Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности



 

С — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие, которые, 1 имеют психологическую природу, 2 индивидуально варьируют. Подчеркивая связь С с успешным осуществлением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в С не попадают свойства темперамента и характера.

Наконец, само слово «готовность» еще раз ограничивает круг обсуждаемых индивидуально-психологических свойств, оставляя за пределами навыки, умения, знания.

Всякая С является С к чему-либо, к какой-то деятельности. С. должна включать в себя различные психические качества и свойства, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Таким образом, понятие «С» включает 3 признака:

1 .индивидуально-психологические особенности;

2лишь те из них, которые имеют отношение к успешности выполнения к-л деятельности;

З.такие особенности, которые могут объяснить быстроту и легкость приобретения этих знаний и навыков, т.е. по отношению к знаниям, умениям и навыкам С выступают как возможность и проявляются в харак-ке динамики форм-ния знаний, умений и навыков.

Виды С. С - это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Поэтому существует их различная классификация.

В соответствии с профессиональным критерием выделяется огромное множество разнообразных по содержанию С: математические, кулинарные, педагогические, врачебные и т.д. Согласно классификации Е.А.Климова, все эти С можно разделить на пять групп (знаковая система, техника, природа, худ образ, человека).

Как известно, существуют две стороны и формы социального бытия: предметная деятельность и общение. Данный критерий позволяет выделить два вида С:

- Предметные С - обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности (способности необходимые инженеру, зоотехнику, агроному и т.д.) Общими для всех подобных деятельностей представляется процесс манипулирования физическими реальностями - объектами.

- Социально-психологические С - необходимы для общения с людьми. Они принципиально отличаются от взаимодействия с объектами, прежде всего тем, что являются диалогическими по сущности и требуют отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности.

В зависимости от уровня обобщенности выделяются общие С - определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся например интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.д. Специальные С - определяют успехи в специфических видах деятельности и работают лишь в их пределах. К ним можно отнести музыку, математику, литературу, и др.

В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные - влияют на успешность овладения деятельностью, на умения усваивать знания, умения и навыки, т.е. на эффективность обучения. Творческие С - определяют создание предметов мат. и дух. культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека.

В зависимомсти от уровня развития С выделяют одаренность - совокупность С, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди др лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях. Талант - высокая степень С личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, это сочетание С, их совокупность (синтез). Гениальность - это высшая степень одаренности, это сочетание С, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в колич-ом, а сколько в кач-ом плане. Гений создает целую эпоху в своей деят (Моцарт в муз, Дарвин в биологии, Ньютон в физике).

С всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить след виды С: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные (воображение), мнемические. эмоционально-динамические, речевые, волевые.

С и задатки.Существуют некоторые природные предпосылки С - задатки. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития С. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной С, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а С формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности.

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие С в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая С поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим мат. С выступают в качестве задатка. Различия между людьми по задаткам не так велики, они заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата — в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Таким образом, природные различия между людьми именно в задатках, а не в С.

С и наследственность. Проявление С находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатывались людьми. Современные методы в истории развития С - формирующая среда, побуждающие задачи - возникновение интереса, тесно связаны с пробуждением С. Становление и развитие С, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент С - повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельности, необходимую для развития С.

Факты, свидетельствующие о врожденности С:

1. их раннее появление;

2. повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях);

3. корреляция С у монозигот, дизигот (уровень корреляции умственных Су монозигот – 0,8 – 0,9; у дизигот – 0,4 – 0,5)

4. использование метода искусственной селекции показало наличие генетической предрасположенности к успешному обучению (крысы учились проходить лабиринт, из них отбирали тех, кто успешнее всех выполнял задачу и тех, кто хуже всех бегал, их скрещивали в каждой их этих двух групп. Процедура повторялась на протяжении нескольких поколений. Шестое поколение «умных» крыс накопили все лучшее от предыдущих поколений, а «тупые» стали еще тупее).

Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях:

1. деятельность выдающихся педагогов;

2. факты массового развития некоторых специальных С в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных С;

3. экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции.

Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Перед Y очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования С. Однако по отношению не ко всем С мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития С роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация.

Еще один вопрос, связанный с развитием С – особенности мотивации. Так, показано: одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой С. Любая С осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. С начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. С и создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями.

С, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. С, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие С.

Развитие С совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет С одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития С более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Выделяют два уровня развития С - репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития С, обнаруживает высокую С овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития С человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.

Структура С. По выражению Крутецкого, структура С определяется конкретной деятельностью, поэтому мы может говорить о ведущих и вспомогательных С. В разных видах деятельности мы можем выделить и те, и др.

Рубинштейн выделяет общие и вспомогательные С. Специальные С, по Рубинштейну, определяются специальными видами деятельности. Внутри тех или и иных специальных С проявляются общие, т.е. те, которые являются общими для разных видов деятельности.

Леонтьев выделяет два ряда С:

1 С природные (естественные) в своей основе биологические. Они формируются на основе задатков в ходе развития деятельности. Их развитие идет по пути «вовлеченности» задатков в деятельность, их развития требует сама деятельности. Многие из природных С являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными С являются восприятие, память, мышление, С к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти С непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим С, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга;

2 специфические человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. Они являются прижизненным новообразованием. Они фиксированы в продуктах человеческой деятельности (материальных и идеальных), но человек должен ими овладеть, он не обладает к ним задатками, они могут видоизменяться.

Еще одна из проблем, рассматриваемых учеными в процессе изучения С – проблема компенсации С. Так, недостающая С может быть в достаточно широких пределах скомпенсирована другими.

При отсутствии необходимых задатков к развитию одних С их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной С вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой С. Недостающая С может быть в очень широких пределах компенсирована др., высокоразвитыми у данного человека».

К исследованию способностей, каждый в свое время, обраща­лись Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и др.

 

 



Просмотров 1090

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!