Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 47. Методики изучения внимания



В - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных предметах при одновременном отвлечении от других.

Экспериментальное изучение В базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.

1. Для оценки концентрации и устойчивости В используются разные виды корректурной пробы (буквенная, цифровая и фигурная). Наиболее известная корректурная проба с использованием букв была предложена Б. Бурдоном. Испытуемому предлагается в бланке зачерки­вать либо букву (или буквы), либо цифру (цифры), либо фигуру (фигуры). По сигналу экспериментатора испытуемый начинает выполнять задание и через 5 минут его заканчивает. По истечении каждых 30 секунд работы экспериментатор произносит: «Черта!», а испытуемый должен вертикальной чертой отделить просмотрен­ные знаки от оставшихся непроверенными. Обработка результа­тов состоит в подсчете количества ошибок (пропущенных и не­правильно вычеркнутых), допущенных в течение каждого 30-секундного интервала, а также количества обнаруженных знаков (за каждый 30-секундный интервал) и количество проработанных строк таблицы (за 2 минуты). Коэффициент точности выполнения рассчитывают по формуле Уиппла. Также подсчитываются коэффициент концентрации В и показатель темпа выполнения.

Сопоставляя коэффициенты концентрации В и коэф­фициенты точности выполнения, характеризующие разные ин­тервалы выполнения (каждые 30 секунд на протяжении всего опы­та), можно оценить устойчивость В. Лучше всего это сде­лать с помощью графика, откладывая по оси абсцисс 30-секундные интервалы, а по оси ординат коэффициенты точности или концентрации В.

2. Еще одной известной методикой оценки устойчивости В служат таблицы Шульте. На этих таблицах, разделенных на (5x5) клеток, в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Ис­пытуемый должен отыскивать и показывать числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Ин­струкция испытуемому: «Я буду показывать вам таблицы с числа­ми, разбросанными в случайном порядке. Вам следует с помощью указки показывать мне числа в порядке возрастания от 1 до 25. Ра­ботайте как можно быстрее».

В этом эксперименте основным показателем, фиксируемым экспериментатором, является время выполнения каждой табли­цы. По результатам исследования строится кривая устойчивости В. Для этого по оси абсцисс откладываются порядковые номера таблиц (1, 2, 3 и т.д.), а по оси ординат - время выполне­ния каждой таблицы.

3. Для оценки переключаемости В используются табли­цы Шульте, модифицированные Ф.Д. Горбовым. В таблице Горбова (7x7) квадратов, в которых расположены в случайном по­рядке черные от (1 до 25) и красные (от 1 до 24) числа. Испытуемый на первом этапе отыскивает черные числа в возрастающем поряд­ке, на втором этапе - красные числа в убывающем порядке. На третьем этапе он должен выполнять обе процедуры поочередно. Инструкция к третьему этапу: «В таблице 25 черных и 24 красных числа. Каждое число имеет свой буквенный символ. Необходимо одновременно вести счет красных и черных чисел, попеременно записывая в протоколе символы сначала черного цвета, затем красного, затем вновь черного, пока счет не будет закончен. При этом черные числа нужно считать в возрастающей последователь­ности, а красные - в убывающей».

Экспериментатор фиксирует время выполнения задания на каждом этапе. Обработка результа­тов заключается в том, что время выполнения задания третьего этапа делят пополам, - это будет время выполнения заданий по нахождению черных и красных чисел раздельно. Затем проводится сравнение времени выполнения заданий первого и второго этапов со временем выполнения раздельных заданий на третьем этапе. Вычисляется скорость выбора стимула на каждом из трех этапов. Для этого время работы на каждом этапе делят на число стимулов.

Показателем переключения В будет отношение ско­рости выбора стимула на третьем этапе к средней скорости выбора стимула на первых двух этапах.

4. Описанные методики (с таблицами Шульте и их модификаци­ями) можно использовать для работы с детьми, начиная со второго класса. Для детей дошкольного возраста и учащихся первого клас­са можно использовать иную методику, диагностирующую кон­центрацию и устойчивость В (Т.Г. Богданова, Т.В. Корни­лова). Стимульный материал состоит из бланка, на котором изображены перепутанные линии, концы которых обозначены цифрами. Ребенку предлагают проследить каждую линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Выполнять задание следует, прослеживая линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом. Экспериментатор фиксирует время, которое требу­ется испытуемому на прослеживание каждой линии и на все зада­ние в целом, а также остановки в деятельности испытуемого и пра­вильность выполнения задания.

5. Для исследования распределения В у детей школьного возраста (умеющих считать) можно использовать методику Т.Е. Рыбакова. Стимульный материал состоит из бланка, на котором изображены 6 строчек, с изображениями кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, расположенных в случайном порядке). Испытуемого просят считать вслух, не оста­навливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков. Учитывается, сколько времени требуется испытуемому на выпол­нение всего задания, а также все остановки испытуемого и те мо­менты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление ко­личества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволяет сделать заключение об уровне распределения В у испытуемого.

6. Лабиринт - исследования устойчивости В (Векслер).

7. Методика «Шифровка», для оценки переключения и распределения В ребенка. Работа заключается в том, чтобы в каждой из фигурок поставить тот знак, который задан вверху на образце.

 

 



Просмотров 812

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!