Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 56. Предпосылки, условия и движущие силы психические развития



 

Общепризнанной теорией пс. развития в отеч. возрастной психологии и в пед. практике выступило культурно-историческое учение Л.С. Выготского о природе психики человека и ее развитии. Исходный пункт составляет идея о соотношении реальной и идеальной форм. В онтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующая с реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет на становление начальных форм психики ребенка.

Идеальная форма, по Л.С. Выготскому, как форма культурного поведения есть продукт исторического развития человечества; во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились сформировавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств.

Природные предпосылки - строение организма, его функции, его созревание - необходимы для пс. развития; без них разви­тие происходить не может, но они не определяют того, какие именно пс. качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых реб. усваивает обще­ственный опыт.

Условие. Реальные формы — это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу развития пс. свойств. Начальные («натуральные») пс. функции преобразуются в ходе развития в высшие («культурные») пс. функции. Высшие пс. функции (ВПФ) — мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, воля, чувства и т.п. — являются новообразованиями онтогенетического развития, но они уже содержатся в культуре в форме образцов мысли, ценностей и норм социальных отношений, способов деятельности и т.п.

Принципиальная новизна идеи Л.С. Выготского об идеальной форме заключается в том, что в его понимании соц. среда, культура — это не условие или один из факторов развития, а источник психического развития. Превращение натуральных форм поведения в культурные формы не происходит естественным, эволюци­онным путем органического созревания: становление собственно чел-их форм поведения возможно только лишь в условиях взаимодействия индивида с идеальными формами в конкретных общественно исторических условиях его жизни.

Пс. развитие в культурно-исторической традиции — это многообразие форм знаково-символического опосредствования, «окультуривания натуры». Именно через знак происходит кардинальное преобразование натуральных (реальных, наличных) пс. форм в высшие (идеальные, культурные) формы. Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения. Механизмом преобразования культуры в мир личности, становления у ребенка культурных форм поведения для Выготского выступил механизм интериоризации — превращения внешнего во внутреннее. Социальная среда, культурный опыт человечества в развитии ребенка выступают в качестве источника пс. развития.

Движущие силы пс. развития – это противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физ. способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности. Между новыми формами деятельности несформированными умениями и навыками.

Противоречие всегда решается формированием более глубокого уровня пс.развития. Удовлетворенная потребность рождает новую, неудовлетворенная тормозит развитие, не порождает новых потребностей, не мотивирует более сложную деятельность.

Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания ВПФ.

Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослыми, создающими ему зону ближайшего развития. Взрослый является промежуточным звеном между ребенком и обществом. Согласно Выготскому, движущую силу пс. развития составляет обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Он писал, что «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными».

Движущая сила по Леонтьеву. Новым шагом в развитии учения о закономерностях пс. развития выступило введение А.Н.Леонтьевым в детскую психологию категории деятельности. В работах Выготского обучение выступало преимущественно в форме общения, прежде всего речевого, взрослого и ребенка. Леонтьев показал, что за развитием сознания, поведения, личности ребенка лежит не общение языкового типа, а предметная деятельность.

Суть движущих сил пс. развития представлена в возрастной периодизации Эльконина Д.Б.В основе периодизации лежит закономерная смена двух типов ведущей деятельности. 1 тип – деятельность, внутри которой происходит ориентация и освоение задач, мотивов и норм отношения между людьми. 2 тип – деятельность, внутри которой происходит усвоение общественно выработанных способов действия с предметами те или иные стороны. Эти типы деятельности меняют друг друга.

1. Младенческий возраст (0-1 год). Вед.деят-ть – эмоциональное общение, новообразование – формирование потребности в общении;

2. Раннее детство (1-3). ВД – предметно-манипулятивная, Н- развитие речи и наглядно-действенного мышления;

3. Дошкольный возр. (3-7).ВД - ролевая игра, Н- стремление к общественной значимости;

4. Младший школьный возраст (7-11). ВД- учение, Н- произвольность пс.явлений;

5. Подростковый возраст (11-15). ВД- общение со сверстниками, Н- формирование самооценки, стремление к взрослости;

6. Старший школьный возраст (15-17). ВД - учебно-профессиональная, Н- мировозрение, профессиональные интересы.

 

Теория наследственности – движущей силой яв-ся биологическое созревание, т.е. наследств. фактор, а среда не имеет значения (биогенетические теории, Фрейд, Пиаже).

Биогенетическая теория – личность яв-ся биологически обусловлена индивидом и ёё развитие в целом определяется наследственностью (Холл – теория рекапитуляции, согласно которой в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит).

Социогенетическая теория – человека рассматривается как продукт социума, как субъект в его социальных взаимоотношениях, развитие личности в целом обусловлено соц. средой. Общество предоставляет человеку с момента его рождения набор соц. ролей, которые он и осваивает в течение жизни. В рамках данной концепции утверждается, что пс. развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего, развития его духовной жизни, культуры

Теория среды – движущая сила – это только обучение и воспитание. Наследственным факторам не придается никакого значения, источник развития лежит вовне (ассоционизм – бихевиоризм).

Теория конвергенции двух факторов – влияние на процесс пс. развития и среды и наследственности (Штерн, Фрейд, адаптационные теории – человек адаптируется с наследственностью к среде, Эриксон, Пиаже).

Теория Штерна – о конвергенции двух факторов, согласно ей и наследственность и среда играют одинаковую роль, параллельно воздействуя на развитие личности.

Теория противоборства двух факторов(З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг) - идея конфликта между биологическим и социальным. Два принципа душевной жизни: принцип стремление к удовольствию и принцип реальности (конкретно противоборство проявляется в конфликте между культурой, обществом и влечениями личности с внешней стороны и конфликт между Сверх-Я и Оно с внутренней стороны). В итоге адаптация индивида.

Двухфакторные концепции – заставляют сделать вывод, что существуют два изолированных мира – мир соц. норм, присущий некой типичной личности в данной культуре, и психофизиологический мир индивида, от индивидуальных естественных особенностей которого зависит в незначительной степени адаптация к этим соц. нормам (теории З.Фрейда, Ж.Пиаже).

 

Зарубежная Y (Ст. Холл, К. Бюллер, Э. Торндайк, В. Штерн, , З. Фрейд, Ж. Пиаже, А. Бандура, Э. Эриксон):

Рассматривали ход детского развития как социализацию: от индивидуального к социальному (приспособление к среде, пассивный аспект);

Основное условие развития – наследственность (и среда, но примат наследственности);

Источники развития – внутри индивида, в его природе;

Форма развития – приспособление;

Специфика развития – рекапитуляция;

Движущие силы развития – преформизм или конвергенция двух факторов

 

Отечественная Y (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов):

Рассматривали ход детского развития от социального к индивидуальному (закон формирования ВПФ: присвоение опыта, от интерпсихического к интрапсихическому);

Условия развития – морфофизиологические особенности мозга и общение;

Источники развития – вне индивида: среда;

Формы развития – присвоение (активный момент);

Специфика развития – развитие подчиняется действию общественно исторических, а не биологических законов;

Движущие силыразвития – обучение и деятельность.

Вопрос 57. Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации

Процесс социализациипредставляет собой совокупность всех соц. процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом соц. опыта путем вхождения в соц. среду, систему соц. связей; с др. стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы соц. связей за счет его активной деятельности, активного включения в соц. среду. Человек не просто усваивает соц. опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

Социализация по своему содержаниюесть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется это становление личности: - деятельность; - общение; - самосознание.

Общей характеристикой всех этих 3 сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

1.Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса С индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов..

При этом происходят 3 чрезвычайно важных процесса.

1- это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее разл. видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности.

2 - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3 - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

2. Общение - рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с др. людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому (умение ориентироваться на партнера).

3.Развитие самосознании личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных соц. влияний.

Механизмы социализации. Существует 3 основных системы С человека:

1- система так называемой целенаправленной социализации. Ее создает общество. Это ясли, детский сад, школа, институт. Все это подчинено одной цели: приблизить человека к некоему идеалу, к «норме личности», которой обладает любое общество.

2- система так называемой стихийной социализации. Сюда относят: детские и подростковые компании, влияние различных предрассудков, обычаев и традиций.

3 - связана с самовоспитанием человека, которая вступает в действие позже других — для нее нужна определенная развитость личности. Где-то между этими системами находится семья. Она может способствовать как целенаправленной социализации, так и стихийной — зависит от самой семьи.

Все три системы переплетены в жизни, все оказывают свое влияние на человека. В идеале они должны взаимодополнять друг друга, ведя к единому целому — появлению самостоятельной личности, способной соизмерять себя с другими людьми, с обществом.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает соц. опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).

В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

4. Трудовая стадия С охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда чел. не только усваивает соц.опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия С рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство соц. опыта, в процесс передачи его новым поколениям.



Просмотров 3862

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!