Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента



 

Т- характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний (динамическая характеристика психической деятельности)

Выделяют 3 сферы проявления Т: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окр. Средой: физической и социальной. По этому параметру чел. может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным (по Гиппенрейтер). Общая активность - это способы и тенденции личности к самовыражению, это эффективность освоения, преобразования действительности (по Небылицину). Проявление Т в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Эмоциональность характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения своеобразных чувств, аффектов и настроений. Осн. хар-ки эмоциональности: впечатлительность - аффективная восприимчивость субъекта; импульсивность - быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнять их; эмоциональная лабильность - скорость, с которой прекращается данное эмоц. состояние или происходит смена одного переживания другим.

Первые типологии Т

К 1 группе относятся гуморальные теории, связывающие проявление Т со свойствами тех или иных жидкостей организма. Так, Лесгафт считал, что в основе проявлений Т лежат свойства системы кровообращения, все зависит от скорости кровотока, скорости обмена веществ, в свою очередь эти характеристики могут зависеть от состояния проводящей системы, например, размеров сосудов, толщины стен сосудов, а Гиппократ считал, что уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между 4 жидкостями, циркулирующими в человеческом организме - кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о 4-х типах Т по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организма и дало название основным типам Т.

Ко 2 группе теорий относятся морфологические теории. Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения (астеник, атлетик и пикник) и делает попытку определить Т именно через эти типы морфологических конституций. Так, астенику соответствует шизоидный темперамент, согласно Кречмеру, пикнику свойственен циклоидный темперамент. Шелдон выделяет 3 осн. типа соматической конституции: эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Соответственно этим типам он выделил 3 типа Т: висцеротонический (расслабленность, медлительность, чувственные устремления, добродушие), соматотонический (активность, энергичность, любовь к риску, агрессивность) и церебротонический (необщительный, повышенная реактивность, склонность к одиночеству). Причем каждое из этих качеств имело шкальную оценку, степень выраженности этих качеств описывалась в форме индекса (от 1 до 9). Осн. минус в том, что предполагалась фатальная соматическая обусловленность психич. черт, жесткая зависимость между соматическим и психическим.

К 3 группе относится учение Павлова о типологических свойствах НС человека и животных. Он выделил 3 осн. свойства НС в качестве основы темперамента: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил 4, по его данным, основные, типичные комбинации в виде 4-х типов ВНД. Их проявление в поведении Павлов поставил в прямую зависимость с античной классификацией темпераментов.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип рассматривался им как Т сангвиника;

сильный, уравновешенный, инертный - Т флегматика;

сильный, неуравновешенный — Т холерика; слабый - Т.

Но в дальнейшем Павлов отказался от того, чтобы рассматривать типы НС как физиологическую базу Т, понимаемых как «картины поведения». Более того, он изменил значение слова Т, введя понятия «генотип» и «фенотип». Генотип он определил как прирожденный тип НС, а фенотип - как склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Павлов также признавал, что различные комбинации свойств НС могут дать гораздо больше, чем 4 типологии Т (Теплов, Небылицын, Русалов и др.).

В 50-е годы под руководством сначала Теплова, а затем Небылицына, типология Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств НС у человека, экспериментально выделены и описаны еще 2 свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных и тормозных условных рефлексов.

Таким образом, в настоящее время говорить о типологиях темперамента не приходится, мы можем говорить о свойствах НС, причем не об общих свойствах НС, а о частных свойствах НС, имея в виду свойства отдельных анализаторных систем. Мы в данный момент можем говорить также не об общих типах НС, а о парциональных типах, имея ввиду различные подкрепления. Далее возник вопрос о том, что свойства НС должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур. Последние данные показывают, что фундаментальную роль в активации поведения и в его эмоциональной регуляции подкорковых структур - ретикулярной формации, лимбических образований, лобных долей и т.д.

Теплов различал особенности НС и их поведенческие проявления. «Свойства НС не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие». Каждое из свойств НС, выделенных Павловым, рассматривалось им как набор частных свойств или «синдром» («синдром силы», «синдром подвижности»...). Механизмом выделения синдрома, по Теплову, служит факторный анализ, он разработал этот метод, позволяющий зафиксировать имеющуюся картину, но не отвечающий на вопрос «почему»? «Синдром» - это набор реакций, которые объективно связаны между собой.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах НС и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более их магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах Павлова о Т. Прежде всего подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств НС, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление типологии.

В наст. время сложилась 12-мерная классификация свойств НС человека. В нее входят 8 первичных свойств и 4 вторичных. Данные свойства могут относиться ко всей НС и к отдельным анализаторам. Русалов развил дальше идеи школы Теплова-Небылицына и предложил трехуровневую классификацию свойств НС. Она включает:

- общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг человека и характеризующие динамику его работы в целом.

- комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы отд. «блоков» мозга.

- простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с работой отдельных нейронов.

На основе проведенных исследований, касающихся связи свойств НС чел. с решением задач, Русалов пришел к выводу о том, что лишь формально-динамические характеристики психической активности человека детерминируются преимущественно биологическими факторами. Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип НС, проявления которого, т.е. особенности Т, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

Свойства Т: Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции чел и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия.

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деят-ть чел: от случайных внешн или внутр обстоятельств (настроения, случайного события) или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и костно его поведение (ригидность). Тип реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов: темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Экстраверсия – интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность чел – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоц. реакции и с какой скоростью oна возникает.

Плохихи хороших Тне существует. Задача воспитателя заключается не в том, что в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип Тна другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому Т положительных качеств, а с др. стороны – ликвидации или ослабления тех недостатков, кот уже начали проявляться в поведении ребенка. При любом Тможно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от Т. Поэтому Т – важное условие, с кот. надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.



Просмотров 1368

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!