Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Группапериодизации – в качестве критерия выделяются анатомические или физиологические признаки



2 группа периодизации – в качестве критерия – психический признак (например, мера самостоятельности ребенка – новообразование).

Возраст- категория в психологии, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возраст в психологии - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень пс. развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.

Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому.Он рассматривал возраст как замкнутый цикл, имеющий свою структуру и динамику. Структура возраста включает в себя:

1 социальную ситуацию развития - та система отношений, в которой ребенок вступает в общество, она определяет, в какие области общественной жизни он входит.

2. ведущий тип деят-ти – деят-ть, в которой возникают и дифференцируются др. виды деятельности, перестраиваются основные пс. процессы и изменяется личность.

З. центральные новообразования возраста - на каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

4. возрастные кризисы - переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого.

Выготский считал, что при создании периодизации пс. развития, необходимо учитывать динамику перехода от одного возраста к другому, когда плавные «эволюционные» периоды сменяются «скачками». В литические периоды происходит накопление качеств, а в критические - его реализация.

Общепринятой у нас в стране является концепция Эльконина, в основе которой - идея смены вед. типа деятельности. Эльконин интерпретировал ведущие деятельности, характерные для разных периодов:

В период младенчества – это «непосредственно-эмоц. общение со взрослым на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсорно-манипулятивные действия».

В период раннего детства – «предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами».

В дошкольном возрасте – «- сюжетно-ролевая игра в ее наиболее развернутой форме, в ней ребенок моделирует отношения между людьми.

В младшем школьном возрасте - обучение, в ходе которого «происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка».

В подростковом периоде - деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков.

По Эльконину, кризисы 3-х и 11-ти лет - кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. А кризисы 1-го года и 7-ми лет -кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Д.И. Фельдштейн развил идеи Выготского и Эльконина и создал на их основе концепцию закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе.

Он выделил 2 основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу: «я в обществе» и «я и общество».

Становление позиции «я и общество» связано с актуализацией деятельности, направленной на усвоение норм человеческих взаимоотношений, обеспечивающей осуществление процесса индивидуализации. Предметно-практическая сторона деятельности, в процессе которой происходит социализация ребенка, связана с утверждением позиции «я в обществе».

Позиция «я в обществе» особо активно развертывается в периоды раннего детства (с 1 до 3 л), младшего шк. возраста (с 6 до 9 л) и старшего шк. возраста (с 15 до 17 л), когда актуализируется предметно-практическая сторона деятельности. Позиция «я и общество», корни которой уходят в ориентацию младенца на социальные контакты, наиболее активно формируется в дошкольном (с 3 до 6 л) и подростковом (с 10 до 15 л) возрастах, когда особенно интенсивно усваиваются нормы чел-их взаимоотношений.

Выявление и раскрытие особенностей разных позиций ребенка по отношению к обществу позволили выделить 2 типа закономерно проявляющихся рубежей социального развития личности, обозначенных автором промежуточными и узловыми. Промежуточный рубеж развития - итог накопления элементов социализации -индивидуализации - относится к переходу ребенка из одного периода онтогенеза в другой (в 1год, 6 и 15 лет). Узловой поворотный рубеж представляет качественные сдвиги в социальном развитии, осуществляющемся через развитие личности, он связан с новым этапом онтогенеза ( в З года, 10 и 17 лет).

3. Фрейдв соответствии со своей сексуальной теорией психики все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной энергии.

1 оральная стадия (0 - 1 год) 2.анальная стадия (1-3 года) 3.фаллическая стадия (3-5 лет) 4.латентная стадия (5 - 12 лет) 5.генитальная стадия (12 -18 лет)

Эриксон. Эпигенетическая концепция развития личности. Периодизация охватывает всю жизнь. Каждый этап представляет решение человеком главной и ведущей для данного этапа жизненной проблемы, сформулированной в виде дихотомии. Один из вариантов решения нормальный – в соответствии с общечеловеческими нормами; другой – непродуктивный, не соответствует объективной норме человеческого существования. Такой вариант создает предпосылки для психопатологического развития.

Младенчество (до 1,5 лет) вера и надежда (базовое доверие к миру) против базового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильное свойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход);

Раннее детство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости, стыда и сомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность на преодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремление быть рядом со взрослым или агрессивность);

Дошкольный возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность (деструктивный вариант – беспомощность, пассивность);

Школьный возраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа). Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации. Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или чрезмерная конкуренция);

Подростковый возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые отношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него др. (в деструктивном – смешение идентичности, негативизм, застенчивость);

Период ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения – друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих);

Взрослость (25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труд и общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте – отвержение);

Зрелость (от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения - человечество в целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще раз).

Задача человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами.

 



Просмотров 973

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!