Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос 54. Навыки, их виды и формирование



Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.

Навыки и умения могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические, а также:

- двигательные (складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебе);

- умственные (складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений и т.д.).

Значение умений и навыков велико: они облегчают физические и умственные усилия, вносят в деятельность человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Функциональные компоненты навыка:

1.Обученность, как чистая составляющая навыка (система реакции, координации и др.).

2.Адаптация к конкретным условиям.

В формировании навыка выделяются 3 основных этапа:

1. Аналитический – первоначальное знакомство с движением и овладение отдельными элементами действий.

2. Синтетический – объединение элементов в целостное действие.

3. Автоматизация – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снять напряжение.

Этапы формирования двигательных навыков:

1.Осмысление навыка. (Отчетливое понимание цели, но смутное понимание способов ее достижения, грубые ошибки при попытках выполнения действий.)

2.Сознательное, но неумелое выполнение (Несмотря на интенсивную концентрацию, произвольного внимания, множество лишних движений, отсутствие положительного переноса данного навыка).

3.Автоматизация навыка (все более качеств. выполнение действия при ослабевающем произвольном внимании или появление возможности его перераспределения; устранение лишних движений; появление положительного переноса навыка).

4.Высокоавтоматизированный навык (точное, экономичное, устойчивое выполнение действия, ставшее средством выполнения другого, более сложного действия).

5.Деавтоматизация навыка (необязательный этап) – ухудшение выполнения навыка, возрождение старых ошибок.

6.Вторичная автоматизация навыка – восстановление особенностей 4-го этапа.

Навык образуется в результате упр., т.е. целенаправленных и систематических повторений действий, причем по мере упражнения колич-ые изменения переходят в качественные.

Приобретенные навыки и умения влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос – выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка), так и отрицательным (интерференция – ослабление новых навыков под воздействием ранее выработанных, обусловленное их сходством).

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и др. качества автоматизированного действия.

Навык может быть сформирован через: - простой показ; - объяснение; - сочетание показа и объяснения.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыка, можно отнести: число упражнений, их темп и распределение во времени, а также знание результатов.

Причины, влияющие на продуктивность навыка: - объективные (конструкция оборудования, его состояние, условия работы); - субъективные: - физиологические (утомление, состояние здоровья); - психические (отношение к деятельности, уверенность в своих силах, настроение, динамика навыка).

Умения. Любое поведение в новых условиях основывается на переносе операций. Перенос опирается на сходство условий или вешей по признакам, существенных для целей. Сходства могут быть осознаваемы или неосознаваемы. Перенос можно рассматривать как умение, то есть использование имеющихся знаний и навыков для выбора и осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью. Умение предполагает экстериоризацию, то есть воплощение знаний в физических действиях. Ее исходный пункт - переработка инфо в сознании. Условия переноса - ориентировочно-исследовательская деятельность (определить). Следовательно, умение - это владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Эта система включает отбор знаний, связанных с задачей, выделение существенных для нее свойств, определение на этой основе системы преобразований, их осуществление, контроль и коррекция в соответствии с задачей.

Привычки –это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но не всегда бывают разумными и полезными. Пути формирования привычек: - через подражание; - в результате многократного повторения действий; - через сознательные целенаправленные усилия, например, путем положительного подкрепления желаемого поведения.



Просмотров 1768

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!