![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Группапериодизации – в качестве критерия выделяются анатомические или физиологические признаки
2 группа периодизации – в качестве критерия – психический признак (например, мера самостоятельности ребенка – новообразование). Возраст- категория в психологии, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возраст в психологии - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень пс. развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому.Он рассматривал возраст как замкнутый цикл, имеющий свою структуру и динамику. Структура возраста включает в себя: 1 социальную ситуацию развития - та система отношений, в которой ребенок вступает в общество, она определяет, в какие области общественной жизни он входит. 2. ведущий тип деят-ти – деят-ть, в которой возникают и дифференцируются др. виды деятельности, перестраиваются основные пс. процессы и изменяется личность. З. центральные новообразования возраста - на каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. 4. возрастные кризисы - переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. Выготский считал, что при создании периодизации пс. развития, необходимо учитывать динамику перехода от одного возраста к другому, когда плавные «эволюционные» периоды сменяются «скачками». В литические периоды происходит накопление качеств, а в критические - его реализация. Общепринятой у нас в стране является концепция Эльконина, в основе которой - идея смены вед. типа деятельности. Эльконин интерпретировал ведущие деятельности, характерные для разных периодов: В период младенчества – это «непосредственно-эмоц. общение со взрослым на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия». В период раннего детства – «предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами». В дошкольном возрасте – «- сюжетно-ролевая игра в ее наиболее развернутой форме, в ней ребенок моделирует отношения между людьми. В младшем школьном возрасте - обучение, в ходе которого «происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка». В подростковом периоде - деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков. По Эльконину, кризисы 3-х и 11-ти лет - кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. А кризисы 1-го года и 7-ми лет -кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей. Д.И. Фельдштейн развил идеи Выготского и Эльконина и создал на их основе концепцию закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе. Он выделил 2 основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу: «я в обществе» и «я и общество». Становление позиции «я и общество» связано с актуализацией деятельности, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений, обеспечивающей осуществление процесса индивидуализации. Предметно-практическая сторона деятельности, в процессе которой происходит социализация ребенка, связана с утверждением позиции «я в обществе». Позиция «я в обществе» особо активно развертывается в периоды раннего детства (с 1 до 3 л), младшего шк. возраста (с 6 до 9 л) и старшего шк. возраста (с 15 до 17 л), когда актуализируется предметно-практическая сторона деятельности. Позиция «я и общество», корни которой уходят в ориентацию младенца на социальные контакты, наиболее активно формируется в дошкольном (с 3 до 6 л) и подростковом (с 10 до 15 л) возрастах, когда особенно интенсивно усваиваются нормы чел-их взаимоотношений. Выявление и раскрытие особенностей разных позиций ребенка по отношению к обществу позволили выделить 2 типа закономерно проявляющихся рубежей социального развития личности, обозначенных автором промежуточными и узловыми. Промежуточный рубеж развития - итог накопления элементов социализации -индивидуализации - относится к переходу ребенка из одного периода онтогенеза в другой (в 1год, 6 и 15 лет). Узловой поворотный рубеж представляет качественные сдвиги в социальном развитии, осуществляющемся через развитие личности, он связан с новым этапом онтогенеза ( в З года, 10 и 17 лет). 3. Фрейдв соответствии со своей сексуальной теорией психики все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной энергии. 1 оральная стадия (0 - 1 год) 2.анальная стадия (1-3 года) 3.фаллическая стадия (3-5 лет) 4.латентная стадия (5 - 12 лет) 5.генитальная стадия (12 -18 лет) Эриксон. Эпигенетическая концепция развития личности. Периодизация охватывает всю жизнь. Каждый этап представляет решение человеком главной и ведущей для данного этапа жизненной проблемы, сформулированной в виде дихотомии. Один из вариантов решения нормальный – в соответствии с общечеловеческими нормами; другой – непродуктивный, не соответствует объективной норме человеческого существования. Такой вариант создает предпосылки для психопатологического развития. Младенчество (до 1,5 лет) вера и надежда (базовое доверие к миру) против базового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильное свойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход); Раннее детство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости, стыда и сомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность на преодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремление быть рядом со взрослым или агрессивность); Дошкольный возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность (деструктивный вариант – беспомощность, пассивность); Школьный возраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа). Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации. Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или чрезмерная конкуренция); Подростковый возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые отношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него др. (в деструктивном – смешение идентичности, негативизм, застенчивость); Период ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения – друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих); Взрослость (25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труд и общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте – отвержение); Зрелость (от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения - человечество в целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще раз). Задача человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами.
![]() |