уч. деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, без­болезненного вхождения в новую систему отношений.

Личностная готовность предполагает зрелость мотивов уч. деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, коммуникативную зрелость, как сформированность средств, навыков и желания общаться, достаточный уровень эмоц. и волевого развития психики ребенка.

Мотивационная готовность обнаруживает себя в том, что ребенок хочет учиться, он понимает и обосновывает важность и необходимость учения, ему интересно узнавать то, чему учат в школе.

Эмоциональная готовность проявляется в разнообразии переживаний ребенка, в способности правильно реагировать на похвалу и порицание, в умении сдерживать, регулировать проявления своих чувств, в преобладании положительных эмоций. Симптомами волевой готовности являются: значительная произвольность поведения и психических процессов, то есть способность ребенка управлять ими и контролировать их, сформированность воли.

Интеллектуальная готовностьсвязана с развитием мыслительных процессов - способ­ностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причин­но-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, а том числе образных и пространственных, соответствующее ре­чевое развитие, познавательная активность.

В настоящее время существует большое количество программ, диагностирующих психологическую готовность ребенка к школе, которые можно разделить на три группы: 1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности; 2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью; 3) смешанные про­граммы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

К 1 группе - Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Он направлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координа­ции, уровня развития тонкой моторики руки. Его классический вариант состоит из трех заданий. Первое - рисование по памяти мужской фигуры; второе - срисовывание письменных букв; третье - срисовывание группы точек. Методика стандартизирова­на; результат выполнения каждого задания оценивается по пяти­балльной системе (1 - высший балл, 5 - низший балл). Итоговая оценка получается путем сложения оценок всех трех заданий. Раз­витие детей, получивших в итоге от 3 до 6 баллов, рассматривается как высокое, выше среднего; от 7 до 11 - как нормальное, среднее; от 12 до 15 - ниже нормы.

Другой пример функционального подхода к диагностике школь­ной зрелости представляет программа X. Бройер и М. Войффен. Она целиком сконцентрирована на оценке речевого разви­тия детей. Эта программа состоит из двух методик: «Проверка спо­собности к дифференциации» и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи». Первая из этих методик диагностирует раз­витие разных типов дифференциации (зрительной, фонематиче­ской, речедвигательной, мелодической и ритмической), являю­щихся предпосылками развития устной и письменной речи. Вто­рая методика позволяет оценить артикуляцию, словарный запас, речевую память и понимание речи. Программа диагностики речевого развития X. Бройер и М. Войффен ориентирована на выделение тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития. Недостатком этой программы, как и программы Керна-Йирасека, является ее односторонний характер. Среди методик, диагностирующих сформированность предпосы­лок овладения учебной деятельностью, нужно отметить «Узор» Л. И. Цеханской, «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера. Все эти методи­ки направлены на изучение сформированности у ребенка умения сознательно подчинять свои действия правилам, определяющим способ действия. Материалом методики «Узор» служат геометрические фигурки, расположенные в три ряда. Верхний ряд состоит из треугольников, нижний из квадратов, средний из кружков. Квадраты находятся точно под треугольниками, кружки - в промежутке между ними. Перед ребенком ставится задача рисовать узор, следуя правилу: соединять треугольники и квадраты через кружки. При этом он должен слушать устные указания экспериментатора, определяющие, какие фигурки и в каком порядке следует соединять. Нормы к методике не указаны. Методика «Графический диктант» проводится так: ребенку вы­дают тетрадный лист в клетку, на котором с левой стороны ставят­ся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертика­ли - 7 клеток). С этих точек начинается рисование узора под дик­товку экспериментатора, который сообщает, на сколько клеточек и в каком направлении следует провести линию. Для этой методи­ки определены показатели высокого, среднего, низкого уровней выполнения. В методике «Рисование по точкам» требуется воспро­изводить фигуры-образцы, соединяя нанесенные на листе точки линиями, следуя заданному правилу (не проводить линию между двумя одинаковыми «точками»). «Точки» представляют собой крестики, кружочки и треугольники, а образцами служат неправи­льные треугольники, ромб, неправильная трапеция, квадрат и четырехлучевая звезда. Нормы по методике не приведены.

Три вышеописанные методики очень популярны среди психо­логов, но они оценивают лишь один из аспектов деятельности - ее произвольность. Поэтому информация, получаемая с помощью этих методик, должна дополняться сведениями, полученными другими методиками. Группа психологов под руководством А. Л. Венгера подготовила диагностическую программу, в которую наряду с методиками «Графический диктант» и «Образец и правило (срисовы­вание точек)» вошли методики, диагностирующие вербальное и на­глядно-образное мышление, речевое развитие, отношение к школе, информированность, развитие движений. Еще одна диагностическая программа разработана эстонским психологом П. Я. Кеэсом. Она состоит из 5 тестов, диагностирующих внимание, память, пред­ставления, наглядно-образное мышление. Задания всех субтестов выполнены в графической форме.

Наиболее удачной в отношении практического использования представляется методика диагностики психологической готовно­сти к школьному обучению Н. И. Гуткиной. Ее достоинства заключа­ются в том, что при своей компактности она позволяет оценить са­мые важные компоненты ПГ. Отбор во­шедших в эту методику заданий теоретически обоснован, вследст­вие чего характеристика ПГ отличается разумной необходимостью и достаточностью. Эта диагностическая программа состоит из 4 частей, оценива­ющих мотивационно-потребностную, интеллектуальную, рече­вую и произвольную сферы развития детей.

Для исследования аффективно-потребностной сферы приме­няются экспериментальная беседа по выявлению «внутренней по­зиции школьника» и методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов. Для диагностики интеллектуальной сферы применяется методи­ка «Сапожки», позволяющая исследовать обучаемость детей, а также особенности и уровень развития обобщения. В качестве эк­спериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака - сапожек на ногах. Есть сапожки - картинка обозначается «1» (едини­цей), нет сапожек - «0» (нулем). Для оценки интеллектуального компонента психологической го­товности используется и еще одна методика «Последовательность событий». В качестве экспериментального материала в ней испо­льзуются 3 сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сю­жет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Эта методика диагностирует речевой компонент ПГ, так как составление рассказа по картинкам позволяет оценить, свободно ли ребенок владеет языком, есть ли у него пове­ствовательная речь, каков его словарный запас.

Речевое развитие характеризуется также уровнем фонематиче­ского слуха (умением на слух выделять в слове различные звуки). Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит и пишет слова, поэтому так важна диагностика фоне­матического слуха. С этой целью используется методика «Звуко­вые прятки». Экспериментатор рассказывает ребенку, что все сло­ва состоят из звуков, которые мы произносим, для примера произ­носит несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлага­ют поиграть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове. Предла­гается поочередно искать звуки «о», «а», «ш», «с». Для диагностики произвольной сферы Н. И. Гуткина использует две методики - «Домик» и «Да и нет». Методика «Домик» представ­ляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей до­мик, отдельные детали которых составлены из элементов пропис­ных букв. Задание выявляет умение ребенка скопировать образец, что зависит от развития произвольного внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Анализ допущенных оши­бок в рисунке позволяет оценить вышеперечисленные психиче­ские характеристики. Методика «Да и нет» применяется для исследования умения действовать по правилу и является модификацией известной дет­ской игры «Да и нет не говорите, черного с белым не носите». По ходу игры ребенку задаются вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет», но произнесение этих слов считается ошибкой. Методика Н. И. Гуткиной проверена на валидность и имеет хо­рошие прогностические показатели. Некоторое неудобство этой методики определяется отсутствием для многих заданий количественных показателей и нормативных границ. На основе этой ме­тодики Н. И. Гуткина разработала систему коррекционно - развивающих игр, позволяющую сформировать ПГ детей к школе.

 

 



Просмотров 1643

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!