![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вопрос 47. Методики изучения внимания
В - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных предметах при одновременном отвлечении от других. Экспериментальное изучение В базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение. 1. Для оценки концентрации и устойчивости В используются разные виды корректурной пробы (буквенная, цифровая и фигурная). Наиболее известная корректурная проба с использованием букв была предложена Б. Бурдоном. Испытуемому предлагается в бланке зачеркивать либо букву (или буквы), либо цифру (цифры), либо фигуру (фигуры). По сигналу экспериментатора испытуемый начинает выполнять задание и через 5 минут его заканчивает. По истечении каждых 30 секунд работы экспериментатор произносит: «Черта!», а испытуемый должен вертикальной чертой отделить просмотренные знаки от оставшихся непроверенными. Обработка результатов состоит в подсчете количества ошибок (пропущенных и неправильно вычеркнутых), допущенных в течение каждого 30-секундного интервала, а также количества обнаруженных знаков (за каждый 30-секундный интервал) и количество проработанных строк таблицы (за 2 минуты). Коэффициент точности выполнения рассчитывают по формуле Уиппла. Также подсчитываются коэффициент концентрации В и показатель темпа выполнения. Сопоставляя коэффициенты концентрации В и коэффициенты точности выполнения, характеризующие разные интервалы выполнения (каждые 30 секунд на протяжении всего опыта), можно оценить устойчивость В. Лучше всего это сделать с помощью графика, откладывая по оси абсцисс 30-секундные интервалы, а по оси ординат коэффициенты точности или концентрации В. 2. Еще одной известной методикой оценки устойчивости В служат таблицы Шульте. На этих таблицах, разделенных на (5x5) клеток, в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Испытуемый должен отыскивать и показывать числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Инструкция испытуемому: «Я буду показывать вам таблицы с числами, разбросанными в случайном порядке. Вам следует с помощью указки показывать мне числа в порядке возрастания от 1 до 25. Работайте как можно быстрее». В этом эксперименте основным показателем, фиксируемым экспериментатором, является время выполнения каждой таблицы. По результатам исследования строится кривая устойчивости В. Для этого по оси абсцисс откладываются порядковые номера таблиц (1, 2, 3 и т.д.), а по оси ординат - время выполнения каждой таблицы. 3. Для оценки переключаемости В используются таблицы Шульте, модифицированные Ф.Д. Горбовым. В таблице Горбова (7x7) квадратов, в которых расположены в случайном порядке черные от (1 до 25) и красные (от 1 до 24) числа. Испытуемый на первом этапе отыскивает черные числа в возрастающем порядке, на втором этапе - красные числа в убывающем порядке. На третьем этапе он должен выполнять обе процедуры поочередно. Инструкция к третьему этапу: «В таблице 25 черных и 24 красных числа. Каждое число имеет свой буквенный символ. Необходимо одновременно вести счет красных и черных чисел, попеременно записывая в протоколе символы сначала черного цвета, затем красного, затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные числа нужно считать в возрастающей последовательности, а красные - в убывающей». Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе. Обработка результатов заключается в том, что время выполнения задания третьего этапа делят пополам, - это будет время выполнения заданий по нахождению черных и красных чисел раздельно. Затем проводится сравнение времени выполнения заданий первого и второго этапов со временем выполнения раздельных заданий на третьем этапе. Вычисляется скорость выбора стимула на каждом из трех этапов. Для этого время работы на каждом этапе делят на число стимулов. Показателем переключения В будет отношение скорости выбора стимула на третьем этапе к средней скорости выбора стимула на первых двух этапах. 4. Описанные методики (с таблицами Шульте и их модификациями) можно использовать для работы с детьми, начиная со второго класса. Для детей дошкольного возраста и учащихся первого класса можно использовать иную методику, диагностирующую концентрацию и устойчивость В (Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова). Стимульный материал состоит из бланка, на котором изображены перепутанные линии, концы которых обозначены цифрами. Ребенку предлагают проследить каждую линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Выполнять задание следует, прослеживая линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом. Экспериментатор фиксирует время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой линии и на все задание в целом, а также остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания. 5. Для исследования распределения В у детей школьного возраста (умеющих считать) можно использовать методику Т.Е. Рыбакова. Стимульный материал состоит из бланка, на котором изображены 6 строчек, с изображениями кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, расположенных в случайном порядке). Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков. Учитывается, сколько времени требуется испытуемому на выполнение всего задания, а также все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволяет сделать заключение об уровне распределения В у испытуемого. 6. Лабиринт - исследования устойчивости В (Векслер). 7. Методика «Шифровка», для оценки переключения и распределения В ребенка. Работа заключается в том, чтобы в каждой из фигурок поставить тот знак, который задан вверху на образце.
![]() |