![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Вопрос 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности
С — индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие, которые, 1 имеют психологическую природу, 2 индивидуально варьируют. Подчеркивая связь С с успешным осуществлением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в С не попадают свойства темперамента и характера. Наконец, само слово «готовность» еще раз ограничивает круг обсуждаемых индивидуально-психологических свойств, оставляя за пределами навыки, умения, знания. Всякая С является С к чему-либо, к какой-то деятельности. С. должна включать в себя различные психические качества и свойства, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет. Таким образом, понятие «С» включает 3 признака: 1 .индивидуально-психологические особенности; 2лишь те из них, которые имеют отношение к успешности выполнения к-л деятельности; З.такие особенности, которые могут объяснить быстроту и легкость приобретения этих знаний и навыков, т.е. по отношению к знаниям, умениям и навыкам С выступают как возможность и проявляются в харак-ке динамики форм-ния знаний, умений и навыков. Виды С. С - это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Поэтому существует их различная классификация. В соответствии с профессиональным критерием выделяется огромное множество разнообразных по содержанию С: математические, кулинарные, педагогические, врачебные и т.д. Согласно классификации Е.А.Климова, все эти С можно разделить на пять групп (знаковая система, техника, природа, худ образ, человека). Как известно, существуют две стороны и формы социального бытия: предметная деятельность и общение. Данный критерий позволяет выделить два вида С: - Предметные С - обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности (способности необходимые инженеру, зоотехнику, агроному и т.д.) Общими для всех подобных деятельностей представляется процесс манипулирования физическими реальностями - объектами. - Социально-психологические С - необходимы для общения с людьми. Они принципиально отличаются от взаимодействия с объектами, прежде всего тем, что являются диалогическими по сущности и требуют отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности. В зависимости от уровня обобщенности выделяются общие С - определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся например интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.д. Специальные С - определяют успехи в специфических видах деятельности и работают лишь в их пределах. К ним можно отнести музыку, математику, литературу, и др. В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные - влияют на успешность овладения деятельностью, на умения усваивать знания, умения и навыки, т.е. на эффективность обучения. Творческие С - определяют создание предметов мат. и дух. культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. В зависимомсти от уровня развития С выделяют одаренность - совокупность С, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди др лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях. Талант - высокая степень С личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, это сочетание С, их совокупность (синтез). Гениальность - это высшая степень одаренности, это сочетание С, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в колич-ом, а сколько в кач-ом плане. Гений создает целую эпоху в своей деят (Моцарт в муз, Дарвин в биологии, Ньютон в физике). С всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить след виды С: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные (воображение), мнемические. эмоционально-динамические, речевые, волевые. С и задатки.Существуют некоторые природные предпосылки С - задатки. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития С. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной С, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а С формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности. У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие С в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая С поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим мат. С выступают в качестве задатка. Различия между людьми по задаткам не так велики, они заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата — в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Таким образом, природные различия между людьми именно в задатках, а не в С. С и наследственность. Проявление С находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатывались людьми. Современные методы в истории развития С - формирующая среда, побуждающие задачи - возникновение интереса, тесно связаны с пробуждением С. Становление и развитие С, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются. Неотъемлемый компонент С - повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельности, необходимую для развития С. Факты, свидетельствующие о врожденности С: 1. их раннее появление; 2. повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях); 3. корреляция С у монозигот, дизигот (уровень корреляции умственных Су монозигот – 0,8 – 0,9; у дизигот – 0,4 – 0,5) 4. использование метода искусственной селекции показало наличие генетической предрасположенности к успешному обучению (крысы учились проходить лабиринт, из них отбирали тех, кто успешнее всех выполнял задачу и тех, кто хуже всех бегал, их скрещивали в каждой их этих двух групп. Процедура повторялась на протяжении нескольких поколений. Шестое поколение «умных» крыс накопили все лучшее от предыдущих поколений, а «тупые» стали еще тупее). Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях: 1. деятельность выдающихся педагогов; 2. факты массового развития некоторых специальных С в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных С; 3. экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции. Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего. Перед Y очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования С. Однако по отношению не ко всем С мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития С роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация. Еще один вопрос, связанный с развитием С – особенности мотивации. Так, показано: одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой С. Любая С осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. С начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. С и создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями. С, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. С, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие С. Развитие С совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет С одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития С более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн). Выделяют два уровня развития С - репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития С, обнаруживает высокую С овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития С человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Структура С. По выражению Крутецкого, структура С определяется конкретной деятельностью, поэтому мы может говорить о ведущих и вспомогательных С. В разных видах деятельности мы можем выделить и те, и др. Рубинштейн выделяет общие и вспомогательные С. Специальные С, по Рубинштейну, определяются специальными видами деятельности. Внутри тех или и иных специальных С проявляются общие, т.е. те, которые являются общими для разных видов деятельности. Леонтьев выделяет два ряда С: 1 С природные (естественные) в своей основе биологические. Они формируются на основе задатков в ходе развития деятельности. Их развитие идет по пути «вовлеченности» задатков в деятельность, их развития требует сама деятельности. Многие из природных С являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными С являются восприятие, память, мышление, С к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти С непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим С, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга; 2 специфические человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. Они являются прижизненным новообразованием. Они фиксированы в продуктах человеческой деятельности (материальных и идеальных), но человек должен ими овладеть, он не обладает к ним задатками, они могут видоизменяться. Еще одна из проблем, рассматриваемых учеными в процессе изучения С – проблема компенсации С. Так, недостающая С может быть в достаточно широких пределах скомпенсирована другими. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних С их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной С вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой С. Недостающая С может быть в очень широких пределах компенсирована др., высокоразвитыми у данного человека». К исследованию способностей, каждый в свое время, обращались Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и др.
![]() |